Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 17. Спелеолог и пещерная среда

Диагностика проводится в несколько этапов.

Первый этап – выявление и описание признаков, вызывающих затруднение в работе, т. е. выявление «симптомов заболевания, отклонение от нормы».

Необходимым условием проведения этого этапа является наличие положений и нормативов, служащих основой измерения экономических и социально-психологических характеристик деятельности системы.

 

Второй этап – измерение параметров и анализ полученных показателей.

 

Третий этап – выводы и заключения, позволяющие поставить окончательный диагноз и принять необходимые меры для исправления ситуации.

Диагностика проблем представляет собой сложную многошаговую задачу.

 

На первом этапе необходимо сформулировать проблему в общем виде, что даст возможность сократить число факторов, определяющих эту проблему.

Информация должна содержать сведения о состоянии рынка, о действиях конкурентов, государственных организаций, т. е. внешних факторов.

 

Следующим этапом диагностики является анализ текущего состояния организации, определяющегося такими показателями, как прибыль, сбыт, издержки, производительность; анализ социально-психологических признаков таких, как текучесть кадров, конфликтность в коллективе.

 

Для группирования факторов и описания их влияния на работу организации целесообразно использовать методы факторного анализа.

Диагностика является элементом не только стратегического, но и оперативного управления предприятием, для проведения оперативной коррекции управления деловой организации. Основные этапы реализации метода оперативной коррекции управления организации изображены на рисунке2.

_

Сколько не уговаривай спелеолога, что пещерный мир человеку чужд, он упорно лезет во все дыры, подсвечивая себе то ли огарком свечи, то ли сверхсовременным галогеновым фонарями и чувствует себя, чаще всего великолепно.

Пещерный мир несомненно контрастен по отношению к наземному, но именно в этом его ценность. Посещение пещеры не только обогащает новыми знаниями, но и делает человека морально и физически здоровее, если он сможет правильно определить свое место в подземном мире.

Конечно, опасности в подземном мире имеют место, но если исполнять ряд несложных мер безопасности, основанных на хорошем знании подземного мира, то путешествие по пещерам не опаснее перехода через улицу с интенсивным автомобильным движением (статистика утверждает именно так).

Основным отличием пещеры от любого сходного природного объекта со скальным рельефом является отсутствие естественного освещения (если не считать привходовых участков).

В реальных условиях категорийных спелеологических путешествий даже самые современные средства дают свет значительно уступающий дневному. Кроме того, контрастность освещенности и его точечный характер ухудшают видимость и затрудняют ориентировку в пространстве. В этих условиях резко понижается острота зрения, ухудшается глазомер, затрудняется оценка расстояния до объектов и характер их взаиморасположения, сужается поле зрения и цветовое зрение смещается в сторону серого цвета.

Плохо влияют на зрение спелеолога резкие переходы от света к темноте, попадание ярких лучей света в глаза, переохлаждение, расстройство функций вестибулярного аппарата, переутомление, физическое перенапряжение, недосыпание, нервно-психические переживания, прием алкоголя и курение, переполнение желудка и мочевого пузыря, болезненное состояние и слабость в результате травмы или заболевания, недостаток в пище витаминов А,С и группы В.

Как известно, человек обладает двумя типами зрения – дневным и ночным. Спелеолог в обязательном порядке должен знать характеристики своего ночного зрения, поскольку именно оно является основным при работе в пещере. При пониженном ночном зрении (куриная слепота) путешествия в пещере противопоказаны.

Спелеолог должен помнить, что чем лучше качество работы его источника света, тем безопасней и менее утомительны его путешествия по пещерам.

Несомненно, что важным фактором, определяющим пещеру, является ее морфология: характер вертикальных участков, наличие узостей, лабиринтность системы, микрорельеф.

ВЕРТИКАЛЬНЫЕ участки считаются самыми опасными элементами пещерного рельефа и это связано не только с возможностью сорваться с опоры и упасть с большой высоты, но и с обычной камнепадностью, а иногда и ледопадностью этих участков. Особенно сложен и опасен подъем по пещерным стенам. Опасность отвесов многократно усугубляется плохой физической и технической подготовкой спелеологов, их неправильными действиями, недостаточным или плохо подобранным снаряжением, усложнением климатических и гидрогеологических условий.

