Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Одинарные методы-методы, имеющие самостоятельное значение. К ним относятся математика и моделирование, абстра­гирование и идеализация, системный подход и др




Тема 8. Адвокатура в Республике Беларусь.

Тема 6. Действующая судебная система Республики Беларусь.

Правовой основой действующей национальной судебной системы являются Конституция, Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей», и другие нормативно-правовые акты, регламентирующие организацию судебной системы.

Система судов строится на принципах территориальности и специализации. Образование чрезвычайных судов запрещается.

Кодекс Республики Беларусь «О судоустройстве и статусе судей» устанавливает, что судебная власть осуществляется общими, хозяйственными и иными судами, предусмотренными законом.

К общим судам действующее законодательство относит Верховный Суд, областные, Минский городской, районные городские, а также военные суды; к хозяйственным – Высший Хозяйственный Суд, хозяйственные суды областей и г. Минска.

В системе общих и хозяйственных судов допускается образование специализированных коллегий, могут быть образованы специализированные суды: по делам несовершеннолетних, семейным делам, административные, земельные, налоговые и иные. В судебной системе особая роль принадлежит Конституционному Суду как осуществляющему конституционное правосудие. Характерной чертой судебной системы является ее единство.

В Республике Беларусь действуют Международный арбитражный (третейский) суд и Экономический суд СНГ, не входящие в судебную систему, но рассматривающие соответствующие споры. Действующая судебная система строится на следующих началах: территориальность и специализация; единство и демократизм; инстанционность; участие народа в осуществлении правосудия в качестве заседателей.

Каждое звено судебной системы следует изучать по определенному плану. О каждом суде студент должен знать следующее:

· порядок образования суда и его место в судебной системе;

· состав суда, его структура и порядок образования отдельных структурных подразделений;

· компетенция суда и его структурных подразделений;

· председатель суда, порядок его назначения, его права и обязанности;

· организация работы и аппарат суда.

Конституционный Суд. Конституционный Суд занимает особое место в системе органов судебной власти и в государственном механизме в целом. Этот конституционный орган – одного уровня с высшими органами законодательной и исполнительной властями, стоит на первом месте среди субъектов судебной власти. Его назначение – обеспечение верховенства и прямого действия Конституции на территории Республики Беларусь, утверждение конституционной законности в правоприменительной и правотворческой деятельности.

Конституционный Суд по предложениям Президента, Палаты представителей, Совета Республики, Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Совета Министров рассматривает дела и дает заключения:

· о соответствии законов, декретов, указов Президента, международных и иных обязательств Конституции и международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь;

· о соответствии актов межгосударственных образований, в которые входит Республика Беларусь, указов Президента, изданных во исполнение законов, Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам и декретам;

· о соответствии постановлений Совета Министров, актов Верховного Суда, Высшего Хозяйственного Суда, Генерального прокурора Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам;

· о соответствии актов любого другого государственного органа Конституции, международно-правовым актам, ратифицированным Республикой Беларусь, законам, декретам и указам.

В отличие от аналогичных судов России, Германии, Польши и некоторых других стран Конституционный Суд Республики Беларусь не вправе принимать к своему производству жалобы граждан на нормативные акты, нарушающие их конституционные права и свободы, не вправе давать официальные толкования Конституции.

Районные (городские) суды. Данные суды – основное звено в системе судов общей юрисдикции. Образуются в районе и городе областного подчинения, которые не имеют районного деления, а также в районе города республиканского подчинения, имеющем районное деление, и городе Минске.

Надзор за судебной деятельностью этих судов осуществляют областные и Минский городской суды, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции и управления юстиции исполкомов областей и города Минска.

В состав данного суда входит председатель суда, судьи и народные заседатели. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя этого суда.

Названные суды выступают только в качестве судов первой инстанции. Их сфера деятельности охватывает рассмотрение гражданских, уголовных и административных дел, материалов об исполнении судебных постановлений, изучение и обобщение судебной практики, а также выполнение других полномочий.

Областные и Минский городской суды. Областные суды образуют второе, среднее, звено в системе судов общей юрисдикции. К этому звену относится и Минский городской суд. Эти суды являются вышестоящими для районных (городских) судов и нижестоящими по отношению к Верховному Суду.

Особенности правового статуса судов второго звена судебной системы:

· действуют в качестве всех трех судебных инстанций;

· осуществляют надзор за судебной деятельностью районных (городских) судов и оказывают им помощь в правильном применении законодательства;

· имеют организационно-функциональную структуру, включающую две судебные коллегии и президиум;

· обеспечивают специализированное отраслевое рассмотрение дел, что проявляется в наличии судебной коллегии по уголовным делам и судебной коллегии по гражданским делам.

Надзор за судебной деятельностью данных судов осуществляется Верховным Судом, а организационное и материально-техническое обеспечение их деятельности возложено на Министерство юстиции.

Суды второго звена состоят из председателя, заместителей председателя, судей, народных заседателей. Действуют в составе судебной коллегии по гражданским делам, судебной коллегии по уголовным делам и президиума.

Судьей этого суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее трех лет. Количество народных заседателей для среднего звена судебной системы составляет 25 человек на одного судью.

Коллегии данного суда состоят из председателя коллегии, судей и народных заседателей соответствующего суда. Их количественный и персональный состав утверждается президиумом суда по предложению его председателя. При этом учитываются опыт работы и склонности каждого из судей.

Руководство работой судебных коллегий осуществляют их председатели, которые входят в состав соответствующих коллегий и одновременно являются заместителями председателя суда. Судебные коллегии действуют в качестве судов первой и второй (кассационной) инстанции. Президиум данных судов образуется в составе председателя суда, заместителей председателя, судей этого суда в количестве, определяемом Президентом Республики Беларусь.

Заседание президиума проводится по мере необходимости. Оно считается правомочным при наличии большинства членов президиума. Постановления президиума принимаются открытым голосованием большинством голосов.

Полномочия президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

Военные суды. Своеобразие правового статуса военных судов заключается в следующем:

1. Военные суды – часть системы общих судов, и на них в полной мере распространяются конституционные нормы об основах судебной власти, законодательство о судоустройстве и статусе судей, УПК и ГПК, разъяснения пленума Верховного Суда.

2. На данные суды возложен ряд специфических функций. Они призваны вести борьбу с посягательствами на безопасность республики, боеспособность и боеготовность Вооруженных Сил, с нарушениями воинской дисциплины и установленного порядка несения службы.

3. Система военных судов не соответствует административно-территориальному делению государства, а построена с учетом структуры и организации Вооруженных Сил. Она состоит из трех звеньев: межгарнизонных военных судов, Белорусского военного суда и Военной коллегии Верховного Суда.

4. Они обладают определенной автономией по отношению к судам общей юрисдикции (районным (городским) судам), между ними отсутствуют организационные и процессуальные связи. Эти две самостоятельные, обособленные подсистемы общих судов соприкасаются лишь в Верховном Суде – общем для них высшем судебном органе.

