Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта




Железнодорожный транспорт Российской Федерации

После распада Советского Союза и образования СНГ объем пере­возок на железных дорогах Российской Федерации резко умень­шился и продолжал снижаться из-за нарушения экономических связей с бывшими союзными республиками. На состоянии и рабо­те железных дорог негативно отразились экономические и финан­совые трудности, обусловленные сложностью перехода страны на рыночные отношения.

Сохранение в этих условиях единой управляемой сети желез­ных дорог в России и странах СНГ явилось важным фактором, позволившим создать новое единое экономическое пространство. Деятельность железнодорожных администраций стран СНГ стал координировать созданный в 1991 г. Совет по железнодорожному транспорту, в работе которого участвуют также страны Балтии.

На железнодорожном транспорте стран СНГ предусмотрен еди­ный график движения поездов, существует единый план их фор­мирования и действуют общие для этих стран правила безопасности. Разработана и введена система взаиморасчетов стран за использо­вание вагонов, не являющихся их собственностью.

Для преодоления трудностей, связанных со спадом объема пере­возок, на железнодорожном транспорте России в середине 1990-х гг. начата перестройка системы управления и реорганизация перево­зочного процесса применительно к новым условиям хозяйствова­ния. Укрупнены ряд железных дорог и отделений, созданы диспет­черские центры управления в МПС России и на дорогах, а также специальная система фирменного транспортного обслуживания (СФТО), основанного на использовании современных методов и средств маркетинга.

На железных дорогах в процессе внедрения сквозного экспеди­рования грузов при доставке их от склада производителя до склада потребителя организованы специализированные предприятия «Желдорэкспедиция».

Для привлечения клиентуры железные дороги стали применять гибкую систему тарифов, предусматривающую, в частности, пре­доставление скидок, зависящих от расстояния и объема перевозок отдельных видов грузов.

Обновление технических средств железных дорог потребовало реализации комплексной программы информатизации железно­дорожного транспорта.

Начавшийся рост промышленного производства в России со­провождается увеличением показателей перевозочной работы на железнодорожном транспорте.

Железные дороги Российской Федерации по технической осна­щенности и показателям перевозочной работы являются в настоя­щее время одной из крупнейших транспортных систем мира.

На рубеже XX и XXI вв. в России начался процесс реформиро­вания железнодорожного транспорта в целях повышения качества и эффективности его работы и конкурентоспособности в условиях рыночной экономики.

Основные положения структурной реформы железнодорожного транспорта страны определены в Указе Президента РФ от 16 мая 1996 г. № 732 «О дальнейшем развитии железнодорожного транс­порта в Российской Федерации» и Концепции структурной ре­формы Федерального железнодорожного транспорта, утвержден­ной постановлением Правительства РФ от 15 мая 1998 г. № 448. Программа структурной реформы на железнодорожном транспор­те (далее — Программа) утверждена постановлением Правитель­ства РФ от 18 мая 2001 г. № 384.

В Программе исходя из анализа работы железнодорожного транс­порта России и зарубежных стран обоснована необходимость ре­формирования отрасли, определены цели, задачи и этапность ре­ализации реформы.

В соответствии с Программой целями структурной реформы являются:

• повышение устойчивости работы железнодорожного транс­порта, его доступности, безопасности и качества предоставляемых им услуг для обеспечения единого экономического пространства страны и общенационального экономического развития;

• формирование единой гармоничной транспортной системы страны;

• снижение совокупных затрат на перевозку грузов железно­дорожным транспортом;

• удовлетворение растущего спроса на услуги, предоставляе­мые железнодорожным транспортом.

Для реализации структурной реформы и достижения ее целей Программой предусмотрены:

• постепенное, поэтапное реформирование и минимизация рис­ка необратимых процессов;

• разделение функций государственного регулирования и управ­ления хозяйственной деятельностью;

• переход от монопольного состояния отрасли к конкурентно­му для повышения эффективности и качества транспортных услуг;

• разделение основных и неосновных видов деятельности;

• формирование организационной структуры по основным ви­дам деятельности (грузовые, пассажирские, пригородные перевозки и т.п.);

• сохранение государственного регулирования и контроля над монопольным сектором (инфраструктурой);

• сохранение за владельцем инфраструктуры части грузовых пере­возок, по меньшей мере в течение первых лет реформирования, с поэтапным увеличением доли подвижного состава, принадлежа­щего независимым компаниям-операторам.

На первом (подготовительном) этапе реформирования (2001 — 2003 гг.) функции хозяйственного управления выделены из веде­ния МПС России и переданы единственному хозяйствующему субъек­ту — ОАО «РЖД», все акции которого принадлежат государству.