Условия и правила работы на вертикальных участках являются самым большим блоком тактических и технических знаний спелеолога.

Характеризуя вертикальные, горизонтальные и близкие к ним формы рельефа, можно пользоваться следующей достаточной для технических целей схемой. Рис 1

1. КАМИН – восходящая вертикальная или крутонаклонная линейная пустота в скале, в которой может поместиться и перемещаться свободным лазаньем спелеолог, используя при лазании противоположные стены.

2. ПРОБКА – обломок скалы, заклинившийся в колодце (камине), может после опробования быть использован для организации опоры, промежуточной точки крепления, промежуточной точки страховки, площадки страховки и т.п.

3.РЕБРО – вертикальный или наклонный, линейный выступающий фрагмент стены в ее верхней части.

4. КАРНИЗ – нависающий над стеной линейно вытянутый выступ породы. Различают горизонтальный и косой (пересекает скалу по диагонали).

5. БАЛКОН – отдельная горизонтальная площадка на стене (можно сидеть).

6. ПОЛКА – горизонтальная, косая наклонная или с обратным уклоном ступень на стене, по которой можно свободно передвигаться в необходимом направлении.

7. КОЛОДЕЦ – широкая восходящая или нисходящая линейная пустота в скале (глубина больше ширины), в которой спелеолог не может перемещаться без применения технических средств

8. ОСЫПЬ – скопление обломков горных пород у основания стен и на полках. Различают крупные (камни от 0,3 до 1,0м.) и мелкие (от 0,3 м до щебня).

Мы вполне понимаем, что разделение форм пещерного рельефа на вертикальные и горизонтальные несколько условно, но раз это принято, предлагаем отнести к горизонтальным следующие:

9. ГАЛЕРЕЯ – наклонная или горизонтальная, линейная достаточно широкая полость (свыше 3 м.), в которой могут свободно разойтись спелеологические группы.

10. ХОД – свободно проходимая наклонная или горизонтальная полость. Встречное движение затруднено или невозможно. Транспортировка пострадавшего затруднительна.

11. УЗОСТЬ – сужающаяся часть пещеры. Может быть линейная, зигзагообразная, винтовая, меандрирующая и т.п.

Различают:

- свободная узость – проходится на четвереньках или ползком, не снимая беседки и обвязки;

- ограниченно свободная – проходится «пресмыкаясь», страховочную систему приходится снимать;

- тяжелая – проходится на выдохе воздуха из легких, крупным спелеологам приходится снимать одежду;

- очень тяжелая – то же, что и ограниченно свободная, но с резким, часто многократным на коротком участке изменением направления движения зигзагом или винтом. Спасательные работы крайне затруднительны или невозможны.

12. ГРОТ – изометрическая полость (менее 10 м. и более 3м.), может быть использована для организации отдыха и оказания помощи пострадавшему

13. ЗАЛ – изометричная, большая (более 10м.) полость на пересечении нескольких ходов на дне колодца. Может быть использован для установки крупного базового лагеря.

14. ЗАВАЛ – скопление каменных обломков на дне колодца или в конце горизонтального хода.

Различают:

- проходимые завалы – в них с известными трудностями, но передвигаться возможно;

- перспективные завалы – есть зияющие расщелины с воздушной «тягой» или прямыми поглощением воды;

- непроходимые завалы – расщелины забиты щебнем и глиной, вода застаивается или медленно фильтруется, тяги нет.