5. Они рассматривают дела в отношении узкого круга субъектов – лиц, на которых распространяется статус военнослужащих. Это дела о всех преступлениях, совершенных указанной категорией граждан, а также гражданские дела по искам, возникающим из отношений военной службы.

Надзор за судебной деятельностью военных судов осуществляет Верховный Суд. Финансирование их деятельности, обеспечение транспортными средствами, связью, оружием, охраной, служебными и жилыми помещениями осуществляется Министерством обороны за счет средств республиканского бюджета.

Межгарнизонные военные суды образуются Президентом с учетом численности и дислокации воинских частей Вооруженных Сил страны по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Данный суд состоит из председателя суда, судей, народных заседателей. При наличии пяти и более судей вводится должность заместителя председателя.

Белорусский военный суд – второе звено в системе военных судов. Его количественный состав устанавливается Президентом по совместному представлению Министра юстиции и Председателя Верховного Суда. Состоит из председателя, двух заместителей председателя, шести судей и народных заседателей. Число последних определяется в размере 25 человек на одного судью.

Действует в составе судебных коллегий, которые утверждаются его председателем из числа судей этого суда. Однако название этих коллегий в законе отсутствует. Руководство их работой осуществляют заместители председателя суда.

Военная коллегия Верховного Суда является третьим звеном в системе военных судов. Она образуется из числа судей Верховного Суда и утверждается его пленумом.

Военной коллегии подсудны:

1) уголовные дела о преступлениях, совершенных высшими должностными лицами государства, депутатами Палаты представителей и членами Совета Республики Национального собрания, если на них распространяется статус военнослужащих;

2) уголовные дела о преступлениях, переданные в данный суд с согласия обвиняемого и его защитника из нижестоящих военных судов в целях обеспечения объективности судебного разбирательства;

3) принятые к своему производству по собственной инициативе любые уголовные дела, входящие в компетенцию военных судов (ст.269 УПК).

Верховный Суд Республики Беларусь. Особенности правового статуса Верховного Суда:

1) осуществляет надзор за судебной деятельностью всех судов республики. Процессуальными формами этого надзора является рассмотрение дел в кассационном и надзорном порядке, по вновь открывшимся обстоятельствам с целью проверки законности и обоснованности постановлений, вынесенных нижестоящими судебными инстанциями, и исправления допущенных ими судебных ошибок;

2) является высшей надзорной инстанцией в системе общих судов, которая принимает окончательное решение по уголовным, гражданским и административным делам;

3) дает разъяснения по вопросам применения законодательства, возникающим при рассмотрении судебных дел, и осуществляет контроль за их исполнением. Это является основной непроцессуальной формой надзора Верховного Суда за судебной деятельностью нижестоящих судов;

4) вносит предложения в Конституционный Суд о проверке конституционности нормативных актов;

5) рассматривает по первой инстанции дела особой сложности и особого общественного значения;

6) имеет самую разветвленную, по сравнению с другими судами, организационно-функциональную структуру, включающую руководящие органы (Пленум и Президиум) и обширный и многочисленный аппарат суда, обеспечивающий осуществление правосудия и выполнение иных функций высшего судебного органа;

7) обеспечивает специализированное отраслевое рассмотрение дел по четырем направлениям: уголовному, гражданскому, военному и патентному, что проявляется в наличии соответствующих судебных коллегий в его составе.

Верховный Суд состоит из председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей и народных заседателей и действует в составе: судебной коллегии по гражданским делам; судебной коллегии по уголовным делам; Военной коллегии; судебной коллегии по патентным делам; Президиума; Пленума.

Судьей Верховного Суда может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25 лет, имеющий высшее юридическое образование, не совершивший порочащих его поступков, имеющий стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет. Последнее условие не относится к судьям судебной коллегии по делам интеллектуальной собственности, которые могут не иметь высшего юридического образования. В этом случае они должны обладать высшим техническим и естественнонаучным образованием и стажем работы в области патентоведения не менее трех лет. На этих судей не распространяются общие требования, касающиеся прохождения и сдачи квалификационного экзамена.

Судебные коллегии рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном порядке, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам. Только судебная коллегия по патентным делам действует как суд первой инстанции и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Президиум Верховного Суда образуется в составе Председателя, первого заместителя, заместителей председателя, судей. Персональный состав Президиума утверждается Президентом по представлению Председателя Верховного Суда. Заседания Президиума проводятся по мере необходимости. Полномочия Президиума можно разделить на процессуальные и организационные.

Пленум Верховного Суда – коллегиальный орган, направляющий судебную практику в целях обеспечения ее точного соответствия действующему законодательству.

Пленум действует в составе Председателя Верховного Суда, первого заместителя, заместителей председателя и судей, председателей областных, Минского городского и Белорусского военного судов, входящих в состав Пленума по должности.

Пленум созывается не реже одного раза в три месяца. Заседание правомочно при наличии большинства его членов. Постановления принимаются открытым голосованием большинством голосов членов Пленума.

Основное полномочие Пленума – дача разъяснений по вопросам применения законодательства Республики Беларусь, возникающим при рассмотрении судебных дел. Эти разъяснения даются в виде постановлений Пленума и основываются на обобщении судебной практики и анализа судебной статистики. Они могут быть посвящены общим вопросам судебной деятельности, отдельным категориям уголовных, гражданских и административных дел, материально-правовым и процессуальным проблемам осуществления правосудия.

Хозяйственные суды. Хозяйственные суды являются органами судебной власти, осуществляющими в соответствии с Конституцией в пределах своей компетенции правосудие в области хозяйственных (экономических) отношений в целях защиты прав и охраняемых законом интересов юридических и физических лиц, в том числе и иностранных, а в случаях, установленных законодательственными актами, и иных организаций, не являющихся юридическими лицами.

Основные задачи хозяйственных судов:

1) защита прав и охраняемых законом интересов организаций и граждан в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности;

2) обеспечение правильного и единообразного применения законодательства при осуществлении правосудия;

3) укрепление законности и предупреждение правонарушений в сфере предпринимательской и иной хозяйственной (экономической) деятельности.

Принципы организации и деятельности хозяйственных судов: законность; независимость судей при осуществлении правосудия; состязательность и равенство сторон; открытость и гласность судебного разбирательства; свободный доступ к правосудию; обязательность судебных актов для всех организаций и граждан.

Высший Хозяйственный Суд состоит из судей этого суда, в том числе Председателя, первого заместителя, заместителей председателя. Высший судебный орган судов хозяйственной юрисдикции действует в составе: Пленума; Президиума; коллегии по проверке законности решений хозяйственных судов; судебных коллегий по разрешению отдельных категорий споров. В нем имеется квалификационная коллегия судей.

 

Тема 7. Прокуратура Республики Беларусь.

 

Как основа нормальной жизни общества и его членов законность, т. е. безусловное и неукоснительное соблюдение правовых предписаний, является важнейшим составным элементом правового государства. Всеобщее соблюдение законов является проявлением зрелости общества, признаком его стабильности и, как следствие, благополучия и процветания.

