Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 4. Правовой и социальный статус судей и народных заседателей

Правосудие – регулируемая законом деятельность суда по рассмотрению и разрешению в судебных заседаниях в установленном порядке юридических дел с применением в необходимых случаях от имени государства мер государственного воздействия к правонарушителям в целях охраны от посягательств прав и свобод граждан, защиты нарушенного или оспариваемого права либо охраняемых законом интересов, а также нравственно-правового воспитания населения и предупреждения правонарушений.

Обычные методы осуществления правосудия:

1) рассмотрение и разрешение в судебных заседаниях гражданских дел, связанных с охраной прав и законных интересов граждан, предприятий, учреждений, организаций, т.е. гражданский процесс;

2) рассмотрение в судебных заседаниях уголовных дел, решение вопроса о виновности обвиняемых, применение наказания к лицам, признанным виновными в совершении преступления, либо оправдание невиновных, т.е. уголовный процесс;

3) рассмотрение в судебных заседаниях дел об административных правонарушениях, т.е. административное судопроизводство;

4) рассмотрение в судебных заседаниях хозяйственных споров между субъектами хозяйствования, т.е. хозяйственное судопроизводство;

5) конституционное судопроизводство, осуществляемое Конституционным Судом при выполнении функций конституционного контроля, определении конституционности нормативных актов.

При изучении данной темы следует обратить внимание на соотношение правосудия с судебной властью, уяснить символы судебной власти.

 

 

ТЕМА 3. Конституционные основы (принципы) судебной

власти

Изучая конституционные основы судебной власти, следует, прежде всего, усвоить это понятие. Важно также обратить внимание на систему принципов, на их взаимосвязь между собой. Каждый из принципов следует изучать по такой схеме: а) формулировка принципа; б) сущность и значение принципа.

Под конституционными основами судебной власти следует понимать закрепленные в Конституции Республики Беларусь или вытекающие из ее норм общие руководящие положения, определяющие наиболее существенные стороны данного вида государственной деятельности.

Систему конституционных основ судебной власти составляют: осуществление судебной власти только судами; независимость судей и подчинение их только закону; осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов; состязательность и равенство сторон в процессе; открытое разбирательство дел во всех судах; право сторон на обжалование судебных постановлений (актов); право граждан на судебную защиту; право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь; коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде; принцип презумпции невиновности; назначение судей.

Осуществление судебной власти только судами. В соответствии со ст. 109 Конституции Республики Беларусь судебная власть принадлежит судам. Применительно к уголовным делам это положение конкретизировано в ст. 26 Конституции, которая устанавливает, что «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда».

Независимость судей и подчинение их только закону. Названный принцип нашел закрепление во многих законодательных актах: Конституции (ст. 110), Кодексе Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», процессуальных кодексах (ст. 22 УПК, ст. 11 ГПК, ст. 7 ХПК).

Осуществление правосудия на основе Конституции, законов и принимаемых в соответствии с ними нормативных актов означает, что суды осуществляют правосудие на основе Конституции и принятых в соответствии с ней иных нормативных актов.

Подзаконность судебной деятельности обусловлена тем, что суд проводит судебное разбирательство в установленном законом порядке и разрешает дела на основе действующих нормативных актов, а не создает своим решением новые нормы права, не порождает субъективные права и обязанности конкретных лиц. Уголовно-процессуальное, гражданско-процессуальное, хозяйственно-процессуальное законодательство подробно регламентируют порядок, процессуальную форму судебного разбирательства и выносимых судом решений.

Состязательность и равенство сторон в процессе. Статья 115 Конституции устанавливает, что «правосудие осуществляется на основе состязательности и равенства сторон в процессе». Это положение продублировано в процессуальных кодексах (ч. 1 ст. 24 УПК, ст. 19 ГПК, ст. 9 ХПК), и суть его состоит в том, что законом устанавливаются и обеспечиваются равные возможности сторонам (участникам дел) отстаивать в судебном разбирательстве свои интересы, используя при этом предоставленные им права.

