Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Типы экологической информации




Исходя из многообразия экологической информации, невозможно обойтись без ее классификации. Классификация экоинформации в общем случае возможна на разной основе.

В зависимости от назначения различают научно-поисковую информацию и практическую для решения народно-хозяйственных задач.

Научно-поисковая информация, собираемая обычно в рамках фундаментальных исследований под новые, иногда очень нечетко определенные гипотезы и цели, почти всегда избыточна и интерактивна. Избыточность связана с большой неопределенностью при постановке задач, высокая интерактивность определяется необходимой быстрой смены методов и методик наблюдений, обеспечивающей расширенный научный поиск.

Второй тип научной информации связывается с исследованиями, в рамках научных программ и проектов. Характерной ее чертой являются достаточно четкое обоснование переменных, методов, объемов собираемой информации.

Сбор информации для народно-хозяйственных задач, т.е. в практической сфере, в наибольшей степени регламентирован, с максимальным удешевлением всей процедуры сбора. Измеряются только те переменные и в таком объеме, в каком это необходимо и достаточно для надежных практических действий в данной предметной области.

Можно выделить информацию на стадии ее сбора, на стадии передачи, хранения, обработки и представления.

Данные, собранные непосредственно с помощью каких-либо измерительных средств, можно определить как первичную информацию. Ее характеристики полностью зависят от технических особенностей измерительных средств, от принципов их организации в соответ­ствии с целями сбора информации (отбор проб, измерения в полевых условиях, геоботанические обследования и др.)

Накопление данных может осуществляться с помощью самых различных носителей. В простейшем случае — это полевые дневники, журналы записи наблюдений. В современном варианте — это магнитные носители информации или каналы телекоммуникаций. При передаче научной информации почти всегда применяется принцип частичного или полного дублирования каналов. Этим снижается риск потери уникальной информации, который всегда существует даже при самых совершенных носителях. При передаче практической информации принцип дублирования применяется в тех случаях, когда однажды собранная первичная информация при утрате невоспроизводима.

Поступив в систему обработки, данные тем или иным образом преобразуются. Простейшим и почти всегда реализуемым способом их преобразования является классификация, целью которой является взаимоупорядочение по каким-либо переменным всей информации и ее сжатие за счет обобщения необходимого для решения конкретных целей. Простейшим типом классификации является осреднение данных по каким-либо подмножествам наблюдений и оценка статистических параметров распределений.

Во всех случаях обработки первичной информации получается вторичная информация, которая сама по себе принимает участие в самых различных преобразованиях и имеет самостоятельную научно-практическую ценность. Анализ первичной информации позволил ее максимально сжать, привести в обозримую форму.

Следующее разделение экологической информации, особенно когда идет речь о состоянии объектов ОС, по масштабам в пространстве и/или во времени. Тип экологической информации, при котором происходит синхронизация наблюдений за переменными в пространстве, можно определить как географический или, точнее, эколого-географический; тип синхронизации по времени — как собственно экологический.

В обоих случаях имеется в виду топологическая однородность объекта, т.е. свойства элементов множества, образующего пространство объекта, должны быть изоморфны друг другу: при принятой точности измерения — неразличимы.

Реальные линейные и временные масштабы синхронизации определяются собственными пространственно-временными отношениями объекта и в частном случае для определения этих масштабов нужны специальные тестовые исследования.

Когда речь идет о пространстве, то обычно говорят о локальном масштабе сбора информации (обычно линейные размеры системы наблюдений имеют порядок нескольких километров), субрегиональном, региональном и глобальном.

Для времени на практике применяются понятия короткого экологического времени, большого экологического времени и т. п. Конечно, это только весьма грубая прагматическая интерпретация представлений о пространственно-временных масштабах. Реальный их спектр существенно шире и сам по себе является предметной областью экологических исследований и экологической информации. Понятия «локальный», «региональный», «глобальный» весьма условны и грубо типизируют информацию по пространственным масштабам. Тоже справедливо и для временных типов.

Поскольку ядром экологической информации является живое вещество и человек, то ее типизацию логично вести именно по этим переменным.

Иерархическая структура организации живого вещества, согласно классическим определениям, - вся совокупность органического мира Земли, вместе со средой обитания образует биосферу (биосферный уровень), которая складывается из биоценозов (биоценотический или экосистемный уровень). Под биоценозом понимается сообщество организмов, обитающих на определенной территории, а совокупность особей одного и того же вида образует популяции (популяционно-видовой уровень). Составляющие эти популяции особи (организменный уровень) имеют свойственные им, как целым организмам, черты строения. Рассматривая их строение можно выделить отдельные органы и ткани (органно-тканевой уровень), образованные различными клетками (клеточный уровень).

Сопоставить уровни, выделяемые при территориальном подходе, с биологическими можно следующим образом: глобальному уровенюсоответствует биосферный,региональному – биоценотический, локальному – популяционно-видовой, элементарному? организменный, субэлементарному? органно-тканевой уровень имикроуровеню? клеточный уровень.

Приведенная градация не имеет четких границ или разрывов даже между уровнями организма и популяции. Каждый уровень в отдельности включает в себя объекты различного пространственно-временного масштаба, которые характеризуются набором специфических признаков. Они изучаются в рамках целой системы биологических, географических и экологических наук, при этом инструментами исследований служат всевозможные методы.

Таким образом, для каждого выделенного типа выделяют свои переменные и аргументы, при этом на каждом уровне они могут существенно различаться.

Классификация экоинформации может строиться на основе жизненных форм, которые совпадает с таксономической классификацией (например, автотрофы - высшие растения (травянистые, деревья, кустарники и т.д.)).

Наименование жизненной формы на каждом уровне с соответствующей полнотой отображает отношение объекта к структуре всей системы и, соответственно, функциональное значение соответствующей информации.

Человек, как объектная область, определяет особый тип информации, в любом случае она детализируется по медико-биологическим показателям.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1434; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.016 сек.