Система правоохранительных органов достаточно сложная и разветвленная. Однако одно из важнейших мест в ней занимает такой орган как прокуратура. Как орган высшего надзора за точным и единообразным исполнением законов прокуратура направляет свою деятельность на всемерное укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов граждан, на воспитание должностных лиц и граждан в духе добросовестного исполнения своих конституционных обязанностей и т.п.

На высшем юридическом уровне статус, функции и структура прокуратуры закреплены в главе 7 раздела VI Конституции Республики Беларусь 1994 г. с изменениями и дополнениями 1996 г. (далее Конституция). Основным нормативно-правовым актом, регулирующим деятельность органов прокуратуры в Республике Беларусь является Закон «О прокуратуре» 2007 г.

Согласно Конституции, единую централизованную систему органов прокуратуры возглавляет Генеральный прокурор, назначаемый президентом с согласия Совета Республики, а в соответствии с п.11 этой же статьи освобождение Генерального прокурора производится также Президентом Республики Беларусь с уведомлением Совета Республики. Такой порядок назначения и освобождения обеспечивает Генеральному прокурору независимость от других органов в осуществлении руководства всей системой прокуратуры Республики Беларусь. В соответствии со ст.14 Закона о прокуратуре все нижестоящие прокуроры назначаются Генеральным прокурором, ему подчинены и подотчетны.

Прокуратура Республики Беларусь состоит из республиканской прокуратуры, являющейся центральным аппаратом системы органов прокуратуры, прокуратур областей и приравненной к ним прокуратуры города Минска. Кроме того, к ней относятся прокуратуры городов (районов), межрайонные прокуратуры, а также специализированные прокуратуры, которые могут назначаться и распускаться по представлению Генерального прокурора. К ним относятся военная, транспортная, природоохранительная прокуратуры и прокуратура по надзору за исправительно-трудовыми учреждениями. По своему статусу специализированные прокуратуры приравниваются к прокуратурам областей, районов (городов) или межрайонных прокуратур (ст. 12 Закона о прокуратуре).

Структура органов прокуратуры обычно определяется как внутренняя организация прокуратур, входящих в систему органов прокуратуры.

В Конституции и Законе о прокуратуре провозглашено, что прокуратура Республики Беларусь представляет собой единую и централизованную систему органов прокуратуры, возглавляемую Генеральным прокурором, и осуществляет свои полномочия независимо от каких бы то ни было государственных органов власти и управления, общественных формирований и должностных лиц, подчиняясь только Генеральному прокурору Республики Беларусь.

Закрепление принципа единства и централизации органов прокуратуры, а также принципа независимости от местных влияний позволяет Генеральному прокурору Республики Беларусь и подчиненным ему прокурорам проводить единую политику в осуществлении надзора за исполнением законов в стране.

Статья 125 Конституции определила полномочия прокуратуры. На Генерального прокурора Республики Беларусь и подчиненных ему прокуроров возлагается надзор за точным и единообразным исполнением законов, декретов, указов и иных нормативных правовых актов министерствами и другими подчиненными Совету Министров органами, местными представительными и исполнительными органами, предприятиями, организациями и учреждениями, должностными лицами и гражданами.

Прокуратура осуществляет надзор за исполнением законов при расследовании преступлений, соответствием закону судебных решений по гражданским, уголовным делам и делам об административных правонарушениях, в случаях, предусмотренных законом, проводит предварительное следствие, поддерживает государственное обвинение в суде.

Как уже говорилось, возглавляет систему прокурорских органов республики Генеральный прокурор. Он управляет всей деятельностью аппарата прокуратуры и осуществляет контроль за их работой. Он также имеет право на издание ведомственных нормативно-правовых актов - приказов, указаний, распоряжений, - а также утверждает положения и инструкции, обязательные для исполнения всеми работниками прокурорских органов.

Приказ Генерального прокурора Республики Беларусь руководящего характера определяет стратегическую линию по осуществлению надзора за исполнением законов в определенной отрасли надзора или в каком-либо направлении деятельности органов прокуратуры.

Указание дается Генеральным прокурором в развитие приказа руководящего характера, в нем затрагивается какой-либо участок деятельности прокурора.

Распоряжение издается в целях выполнения, чаще всего немедленно, каких-либо действий прокурором и следователем.

Инструкция, утверждаемая Генеральным прокурором, предусматривает порядок производства каких-либо процессуальных или оперативных действий. В Инструкции может быть предусмотрен порядок ведения статистической отчетности, учета и регистрации совершенных преступлений и т.п.

Генеральному прокурору подчинены и подотчетны все нижестоящие прокуроры, только он имеет право их назначать и освобождать от должности. Снятие с должности Генерального прокурора раньше окончания срока его полномочий, который, как и для всех прокуроров, составляет 5 лет (ст. 15 Закона), возможно лишь в случае совершения им преступления, а также в связи с невозможностью выполнять свои полномочия по состоянию здоровья или по собственному желанию (ст. 13).

Республиканская прокуратура представляет собой центральное звено системы органов прокуратуры. Во главе ее, как и во главе всех прокуратур, стоит прокурор республики. В структуре республиканской прокуратуры выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками, имеющими заместителей. Отделы и управления включают прокуроров отделов и управлений.

Среднее звено прокурорских органов состоит из прокуратур областей, г.Минска, а также приравненных к ним. Возглавляются эти прокуратуры, соответственно, прокурорами областей (г.Минска). В их полномочия входит управление деятельностью аппарата соответствующих прокуратур и подчиненных органов, а также издание приказов, указаний, распоряжений, обязательных для исполнения всеми подчиненными работниками (ст. 17). Им подчинены и подотчетны также нижестоящие прокуроры.

Прокуроры областей имеют несколько (обычно 2-3) заместителей. В структуре областных прокуратур выделяют отделы и управления, возглавляемые начальниками и имеющие в штате соответствующих прокуроров.

Основным звеном органов прокуратуры являются прокуратуры городов, районов, межрайонные и приравненные к ним прокуратуры. Возглавляются они соответствующим прокурором, который имеет заместителя и помощников, функции которых обычно распределяются по отраслям надзора.

Кроме того, в соответствии со ст. 18 Закона о прокуратуре, могут назначаться прокуроры для городов с районным делением. В их компетенцию входит управление деятельностью районных прокуратур, а также возможность внесение на рассмотрение вышестоящего прокурора предложений об изменении штатного количества аппарата подчиненных прокуратур и о расстановке кадров.

При прокуратурах областей (г.Минска) и республиканской прокуратуре могут образовываться коллегии (ст.20 Закона о прокуратуре). Они выполняют функцию совещательного органа при соответствующей прокуратуре и рассматривают наиболее важные вопросы деятельности органа, требующие коллективного обсуждения и выработки решений, обсуждают проекты важнейших приказов и указаний, отчеты глав отдельных структурных подразделений, нижестоящих прокуроров и других работников. На заседаниях коллегий могут заслушиваться отчеты и объяснения глав органов государственного управления и контроля, предприятий, организаций, учреждений, других должностных лиц по вопросам исполнения закона.

