Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общеметодологические принципы

Принципы построения содержания образования

Основанием для отбора содержания служат общие принципы, определяющие подход к его конструированию, и критерии, выступающие в качестве инструментария определения конкретного наполнения содержания учебного материала в учебных дисциплинах. Далее рассматриваются принципы, лежащие в основе построения школьного образования. Пример школьного образования является наиболее показательным, так как в его процессе довольно полно раскрывается содержание образования, а следующие за школой ступени системы образования построены аналогичным образом.

Формулируя принципы, которые лежат в основе построения содержания образования, И.Я. Лернер и М.Н. Скаткин исходят из того, что каждый из перечисленных ими принципов, а их более десяти, означает, что содержание образования должно быть насыщено таким учебным материалом, который помогает обеспечить достижение целей, стоящих перед общеобразовательной школой. Однако, осознавая тот факт, что перечисленные ими принципы могут указывать только общее направление для отбора конкретного содержания образования и малоинструментальны в осуществлении самого отбора, авторы пытаются обосновать более частные основания. Они сводятся к следующему.

В содержание образования включаются основы всех наук, определяющих современную естественно-научную и социальную картину мира. Под основами наук понимается совокупность фундаментальных понятий, законов, теорий и обусловливающих их базовых фактов, основных типов проблем, решаемых наукой, ее методы.

В содержание образования включается все, что имеет общеобразовательное значение, т.е. значение для всех или многих сфер деятельности.

В содержании образования должна быть оптимально доступная логика развертывания основных знаний при изложении информации о теориях, процессах и их механизмах, принципах действий.

В основах наук необходимо раскрыть основные области практического приложения теоретического знания.

Сознательность усвоения и развития научного мышления требует включения в содержание образования методологических знаний, раскрытия процесса и истории познания, движения идей.

В содержание образования для ознакомления включаются как основные, так и нерешенные социальные и научные проблемы, важные для общественного и личностного развития в целом. Необходимо реализовывать межпредметные связи.

Несколько иначе формулирует принципы отбора содержания школьного образования Б.Т. Лихачев. Он выделяет две группы принципов: общеметодологические и специальные принципы формирования содержания школьного образования.

Общеобразовательный характер учебного материала.

Гражданская и гуманистическая направленность содержания.

Связь учебного материала с практикой перемен в нашем обществе.

Основообразующий и системообразующий характер учебного материала.

Интегративность изучаемых курсов.

Развивающий характер учебного материала.

Гуманитарно-этическая направленность содержания образования.

Взаимосвязанность и взаимообусловленность смежных предметов.

Эстетические аспекты содержания образования.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Допоміжні таблиці | Общего среднего образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1033; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.