Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

План лекции. Церковь, общество, государство в России XVII—XVIII вв




Церковь, общество, государство в России XVII—XVIII вв.

Лекция 16

1. История взаимоотношений церкви и государства

2. Патриарх Никон

3. Движение старообрядцев.

4. Конфессиональная политика.

1. История взаимоотношений церкви и государства. Взаимоотношения Русского госу­дарства и РПЦ прошли несколько этапов в своем развитии.

Первый этап (X—XIII вв.) - поддерж­ка со стороны государственной власти.

Первые русские митрополиты были греки. Они принесли с собой совершенно новые для русского человека того времени понятия о Церкви, государстве, законе, власти правителя. Знание и опыт, образованность иерархов в церковных и государственных делах поставили высоко их авторитет в глазах русских князей и народа. Поэтому русские князья, начиная со Св. Владимира, приглашают митрополитов на княжеские советы и съезды с дружиной. Князь советовался с епископами о государстве.

Первоначально церковная власть стояла выше светской, руководила ею. Об этом свидетельствует, такая беседа Св. Владимира с христианскими епископами. Епископы сказали князю: «Разбойники умножились, зачем не казнишь их?» Владимир ответил: «Боюсь греха». Епископы возразили ему: «Ты поставлен от Бога на казнь злым, а добрым на милование; тебе должно карать разбойника, только разобрав дело». Князь послушал епископов и стал казнить разбойников. Потом те же епископы советовали ему заменить казни, по-прежнему, вирами (штрафами), так как княжеская казна нуждалась в деньгах. Князь опять послушал епископов и заменил казни вирами.

На Руси шли постоянные княжеские усобицы, отсутствовала сильная монархическая власть, что не внушало сочувствия греческой иерархии, воспитанной на преклонении пред единой властью императора. Духовенство старалось ослабить княжеские усобицы, поддерживало власть великого князя, вносило в политическое сознание князей понятия о законе, о власти правителя, о правосудии и т. д. При раздробленности государства Церковь была объединяющим началом, представительницей «всея Руси», носительницей идеи единства народа русского.

Участие князей в церковных делах выражалось в заботе о материальном обеспечении духовенства – отдавали церкви десятину от своих княжеских доходов, устанавливали различные пошлины, жертвовали земли и имения. Митрополит владел несколькими городами с волостями. Андрей Боголюбский дал Владимирскому собору город Гороховец и несколько сел. Духовенство освобождалось от мирского суда, службы и податей (налогов).

Но князья вмешивались и во внутренние дела церкви. Князья и веча нередко судили и низвергали епископов. Например, Новгородское вече изгнало епископа Арсения, так как на вече было решено, что он — виновник слишком теплой и дождливой осени.

Второй этап (XIII—XVI вв.) – в период ордынского господства и формирования единого государства православная церковь стала един­ственной силой, обеспечивающей единство населения русских княжеств в борьбе с врагом, и основой будущей единой сис­темы власти.

В XIII веке, когда монголо-татары опустошили Киевскую Русь, киевский митрополит переселился из разрушенного Киева во Владимир, а потом в Москву. Москва приобрела значение церковной столицы Руси. Митрополиты сближаются с московским князем, становятся их ближайшими помощниками. Татары освободили от дани духовенство и церковные земли. Митрополиты ездят в Орду хлопотать перед ханом за своих князей, добывают им ярлыки на великое княжение и располагают к ним ханов.

Супруга хана Тайдула тяжело заболела и, в конце концов, ослепла. Она решила обратиться к митрополиту Алексею, о котором слышала как о святом человеке. Хан прислал послов в Москву с письмом к Великому князю Ивану Ивановичу, в котором писал: «Слышали мы, что есть у Вас служитель божий, который если что попросит у Бога, то Бог его в том послушает. Пришлите его к нам; если его молитвами исцелеет царица, то будете иметь со мной мир, Если же не пришлёте, то пойду войной на вашу землю». Великий князь показал это письмо Алексию, умоляя его исполнить желание хана. Тот согласился. Прибыв в столицу хана, святитель отслужил молебен у постели больной, окропил её святой водой – и вдруг Тайдула прозрела. Поражённые чудом хан и его супруга в знак благодарности дали Алексию богатые дары и отпустили с честью в Москву.