Открытое разбирательство дел во всех судах. Конституция гласит: «Разбирательство дел во всех судах открытое. Слушание дела в закрытом судебном заседании допускается лишь в случаях, определенных законом, с соблюдением всех правил судопроизводства» (ст. 114). Из этого конституционного положения нетрудно сделать вывод о том, что гласность судебного разбирательства распространяется на все виды судов без исключения и является правилом рассмотрения тех или иных категорий дел, а закрытое судебное разбирательство – это исключение из правила. Кроме того, независимо от рассмотрения дела в открытом или закрытом судебном заседании участвующим в нем лицам должна обеспечиваться реализация предоставленных им прав.

Право сторон на обжалование судебных постановлений (актов). Право сторон на обжалование решений, приговоров и других судебных постановлений – одна из форм осуществления гражданами права направлять личные обращения в государственные органы и должностным лицам (ст. 40 Конституции). Жалобы позволяют вышестоящим судам выявлять ошибки, отменять или изменять незаконные и необоснованные решения. Поэтому своевременное обжалование судебных актов следует рассматривать как действенное условие недопущения исполнения неправосудных решений, средство укрепления законности и правопорядка. Перечень лиц, имеющих право подачи жалоб на решение судов, а также порядок обжалования детализируются в отраслевом процессуальном законодательстве (ст. 403 УПК, ст. 174 ХПК).

Право граждан на судебную защиту. Судебная власть составляет основу национальной системы защиты прав человека. Всеобщая декларация прав человека закрепила право каждого человека на эффективное восстановление в правах компетентными национальными судами в случаях нарушения его основных прав, предоставленных ему Конституцией.

Конституцией гарантируется защита прав и свобод каждого компетентным, независимым и беспристрастным судом в определенные законом сроки. Это положение детализируется в Законе «О судоустройстве и статусе судей», где указывается, что граждане Республики Беларусь имеют право на судебную защиту от покушений на жизнь и здоровье, честь и достоинство, личную свободу и имущество, иные права и свободы, а также от неправомерных действий органов государственного управления и должностных лиц.

Право граждан на юридическую, в том числе адвокатскую, помощь. Конституция отражает качественные изменения в правовой политике государства. Впервые в истории нашего конституционного законодательства права и свободы, честь и достоинство человека объявлены высшей ценностью, причем они не только декларированы, а гарантированы созданием соответствующих механизмов. Учитывая, что далеко не все граждане обладают необходимыми познаниями в области действующего законодательства, ст. 62 Конституции закрепила право каждого на юридическую помощь для осуществления и защиты прав и свобод, в том числе право пользования в любой момент помощью адвокатов и других представителей в суде, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, в организациях, общественных объединениях, в отношениях с должностными лицами и гражданами.

Принцип презумпции невиновности – по праву можно считать величайшим достижением человечества. Он сформулирован в ст. 26 Конституции и гласит: «никто не может быть признан виновным в преступлении, если его вина не будет в предусмотренном законом порядке доказана и установлена вступившим в законную силу приговором суда». Этот принцип нашел свое дальнейшее углубление и закрепление в уголовно-процессуальном кодексе (ст. 16).

Коллегиальное и единоличное рассмотрение дел в суде. В соответствии со ст.2 Закона «О Конституционном суде, ст.32 УПК, ст. 27, 359 ГПК и ст. 6, 18 ХПК) дела в судах рассматриваются коллегиально, а в предусмотренных законом случаях – единолично судьями. Составы судов при рассмотрении тех или иных категорий дел конкретизируются в отраслевом законодательстве.

Назначение судей. Формирование судейского корпуса – проблема, решение которой тесно связано с обеспечением независимости судей и подчинения их только закону.

 

При реализации власти любой государственный орган выполняет присущие ему функции. Суд создан для осуществления правосудия, место и роль которого зависит от исторических, экономических, социальных, политических и юридических условий, в которых протекает судебная деятельность. Природа общественного строя, его цели и идеалы – главный фактор, определяющий подлинную ценность суда. Юридическое выражение значимости правосудия в государстве сконцентрировано в правовом статусе судей, основу которого образует социальный статус, обусловленный материальной и духовной культурой общества. В нормативно-правовых актах лишь фиксируется достигнутый уровень развития. Правовые нормы как бы оформляют и закрепляют социальный статус, сужая его тем самым в правовой. Эти два статуса соотносятся как форма и содержание, где формой выступает правовой статус. В реальности же получает выражение социально-правовой, фактический статус суда.

