Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекции десятая - одиннадцатая




Прочитайте лекцию, сделайте краткий конспект в тетради, опираясь на контрольные вопросы.

Контрольные вопросы

1. Как соотносятся понятия «человек», «индивид», «индивидуальность», «личность»?

2. Охарактеризуйте коротко факторы формирования личности

3. Какие типологии личности существуют?

4. Социологические концепции личности

5. Сущность ролевой теории личности

6. Процесс социализации: понятие, этапы, агенты

7. Понятие и виды социальных статусов и ролей

8. Социальная идентичность

9. Ролевое напряжение и способы его преодоления.

Поведение покупателей на рынке может показаться на первый взгляд случайным, подчиненным прихотям и капризам людей. На самом деле существует общая закономерность такого поведения. Она состоит в сознательном или подсознательном соизмерении любым покупателем желанности блага и его цены.

Первооснова покупательского поведения – полезность благ и степень удовлетворения потребности в них. Люди склонны высоко оценивать полезность огромного большинства известных им благ и полагать, что потребности в этих благах еще весьма далеки от удовлетворения. Но за все экономические блага надо платить, а денежные средства покупателей – ресурс ограниченный.

Именно это рождает разницу между двумя понятиями – объем потребности и величина спроса.

Объем потребности – это количество благ определенного вида, которое человек хотел бы получить для удовлетворения своих нужд, если бы эти блага были доступны бесплатно и без ограничений.

Экономика всегда ориентируется не на человеческие потребности как таковые, а только на ту их часть, которая может быть подкреплена оплатой. Эта часть потребностей называется обычно величиной покупательского спроса и характеризует то количество благ, которое реально может быть приобретено покупателями при определенных условиях..

Главное из этих условий очевидно – желанность этих благ для людей должна быть выше ценности той суммы денег, которую придется за них уплатить. При этом издавна замечено, что количество благ, которое люди запрашивают у продавцов зависит от уровня цены, по которой такая покупка возможна.

Величина спроса – это объем товаров определенного вида (в натуральном измерении), который покупатели готовы приобрести на протяжении определенного промежутка времени при определенном уровне цены этого товара.

Чтобы охарактеризовать, как вообще величины покупок на данном товарном рынке зависят от уровней цен, экономисты ввели понятие спроса.

Спрос – сложившаяся в определенный период времени зависимость величин спроса на данном товарном рынке от цен, по которым товары могут быть предложены к продаже.

Спрос в таком понимании – это характеристика состояния рынка, экономической логики поведения покупателей. Реально эта логика проявляется в том, какой оказывается величина спроса (количество покупок) при том или ином уровне цены.

Чтобы лучше уяснить понятие спроса обратимся к следующему примеру. Пусть у нас есть зависимость между ценой велосипеда и возможным объемом его покупок.

Цена велосипеда, ден.ед. Возможный объем покупок, шт.
3500 20
2500 40
1650 78
1410 95
1230 110
1100 125

Каждая точка на этом графике – величина спроса на данный товар при определенном уровне цены. Например, точка с координатами /40;2500/ обозначает, что при цене 2500 руб. за велосипед покупатели готовы приобрести (скажем, за месяц) 40 велосипедов. Вся совокупность точек описывает картину спроса на данном товарном рынке. Соединяющая эти точки кривая называется кривой спроса и обозначается буквой D от английского слова demand (спрос).

В общем виде графики спроса обычно изображают следующим образом:

P

 
 


D

 
 


0 Q

Изучая, как покупатели реагируют на изменения цен товаров, экономисты сформулировали закон спроса: повышение цен обычно ведет к уменьшению величины спроса, а снижение цен – к ее увеличению (при прочих равных условиях). Закон спроса проиллюстрирован на графике.

На величину спроса, кроме цены, оказывают влияние и так называемые неценовые факторы:

1) доходы покупателей

При росте доходов покупателей они обычно предъявляют больший спрос на товары. Падение доходов, наоборот, ведет к падению спроса. Иллюстрируем на графике.

Эта закономерность весьма четко проявилась в России в 1992-1993 гг., когда после либерализации цен сбережения населения обесценились, а доходы упали. Итогом стало резкое падение спроса почти на всех товарных рынках.