С 1448 г. русская Церковь стала независимой, автокефальной. До этого времени митрополитов обычно назначали из Византии, Константинополя. Произошло это так:

Византийский император рассчитывая получить на Западе помощь против турок, вступил с Римским папой в переговоры о соединении восточной (православной) и западной (католической) церквей. Это соединение (уния) было провозглашено на Флорентийском соборе в 1439 г., где участвовал и русский митрополит Исидор, родом грек. Вернувшись в Москву, он провозгласил унию. Великий князь Василий Васильевич отдал приказ о взятии митрополита под стражу и объявил его еретиком. По его воле был Митрополитом Московским и всея Руси был выбран Иона, с нарушением церковных правил, без согласия Константинопольского Патриарха.

А после завоевания Византии Турками в 1453 г. появилась теория Москва-третий Рим, после падения второго Рима — Константинополя. Инок Филофей в письме к великому князю Василию Ивановичу писал: «Два Рима пали, третий — Москва, стоит, а четвертому не бывать».

С возвышением Москвы власть князя становится сильной, и он уже мало нуждается в поддержке церковной власти. Значение митрополита ослабевает. Московские цари теперь вмешиваются в церковные дела не в форме покровительства, а как самостоятельные властители. Обычай духовенства печаловаться (ходатайствовать) перед светской властью за осужденных и опальных стал утрачиваться.

Иван Грозный принял титул царя и помазание на царство. Царь - наместник Божий. Нарушение царской воли и царских приказов он считал нарушением Божественного закона. Он относился резко отрицательно к влиянию духовенства на государственные дела. Свое подозрение по отношению к боярам царь распространил и на духовенство. Заступничество за опальных царь принимал как посягательство на его царскую власть. Во время разгрома Новгорода пострадало много духовенства, церквей и монастырей. Преемника епископа Пимена, Леонида, по приказанию Грозного, зашили в медвежьи шкуры и затравили собаками. Митрополиту Филиппу II за его несочувствие опричнине и за печалование за опальных был лишён сана и отправлен в ссылку в тверской Отроч Успенский монастырь, где был убит Малютой Скуратовым.

Подчиненность духовенства особенно ярко сказалась в деле развода великого князя Василия Ивановича с неплодной супругой Соломонией. Против этого развода были восточные епископы. Однако митрополит Даниил в угоду великому князю постриг Соломонию в суздальском Покровском монастыре и повенчал великого князя с Еленой Глинской.

Московские великие князья поставили церковь в зависимость от себя.

Третий этап (XVI—XVII вв.) оформилось «разделение властей», при котором вмеша­тельство церкви в дела государства стало минимальным, но сохранялся контроль над духовной жизнью российского об­щества.

Русская Церковь возглавлялась митрополитами и до середины XV века относилась к Константинопольскому Патриархату и не имела самостоятельного управления. Для полной самостоятельности нужно было вместо митрополитов поставить во главе русской Церкви патриархов, а это можно было сделать лишь с согласия всех восточных патриархов.

В царствование сына Грозного Федора Ивановича в 1589 г. было учреждено патриаршество в русской Церкви, с согласия всех восточных патриархов, подтверждено Соборами в Константинополе в 1590 и 1593 годах. Первым Патриархом стал святитель Иов (1589-1605).

Именно позиция первого патриарха всея Руси Иова во многом обеспечила избрание на царство Земским собором Бориса Годунова (1598). Его же отказ при­знать в самозванце «царя Дмитрия Ивановича» (1605) привел к низложению и ссылке патриарха. Пытаясь заручиться под­держкой церкви, Лжедмитрий I и Лжедмитрий II прибегли к помощи «лжепатриарха» Игнатия.

В Смутное время, когда не было государя, патриарх Гермоген имел сильное влияние в государственных делах. Патриарх Филарет (который был отцом государя Михаила Феодоровича) пользовался такой же властью, как и царь, имел царский титул «великого государя». Царские указы издавались от имени царя и великого государя - патриарха, некоторые указы по государственным делам даже от имени одного патриарха.

В Московском государстве церковь располагала громадными имуществами, главную часть которых составляли земли. Это богатые пожертвования (вкладов) и отказы на помин души. Оно было материальной основой могущества Церкви и ее общественного влияния. Московские государи еще в XVI в., когда потребовалось много земель, которые давались тогда вместо денежного жалованья служилым людям, обратили внимание на массу церковных земель с мыслью воспользоваться ими для нужд государства.

В Соборном Уложении 1649 г. Алексея Михайловича некоторая часть церковных имуществ была передана в казну, взята бесплатно за государя. Был учрежден Монастырский приказ - высший центральный судебный орган для духовенства в Московском Государстве. Согласно Уложению 1649 года, Монастырский приказ должен был быть только судебным органом, но фактически он исполнял функции финансовые, административные и полицейские по церковным делам; осуществлял сбор денежных средств с церковных имений. Патриарх Никон был непримиримым противником и критиком Монастырского приказа, что явилось одной из сущностных причин его конфликта с Царём Алексеем Михайловичем. (В 1677 году Фёдор Алексеевич упразднил Монастырский приказ, передав его дела Приказу Большого Дворца, а финансовые дела Приказу Новой чети.

При Петре I государство полностью подчиняет себе Церковь. В Европе в его время господствовал просвещенный абсолютизм: государство должно заботиться о просвещении подданных, благополучии, здоровье, опекать их. Государственная власть обязана издавать предписания по всем сторонам жизни граждан: как работать, одеваться, воспитывать детей и т. д. Главная добродетель граждан — это послушное исполнение предписаний государственной власти; только таким путем подданные могут достигать своего благополучия.

На религию взглянули по-другому: Способствует ли она благополучию граждан? Полезна ли она для государства? И решили этот вопрос так. Религиозный человек не крадет, не обманывает, не мошенничает, не ослушается начальства — не только потому, что это запрещено законом, но и потому, что это грешно. Значит, религия способствует благополучию подданных государства и, следовательно, полезна для государства. Но религия может быт вредна для него: если духовные лица, убедят человека, что грешно повиноваться государственной власти, то религиозных людей трудно будет заставить.

Таким образом, чтобы религия была полезной для государства силой необходимо, чтобы духовенство было подчинено государственной власти, чтобы оно действовало согласно с ней и в ее целях. Так и поступил Петр Великий.

Подчинить патриарха власти царя в церковных делах было нельзя. По церковным правилам патриарх, подчиненный царю в церковных делах, не был бы настоящим патриархом. Поэтому Петр решился отменить патриаршество.

В 1721 г. патриаршество было упразднено. В 1721 году Петр I учредил Духовную коллегию, впоследствии переименованную в Святейший Синод - государственный орган высшей церковной власти в Российской.

По мысли Петра Синод должен быть равным Сенату и подчинен лишь государю. В отсутствие государя совместные решения Сената и Синода получали силу решений верховной власти. При преемниках Петра, Синод потерял это значение, а Сенат вообще не признавал Синод равным себе. Синод представлял коллегию, т.е. состоял из нескольких членов во главе с председателем (президентом). Назначались и увольнялись члены волей государя.

Была введе­на клятвенная присяга священников на верность императо­ру. Присяга членов Синода - «верным, добрым и послушным рабом и подданным» государю; наследнику и государыне и признавать государя «крайним судьей» Синода, т.е. высшей властью над Синодом. Вся церковь была, таким образом, подчинена власти государственной, стала частью государственного строя.