Вертикальные и горизонтальные формы пещерного рельефа имеют свой определенный МИКРОРЕЛЬЕФ. Взаимодействие спелеолога и микрорельефа пещеры постоянно и определяет в большой степени комфортность пещеры постоянно и определяет в большой степени комфортность и безопасность его передвижения. О режущие элементы рельефа легко порезаться самому, разорвать комбез (или гидрокостюм) и повредить веревку. Хрупкие элементы могут обломиться под нагрузкой с последующим срывом спелеолога. Скользкие участки и наклонные плиты, покрытие мелким гравием, галькой или глиной – плохая опора, на которой можно поскользнуться. Вместе с тем, элементы микрорельефа служат опорой спелеологу при перемещении по пещере, для закрепления линейного снаряжения и т.п…

Не имея возможности характеризовать весь спектр форм, характеризующих микрорельеф, остановимся на тех, которые могут служить естественными опорами или основаниями для искусственных опор:

15. МИКРОЗАЦЕП – небольшая (до 10мм) неровность скальной поверхности, за которую можно удержаться скайхуком.

16. ЗАЦЕП – небольшая (от 10 до 20мм) неровность скалы, за которую можно удержаться первыми фалангами руки.

17. ТРЕЩИНА – тонкая, линейная полость в скале, которую можно использовать для забивания лепестковых крючьев и установки подвесных крючьев. Использовать, как зацеп, нельзя. Различают вертикальные, горизонтальные и косые.

18. РАСЩЕЛИНА – линейная полость в скале, в которую может поместиться конечность спелеолога. Узкая – это такая расщелина, в которой можно расклинить носок ботинка или кулак. В широкой расщелине можно сделать распор предплечьем или голенью. Различают вертикальные, горизонтальные и косые расщелины.

19. УСТУП – выемка в скале или ступенькообразная неровность. На уступе можно стоять, на уступ можно опереться рукой, но нельзя обхватить или захватить пальцами.

20. ВЫСТУП – отдельная, контрастно выступающая над поверхностью скалы ее часть, которую можно обхватить (захватить) пальцами или рукой, набросить на нее веревку для страховки или организации спуска и т.п. Может быть как эрозионного, так и натечного. Натечный выступ используется с особой осторожностью.

21. КОЛОННА – может быть эрозионного и натечного происхождения. Используется в свободном лазанье для закрепления линейного снаряжения и элементов страховочной системы. Натечные колонны требуют особого опробования.

ЛАБИРИНТНОСТЬ пещеры характеризует запутанность системы и сложность в ориентировке. Можно различать горизонтальную одноэтажную и многоэтажную, вертикальную однослойную и многослойную, комбинированную вертикально-горизонтальную лабиринтность с выделением слоев и этажей и т.п.. Для ориентирования в пещерах спелеологу необходимо иметь хорошую зрительную память, самообладание и некоторые нехитрые приемы, среди которых умение пользоваться картой и компасом обязательны. Опасность заблудиться в пещере повышается с усталостью, с ухудшением качества света и с отсутствием необходимой маркировки.

Обычно своды карстовых пещер достаточно устойчивы, но при прохождении завалов (особенно снизу вверх) реальность ОБВАЛА весьма велика и повышается в связи с обводненностью пещеры, а иногда и в связи с сейсмическими явлениями. Предельно опасны обвалами искусственные пещеры (горные выработки) с разрушенной или сгнившей крепью. В периоды дождей и подвижек опасны обвалами и ледяные пещеры.

ОСЫПИ неприятны для передвижения по ним. Особенно на наклонных участках, переходящих в отвес. К тому же опасность в этих условиях сбросить камень на товарища чаще более реально чем свалиться вниз самому (хотя бывало и такое).

ВОДА в пещерах встречается в виде аэрозоли, капели, пленок, струй, ручьев, озер. Вода может затопить частично, образовав открытый сифон, или в некоторых местах полностью (закрытый сифон), вода может заполнять пещеру полностью (подводная пещера). Чаще всего вода осложняет жизнь спелеолога, хотя полное отсутствие воды тоже может стать серьезной проблемой.

Важной характеристикой пещеры является ТЕМПЕРАТУРА воздуха, а также связанная с ней температура воды и скал. Что здесь первично, а что вторично? Скалы охлаждаются зимой воздухом, а летом им же подогреваются. Талая вода ледников чаще всего охлаждает пещеру, но если протекая по поверхности земли, она нагреется солнцем, то может и прогревать… В глубинных пещерах сказывается и тепло земных недр… Баланс тепла в пещерах – дело сложное… Но всё-таки определить для себя тепловые характеристики пещер нам необходимо.

Пещеры можно разделить на ледяные (температура воздуха ниже 0 0С)

Очень холодные (температура воздуха 0-3 0С)

холодные (температура воздуха 3-8 0С)

теплые (температура воздуха 8-18 0С)

очень теплые (температура воздуха свыше 18 0С).

Некоторые пещеры на различных участках имеют различную температуру – например, в глубинных пещерах Кавказа температура в привходовых частях пещеры иногда градусов на 10 ниже, чем на дне.

На отдельных участках пещеры температура, в течении года меняется мало или не меняется вообще (за исключением входовых частей). Большинство пещер относится к холодным пещерам, что никак не может обеспечить комфортное существование без применения специальных средств защиты и обогрева спелеолога. Повышенная влажность воздуха и обводненность пещеры усугубляют дискомфорт. Допустимое время пребывания в мокрой одежде при температуре +8 0С в состоянии покоя не превышает 1 часа, а при физической работе 2-3 часа).

Хорошая гидрозащита, правильный режим работы и достаточная закалка организма позволяют работать многие часы и сутки при отличном самочувствии даже в условиях холодных пещер.

ГАЗОВЫЙ СОСТАВ ВОЗДУХА большинства пещер находится в пределах норм, допустимых для дыхания человека, но известны пещеры с отклонением по уровню концентрации различных газов.

Небольшое содержание УГЛЕКИСЛОГО ГАЗА (до 1%) можно встретить во многих пещерах и опасности такие концентрации не представляют, хотя и превышают содержание этого газа в атмосфере в три с лишним раза. Такие концентрации даже полезны, поскольку стимулируют глубокое дыхание, но при концентрации газа в 2% дыхание становится затрудненным. При концентрациях свыше 10% в организме спелеолога возникают тяжелые расстройства и он теряет способность выполнять действия направленные на самосохранение. Углекислый газ тяжелее воздуха и имеет обыкновение скапливаться в замкнутых понижениях, образуя «газовые озера». Эти озера могут содержать такие концентрации газа, что спелеолог может потерять сознание практически мгновенно.

В непроветриваемых местах близких к забоям, которые проходились взрывами или при некачественной работе примуса могут образоваться опасные концентрации УГАРНОГО ГАЗА. Особую опасность этот газ представляет при неправильной забивке аквалангов.

Спелеологам, применяющим взрывы, следует помнить, что при этом выделяется большое количество ядовитого СЕРНИСТОГО ГАЗА и АЗОТИСТЫХ СОЕДИНЕНИЙ. До полного проветривания забоя после взрыва «соваться» туда не стоит, несмотря на вполне понятный интерес к результатам проведенной работы.

СЕРОВОДОРОД – бесцветный газ с запахом тухлых яиц, в гипсовых пещерах Кавказа и термальных пещерах Средней Азии иногда встречается в достаточно опасных концентрациях.

Встречается так же РАДОН – радиоактивный газ. Содержание радона в пещере в течении года непостоянно, летом его обычно раза в 2 больше, чем зимой. Будучи в 7 с лишним раз тяжелее воздуха, он собирается в нижних, плохо вентилируемых частях пещеры. Если несколько повышенная радиация, которую излучают скалы, для здоровья даже полезна, то радон, попадающий с пещерным воздухом в легкие, в больших дозах вреден. В любом случае не стоит оставаться долго в пониженных, слабо проветриваемых частях пещеры и при этом еще курить. СОВМЕСТНЫЙ ЭФФЕКТ ОБЛУЧЕНИЯ ЛЕГКИХ РАДОНОМ И КУРЕНИЕ УВЕЛИЧИВАЮТ РИСК СМЕРТИ ОТ РАКА ЛЕГКИХ МНОГОКРАТНО.

ПОВЫШЕННАЯ ИОНИЗАЦИЯ воздуха в пещере, источником которой является радиоактивные элементы пород и распад радона. Для здоровья человека скорее полезна, чем вредна, но вместе с тем может быть причиной притяжения молнии при грозе. Поэтому во время грозы не стоит находиться вблизи входа, как со стороны поверхности, так и со стороны пещеры. НЕ СЛЕДУЕТ ВО ВРЕМЯ ГРОЗЫ ПОЛЬЗОВАТЬСЯ И ТЕЛЕФОНОМ.