В состав коллегии республиканской прокуратуры входят Генеральный прокурор Республики Беларусь (в качестве председателя), его первый заместитель и заместители (по должности), иные прокурорские работники. В коллегии областных прокуратур входят прокурор области (председатель), его первый заместитель и заместители по должности и другие прокурорские работники. Персональный состав коллегий утверждается Генеральным прокурором Республики Беларусь по представлению соответствующего прокурора.

В структуре прокурорских органов можно также выделить следственный аппарат. Следственный аппарат республиканской прокуратуры состоит из старших следователей по особо важным делам, следователей по особо важным делам, старших следователей-криминалистов, следователей-криминалистов, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи.

Следственный аппарат прокуратур областей, г.Минска и приравненных к ним состоит из старших следователей по важнейшим делам, следователей по важнейшим делам, а также начальников (заместителей начальников) управлений и отделов, в состав которых входят эти следователи (ст. 19).

Следственный аппарат в прокуратурах районов (городов), межрайонных и приравненных к ним прокуратурах состоит из следователей и старших следователей.

Следователи прокуратуры проводят расследования по делам о преступлениях, отнесенных законом к их компетенции, а также по любым другим по указанию прокурора.

В целом прокуратура Республики Беларусь это надзорный и контролирующий орган, призванный следить за точным и неукоснительным соблюдением законности всеми субъектами общества. Только при строгой дисциплине и самодисциплине, высокой ответственности за порученное дело, при неуклонном соблюдении предписаний закона можно создать внутренне сильное, монолитное государство, которое способно отстоять свою независимость и обеспечить права и законные интересы своих граждан, их благосостояние.

Для того чтобы прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов осуществлялся в полном объеме, необходимо дать правильное определение понятия законности как социального явления.

Отдельные правоведы сводят понятие законности лишь к законам и подзаконным актам, не учитывая того, что это лишь один из элементов, составляющих содержание законности.

К чему это приводит на практике?

Когда надо усилить борьбу с каким-либо нарушением закона, сразу же становится вопрос об изменении действующего закона или о внесении в него дополнений. Закон «совершенствуется», а положение с его соблюдением не изменяется.

Если законы не будут проводиться в жизнь, а оставаться только на бумаге, воля законодателя останется только добрым пожеланием и не более того. Поэтому исполнение закона, то есть действие органов исполнительной власти, является непременным условием соблюдения законов.

Каждое государство создает систему гарантий, обеспечивающих исполнение законов. Одной из них, причем наиболее существенной, является прокурорский надзор за точным и единообразным исполнением законов. Это также является составным элементом понятия законности.

Наконец, государство устанавливает различного рода ответственность за допущенное нарушение закона в зависимости от степени опасности нарушения. Ответственность может быть уголовной, административной, материальной или дисциплинарной, но она должна неотвратимо наступить. Известно, что безнаказанность ведет к совершению еще более опасных нарушений закона.

Таким образом, содержание понятия законности образуется из следующих элементов:

· законы и подзаконные акты;

· исполнение законов и подзаконных актов, то есть проведение их в жизнь;

· надзор за точным и единообразным исполнением законов;

· ответственность за допущенное нарушение закона.

Поэтому, когда речь идет об укреплении законности, государство, его органы власти и управления должны разработать меры в направлениях совершенствования законодательства, усиления деятельности органов исполнительной власти, активизации прокурорского надзора, усилении ответственности за допущенное нарушение закона. Только комплексный подход к решению этих проблем позволит успешно создать режим законности в государстве.

Право и законность необходимо рассматривать как мощный социальный регулятор, обеспечивающий решение сложных политических, экономических, социальных, национальных и культурных проблем. Законность в нашем государстве - это организующий и дисциплинирующий фактор, требующий строгого соблюдения государственной и трудовой дисциплины, четкого выполнения каждым своих обязанностей, который способствует росту активности граждан и в то же время удерживает их от беззакония и произвола.

Забота государства, его законодательных и исполнительных органов по укреплению законности проявляется в следующем:

1. в совершенствовании действующего законодательства и расширении сферы правового регулирования в соответствии с уровнем развития правового государства.

2. в совершенствовании гарантий законности, как общегосударственных, так и правовых.

3. в принятии мер по совершенствованию деятельности органов суда, прокуратуры, внутренних дел и иных правоохранительных органов.

4. в мобилизации широкой общественности на борьбу с преступностью и иными правонарушениями, на преодоление других негативных явлений.

Все это вместе взятое должно способствовать процессу формирования правового государства, обеспечения верховенства закона. Ни один государственный орган, коллектив или общественная организация, ни одно должностное лицо или гражданин, какое бы положение в обществе они не занимали, не освобождается от обязанности подчиняться закону.

Органам прокуратуры принадлежит важнейшее место в системе государственных органов, призванных поддерживать законность и правопорядок в стране. Между тем на состоянии законности отразились децентрализация прокурорского надзора, оказание на прокуроров влияния местными органами государственной власти и управления, должностных лиц. Многие прокуроры не смогли противостоять этим влияниям и принимали незаконные и необоснованные решения как в сфере общего надзора, так и в уголовном и гражданском судопроизводстве. Правоприменение предполагает профессиональное мышление и мастерство прокурора. Это проявляется, прежде всего, в адекватном использовании методов и средств прокурорского реагирования на выявление правонарушения с целью их устранения и предупреждения. Хорошее знание законодательной базы – первостепенное условие реализации функций прокурора.

Снижение профессионализма следователей, прокуроров и судей влечет неэффективность их деятельности, не отвечающей требованиям времени и задачам по построению в Республике Беларусь правового государства.

Деятельность органов прокуратуры будет эффективной, когда она будет осуществляться в условиях гласности и демократии.

Поэтому особенно важным является рассмотрение вопроса об отграничении прокуратуры от других государственных органов.

