Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Муниципальные выборы




Муниципальные выборы — это форма прямого волеизъявле­ния граждан, осуществляемого в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), закона­ми субъектов РФ, уставами муниципальных образований в целях формирования органа местного самоуправления или наделения полномочиями должностного лица.

Муниципальные выборы являются необходимым элементом народовластия, одним из способов вовлечения населения в управление делами госу­дарства и осуществление местного самоуправления, высшим непосредственным выражением воли населения муниципально­го образования.

Государством гарантируются свободное волеизъявление граждан Российской Федерации на выборах, защита демокра­тических принципов и норм избирательного права.

Муниципальные выборы осуществляются на основе общих принципов избирательного права Российской Федерации. Граждане участвуют в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Вы­боры являются свободными и добровольными. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Муници­пальные выборы проводятся открыто и гласно.

Основу избирательного законодательства в Российской Фе­дерации составляют положения ст. 32 Конституции РФ, в со­ответствии с которой право избирать и быть избранным в ор­ганы местного самоуправления принадлежит каждому гражда­нину Российской Федерации, постоянно проживающему на соответствующей территории и достигшему 18-летнего возрас­та. Поэтому различают активное и пассивное избирательное право. Активным избирательным правом - правом участвовать в выборах - обладает гражданин, место жительства которого расположено в пределах избирательного округа. Законом такое право может быть предоставлено и граж­данину, место жительства которого расположено за пределами избирательного округа.

Ограничения пассивного избирательного права – быть избранным, связанные с нахождением места жительства гражданина Российской Фе­дерации на определенной территории Российской Федерации, включая требования к продолжительности и сроку проживания гражданина Российской Федерации на данной территории, устанавливаются только Конституцией РФ.

Не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда.

Законом субъекта РФ устанавливаются виды избирательных систем (мажоритарная, пропорциональная, смешанная), кото­рые могут применяться при проведении муниципальных вы­боров, и порядок их применения.

Под избирательной системой понимаются условия признания кандидата, кандидатов избранными, списков кандидатов — до­пущенными к распределению депутатских мандатов, а также по­рядок распределения депутатских мандатов между списками кан­дидатов и внутри списков кандидатов.

При проведении муниципальных выборов могут использоваться:

а) мажоритарная избирательная система;

б) пропорциональная избира­тельная система;

в) смешанная избирательная система (пропорциональ­но-мажоритарная).

В отличие от местного референдума, обязательность про­ведения которого федеральным законом не установлена, муни­ципальные выборы являются периодическими, обязательными и должны проводиться в сроки, обеспечивающие соблюдение установленных законом сроков полномочий формируемых ор­ганов, депутатов и выборных должностных лиц.

Можно выделить ряд характерных черт выборов как одного из институтов, обеспечивающих функционирование местной публичной власти:

- являются одним из основных и обязательных ин­ститутов прямой демократии;

- выступают как часть и исходное начало пред­ставительного властвования жителей;

- позволяют гражданам непосредственно вклю­чаться в управление делами своих муниципальных образова­ний;

- по своим масштабам представляют собой общемуниципальное политическое мероприятие;

- выступают одним из элементов структурирования гражданского общества.

Помимо формирования выборных органов, избрания депу­татов и выборных должностных лиц местного самоуправления, в ходе муниципальных выборов решаются и другие задачи.

Нормативно-правовую базу муниципальных выборов со­ставляют акты четырех уровней правового регулирования:

1) международный (Европейская хартия местного самоуправ­ления, содержащая общие положения о выборности органов местного самоуправления);

2) федеральный (Конституция РФ, Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Закон об об­щих принципах организации местного самоуправления; Феде­ральный закон от 26 ноября 1996 г. № 138-Ф3 «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления»);

3) региональный, где на основе федерального законодатель­ства осуществляется правовое регулирование порядка органи­зации и проведения муниципальных выборов (избирательные кодексы и законы);

4) муниципальный (устав муниципального образования).

Муниципальные выборы подразделяются на:

1) основные (очередные), которые проводятся по окончании установленного законом и уставом муниципального образования срока полномочий депутатов, членов выборного органа и вы­борного должностного лица местного самоуправления. Закре­пляемый в уставе муниципального образования срок их полно­мочий не может быть менее двух и более пяти лет;

2) досрочные, проводятся в случаях досрочного прекращения полномочий депутата, всего представительного органа, иного выборного органа и выборного должностного лица местного самоуправления;

3) повторные - проводятся в случаях:

■ выбытия всех кандидатов,

■ признания выборов несостоявшимися, недействительны­ми либо если кандидат, избранный по одномандатному (многомандатному) избирательному округу, не сложил с себя полномочия, не совместимые со статусом депута­та, а кандидат, избранный на должность выборного должностного лица, — полномочия, не совместимые со статусом выборного должностного лица,

■ когда по итогам голосования остались незамещенные мандаты в многомандатном избирательном округе;

4) дополнительные, которые проводятся в случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного по одноман­датному или многомандатному избирательному округу.

Повторные и (или) дополнительные выборы не назначают­ся и не проводятся, если в результате этих выборов депутат не может быть избран на срок более одного года.

Муниципальные выборы проводятся в определенных временных рамках, что предполагает определенную последовательность избира­тельных действий, проводимых в период избирательной кампании, ко­торая начинается со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении (проведении) выборов и протекает до дня пред­ставления избирательной комиссией, организующей выборы, отчета о расходовании средств соответствующего бюджета, выделенных на подготовку и проведение выборов.

В соответствии с установленными видами избирательных систем уставом муниципального образования определяется та избирательная система, которая применяется при проведении муниципальных выборов в данном муниципальном образова­нии. Условия применения видов избирательных систем в му­ниципальных образованиях могут зависеть от численности из­бирателей в муниципальном образовании, вида муниципально­го образования и других обстоятельств, определяемых законом субъекта РФ.

Муниципальные выборы организуют и проводят избирательные комис­сии. Они фор­мируются на основе предложений политических партий, выдвинувших списки кандидатов, допущенные к распределению депутатских манда­тов.

К избирательным комиссиям, организующим и обеспечивающим подготовку и проведение муниципальных выборов, относятся:

а) изби­рательные комиссии муниципальных образований;

б) окружные изби­рательные комиссии;

в) участковые избирательные комиссии.

Для проведения муниципальных выборов образуются одномандат­ные и (или) многомандатные избирательные округа либо определяется еди­ный избирательный округ. Единый избирательный округ образуется по выборам главы муниципального образования: он включает в себя всю территорию соответствующего муниципального образования.

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей не позднее чем за 45 дней до дня голосования образуются избирательные участки из расчета не более чем три тысячи избирателей на каждом уча­стке.

Избирательные участковые комиссии формируют списки избирателей.

Списки избирателей — это перечни граждан, обладающих ак­тивным избирательным правом.

Учет избирателей осуществляется главой местной админи­страции муниципального района, городского округа, внутриго­родской территории города федерального значения, а в случа­ях, предусмотренных законом города федерального значения, — руководителем территориального органа исполнительной власти города федерального значения.

В процессе подготовки к проведению выборов в соответ­ствии с принципом всеобщего избирательного права и в целях обеспечения реализации каждым гражданином своего права на участие в голосовании, ознакомления граждан с данными о себе, содержащимися в списках, уточнения этих сведений, проведения голосования и определения результатов выборов осуществляются учет и регистрация избирателей. Регистрации подлежат все избиратели, проживающие на территории муни­ципального образования.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3893; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.