Однако мир экономики весьма неодназначен, и возможны такие пародоксальные ситуации, когда рост доходов покупателей приводит не к росту, а к снижению спроса на товар. Связано это с тем, что экономическая наука выделяет два основных вида товаров:

· Нормальные товары;

· Товары низшей категории (товары Гиффена).

Основную массу товаров составляют нормальные товары, спрос на которые растет с ростом доходов покупателей. Поэтому продавцы нормальных товаров всегда радуются сообщениям о повышении з/платы и иных доходов. Они знают – теперь можно ьудет продать товаров больше, а возможно, и по более высокой цене.

Товары низшей категории – это товары, спрос на которые обычно снижается при повышении доходов покупателей. Такими товарами являются, например, дешевая колбаса, дешевые сигареты, картошка, макароны и т.п. Пока человек беден, он покупает их в первую очередь, они позволяют людям жить, а может быть, выживать. Но когда доходы становятся больше, человек старается перейти к потреблению более качественных товаров, снизить потребление товаров низшей категории. Иными словами, пока люди бедны, их спрос на товары низшей категории формируется точно так же, как на любой нормальный товар. И лишь по мере роста благосостояния граница между нормальными товарами и товарами низшей категории становится видимой.

2) цены на товары-заменители (товары-субституты) и дополняющие товары (комплементарные товары).

Жизнь любого товара на рынке всегда проходит в окружении двух групп других товаров: заменяющих и дополняющих.

Заменяющие товары – блага, которые удовлетворяют те же самые потребности и потому являются непосредственными конкурентами в борьбе за деньги покупателей. Примерами таких товаров являют говядина и свинина, различные марки прохладительных напитков, радиотехники и т.п. Связь между ценами и спросом для таких товаров носит следующий характер: изменение цены на товар-заменитель ведет к изменению в том же направлении спроса на данный товар. Например, если цена на пепси-колу снижается, то спрос на нее растет, а спрос на кока-колу падает.

Дополняющие товары – товары, решающие задачу удовлетворения одной и той же потребности. Примерами таких потребностей являются видеокассета и видеомагнитофон, диски для Sony PlayStation и сами приставки Sony PlayStation.

Изменение цены на дополняющий товар приводит к изменению спроса на данный товар в противоположном направлении. Например, если снизились цена на игровые приставки, это приведет к увеличению спроса на диски для игровых приставок.

3) ожидания относительно динамики цен в будущем

Этот фактор особенно сильно проявляется в тех случаях, когда люди ожидают повышения цен в будущем. В этом случае они начинают активно скупать товары, запасая их впрок. Именно так вели себя российские автовладельцы в 1992-1995 гг., когда наполняли бензином канистры и месяцами хранили их в своих гаражах и на балконах. Т.е. при ожидании роста цен спрос на товары возрастает, при ожидании падения цен спрос на товары снижается.

1) численность и возраст покупателей

Это, пожалуй, самый простой фактор: абсолютное увеличение численности покупателей приводит к повышению спроса, и наоборот. Показать на графике.

Нетрудно проследить и влияние на спрос возрастно структуры населения. Старение населения в европейских странах и России ведет не только к снижению спроса из-за того, что большая часть населения живет на скромные пенсии, но и к изменению товарной структуры спроса (стране с пожилым населением не нужно много детских и молодежных товаров, зато необходим мощный рынок фармацевтических товаров и услуг).

2) привычки, вкусы, традиции и предпочтения покупателей

Этот фактор формирования спроса наименее предсказуемый и наиболее изменчивый. Именно через него на спрос влияет такой мощный механизм как мода. Если товар входит в моду, спрос на него повышается. В последние десятилетия рост интереса людей к профилактике заболеваний, борьбе с лишним весом привели к росту спроса на пищевые добавки, витамины, спортивные товары.

Для полного понимания логики рынка и закономерностей формирования величин спроса следует провести грань между индивидуальным и рыночным спросом.

Индивидуальный спрос – спрос, предъявляемый на рынке отдельным покупателем.

Рыночный спрос – суммарный спрос, предъявляемый на рынке всеми покупателями.

Рассмотрим двоих покупателей – Андрея и Сергея, которые предъявляют следующий спрос на аудиокассеты.

Видно, что у Сергея с деньгами дела обстоят явно похуже.

Для того, чтобы определить суммарный рыночный спрос, в данном случае необходимо сложить спрос Андрея и спрос Сергея. В результате получим следующий график:

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 283; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.018 сек.