На втором этапе реформирования отрасли (2003 — 2005 гг.) из ОАО «РЖД» выделятся его дочерние структуры — акционерные государственные компании, в ведении которых будут находиться пригородные и дальние пассажирские перевозки, ремонт техни­ческих средств, производство запасных частей и т. п. Это обеспечит условия для реальной конкуренции.

На третьем этапе (2006—2010 гг.) предполагается создание раз­витого конкурентного рынка железнодорожных перевозок.

Особенность структурной реформы железнодорожного транс­порта состоит в том, что она проводится одновременно с админи­стративной реформой, в ходе которой создаются три уровня феде­ральных органов исполнительной власти: министерства с право­устанавливающими функциями, федеральные службы с функция­ми надзора и контроля за исполнением законов и нормативных правовых актов и федеральные агентства с правоприменительны­ми функциями.

Понятие о комплексе устройств и сооружений и структуре управления на железнодорожном транспорте

Железнодорожный транспорт представляет собой сложное мно­гоотраслевое хозяйство, в состав которого входят железные доро­ги, предприятия, административно-хозяйственные, культурно- бытовые и медицинские учреждения, научно-исследовательские институты, вузы, техникумы, школы.

Для осуществления перевозочного процесса железные дороги располагают техническими средствами, включающими в себя по­движной состав и инфраструктуру, в которую входят:

• железнодорожный путь с необходимым путевым развитием в раздельных пунктах для приема, скрещения, обгона, расформи­рования, формирования и отправления поездов и выполнения других операций;

• сооружения для посадки, высадки и обслуживания пассажи­ров;

• устройства для хранения, погрузки и выгрузки грузов;

• устройства сигнализации, централизации и блокировки, ин­формационные комплексы для обеспечения безопасности движе­ния поездов и ускорения производственных процессов;

• сооружения для экипировки и ремонта локомотивов и ва­гонов;

• устройства электроснабжения, в том числе тяговые подстан­ции и контактная сеть на электрифицированных линиях;

• устройства водоснабжения;

• устройства материально-технического снабжения.

Специфике работы железных дорог, связанной с размещением их по всей территории страны, необходимостью обеспечения ре­гулярного движения поездов при любых условиях и четкого взаимо­действия всех звеньев железнодорожного конвейера, свойствен­на особая структура управления, организованная по производ­ственно-территориальному принципу. Благодаря этому обеспе­чиваются конкретность руководства и возможность проведения единой технологической политики на всей сети железных дорог страны.

Единое централизованное руководство работой железнодорож­ного транспорта осуществляет ОАО «РЖД» во главе с советом ди­ректоров. Совету директоров подчиняется правление ОАО «РЖД» во главе с президентом акционерного общества.

Вся железнодорожная сеть России разделена на 17 дорог, пред­ставляющих собой филиалы ОАО «РЖД». Кроме железных дорог филиалами ОАО «РЖД» являются перевозочные компании «Транс­контейнер», «Рефсервис», Федеральная пассажирская дирекция, Главный вычислительный центр (ГВЦ) и др.

В состав ОАО «РЖД» вошли ряд научно-исследовательских, проектно-конструкторских организаций и внедренческих центров, в их числе Всероссийский научно-исследовательский и проектно­конструкторский институт информатизации, автоматизации и связи (ВНИИАС), Всероссийский научно-исследовательский институт железнодорожного транспорта (ВНИИЖТ), Государственный ин­ститут технико-экономических изысканий и проектирования же­лезнодорожного транспорта (ГипротрансТЭИ), проектно-изыска­тельские институты железных дорог (желдорпроекты).

В составе ОАО «РЖД» образовано свыше 30 департаментов и управлений, которые руководят в оперативном и техническом отно­шениях деятельностью железных дорог по следующим отраслям: автоматика и телемеханика, вагонное хозяйство, дальние пассажир­ские перевозки, коммерческая работа в сфере грузовых перево­зок, локомотивное хозяйство, управление перевозками, электри­фикация и электроснабжение и др. В управлениях железных дорог имеются службы и отделы по отраслям, в основном соответствую­щие департаментам ОАО «РЖД».

Структурными подразделениями железных дорог являются от­деления, которые руководят всей производственно-хозяйственной деятельностью отраслевых структурных единиц — станций, локо­мотивных и вагонных депо, дистанций пути, служб электроснаб­жения, автоматики и телемеханики и др. Там, где нет отделений, предприятия подчиняются непосредственно управлению дороги через соответствующие службы.

На ряде дорог функции отдельных служб частично или полно­стью передаются государственным унитарным предприятиям и филиалам дорог без статуса юридического лица.

Поэтапное реформирование железнодорожного транспорта в период до 2010 г. предусматривает соответствующие изменения в системе управления отраслью.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2927; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.006 сек.