Согласно Конституции Республики Беларусь, на судей, как носителей судебной власти, возложена функция отправления правосудия. Суды реализуют свою власть путем рассмотрения различных категорий дел.

В Республике Беларусь существуют суды общей и специальной юрисдикции. Ввиду специфики рассматриваемых ими дел, их полномочия неодинаковы. В Законе закреплен общий правовой статус судей всех судов, в частности, в ст.60 сказано: «Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают одинаковым статусом». Статья 84 Кодекса несколько детализирует данное положение: «Судьи всех судов в Республике Беларусь обладают единым статусом и различаются между собой полномочиями. Судьи занимают государственные должности, являются государственными служащими и на них распространяется действие Закона Республики Беларусь от 14 июня 2003 года «О государственной службе в Республике Беларусь».

Общий правовой статус судей Республики Беларусь не исключает наличия некоторых различий в правовом положении судей разных судов. Так, судьи военных судов и Военной коллегии Верховного Суда Республики Беларусь, являющиеся военнослужащими, проходят военную службу в соответствии с Законом Республики Беларусь от 5 ноября 1992 года «О воинской обязанности и воинской службе» и Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента Республики Беларусь от 25 апреля 2005 г. № 186

Особенности статуса судей определяются Конституцией Республики Беларусь, Кодексом и иными законодательными актами.

Судьи обладают теми же правами что и любой гражданин Республики Беларусь. Но им также присущи такие права и обязанности, которые вытекают из особенностей их профессиональной деятельности и непосредственно образуют такое правовое состояние, которое и именуется статусом судьи.

Предоставленные судьям права позволяют им в полной мере выполнять свои функции. В соответствии со ст. 89 Кодекса, судья имеет право:

- требовать от государственных органов, иных организаций, а также от должностных лиц и граждан исполнения судебных постановлений, связанных с осуществлением возложенных на него обязанностей;

- запрашивать информацию у государственных органов, иных организаций, а также у должностных лиц и иных граждан.

Объем прав может различаться в зависимости от вида суда. Так, судья Конституционного Суда Республики Беларусь имеет право требовать созыва Конституционного Суда Республики Беларусь, предлагать вопросы на его рассмотрение, выражать особое мнение по поводу решений Конституционного Суда Республики Беларусь. При решении всех вопросов, относящихся к компетенции Конституционного Суда Республики Беларусь, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь пользуются равными правами. Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь вправе присутствовать на открытых (по приглашениям – и на закрытых) заседаниях любых государственных органов.

Помимо прав, Кодекс устанавливает и некоторые обязанности и ограничения для судей. В частности, при осуществлении правосудия судьи и народные заседатели должны неукоснительно соблюдать Конституцию Республики Беларусь, законы и иные законодательные акты, обеспечивать защиту прав и свобод граждан, охраняемых законодательством интересов государства и организаций, индивидуальных предпринимателей, высокую культуру судебной деятельности, быть справедливыми и беспристрастными. Судья также обязан строго соблюдать положения Кодекса чести судьи Республики Беларусь. Судья и народный заседатель не должны высказывать мнение по существу дел, находящихся в их производстве, а также передавать дела кому бы то ни было для ознакомления иначе, как в порядке и случаях, предусмотренных законодательными актами.

Гарантиями правового статуса являются независимость, несменяемость и неприкосновенность судей, которые закреплены в ст. 85, 86, 87 Кодекса и реализуются в других его положениях.

Независимость судей обеспечивается установленными законодательными актами порядком их назначения (избрания, утверждения), приостановления и прекращения полномочий, неприкосновенностью, процедурой рассмотрения дел и вопросов, тайной совещания при вынесении судебных постановлений и запрещением требовать ее разглашения, ответственностью за неуважение к суду или вмешательство в его деятельность, иными гарантиями, соответствующими статусу судей, а также созданием надлежащих организационно-технических условий для деятельности судов.

Воздействие в какой-либо форме на судей с целью воспрепятствовать всестороннему, полному и объективному рассмотрению конкретного дела или добиться вынесения незаконного судебного постановления влечет за собой ответственность, установленную законодательными актами.

Средства массовой информации не вправе предрешать в своих сообщениях результаты судебного разбирательства по конкретному делу или иным образом воздействовать на судью или народного заседателя.

