КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Тема: проблема ценностей в истории философии и науки
Лекция 9 (Сердюк Т.Г.).
1. Проблема определения ценностей. 2. Проблема ценностей в социогуманитарном познании.
Ценность – фиксированная в сознании субъекта характеристика его отношения к объекту. Ценностью может быть любая из трех элементов ситуации оценивания: оцениваемый предмет или образец/идеал/эталон в основе оценки или отношение оцениваемого к идеалу. Схожие понятия: «норма», «долженствование», «социальное бытие», «потребность», «цель», «выбор». Ценность (деятельностный подход) – представление о желательном, влияющем на выбор поведенческой альтернативы. Проблема ценностей: в XIX-начале XX в. Герман Лотце (предклассический этап развития аксиологии), Генрих Риккерт и Вильгельм Вендельбант, Макс Вебер («Социология революций»), Мартин Хайдеггер, Ганс Георг Готдамер. 2 позиции в исследовании ценностей: 1. Релятивизм – отрицание возможности объективного анализа ценностей (их изменчивость и исторический характер). 2. Субстанционализм (антирелятивизм) – возможны надчеловеческие ценности. Питирим Сорокин, роль ценностной компоненты в жизни человека: «лишенные своих значимых аспектов, т.е. ценности, все явления человеческого взаимодействия становятся просто биофизическими явлениями, и в таком качестве образуют предмет не социально-гуманитарного познания, а естественных наук». Классификация ценностей: По структуре ценностной системы: ядерные (признаются обществом безусловными и неоспоримыми), и периферийные. По модальности: позитивные и негативные (например контркультурные) По сферам общественной жизни: экономические, социальные, политические, научные и др. По интенсивности распространения: доминирующие (признаются подавляющим большинством), вариантные (допускаются), девиантные (преследуются санкциями).
Николай Сергеевич Розов, ценности: Ø кардинальные (жизнь, здоровье, свободы мысли и слова, свобода распоряжения жизнью, личное достоинство, возможность продолжать род и воспроизводиться духовно, возможность трудом добывать блага и быть оцененным обществом); Ø субкардинальные (=средства обеспечения кардинальных ценностей, институты и условия для их реализации: для жизни – безопасность и стабильность в обществе, для здоровья – система жизнеобеспечения и соответствующие экологические уловия и т.д.) Компоненты ценностного сознания: Каждый индивид конструирует свою субъективную реальность, ценностная сфера также индивидуальна и уникальна. Способность субъекта рефлексировать невозможна без коммуникации (по Ж.-П. Сартру и экзистенциалистам). Индивиды существенно влияют на субъективную реальность друг друга – происходит взаимодействие их ценностных систем. Каждый индивид высоко оценивает то, что способствовало его успеху, формированию его социального статуса, а затем через призму статуса формируются его периферийные ценности. В процессе деятельности субъект ищет такие взаимодействия, которые разделяют его ценностные позиции => ценности интегрируют людей Перестраивать мир под себя или себя под мир? Релятивизм ценностных систем можно проиллюстрировать, сопоставляя Запад и Восток (отношение к миру, власти, истории, закону). Идея свободы науки о ценностях – Фрэнсис Бэкон, идолы разума (театра) – приверженность старым научным тенденциям, опыту. Вебер, 3 непреходящих ценности добро (выражается в правопорядке), красота (- в искусстве), истина (- в науке). Главная ценность науки - истина, свобода от ценностей есть освобождение науки от субъективизма. Томас Кун, 5 ценностей научного знания: непротиворечивость, тонкость и простота, плодотворность, наличие области приложения, общецивилизационная значимость.
Хью Лесли, «Ценность в науке», 3 принципа, на которых основана интерпретация науки как свободной от ценностей:
1. беспристрастность – теория может быть принята тогда, когда она воплощает когнитивные ценности и направляет человечество по вектору дальнейшего поиска ценностей, и теория должна быть однозначно отвергнута, если в данной области принята несовместимая с ней теория и научность последней доказана. Никакие иные оценки значимости теории кроме научных не являются основаниями для ее принятия или опровержения. 2. нейтральность – научные теории в формулировках не должны иметь оценочных утверждений. 3. автономность, касается организации процесса познания, - научный процесс должен осуществляться научным сообществом без вмешательства извне, оно само определяет проблемы и приоритеты в области исследований, кто и с какой квалификацией будет принят в его ряды, оценивает компетентность своих членов.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 515; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |