Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Постановка целей через учебную деятельность учащихся




Постановка целей через внутренние процессы интеллектуального, эмоционального, личностного и т.п. развития ученика.

Определение целей через деятельность учителя.

Подобная цель сосредоточена на деятельности учителя (например, «Ознакомить учащихся с …», «Продемонстрировать…»). Недостаток такой постановки цели состоит в том, что учитель, сосредоточившись на своей работе, не всегда имеет возможность оценить реальные результаты обучения, достигнутые учащимися. Таким образом, нетехнологический способ постановки целей не преодолен, а лишь замаскирован.

Данные цели отражают общие образовательные цели (например, «Сформировать (развить) умение…», «Развить познавательную самостоятельность учащихся…»). Постановка таких целей возможна, но сопряжена с определенными трудностями. За один (и даже за несколько) урок невозможно достичь такую цель, как формирование навыка или умения, поэтому учителю будет сложно измерить достигнутый результат. Но такой способ постановки целей возможен при детальном уточнении того, что именно должно быть развито у учеников за ограниченный промежуток времени.

Такая формулировка целей вносит определенность в планирование и проведение урока (например, «Цель урока – решение (выполнение)…». Но и при такой постановке целей учителю бывает сложно определить конкретный результат, который достигли ученики.

Какой же подход к постановке учебных целей считается наиболее эффективным в педагогических технологиях? Цель обучения формулируется через результаты обучения, выраженные в действиях учащихся. При этом результаты обучения определяются так, что их можно точно определить. Добиться ясности понимания результатов можно двумя способами: (1) построение четкой системы (таксономии) целей, внутри которой выделены уровни. Чем более высокого уровня достигает ученик, тем больших результатов добились он сам и педагог. (2) Описанием целей максимально четким и конкретным языком.

 

Таксономия учебных целей была разработана в 50-е годы ХХ века известным американским педагогом Б. Блумом. Очевидно, что если ученик может достичь цели только первого уровня, его знания и общеучебные навыки будут невысокими. Достижение все более высоких уровней говорит о все более высоком уровне успехов в учебе и общего развития учеников.

Таксономия учебных целей (по Б. Блуму).

1. Знание – запоминание и воспроизведение изученного материала от конкретных фактов до теорий. Общая черта – припоминание соответствующих сведений.

2. Понимание – умение интерпретировать, объяснить или перевести материал из одной формы в другую (из словесной в математическую или графическую), предположение о дальнейшем ходе события или явления, предсказание последствий, результатов.

3. Применение – умение использовать материал в конкретных условиях или новых ситуациях. Применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий в новых теоретических или конкретных практических ситуациях.

4. Анализ – умение разбить материал на составляющие так, чтобы ясно выступала его структура. Вычленение частей целого, выявление взаимосвязей между ними, осознание принципов организации целого. Требуется осознание не только содержания материала, но и его внутреннего строения.

5. Синтез – умение комбинировать элементы, чтобы получить целое, обладающее новизной. Примером может служить план действий, схемы, совокупность обобщенных связей, соединение знаний из различных областей для того, чтобы решить проблему или выработать план ее решения.

6. Оценка – умение оценивать значение того или иного материала (научных данных, исследовательского материала, литературного произведения) для конкретной цели, оценить логику построения материала, соответствие выводов имеющимся данным, значимость того или иного продукта деятельности. Суждения должны основываться на четких критериях – внутренних (структурных, логических) или внешних (соответствие намеченной цели). Критерии либо определяются учащимся, либо задаются ему извне.

В связи с многообразием и большим количеством педагогических технологий перед учителем всегда встает вопрос: «Чем руководствоваться при выборе конкретной технологии обучения?»

Критериями отбора технологий для их использования в процессе обучения являются характеристики самой технологии, предполагающие:

– Опору на личностный опыт учащихся, что включает: ученическое целеполагание, учет имеющихся у конкретного ученика знаний и представлений, учебных и надпредметных умений, индивидуальное творчество в сочетании с коллективной поисковой деятельностью, рефлексию.

– Вариативность – возможность выбора для учеников (помимо элективных предметов в целом) объектов изучения в рамках изучаемого предмета (темы); темпа учения; способа получения знаний (на основе индивидуального способа учения); форм контроля и оценки результатов.

– Получение индивидуального образовательного продукта, который отражает личностный рост учащегося и достижение им поставленной цели.

-Реализацию всех компонентов содержания образования (знания о себе и о мире, опыт деятельности по образцу, опыт творческой деятельности, ценностные ориентации и отношения)[4].




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.