Установленная независимость позволяет защитить судью от какого-либо внешнего воздействия и, тем самым, обеспечить вынесение законного и обоснованного решения по делу.

Судьи всех судов, входящих в судейскую систему Республики Беларусь, несменяемы. Судья не может быть переведен на другую должность или в другой суд без личного согласия. Для различных видов судов установлены различные сроки пребывания судей в должности. В частности, судьи Конституционного Суда Республики Беларусь назначаются (избираются) на 11 лет и могут быть назначены (избраны) на новый срок. (ст. 92 Кодекса) Судьи общих и хозяйственных судов назначаются на должность сроком на 5 лет и могут быть назначены на новый срок или бессрочно. Судьи исполняют свои обязанности до достижения ими предельного возраста пребывания на государственной службе. (ст. 99 Кодекса)

Полномочия судьи не могут быть приостановлены или прекращены иначе, как в порядке и по основаниям, установленным Кодексом. А именно, по общему правилу полномочия судьи могут быть приостановлены по решению Президента Республики Беларусь в следующих случаях:

- возбуждения в отношении судьи уголовного дела, привлечения судьи в качестве подозреваемого или обвиняемого – до вступления в законную силу приговора, постановления о применении принудительных мер безопасности и лечения или постановления о прекращении уголовного дела. При этом, в случае, если отпали указанные основания, полномочия судьи возобновляются по решению Президента Республики Беларусь;

- участия судьи в избирательной кампании в качестве кандидата в Президенты Республики Беларусь, депутаты Палаты представителей Национального собрания Республики Беларусь, депутаты местных Советов депутатов – на время участия его в избирательной кампании. Приостановление полномочий судьи по указанным мотивам не влечет за собой отмены его личной неприкосновенности, материальных и социальных гарантий. Таким образом, приостановление полномочий судьи означает, что судья временно отстраняется от исполнения своих обязанностей. Однако это не ведет к снижению уровня его материального обеспечения, он продолжает получать заработную плату и иные виды вознаграждения за труд, кроме тех случаев, когда он подвергнут аресту.

Основания и процедура прекращения полномочий судьи зависит от вида суда и установлены ст. 124 Кодекса.

Полномочия судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут быть прекращены в случае:

1. отставки;

2. подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

3. достижения предельного возраста пребывания в должности судьи Конституционного Суда Республики Беларусь;

4. истечения срока его полномочий;

5. отказа от принесения присяги;

6. прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

7. назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

8. занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

9. грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

10. вступления в законную силу обвинительного приговора;

11. вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

12. признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

13. смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий Председателя и судей Конституционного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе на основании личного письменного заявления судьи об отставке или об освобождении от должности по собственному желанию либо представления Конституционного Суда Республики Беларусь о прекращении полномочий судьи по иным основаниям, предусмотренным Кодексом, с уведомлением Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. При этом представление Конституционного Суда Республики Беларусь принимается большинством голосов от полного состава судей Конституционного Суда Республики Беларусь, за исключением внесения представления о прекращении полномочий по основанию, предусмотренному п. 9, которое должно быть принято большинством не менее двух третей от полного состава судей.

Полномочия судей общих и хозяйственных судов могут быть прекращены в случае:

1. отставки судьи;

2. подачи им заявления об освобождении от должности по собственному желанию;

3. достижения предельного возраста пребывания на государственной службе;

4. истечения срока его полномочий;

5. отказа от принесения присяги;

6. прекращения гражданства Республики Беларусь вследствие выхода из гражданства или его утраты;

7. назначения (избрания) на другую должность либо перевода на другую работу;

8. занятия деятельностью, несовместимой с должностью судьи, несоблюдения ограничений, связанных с государственной службой;

9. отказа судьи от перевода в другой суд в связи с ликвидацией суда либо сокращением численности судей;

10. систематических дисциплинарных нарушений (привлечение к дисциплинарной ответственности более двух раз в течение одного года);

11. грубого нарушения должностных обязанностей, совершения проступка, несовместимого с нахождением на государственной службе;

12. вступления в законную силу обвинительного приговора;

13. вступления в законную силу решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным;

14. признания судьи в установленном порядке нетрудоспособным либо неспособности его, подтвержденной медицинским заключением, по состоянию здоровья в течение длительного времени (не менее одного года) исполнять обязанности судьи;

15. смерти судьи, объявления его умершим либо признания безвестно отсутствующим решением суда, вступившим в законную силу, – без принятия специального решения.

Прекращение полномочий судей общих и хозяйственных судов (кроме председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь) осуществляется Президентом Республики Беларусь, в том числе по совместному представлению Министра юстиции Республики Беларусь и соответственно Председателя Верховного Суда Республики Беларусь, Председателя Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, основанному на заключении соответствующей квалификационной коллегии судей.

При наличии оснований, предусмотренных Кодексом, прекращение полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь осуществляется Президентом Республики Беларусь. О прекращении полномочий председателей и судей Верховного Суда Республики Беларусь и Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь Президент Республики Беларусь уведомляет Совет Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Процедуру досрочного прекращения полномочий председателей, заместителей председателей и судей судов Республики Беларусь вправе инициировать должностные лица, уполномоченные в соответствии с законодательными актами возбуждать дисциплинарное производство.

При прекращении полномочий председателей и заместителей председателей судов в связи с истечением срока, на который они были назначены (избраны), за ними сохраняются полномочия судей соответствующих судов, если срок таких полномочий не истек.

Полномочия судьи прекращаются в день вступления в силу соответствующего решения Президента Республики Беларусь или в день, указанный в данном решении. При этом не допускается прекращение полномочий судьи в связи с истечением срока его полномочий, или достижением им предельного возраста нахождения в должности судьи до окончания рассмотрения по существу дела, начатого с участием этого судьи.

Решение о прекращении полномочий судьи может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Беларусь.

В случае отмены обвинительного приговора или постановления суда о применении в отношении судьи принудительных мер безопасности и лечения, а также решения суда о признании судьи ограниченно дееспособным или недееспособным либо об объявлении его умершим или о признании безвестно отсутствующим судья может быть восстановлен в должности судьи Президентом Республики Беларусь.

Приведенные основания прекращения полномочий судей существенно расширены по сравнению с положениями Закона. В частности ст. 72 Закона установила, что судьи могут быть лишены своих полномочий за умышленное нарушение законности или совершение порочащего поступка, не совместимых с их высоким званием, не иначе как по решению органа, назначившего их, а также в связи с вступившим в силу обвинительным приговором суда в отношении их.

Судьи освобождаются от исполнения обязанностей:

1. по состоянию здоровья, препятствующему продолжению работы;

2. в связи с избранием или назначением на другую должность либо с переводом с их согласия на другую работу;

3. по истечении пятилетнего срока работы в должности судьи (для лиц, назначенных впервые) и отказа в назначении судьей бессрочно;

4. по заключению квалификационной коллегии судей о невозможности дальнейшего нахождения на должности судьи;

5. по собственному желанию;

6. в связи с утратой гражданства Республики Беларусь.

Что касается процедуры прекращения полномочий, то в Законе содержалась только отсылочная норма: «Порядок лишения судей полномочий и освобождения их от должности определяется законодательными актами Республики Беларусь».

Кроме указанных выше оснований прекращения полномочий, судья имеет право на отставку. До настоящего времени, отставка судьи - это почетный уход или удаление судьи с должности. Почетный уход судьи происходит по его инициативе добровольно. Удаление судьи происходит в случае истечения срока полномочий судьи, признания его недееспособным или наличия у него болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности. В ст. 75 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» сказано, что судья, проработавший на должности судьи не менее 20 лет, вправе выйти в отставку по собственному желанию независимо от возраста и причин ухода. Кроме того, судья считается в отставке в случае прекращения его полномочий в связи с признанием недееспособным в определенном законом порядке либо невозможностью им исполнения своих обязанностей продолжительный срок по состоянию здоровья или по другим уважительным причинам./ 33, с.14./

На сегодняшний день, Кодексом установлено, что судья имеет право на отставку в порядке и на условиях, определенных законодательством Республики Беларусь о государственной службе. (ст. 125 Кодекса). Такие основания, как признание судьи недееспособным или наличия у него болезни, которая в течение длительного времени мешает судье выполнять свои обязанности, являются основаниями для прекращения полномочий судьи, о чем говорилось выше.

За судьей, вышедшим в отставку, сохраняются право участия в деятельности органов судейского сообщества и иные гарантии, предусмотренные Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь. При выходе судьи в отставку в его удостоверении проставляется штамп «В отставке» и указывается дата начала отставки.

Отставка судьи прекращается Президентом Республики Беларусь в случае прекращения гражданства Республики Беларусь, умышленного нарушения законодательства или совершения порочащего поступка, несовместимых с высоким званием судьи.

Судья, отставка которого прекращена, вправе обжаловать это заключение в порядке, предусмотренном для обжалования заключений квалификационных коллегий судей.

Отставка судьи прекращается также в связи со смертью судьи или объявлением его в установленном порядке умершим.

Важной гарантией надлежащего исполнения судьей своих обязанностей является неприкосновенность судьи, установленная ст. 87 Кодекса. Законодательством установлен единый и обязательный для всех судов, органов прокуратуры, предварительного следствия и дознания порядок судопроизводства по уголовным делам. Вместе с тем, в законе содержатся особые процедуры, а также нормы, которые наделяют судей дополнительными гарантиями неприкосновенности с учетом той роли, которую они играют в государстве и обществе. При этом принимаются во внимание особенности выполняемой ими работы, необходимость укрепления их независимости, недопустимость незаконного и необоснованного применения к ним мер принуждения. Часть норм, закрепляющих статус судей, является не только отступлением от принципа равенства граждан перед законом и судом, но более того, некоторые из этих норм в определенной мере делают невозможным привлечение судей к уголовной ответственности, хотя для этого есть основания. Это, конечно, не распространяется на те случаи, когда судья совершил преступление и его вовсе невозможно привлечь к ответственности. Судья понесет ответственность. Но для этого надо соблюсти определенную процедуру, которая является отступлением от принципа равенства граждан перед законом и судом.

Наделение судьи дополнительными правами и освобождение от некоторых обязанностей входит в понятие «иммунитет судей» или неприкосновенность судей.

Судьи являются неприкосновенными в течение срока своих полномочий. Неприкосновенность судьи распространяется на его жилище, служебное помещение, транспорт и средства связи, корреспонденцию, имущество и используемые им документы.

Возбуждение в отношении судьи уголовного дела, привлечение его в качестве подозреваемого или обвиняемого, а также применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу допускаются только с согласия назначившего их должностного лица (избравшего их органа).

В отношении судьи не допускаются задержание, привод, личный обыск. Судьи не могут быть привлечены к какой-либо ответственности за высказанное ими при осуществлении правосудия суждение и принятое решение, если вступившим в законную силу приговором суда не будет установлена их виновность в совершении преступления против интересов службы.

Судьи, задержанные по подозрению в совершении преступления, доставленные в орган внутренних дел или иной государственный орган, должны быть освобождены немедленно после выяснения их личности, кроме случаев задержания их на месте совершения преступления. О факте задержания судьи органами, осуществившими задержание, немедленно сообщается:

· Председателю Конституционного Суда Республики Беларусь или его заместителю – в отношении судей Конституционного Суда Республики Беларусь;

· Председателю Верховного Суда Республики Беларусь или Председателю Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь, в соответствующую квалификационную коллегию судей и Министерство юстиции Республики Беларусь – в отношении судей общих и хозяйственных судов.

Уголовное дело в отношении судьи может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь.

Проникновение в жилище или служебное помещение судьи, проверка его корреспонденции, прослушивание телефонных разговоров, а также производство в отношении его следственных действий, выполняемых с санкции прокурора, могут осуществляться не иначе как с санкции Генерального прокурора Республики Беларусь или лица, исполняющего его обязанности, либо по судебному решению.

В случае дачи согласия на возбуждение в отношении судьи, уголовного дела, привлечение их в качестве подозреваемых или обвиняемых, а также на применение в отношении указанных лиц меры пресечения в виде заключения под стражу одновременно принимается решение о приостановлении их полномочий.

Уголовные дела в отношении судей подсудны только Верховному Суду Республики Беларусь.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
ТЕМА 2. Судебная власть и правосудие | Формирование судейского корпуса и профессиональная этика судей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 359; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.