Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое и социальное значение жилищно-коммунального хозяйства и особенности его финансирования

Особенности финансового обеспечения учреждений социальной сфер

И УЧРЕЖДЕНИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

 

Социально-бытовую инфраструктуру составляют предприятия, организации и учреждения, предоставляющие социально-культурные и жилищно-коммунальные, торговые, бытовые услуги. Часть услуг, главным образом коммунально-бытовых, предприятия социально бытовой инфраструктуры предоставляют также предприятиям сферы материального производства для осуществления непрерывного процесса производства.

В социально-бытовую инфраструктуру входят не только все отрасли непроизводственной сферы, но и некоторые отрасли сферы материального производства. Таким образом, социально-бытовая инфраструктура - это комплекс отраслей производственной и непроизводственной сферы народного хозяйства, обслуживающих население и основное производство.

Социально-бытовая инфраструктура включает: просвещение, здравоохранение и физическую культуру, социальное обеспечение, жилищно-коммунальное хозяйство, торговлю и общественное питание, бытовое обслуживание населения.

Особенность деятельности предприятий обслуживания состоит в том, что часть их услуг населению поступает на платной основе, а часть - на бесплатной или льготной. Система финансового обеспечения социально-бытовой инфраструктуры должна включать следующие основные элементы: образование финансовых ресурсов, предназначенных на инфраструктуру; распределение и перераспределение финансовых ресурсов; каналы финансирования инфраструктуры; планирование финансового обеспечения, объединение финансовых ресурсов, методы финансирования.

Превышение доходов над расходами наблюдается и во взаимоотношениях с водопроводно-канализационным, гостиничным хозяйствами.

Так, поступления от гостиничного хозяйства в доходы городских бюджетов составляют в среднем 1,2% всех доходов, а ассигнования городских бюджетов в эту отрасль лишь 0,01% общих расходов. Одной из наиболее рентабельных отраслей коммунального хозяйства, играющей значительную роль в формировании доходов городских бюджетов, является водопроводно-канализационное хозяйство. Платежи его предприятий в общем объеме доходов городских бюджетов превышают 3%. В то же время эта отрасль почти не требует бюджетных ассигнований на текущее содержание и покрывает эксплуатационные затраты за счет получаемых доходов. Городской пассажирский электротранспорт убыточен и требует на свое содержание дотации из городских бюджетов. Если платежи транспортных предприятий составляют 0,5% доходов городских бюджетов, то средства, выделяемые из городских бюджетов на их содержание, - 1,7% всех расходов.

В то же время дорожно-мостовое хозяйство, озеленение, освещение и другие, как правило, находятся на бюджетном финансировании и не вносят платежей в бюджет. При этом ассигнования из городских бюджетов на освещение занимают 1,2% общего объема расходов бюджетов, на озеленение - 1,5%, очистку территории -1,3%.

Дотации из бюджета некоторым отраслям социально-бытовой инфраструктуры, продукция и услуги которых поступают непосредственно населению, имеют свои особенности. Поэтому проблему дотации жилищно-коммунальному хозяйству следует рассмотреть в увязке с такими вопросами, как действие в экономике закона стоимости, воспроизводства рабочей силы.

Это позволит раскрыть и объяснить некоторые финансовые аспекты развития отраслей социально-бытовой инфраструктуры. Широкому внедрению такого порядка должна способствовать разработка системы социальных норм и финансовых нормативов.

 

Жилищно-коммунальное хозяйство - комплекс подотраслей, обеспечивающий функционирование инженерной инфраструктуры, различных зданий населенных пунктов, создающий удобства и комфортность проживания и нахождения в них граждан путем предоставления им широкого спектра жилищно-коммунальных услуг. ЖКХ подразумевает:

· водопровод - устранение протечек водопроводных труб, система очистки воды;

· канализация - отведение сточных вод; капитальный ремонт зданий; текущий ремонт внутренних общедомовых инженерных коммуникаций и систем;

· теплоснабжение -обеспечение поставки жителям горячей воды и тепла, обеспечение работы котельных и ТЭЦ;

· сбор, вывоз и утилизация мусора;

· содержание придомовых территорий (благоустройство) и электроснабжение.

Особенностью финансового обеспечения ЖКХ является смешанный состав финансовых источников - это:

· бюджетные средства;

· средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию своих услуг и продукции юридическим и физическим лицами средства предприятий на содержание принадлежащих им жилищно-коммунальных объектов.

Финансы жилищно-коммунальных предприятий имеют ряд особенностей. Это вызвано тем, что, во-первых, продукция и услуги организаций этой отрасли потребляются по месту их производства, во-вторых, они несут нагрузку социальных благ

Второй особенностью является структура капитала этих организаций, выражающаяся в высоком удельном весе основных средств в активах.

Например, их доля в коммунальном хозяйстве - свыше 60%. Имеется специфика в затратах коммунальных предприятий и составе оборотных средств. В связи с тем, что производственный цикл в коммунальных организациях короток, производство продукции почти совпадает с потреблением. Здесь нет статьи незавершенного производства.

На состояние финансов коммунальных организаций влияет сезонность производимых в отрасли ремонтных работ. Так как эти работы ведутся в основном в летний период, возникает временной разрыв между поступлением доходов и финансированием расходов. Для покрытия этого разрыва возникает необходимость создания фонда денежных средств (ремонтного фонда) или использования дополнительных краткосрочных кредитов. Все это осложняет финансовое положение организаций. В консолидированном бюджете России расходы на ЖКХ составляют примерно 14% общих расходов. При этом ассигнования на ЖКХ почти полностью выделяются из территориальных бюджетов. Из общей суммы средств, направляемых на финансирование ЖКХ, 35% приходится на региональные бюджеты и 65% - на местные бюджеты. В связи с тем, что почти все бюджетные расходы на ЖКХ финансируются из территориальных
бюджетов, доля этих затрат в общем объеме расходов территориальных
бюджетов довольно высока - 26%, в том числе в региональных бюджетах - 22%, и местных - 29%.

Роль бюджетных средств в финансировании отдельных подотраслей ЖКХ неодинакова. Полностью за счет бюджетных ассигнований финансируются дорожное хозяйство, озеленение, освещение и уборка территорий населенных мест. Водопроводно-канализационное хозяйство получает лишь средства бюджета на капитальные вложения. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и теплоэнергетика для отопления жилых домов требуют выделения бюджетных дотаций.

Выделение дотаций ЖКХ следует рассматривать как один из способов возмещения предприятиям их затрат живого и овеществленного труда, а работникам - затрат на воспроизводство рабочей силы.

Реальными действиями в этом направлении станет проводимая в нашей стране реформа в ЖКХ, которая предполагает реализацию мер, направленных на повышение эффективности использования средств на содержание жилищно-коммунальных предприятий:

­ переход к самофинансированию предприятий ЖКХ путем прекращения бюджетных ассигнований на предоставление им дотаций, а также перекрестного субсидирования потребителей;

­ увеличение тарифов на жилищно-коммунальные услуги для населения до экономически обоснованного уровня, определяемого в основном в результате конкурсного отбора организаций, предоставляющих эти услуги.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 7. Финансы жилищно-коммунального хозяйства | Финансы жилищного хозяйства
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.02 сек.