Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ЛЕКЦИЯ 3 (Федюкин В.П.)




И 1) и 2) => научное познание не самоценно, оно только ведет к Богу!

 

Августин Аврелий делит науки на «вредные» (уводят назад от Бога, например астрология, т.к. судьбу человека определяет Бог, а не звезды, плюс звезды – более низшие творения, чем человек, и не могут определять его судьбу) и «полезные» (помогают понять священное писание - география, биология).

 

Научные и философские школы неотделимы.

 

Шартинская школа – рационализм и натурфилософия, познание творения приближает к познанию Творца.

 

Сен-Викторская школа (и Гюго Сен-Викторский): мистическая религиозная философия, классификация научного знания.

 

Байцер (?), отец схоластики (VI в.) – откомментировал труды по логике Аристотеля; попытка рационального логического выстраивания своих концепций с использованием идей Капеллы, классификация научного знания:

- тривизм (трехпутье) – гуманитарные науки (грамматика, риторика, диалектика);

- квадривизм (четырехпутье) – науки о природе (арифметика, геометрия, астрономия, музыка, латынь).

 

М.А. Кассиодор – наука как путь служения Богу, как и добродетель; нет разделения наук на «светские» и «божественные»; создает монастырь (Виварий) с библиотекой и скрипторием (место переписывания книг) - образец монастырей, они переписыванием сохранили наследие Греции.

 

4. ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В СРЕДНЕВЕКВЬЕ:

 

Люди = «литераты» (грамотные, т.е. духовные лица) или «иллитераты» (неграмотрные).

 

При монастырях школы => церковь поддерживала образование, учились даже светские люди и девочки.

 

XII-XIII вв – при церквях возникают первые университеты Падуанский, Оксфордский, Парижский, Болонский и др.

Соотношение веры и разума, религии и разума, науки и философии: вера первенствует, разум дополняет.

Августин Аврелий: «Верую чтобы разуметь, а не поверишь - так и не уразумеешь».

Тертуллиан: «Верую потому что абсурдно (=> непостижимо разумом)»

Григорий I Великий: «Вера не имеет цены, разум представляет доказательства (=> вера искренняя без доказательств)».

 

С XII в. – Пьер Абеляр: «Разумею чтобы верить (=> рационально понять и затем поверить)»

 

С XII в. – «концепция двух истин» (есть истины веры, а есть истины разума).

 

С XVI в. – концепция пантеизма: Бог везде и повсюду, Бог есть мир, растворение Бога в природе => не делает самоценность науки, но обосновывает значимость познания природы.

Проблема универсалий (общих понятий) – категориально-понятийный аппарат: существует ли общее объективно, реально, или только наши понятия, разум? => абстрактность философского научного познания

 

XIV в. – Уильям Оккам: в познании существуют только отдельные предметы.

XIII в. – Роберт Гроссестест возобновил идею математизации научного знания.

XIII в. – Рождер (не путать с Фрэнсисом!) Бэкон – понятие «экспериментальная наука», изобретение очков.

 

Инквизиция – XIII-XIV вв., по политическим мотивам, пик – XVI-XVII вв. (не Средневековье, а уже Новое время!).


ТЕМА: СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

1. Структура научного знания?

2. Структура теоретического уровня научного знания.

3. Метатеоретический уровень научного знания.

 

Литература:

 

1. Идеалы и нормы научного исследования. Минск, 1981.

2. Теоретическое и эмпирическое в научном познании. Москва, 1984.

3. Фиоософия науки. Под редакцией С.А. Лебедева. Москва, 2005.

4. Кохановский В.П. Философия и методология науки. Ростов-на-Дону, 1999.

5. Стёпин В.С. Становление научной теории. Минск, 1976.

6. Стёпин В.С. Теоретическое знание. Москва, 2000.

7. Грязнов Б.С., Дынин Б.С., Никитин Е.П. Теория и ее объект. Москва: Наука, 1973.

 

1. СТРУКТУРА НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

Структура научного знания означает связь между элементами данной системы.

Из критериев - с точки зрения дифференциации можно говорить о классификации наук: о познании, технические и др.

З уровня научного знания: эмпирический, теоретический, метатеоретический.

Всякое научное знание есть результат деятельности мышления, в полной мере это относится и к эмпирическому знанию, которое по природе рационально, а не чувственно.

Отличие чувственных объектов от эмпирических:

чувственные эмпирические
формируются в результате сенсорного контакта с вещами формируются в результате рациональной, мыслеительной обработки чувственных объектов
выражается в виде психических образов выражается в языковой форме (понятия, суждения, язык науки)
содержание зависит от целевой установки исследователя, что выполняет роль «фильтра», отбора важной для исследователя информации содержание зависит от содержания познаваемых объектов, самих по себе опосредованно операционными возможностями рассудка, а именно обработка материала с помощью абстрагирования, анализа, синтеза, требованиями языка, накопленным запасом эмпирических знаний, интерпретативным потенциалом существующих научных теорий

 

В целом эмпирическое знание представляет собой множество высказываний об абстрактных эмпирических объектах.

В структуру эмпирического знания входят: протокольные предложения, эмпирические факты и эмпирические законы (причиныые, структурные, динамические, статистические) и феноменологические теории.

Протокольные предложения - единичные высказывания об эмпирических объектах, в которых фиксируется результаты наблюдений. При составлении протоколов учитывается место и время наблюдений, т.к. наблюдение и эксперимент происходят планировано.

Эмпирические факты – индуктивные обобщения протоколов статистического или универсального характера. Эмпирические факты отрицают или утверждают наличие событий, свойств, отношений исследуемой предметной области. Символическое представление: графики, диаграммы, математические модели, карты, схемы

Научный факт – теоретически нагруженный факт, т.е. объяснимый через законы, теории.

 

Природа факта: фактуализм и теоретизм.

Фактуализм – факты считаются автономными, независимыми от теории, при смене теорий происходят изменение всего фактуального базиса науки.

Кохановский В.П., научный факт независим от теории, т.к. детерминирован материальной действительностью.

 

Эмпирические и научные факты - формы существования научного знания. Эмпирические факты - особые отношения между событиями, свойствами, для которых характерно временное и пространственнное (мерность) постоянство.

Эмпирические законы выражают устойчивые эмпирические зависимости. Представляют собой общие высказывания об эмпирических объектах. Являются общими гипотезами, полученными путем индуктивного обобщения. Т.к. индукция не может быть полной, обобщение носит вероятностный характер.

 

Феноменологические теории - логически организованное множество соответствующих эмпирических законов и фактов, высшая форма логической организации эмпирического знания. Гипотетичная.

Лебедев С.А. относит сюда феноменологическую термодинамику Кеплера, описывающие теории.

Если Лебедев С.А. включил феноменологические теории в структуру феноменологического знания, то Кохановский В.П. вводит их в состав теоретического знания. Различие между уровнями эмпирического знания количественные, а теоретический от эмпирического знания отличается качественно.

 

2. СТРУКТУРА ТЕОРЕТИЧЕСКОГО УРОВНЯ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ.

 

Отличия эмпирического знания от теоретического:

теоретический эмпирический
не деятельность только рассудка (производство понятий, суждений) Рассудок есть процесс оперирования абстрактными понятиями в пределах жесткого стандарта, заданного чувственным восприятием Деятельность разума. Мышление о мышлении.
уровень развертывается эмпирическими возможностями рассудка уровень развертывается операционными возможностями разума (интеллектуальная интуиция, идеализация)
уровень выделяет внешние свойства и связи объекта нацелено на выявление внутренних скрытых универсальных связей и закономерностей, которые обнаруживаются рациональной обработкой опытных данных с помощью абстрагирования случайных внешних характеристик объекта, с помощью их идеализации

 

Механизм развертывания теоретического уровня познавательной деятельности:

1) на основе научных фактов и научной интуиции формируется проблема, выдвигается гипотеза, решение (знание-незнание, сталкиваются научные мнения);

2) для подтверждения гипотез создаются идеальные объекты;

3) благодаря мысленному объединению идеальных объектов выстраиваются частные теоретические модели;

4) формируются теоретические законы, их объясняющие;

5) на основе теоретических моделей выстраивается развитие теории.

 

Эмпирические научные факты – формы существования эмпирического знания, гипотезы и теории.

Эмпирическое знание – множество высказываний об эмпирических объектах, теоретическое множество высказываний о некотором классе идеальных объектов. Множество таких идеальных объектов образуют теорию.

 

Теория и объект

Структура теоретического знания:

1) идеальные объекты;

2) первичная частная теоретическая модель;

3) формулируемый на ее основе закон;

4) развитая теория.

 

Идеальный объект - чисто мысленный объект, свойства которого принципиально не могут быть наблюдаемы.

Неванлинна подчеркивал, что идеальные объекты конструируются из эмпирических объектов путем доведения их свойств до предельных значений (например точка, линия, плоскость, инерция, время и пространство, в математике - формула, доказательство, в социологии - страта и т.д.).

Идеальные объекты создаются в процессе идеализации – предельный переход от фиксируемых в опыте свойств эмпирических объектов к крайним логически возможным значениям их интенсивности.