Прокурорский надзор не единственный способ обеспечения законности в нашем государстве. В тех же целях реализуются и другие формы надзора и контроля. Строго говоря, все органы правового государства обязаны бороться с правонарушениями и применять действенные меры по их устранению и предупреждению. Чтобы выяснить специфику прокуратуры и ее роль в укреплении законности, необходимо сравнить ее с другими органами осуществляющими надзор и контроль. Положение осложняется тем, что термины «надзор» и «контроль» по существу тождественны: и тот и другой толкуются как «наблюдение с целью проверки». Безусловно, смысловое сходство имеется. И не случайно при осуществлении надзора или контроля часто совершаются однотипные действия - проверки деятельности различных учреждений, предприятий, организаций, граждан в целях установления каких-либо недостатков, нарушений законности. При этом как бы утрачивается различие в применении данной терминологии.В литературе прокуратура иногда рассматривается как орган контроля. Например, Е.В. Шорина утверждает, что в системе органов контроля особое место занимает прокуратура. С.А. Авакьян и Г.В. Барабашев включают прокурорский надзор в так называемый общий контроль. Наблюдается и другая крайность, когда все виды контрольной деятельности именуются надзором. А.В. Мицкевич утверждает, что надзор помимо прокуратуры осуществляется судом, другими правоохранительными органами, органами управления, общественными организациями. И.Е. Фербер деятельность всех органов государственной власти по обеспечению законности именует надзором за соблюдением законов. Сходство терминологии, однако, не означает единства надзорной и контрольной деятельности. Они различны по содержанию, имеют свои особенности. Как правильно отметила О.Ю. Шубина, понятие контроля шире понятия надзора. Контроль, как правило, осуществляется вышестоящими органами по отношению к нижестоящим и основывается на власти и подчинении. Обычно вышестоящий орган руководит подчиненными ему учреждениями, предприятиями, организациями, поручая им различные задания, проверяя точность их выполнения. Контроль таким образом становится элементом руководства, управления определенными процессами, происходящими в том или ином регионе. Например, в ст.122 Конституции сказано, что решения местных исполнительных и распорядительных органов, не соответствующие законодательству, отменяются соответствующими исполнительными и распорядительными органами, а также Президентом.

Контроль характеризуется еще одной особенностью. Реализующие его должностное лицо, орган вправе не только выявлять различные недостатки, нарушения законности, но и непосредственно устранять их. Контроль касается и качества работы, выполняемой подчиненными органами, учреждениями, предприятиями, организациями. Главная особенность надзора - строго определенная специализация. В качестве его предмета предстает не вся деятельность поднадзорных субъектов, а только какое-либо её направление, аспект. Иными словами, надзор - это своеобразный специализированный контроль, но в отличие от последнего он, как правило, не строится на отношениях власти и подчинения. Орган, выполняющий надзорные функции, установив различные недостатки, нарушения законности, часто сам не уполномочен их устранить и обращается к компетентным органам власти, управления, должностным лицам с требованиями о принятии необходимых мер. В этом отношении прокурорский надзор, предназначенный только для борьбы с правонарушениями в целях обеспечения строгого и точного исполнения законов. При его осуществлении проверяется не работа учреждений, предприятий, организаций, а лишь исполнение ими правовых предписаний. И согласно общему правилу устранением установленного прокурором правонарушения по его требованию занимается компетентный орган или уполномоченное на то должностное лицо.

По правовой природе формы контроля и надзора можно подразделить на высшие и обычные (все остальные). Высшей формой контроля является контроль Конституционного Суда. Он распространяется на все органы законодательной и исполнительной власти Республики Беларусь. Конституционный Суд дает заключение о соответствии Конституции законов, нормативных актов Президента, правительства, других республиканских органов, а также органов местного самоуправления.

Довольно широкими контрольными полномочиями обладает Совет Республики. В соответствии со ст.100 Конституции принятые Палатой представителей законопроекты в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Республики. Рассмотрение выражается в проверке этих нормативных актов не только с точки зрения их соответствия Конституции, но и на предмет целесообразности, полезности для государства и общества. Акт может быть не одобрен Советом Республики, и тогда создается согласительная комиссия по устранению содержащихся в нем недостатков. После этого закон направляется на повторное рассмотрение. Закон считается принятым, если за него проголосовало не менее двух третей общего числа депутатов (п.5 ст.100). Совет Республики осуществляет также контроль за деятельностью Президента, утверждая его указы о введении военного и чрезвычайного положений (п.8 ст.98). К компетенции Совета относится и отрешение Президента от должности (п.7 ст.98). Разумеется, реализация указанных полномочий предполагает проверку обоснованности этих актов, деятельности Президента как главы государства.

Контрольные полномочия Президента в отношении Совета Республики и Палаты представителей еще более обширны. Практически все принимаемые этими органами законы ему подконтрольны. Согласно п.24 ст.84 Конституции принятые законы направляются Президенту для подписания. Прежде всего, Президент проверяет их с точки зрения соответствия Конституции, практической целесообразности и может отклонить, если признает некачественными.

В литературе контроль высших органов государственной власти именуется верховным. Прокурорский же надзор является производным от верховного контроля, ибо осуществляется от имени указанных органов, но имеет иную сферу воздействия, ибо касается органов законодательной и исполнительной власти, министерств и ведомств, органов местного самоуправления. Его основное назначение - обеспечение законности в верхах, в центральных органах власти. В известном смысле верховный контроль осуществляют также республиканские законодательные и исполнительные органы хотя в Конституции конкретных указаний по этому поводу не имеется. Но они руководят подчиненными им органами, а значит, вправе контролировать их деятельность, в том числе соблюдение ими законности.

Суды всех уровней выполняют юрисдикционную функцию, а именно - правосудие, оно включает в себя и проверку законности всех правовых актов, издаваемых различными органами власти и управления. В связи со становлением правового государства полномочия судов в этом отношении весьма расширены. Верховный контроль за соблюдением законности в нашем государстве выполняет Верховный Суд. Контроль за соответствием Конституции нормативных актов в государстве осуществляется Конституционным Судом. Конституционный Суд, олицетворяет высшую справедливость и строгое соблюдение законности, полностью самостоятелен и не подконтролен каким-либо органам, в том числе высшим органам власти; выносимые им решения обжалованию и опротестованию не подлежат. Все нижестоящие суды при рассмотрении уголовных, гражданских, административных дел тоже выполняют контрольные функции. Их контроль уже не имеет ранга верховного, хотя роль его в укреплении законности и правопорядка значительна. Прокуроры участвуют в рассмотрении судами дел и осуществляют надзор за законностью и обоснованностью приговоров, решений, определений.

Контроль за соблюдением законности (но не верховный) осуществляют и другие органы государства. Можно выделить три вида контроля и надзора: общий, ведомственный и специализированный.

Общий — это контроль, выполняемый органами местного самоуправления, не являющийся государственным. Осуществляя руководство на закрепленной за ними территории, они оказывают влияние на все изменения, выявляют различные недостатки, в том числе нарушения законности, и принимают меры по их устранению, предупреждению. Вместе с тем подобный контроль нередко отражает местные интересы, не всегда соответствующие интересам общегосударственным, выраженным в законе. Вот почему в отношении этих органов прокурорский надзор должен быть более действенным и активным.

Ведомственный (внутренний) контроль применяется в системе министерств, ведомств. В силу принципа централизма каждый нижестоящий орган подчиняется вышестоящему, который руководит им, контролирует качество работы. Проверка же законности совершаемых действий нередко находится на втором плане, а потому правонарушения часто не обнаруживаются. Данный контроль зачастую отражает сугубо ведомственные интересы, а потому и здесь прокурорский надзор должен быть эффективным, оперативным. Являясь межведомственным, он защищает охраняемые законом интересы государства, общества.

Специализированный контроль или надзор касается тех сфер производственной, хозяйственной и иной деятельности учреждений, предприятий, организаций, которые связаны со строго определенным режимом работы. Осуществляется он различного рода государственными, ведомственными инспекциями: санитарными, ветеринарными, торговыми, автомобильными, техническими и т.д. Инспекторы — это должностные лица, обладающие специальными научными познаниями (врачи, зоотехники, энергетики, инженеры и т. д.). Отношение прокурорского надзора к специализированным видам надзора или контроля двоякое. С одной стороны, прокуратура при выполнении своих функций не вправе подменять различные инспекции, а при необходимости должна привлекать специалистов для проведения проверок исполнения законов. А с другой — она обязана осуществлять надзор за законностью выполняемых ими функций.

Из всего вышеизложенного можно сделать вывод о том, что прокурорский надзор по сравнению с другими видами надзора и контроля характеризуется следующими особенностями:

1. он является представительным, ибо осуществляется от имени и по поручению Республики Беларусь;

2. по целевому назначению он строго специализированный, что выражается только в надзоре за соблюдением законности, так как прокуроры не управляют, а лишь надзирают за исполнением законов;

3. данный надзор имеет широкую сферу действия, ибо распространяется на все регулируемые правом общественные отношения;

4. наблюдается определенная ограниченность полномочий прокуроров при выполнении надзорных функций.

Однако часто прокурор, выявив нарушение законности, не уполномочен самостоятельно их устранить, а потому вынуждены обращаться к компетентным органам с требованием о принятии соответствующих мер. Только в виде своеобразного исключения при осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия прокуроры вправе отменить незаконные постановления следователя или дознавателя.

Цели деятельности прокуратуры Республики Беларусь непосредственно связаны с целями прокурорского надзора. Цели прокурорского надзора - это результат, на достижение которого направлена вся деятельность прокуратуры и ее важнейшая функция – прокурорский надзор. Эти цели определяются Конституцией, Законом о прокуратуре, другим законодательством, регламентирующим деятельность органов прокуратуры.

Непосредственными целями прокуратуры являются:

1. обеспечение верховенства закона;

2. обеспечение единства и укрепления законности;

3. обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина;

4. обеспечение защиты охраняемых законом интересов общества и государства.

На достижение этих целей направлена деятельность прокуратуры. Конкретные виды этой деятельности: 1) прокурорский надзор, 2) уголовное преследование, 3) координация деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.

Органы прокуратуры выполняют задачи, сформулированные в Конституции Республики Беларусь, Законе о прокуратуре, иных нормативно-правовых актах, а также в приказах и указаниях Генерального прокурора.

Перед прокуратурой стоит задача основополагающего характера: осуществление надзора за точным и единообразным исполнением действующих на территории Республики Беларусь законов органами местного самоуправления, местными исполнительно-распорядительными органами, министерствами и комитетами, иными органами государственного и хозяйственного управления, предприятиями, организациями, учреждениями вне зависимости от их подчиненности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами. Эта задача, сформулированная в Законе о прокуратуре, охватывает в целом всю деятельность прокуратуры по отраслям надзора и основным направлениям деятельности прокуратуры.

Реализуя свои полномочия по осуществлению надзора, прокуроры следят за тем, чтобы все перечисленные органы государственной власти и управления, общественные объединения, должностные лица и граждане действовали на основе законности, обеспечивали в соответствии с предоставленными им правами и возложенными на них обязанностями охрану правопорядка, интересов общества, прав и свобод граждан, соблюдение требований государственной и трудовой дисциплины.

В сфере общего надзора задачи прокуроров состоят в том, чтобы правовые акты, издаваемые государственными органами власти и управления, а также должностными лицами, соответствовали Конституции и иным законам, а также постановлениям Правительства Республики Беларусь.

При осуществлении надзора за исполнением законов органами дознания и предварительного следствия задачами прокуратуры является то, чтобы каждое преступление было быстро и полно раскрыто, ни одно лицо, виновное в совершении преступления, не избежало установленной законом ответственности, задержание лиц, подозреваемых в совершении преступления, производилось не иначе, как в порядке и по основаниям, предусмотренным законом, никто не подвергался незаконному и необоснованному привлечению к уголовной ответственности или иному ограничению в правах, никто не был заключен под стажу без санкции прокурора или судебного решения, соблюдался установленный законом порядок возбуждения уголовных дел, применения указанных в законе мер процессуального принуждения, при расследовании преступлений неуклонно соблюдались требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела, выяснялись как уличающие, так и оправдывающие обвиняемого обстоятельства, выявлялись причины совершения преступления и способствующие им условия, обеспечивались конституционные гарантии неприкосновенности личности и жилища, требования принципа презумпции невиновности.

В сфере надзора за исполнением законов при рассмотрении судами уголовных дел перед прокуратурой стоят задачи обеспечения требований закона о всестороннем, полном, объективном и своевременном рассмотрении уголовных дел во всех судебных инстанциях, квалифицированном, на высоком профессиональном уровне поддержании государственного обвинения по уголовным делам, способствовании суду постановить по каждому делу законный, обоснованный и справедливый приговор, обеспечении своевременного и правильного обращения приговоров к исполнению.

В стадии кассационного производства задача прокуроров заключается, прежде всего, в своевременной и полной проверке материалов уголовного дела и в опротестовании приговоров, определений и постановлений судов, не соответствующих материалам дела и противоречащих уголовному или уголовно-процессуальному законодательству.

В стадии надзорного производства задача прокуроров состоит в том, чтобы внимательно проверять жалобы, принесенные на судебные приговоры, вступившие в законную силу, и сами уголовные дела, на приговоры по которым жалобы принесены. При отказе в принесении протеста составленное прокурором заключение (постановление) об отказе в принесении надзорного протеста должно быть полным, объективным, убедительным, а ответ лицу, обратившемуся с жалобой, - мотивированным и убедительным. В случае принесения протеста в порядке надзора этот процессуальный документ должен быть законным, обоснованным, мотивированным, юридически и стилистически грамотным.

В стадии исполнения приговора задачи прокурорского надзора состоят в следующем: обеспечить законность и обоснованность водворения осужденных в исправительно-трудовую колонию определенного судебным приговором режима содержания, соблюдение закона и требований режима осужденными в период их отбывания наказания, связанного с лишением свободы, как в рабочих, так и в жилых помещениях, исполнение законодательства, регламентирующего порядок и условия содержания осужденных, проверку дисциплинарной практики, соблюдение установленных законом прав и обязанностей осужденных, своевременное и обоснованное освобождение осужденных от отбывания наказания как в связи с полным отбыванием назначенного судом наказания, так и в случаях досрочного освобождения по основаниям, указанным в законе.

В сфере надзора в гражданском судопроизводстве перед прокурорами стоят следующие задачи: обеспечить требования закона о всестороннем, полном и объективном исследовании судом обстоятельств гражданского дела и способствовать суду принять по делу законное, обоснованное и справедливое решение; во всех стадиях гражданского судопроизводства своевременно принимать предусмотренные законом меры к устранению нарушений закона, от кого бы эти нарушения ни исходили, принимать обязательное участие в рассмотрении судами гражданских дел в случаях, предусмотренных законом, и в случаях, требующих вмешательства прокурора; обратиться в суд с исковым заявлением о защите прав граждан и законных интересов государственных органов, общественных объединений и отдельных граждан; своевременно опротестовывать в кассационном порядке каждое незаконное и необоснованное решение, а также давать в кассационной инстанции законное, обоснованное и мотивированное заключение по кассационной жалобе участников процесса и по кассационному протесту прокурора; глубоко и обстоятельно проверять жалобы на судебные решения, вступившие в законную силу, и в случаях отказа в принесении надзорного протеста составить обоснованное заключение, направляя лицу, обратившемуся с жалобой, мотивированный ответ, при принесении надзорного протеста строго руководствоваться требованиями закона о содержании протеста и заключении прокурора в суде надзорной инстанции.

 

Адвокатура – это добровольное объединение юристов, оказывающих правовую помощь на профессиональной основе гражданам и организациям, всем, кто в этом нуждается. Закон «Об адвокатуре в Республике Беларусь», принятый Верховным Советом 15 июня 1993 г., определяет адвокатуру как независимый правовой институт, призванный в соответствии с Конституцией осуществлять профессиональную правозащитную деятельность.

Адвокатура – негосударственная и некоммерческая организация, а самоуправляемая юридическая организация. Она содействует защите прав и законных интересов граждан и организаций, осуществлению правосудия, укреплению законности и правопорядка, нравственно-правовому воспитанию населения.

Правозащитную деятельность запрещено совмещать со службой в государственных, общественных и иных организациях, за исключением научной и педагогической деятельности. Осуществление правозащитной функции на профессиональной основе связано с наличием специального разрешения (лицензии) и обязательным членством в адвокатском объединении – коллегии адвокатов. В соответствии с ч. 4 ст. 4 Закона «Об адвокатуре» профессиональная защита прав и законных интересов физических и юридических лиц по уголовным, гражданским делам и делам об административных правонарушениях в следственных и судебных органах осуществляется только адвокатами.

Основное назначение адвокатуры – оказание квалифицированной юридической помощи гражданам и организациям. В Законе «Об адвокатуре» устанавливаются повышенные требования к лицам, желающим заниматься адвокатской деятельностью, закрепляются права и обязанности адвокатов, предусматривается дисциплинарная ответственность адвокатов за действия, противоречащие закону и нормам профессиональной этики, определяется порядок оплаты труда адвокатов.

Принципы адвокатуры:

· добровольность членства, т.е. вступление и выход из коллегии адвокатов по собственному желанию;

· самоуправление, т.е. наличие собственных выборных руководящих, исполнительных и контролирующих органов, решения которых обязательны для исполнения всеми членами коллегии. Адвокатские объединения самостоятельно решают вопросы о приеме и отчислении, поощрениях и дисциплинарной ответственности своих членов;

· самофинансирование, т.е. существование за счет собственных денежных средств, полученных за оказание юридической помощи, и материальное участие всех членов коллегии в создании ее имущественной базы путем ежемесячных отчислений из своего заработка;

· независимость и подчинение только закону, т.е. самостоятельное решение всех вопросов внутренней организации коллегии на основе действующих нормативных актов, ее устава и решений органов адвокатского самоуправления, а также запрет на вмешательство в профессиональную деятельность адвоката;

· сотрудничество с государственными органами в деле обеспечения независимости деятельности адвокатуры, доступности юридической помощи, защиты прав, свобод и законных интересов граждан.

Адвокатура обладает рядом признаков, придающих ее правовому статусу особый характер:

1. Стать членом коллегии адвокатов может не любое лицо (как членом политической партии), а лишь профессиональный юрист, отвечающий требованиям, указанным в законе, и имеющий специальное разрешение (лицензию) на занятие адвокатской деятельностью;

2. Адвокатура объединяет своих членов по профессиональному признаку, а не по производственному (месту работы), как профессиональные союзы. Поэтому членами одного профсоюза становятся лица различных профессий, работающие на одном предприятии, в одной отрасли, а членами коллегий адвокатов состоят только адвокаты;

3. Заниматься адвокатской деятельностью могут только члены коллегии адвокатов. Если лицо выходит из ее состава, то работать в качестве адвоката, даже будучи профессиональным юристом, оно не вправе. Отсутствие ж членства в творческих союзах (писателей, художников, композиторов) и других общественных организациях не препятствует осуществлению профессиональной деятельности. Членство в коллегии адвокатов является обязательным условием для занятия адвокатской деятельностью;

4. Для членов коллегии адвокатская деятельность является основным занятием и единственным источником средств к существованию. Ее нельзя совмещать со службой в государственных и иных организациях. Членство же в других общественных объединениях связано с удовлетворением непрофессиональных интересов индивида, его духовных или иных нематериальных потребностей, оно не приносит дохода и не препятствует его работе в любой сфере деятельности.

Задачи адвокатуры:

1. Оказание квалифицированной юридической помощи физическим и юридическим лицам при осуществлении защиты их прав, свобод и законных интересов. Эта помощь оказывается по всем отраслям права и во всех судах, иных государственных органах, органах местного управления, на предприятиях, в учреждениях, организациях, общественных объединениях и в отношениях с должностными лицами;

2. Участие в разъяснении законодательства и правовом воспитании граждан. Оно выражается в чтении адвокатами лекций, проведении бесед и «круглых столов» на правовые темы перед населением, выступлениях с докладами на научно-практических семинарах и конференциях юристов, в средствах массовой информации.

3. Служение принципам законности, справедливости и гуманизма. Адвокат защищает только законные интересы лица, обратившегося к нему за юридической помощью, и использует для этого лишь средства и способы, предусмотренные законом. Представляя одну из сторон в правовом споре, в уголовном или гражданском процессе, адвокат обеспечивает состязательность правосудия, что является необходимым условием для принятия справедливого решения. Адвокат оказывает юридическую помощь любому лицу независимо от его правового статуса (подозреваемому, обвиняемому, осужденному) и тяжести совершенного преступления или иного правонарушения.

Основные виды юридической помощи, оказываемой адвокатами:

1. Дача консультаций и разъяснений по юридическим вопросам, устные и письменные справки по законодательству.

2. Составление заявлений, жалоб и других документов правового характера.

3. Осуществление представительства в судах и других органах и организациях по гражданским делам и делам об административных правонарушениях.

4. Участие в предварительном следствии и в суде по уголовным делам в качестве защитников, представителей потерпевших, гражданских истцов, гражданских ответчиков.