Для наблюдения за ходом дел в Синоде была учреждена должность обер-прокурора Св. Синода, который должен быть в Синоде «оком государственным».

Петр I создал большое постоянное войско, флот, основывал фабрики и заводы, строил крепости и города, заводил новые пути сообщения. Для этого требовались огромные средства, которых не могли дать налоги. Мысль Петра Великого обратилась к церковным землям, в собственности монастырей. Он восстановил Монастырский приказ. Монастыри и архиереи были устранены от пользования доходами со своих вотчин. Всем этим распоряжался Монастырский приказ. Он выдавал небольшое жалованье, а остальная сумма шла на государственные нужды.

Теперь на священников были возложены функции оглаше­ния государственных законов прихожанам, регистрации рож­дения и смерти, помощи в проведении переписей населения, выявления раскольников и наблюдения за ними.

В 1722 г. был принят Духовный регламент, подробно описы­вавший условия и порядок вступления в священнический сан, правила монастырской жизни и т. п. Любое его наруше­ние каралось лишением священников приходов и сана, сда­чей в солдаты как их самих, так и их детей.

Петр III успел издать указ Синоду, где предписывалось «посты вовсе прекратить и чтоб почитать не в закон, а в произвольность», «о грехе прелюбодейном не иметь никому осуждения ибо ж Христос не осуждал».

Церковь в России до второй половины XVIII в. продолжа­ла оставаться сильной благодаря огромным землевладениям. При Екатерине II в 1784 г. произошла секуляризация церковных имуществ - церковные вотчины были отобраны в казну. Это подорвало экономические основы РПЦ, сделав духовенст­во полностью зависимым от государства.

На содержание архиереев и монастырей назначено жалованье и небольшое количество земли и угодий. На все церковные учреждения было назначено расходовать в год 403.000 руб., тогда как с крестьян отобранных вотчин (всего 910.000 душ) одного оброка получалось более 3.300.000 рублей, не считая доходов с разных хозяйственных статей в вотчинах.

Отдельные церковные лица выражали свое недовольство, они считались политическими преступниками: лишались епархий, должностей, сана, заточались в монастырские тюрьмы. В последний раз с открытым протестом против мер правительства, относящимся к Церкви, выступил митрополит ростовский Арсений Мацеевич при Екатерине II. Был предан суду и как оскорбивший государыню должен был бы подвергнуться смертной казни; государыня оказала ему милость: он был лишен сана, монашеского чина, и послан в Ревельскую крепость в самое строгое заключение. Императрица напомнила, что таким архиереям прежде головы ссекали.

Екатерина II обращалась к Синоду с такими словами; «Если спрошу вас, кто вы и какое ваше звание, то вы верно дадите ответ, что вы — государственные особы, состоящие под властью монарха и законов евангельских».

Этим завершилось полное подчинение Церкви государственной власти: Церковь стала зависеть от государственной власти и в своих материальных средствах.

Император Павел I при составлении акта о наследии престола (1797 г.) называет русского императора «главою Церкви». Выражение это ранее никогда не употреблялось по отношению к государям русским. В 1797 г. Павел I объявил себя гла­вой Русской православной церкви. Это положение было закреплено 42-й статьей Свода законов Рос­сийской империи (1832).

В 1817 г. (до 1824 г.) - учреждение Министерства Народного Просвещения и духовных дел при Александре I. В его ведении дела православного вероисповедания, но и других христианских и не христианских вероисповеданий. Министр докладывал государю о делах, производившихся в Синоде, чрез него объявлялась Синоду воля государя.

Отношение государства к Церкви, установленное Петром Великим, не изменилось и до наших дней. Вплоть до 1917 г. РПЦ как организация управля­лась государством. Патриаршество было восстановлено решением Всероссийского Поместного Собора 28 октября (11 ноября) 1917 года.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1268; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.031 сек.