Интересной чертой спелеологического «бытия» являются «ВРЕМЕННЫЕ СДВИГИ», возникающие в результате искажения оценки реального времени. Причем, чем больше утомление, тем больше сдвиг. Сто двадцати секундный интервал разными людьми и в разной степени усталости оценивается от ста пятидесяти до трёхсот секунд.

Изменение масштаба времени приводит к неконтролируемым психическим и физическим перегрузкам, десинхронизации и расстройству физиологических процессов. Чтобы противостоять временным сдвигам, следует тщательно следить за реальным течением времени и планировать работу только в «дневное время».

ЗАМКНУТОЕ ПРОСТРАНСТВО – столь в пещерах обстоятельство для людей страдающих клаустрофобией может стать основной причиной, по которой им заниматься спелеологией не стоит. С другой стороны, огромные залы с непросвечивающимися сводами и стенами тоже могут утомлять даже хорошо подготовленных спелеологов, угнетающе действуя на психику. Недаром замечено, что опытные спелеологи предпочитают ставить лагеря для отдыха в небольших гротах, обеспечивая таким образом определенных психологический уют.

НЕОБЫЧНОСТЬ ЗВУКОВОГО ФОНА в пещерах тоже может стать причиной повышенного утомления для непривычного человека. Акустика пещеры непредсказуема и часто приводит к обманам слуха. Например: слабый ручеек в соответствующих условиях может издавать рев большого водопада и обескуражить даже видавшего виды «корифея». Звуки схожие с неразборчивой, часто даже громкой человеческой речью могут производить капли и струйки воды, стекающие по натекам, иногда странные пугающе звуки издает пещерный ветер. Спелеологам известны некоторые колодцы, которые отлично прокрикиваются в одну сторону и совершено не прокрикиваются в другую. Большое неудобство в общении спелеологов между собой создает шум водопада и пещерной реки (особенно в паводковом режиме). При некоторой усталости и предрасположенности к нервным расстройствам спелеолог может стать жертвой СЛУХОВЫХ ГАЛЮЦИНАЦИЙ, а неожиданный подлет летучей мыши сзади может привести новичка к серьезному стрессу.

Влияние слуховых перегрузок сводится на нет высоким уровнем тренированности, четко организованным ритмом труда и отдыха.

Определив для себя облик пещеры, по которой придется путешествовать, необходимо установить КАКИЕ КАЧЕСТВА ПОТРЕБУЮТСЯ ВАМ, чтобы без особых приключений пройти эту пещеру, выполнить необходимую работу, получить удовольствие от общения с подземным миром и выйти на поверхность без ущерба для своего здоровья и здоровья своих товарищей.

Некатегорийные пещеры и пещеры первой категории сложности могут посещать практически все, кто не страдает клаустрофобией и «куриной слепотой». Пещеры более высоких категорий уже требуют определенных физических и моральных качеств, самые важные из которых следует рассмотреть.

Необходимыми требованиями к спелеологу являются его хорошая ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА И ЗАКАЛКА:

- большая мышечная сила определит быстроту и точность движений при работе в пещере;

- мышечная выносливость обеспечит возможность длительное время находиться в рабочем состоянии и уверенно передвигаться с дополнительной нагрузкой;

- чрезвычайно важной чертой спелеолога следует считать быстроту действий, включающую в себя скорость движений, их частоту и быстроту двигательных реакций (быстрота действий необходима при работе с веревкой, при прохождении камнепадных мест, при организации и осуществлении страховки)..:

ДЛЯ ЭКСТРЕМАЛЬНЫХ СИТУАЦИЙ ОСОБЕННО ВАЖНА «ВЗРЫВНАЯ» БЫСТРОТА!