Адвокатом может быть гражданин Республики Беларусь, имеющий высшее юридическое образование, стаж работы по специальности (после получения диплома) не менее трех лет или не имеющий такого стажа, но прошедший стажировку сроком от шести месяцев до одного года в адвокатуре, сдавший квалификационный экзамен и получивший лицензию на право занятия адвокатской деятельностью (ч. 1 ст. 7 Закона «Об адвокатуре»).

Для решения вопросов о допуске к адвокатской деятельности в Республике Беларусь действует Квалификационная комиссия по вопросам адвокатской деятельности. Программа квалификационного экзамена разрабатывается Республиканской коллегией адвокатов и утверждается Министром юстиции Республики Беларусь. Она содержит вопросы по Конституции Республики Беларусь, Закону «Об адвокатуре», уголовному праву и процессу, гражданскому праву и процессу, трудовому, семейному, жилищному праву. Квалификационный экзамен включает ответы на вопросы по материальному и процессуальному праву, решение практических задач, составление правовых документов, собеседование.

В нашем государстве действуют областные, Минская городская, Белинюрколлегия и Республиканская коллегия адвокатов. Система адвокатских объединений в Республике Беларусь строится на принципах территориальности и специализации. Коллегии адвокатов созданы и действуют в административно-территориальных единицах – в каждой области и городе Минске, а в масштабах республики объединяются в Республиканскую коллегию адвокатов.

Принцип специализации проявляется в наличии коллегии адвокатов, оказывающей особый вид юридической помощи (Белинюрколлегия). Она оказывает юридическую помощь физическим и юридическим лицам Республики Беларусь за границей, а также иностранным физическим и юридическим лицам, лицам без гражданства на территории Республики Беларусь.

Порядок внутренней организации и деятельности коллегий адвокатов, их структура, статус руководящих органов и иные вопросы, касающиеся деятельности коллегий, определяются их уставами, если иное не предусмотрено актами законодательства. Уставы областных и Минской городской коллегий адвокатов, Белинюрколлегии, Положение о Республиканской коллегии адвокатов подлежат регистрации в Министерстве юстиции Республики Беларусь (ч. 8 и 12 ст. 13 Закона «Об адвокатуре»).

Коллегия адвокатов – юридическое лицо, имеющее печать и штампы со своим наименованием. Высший орган коллегии адвокатов – общее собирание членов коллегии (конференция), ее исполнительный орган – Президиум, контрольно-ревизионный орган – Ревизионная комиссия. Место работы адвокатов – юридические консультации.

Являясь членом общественной самоуправляемой организации, адвокат имеет право:

· избирать и быть избранным в органы коллегии адвокатов;

· ставить перед органами коллегии адвокатов вопросы, касающиеся деятельности коллегии;

· вносить предложения по улучшению работы коллегии и принимать участие в их обсуждении;

· принимать личное участие в обсуждении органами коллегии его деятельности или поведения; выйти из состава коллегии адвокатов.

Адвокат наделен следующими профессиональными правами:

1. Представлять законные интересы физических и юридических лиц, обратившихся за правовой помощью, во всех судах, государственных, частных общественных и иных организациях и объединениях, в компетенцию которых входит разрешение правовых вопросов.

2. Самостоятельно собирать, закреплять и представлять сведения, касающиеся обстоятельств дела.

3. Запрашивать справки, характеристики и иные документы, необходимые в связи с оказанием юридической помощи, из государственных, частных, общественных и иных организаций и объединений, обязанных в установленном порядке выдавать эти документы или их копии.

4. Запрашивать согласие лица, обратившегося за правовой помощью, мнения специалистов для решения вопросов, требующих специальных познаний в области науки, техники, искусства и других сферах деятельности.

5. Беспрепятственно общаться наедине со своим доверителем, подозреваемым, обвиняемым, в том числе и с находящимися под стражей.

6. Заявлять ходатайства, приносить в установленном порядке жалобы на неправомерные действия суда, органов власти и управления, должностных лиц, ущемляющих права и законные интересы лица, обратившегося за правовой помощью, а также права адвоката при осуществлении профессиональной деятельности.

За высококвалифицированное выполнение своих профессиональных обязанностей, продолжительную и безупречную работу адвокаты и иные работники коллегии поощряются по решению президиума. Меры поощрения: объявление благодарности; награждение Почетной грамотой; награждение ценным подарком; премирование; представление к присвоению почетного звания; представление к награждению Почетным нагрудным знаком «Свабода – Закон — Дэмакратыя». Уставом коллегии адвокатов и Правилами внутреннего трудового распорядка могут быть предусмотрены и другие меры поощрения.

Адвокаты подлежат дисциплинарной ответственности за: действия, противоречащие закону, Правилам профессиональной этики адвоката; нарушение Правил внутреннего трудового распорядка коллегии; ненадлежащее исполнение либо неисполнение предусмотренных Уставом коллегии обязанностей адвоката.

Жалобы на действия адвокатов рассматриваются Квалификационной комиссией по вопросам адвокатской деятельности, Республиканской, областными, Минской городской коллегиями адвокатов, Белинюрколлегией в пределах их компетенции, Министерством юстиции. Дисциплинарные взыскания: порицание; выговор; строгий выговор; исключение из коллегии адвокатов.

Отчисление из состава коллегии производится президиумом: по заявлению адвоката; при обнаружившейся невозможности исполнения адвокатом своих обязанностей по состоянию здоровья; в случае выезда адвоката на постоянное место жительства за пределы территории области, (г. Минска); по результатам аттестации; в случае занятия адвокатской деятельностью вне коллегии адвокатов.

Исключение адвоката из состава коллегии производится президиумом в случаях: совершения проступка, не совместимого со званием адвоката; систематического нарушения Закона «Об адвокатуре», Устава коллегии, Правил профессиональной этики или недобросовестного выполнения своих обязанностей, если за указанные нарушения ранее уже применялись меры дисциплинарного взыскания; выявление обстоятельств, свидетельствующих о незаконных действиях адвоката при получении лицензии на право занятия адвокатской деятельностью; сокрытия доходов от налогообложения.

Труд адвокатов регламентируется Законом «Об адвокатуре», уставами коллегии адвокатов, иными нормативными актами и организуется в соответствии с Правилами внутреннего трудового распорядка коллегии. На адвокатов не распространяются нормы трудового законодательства.

В целях финансирования мер по социальной защите адвокатов и адвокатских объединений могут быть созданы страховые фонды. Правила образования, порядок выплаты, размер отчислений в страховой фонд определяются общим собранием (конференцией) членов коллегии адвокатов.

Труд адвоката оплачивается из средств, поступивших от физических и юридических лиц, за оказанную им правовую помощь.

Размер оплаты определяется соглашением сторон, заключенным в письменной форме, с учетом рекомендаций, содержащихся в Правилах профессиональной этики адвоката. При отсутствии соглашения размер оплаты определяется заведующим юридической консультацией исходя из объема и сложности поручения.

ТЕМА 9. Юстиция стран СНГ

В переходный, постсоциалистический период в странах СНГ– бывших союзных республиках – в той или иной




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 400; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.206 сек.