3 момента создания идеальных объектов:

Исходный пункт движения мысли – эмпирический объект, его свойства и отношения.

Само мысленное движение состоит в количественном усилении степени интенсивности наблюдаемого свойства до предельного значения.

В результате этого создается качественно новый объект, свойства которого принципиально не наблюдаемы.

 

Причины введения идеальных объектов:

Инструменталистская: это инструменты для удобного сравнения имеющейся эмпирической информации об имеющейся предметной области. Основная функция идеальных объектов – способны способствовать созданию целостных логически организованных систем, в которых эмпирическая информация защищена от потерьтранслируется в культуре, является хорошо усваиваемой и обозримой.

Эссенциалистский (сущностный) – идеальные объекты и научные теории, построенные на них, описывают мир не феноменальный, а сущностный, т.е. не раскрывают существенные связи.

 

Теоретическая модель – идеализированная модель, включает в себя индивидуальные объекты и связи (например предмет вижется равномерно и прямолинейно по идеальной поверхности).

Развитая теория (В.С. Стёпин) - форма теоретического знания, дающая целостное отображение существенных и закономерных связей определенной области действительности. Это обобщение всех частных теорий и законов (Ньютоноская механика, прогрессивная эволюция Дарвина).

 

Уровни развитой теории:

1. аксиомы, принципы, общие теоретические законы;

2. частные теоретические законы;

3. частные единичные теоретические высказывания.

 

Аксиомы - предположения в основе теории, принимаемые на веру и без доказательства.

Например аксиомы А. Энштейна: свойства Вселенной одинаковы во всех ее точках (однородность пространства) и одинаковы во всех направлениях (его изотропность), наилучшим известным описанием гравитационного поля является уравнение, предложенное А.Энштейном.

Принципы - наиболее важные и фундаментальные положения теории, ее исходные основания, первичные посылки (например, принцип эволюционизма, историзма в биологии).

Закон – общая устойчивая необходимая повторяющаяся связь явлений (закон инерции, взаимосвязи силы, массы и ускорения).

Например сконструированный идеальный объект - идеальный маятник, частный теоретический закон – закон движения идеального маятника.

Частные единичные теоретические высказывания утверждают нечто о пространстве, состоянии идеальных объектов (кинематика Ньютона: если к материальной точке К применить силу F, через вреям Т она будет находиться на расстоянии L от места применения силы).

 

2 требования развитой теории:

1) непротиворечивость в формально математическом или логическом смысле, простота, компактность, определенная область применения;

2) Гейзенберг: многократная экспериментальная подтверждаемость (для естественных наук).

 

3. МЕТАТЕОРЕТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ НАУЧНОГО ЗНАНИЯ

 

 

С.А. Лебедев, подуровни метатеоретического уровня научного знания – общенаучное знание и философские основания науки.

 

Общенаучное знание: частнонаучная и общенаучная картина мира и идеалы и нормы научного исследования (частнонаучные и общенаучные гносеологические методологические, логические, аксиологические принципы).

 

Научная картина мира - целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов.

В зависимости от оснований бывает общенаучная (касается всей действительности) и частнонаучная (касается определенной предметной области) картина мира.

 

Общенаучная картина мира - доминирующая в определенную эпоху частнонаучная картина мира.

 

XVII- XVIII вв., Новое время – за общенаучную принята физическая картина мира, основанная на классической механике Ньютона:

Ø объективная реальность имеет дискретный характер, состоит из отдельных тел, между которыми осуществляется взаимодействие с помощью некоторых сил (притяжения и отталкивания);

Ø все развивается по однозначным законам;

Ø все процессы протекают в абсолютном пространстве и времени независимо от тел;

Ø необходимость первична, случайность вторична.

 

синергетика, саморегулирующиеся системы

 

Идеалы, нормы научного исследования – совокупность гносеологических, методолгических, аксиологических и логических установок, свойственных для каждого этапа исторической науки (идеалы и нормы доказательности знания, его объяснения, построения, организации).

Аксиологические принципы – ценностные установки науки внутренние и внешние основания науки (объективная истина, определенность, точность, доказательность, методологичность, системность). Регулируют отношения науки с обществом (практическая полезность научного знания, эффективность научного знания, повышение образовательного потенциала общества, содействие общественному прогрессу).

 

Философские отношения науки выражают философские идеи и принципы, содержащиеся в науке, которые дают общие ориентиры познавательной деятельности.

Без философских оснований науки нарушается ценность знания, целостность культуры, по отношению к которым философия и науки выступают в качестве частных элементов.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 818; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.053 сек.