- выносливость спелеолога обуславливает умение противостоять утомлению и способность к длительному исполнению какой-либо деятельности без снижения ее эффективности; к характеристике выносливости следует отнести и умение в короткие сроки отдыха восстановить свои силы;

- гибкость организма определяет способность спелеолога выполнять движения с большой амплитудой при работе на скалах, при прохождении узостей и т.п. в условиях пещерного холода и повышенной влажности;

- в понятие равновесия входит умение спелеолога сохранять устойчивость на одной или двух точках опоры, чрезвычайно важна способность быстро восстановить равновесие при его нарушении;

- ловкость спелеолога определяет его способность быстро выбирать и находчиво выполнять нудные действия, уметь координировать свои движения в условиях внезапно возникающих задач, быстро находить точки опоры, умело их использовать, быстро и точно выполнять действия с веревкой и личным снаряжением на перестёжках: самый ловкий спелеолог обычно работает лидером на самых опасных и трудных участках пещеры;

- хорошая общая физическая подготовка спелеолога повышает уровень функциональных возможностей организма, стимулирует развитие остальных физических качеств;

- закалка спелеолога снижает влияние на организм пониженной температуры и повышенной влажности.

Необходимая и достаточная ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ подготовка спелеолога заключается в умении:

- работать в условиях высокого нервного и физического напряжения;

- соответствовать высоким требованиям схоженности спелеологической группы в общем и штурмовой двойки в частности;

- находить пути к психологической совместимости с участниками штурма;

- иметь высокую ответственность за порученное дело, готовность к риску и самопожертвованию ради товарища;

- быть готовым работать, как в ограниченной, таки в полной изоляции от товарищей, а также в условиях замкнутого пространства;

- принимать самостоятельно верные решения в сложных ситуациях

- преодолевать отрицательные эмоции, возникающие по мере усложнения маршрута или неправильных действий товарищей.

- относиться к сложностям пещерного бытия с юмором, без зубоскальства.

Комплектуя спелеологическую группу, руководитель должен обязательно иметь представление о скорости реакции, чувстве времени, умении ориентироваться в незнакомой обстановке участников штурма.

Важно определить характер таких психологических процессов, как чувство положения тела в пространстве, чувство свободы движений, внимание, тактико-техническое мышление.

Деятельность спелеолога в пещере носит ВОЛЕВУЮ направленность, связанную с преодолением различных трудностей и большими физическими, а также моральными нагрузками. Волевые данные наиболее сильно проявляется тогда, когда спелеолог обнаруживает недостаток сил, необходимых для достижения цели и сознательно мобилизирует себя, чтобы привести свою активность в соответствие с теми препятствиями, которые надо преодолеть.

Основными составными качествами волевых свойств спелеолога является целеустремленность, инициативность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, организованность, смелость, деловитость, самообладание, реальная оценка своих возможностей.

Хорошая ТЕХНИЧЕСКАЯ подготовка спелеолога определяется прежде всего его готовностью преодолевать препятствия в данной пещере и в избранном виде техники. Но есть некоторые общие требования. Спелеолог в обязательном порядке должен уметь:

-свободно передвигаться по пещере и ориентироваться в ней;

- при помощи минимально необходимых средств безаварийно преодолевать естественные препятствия;

- правильно организовать необходимую страховку и самостраховку;

- снять сорвавшегося товарища с уступа или линейной опоры и оказать ем первую медицинскую помощь;

Квалифицированно принять участие в спасательных работах, если такая необходимость возникнет;

- бережно относиться к пещерному миру;

- планировать и рассчитывать спелеологические путешествия;

- составлять необходимую отчетную документацию о штурме.

ВЗАИМООТНОШЕНИЕ СПЕЛЕОЛОГА И ПОДЗЕМНОГО МИРА ОЧЕНЬ СЛОЖНЫ, ОНИ МОГУТ БЫТЬ УСПЕШНЫ ТОЛЬКО ПРИ УВАЖЕНИИ ЗАГАДОЧНОЙ (А ДЛЯ НЕВЕЖИ ЧРЕЗВЫЧАЙНО ОПАСНОЙ) СРЕДЫ И ПРИ ТЩАТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ К ВСТРЕЧЕ С НЕЙ.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Корректировка организационных структур | Лекция №18. Перспективные виды транспорта
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 443; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.059 сек.