Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конфессиональная политика

Конфессия (лат. confessio — испове́дание) — особенность вероиспове́дания в пределах определённого религиозного учения, а также объединение верующих, придерживающихся этого вероисповедания.

Мусульмане. Славяне столкнулись с исламскими народами впервые во времена раннего средневековья. Восточные славяне (в том числе русские) торговали с ними по Волге и Каспию, затем познакомились с исламской жизнью и бытом более тесно — по мере исламизации соседнего государства Волжской Булгарии.

Как фактический глава церкви Петр I забо­тился и о том, чтобы численность православного населения росла. В 1713 г. он издал указ, по которому подлежали крещению в течение полугода те помещики — «басурманы магометанской веры», в поместьях и вотчинах которых были закреплены православные крестьяне. Лица, принявшие крещение, получали трехлет­нюю отсрочку в уплате податей и в рекрутском наборе. Из числа мусульман Поволжья в пра­вославие тогда перешло лишь 2000 человек.

Анна Иоанновна создала «Комиссию для крещения казанских и нижегородских мусульман и других инородцев» (1731), а в 1740 г. — Контору новокрещенских дел для христианизации мусульман и язычников Казанской, Нижегородской, Астра­ханской и Воронежской губерний. Согласно указу, крестив­шиеся получали подарки и денежное вознаграж­дение от 50 к. до 1,5 р. (стоимость 1 фунта лучших сортов мяса составляла тогда 3 к., а обычного — 2 к. Баран стоил 1 р. 65 к.). Ясачным татарам-мусульма­нам в случае крещения полагались медный крест, рубаха, штаны, сермяжный кафтан, шапка, рукавицы, чирики с чул­ками (чирики — туфли с гладкой подошвой и вырезом сверху, которые носились на шерстяных чулках. Среди казаков было распространено поверье, что чулки из овечьей шерсти предохраняют от укуса тарантулов, которые боятся запаха овец, т. к. овцы едят тарантулов). Освобождались на три года от налогов и повинностей.

Екатерина II в 1773 г. под­писала указ о веротерпимости в России, согласно которому все религии в стране получили право на существование. В 1788 г. она разрешила создание в Уфе мусульманского Ду­ховного собрания во главе с муфтием (первым муфтием был Утвержден Мухаммаджан Хусаинов). Мусульманским свя­щенникам государство платило теперь жалование. Духовное Управление должно было, кроме строительства и ремонта ме­четей, регистрации браков, смертей и т. п., заниматься также надзором за деятельностью мусульманского духовенства и благонадежностью мусульманского населения.

В 1831 г. Николай I учредил Таврическое магометанское духовное правление с центром в Симферополе, а затем специ­альным указом в 1833 г. предписал верующим разных конфессий стро­го соблюдать религиозные каноны: «Все мусульмане России должны выполнять все требования своей религии, строго выполняя ее догматы. Вероотступников наказывать следующими тремя способами: первый раз — роз­гами, второй раз — палками и третий раз — нагайками (плеть)». В 1886 г. была проведена секуляризация земель мусульманско­го духовенства Средней Азии, в ходе которой изъятые земли были объявлены собственностью декхан (крестьян).

Иудеи. С включением в состав России восточных районов Речи Посполитой в ходе трех ее разделов (1772, 1793 и 1795) в состав населения Рос­сии влились иудеи (676 тыс. человек). Передви­жение иудеев по стране и места их проживания были ограничены чертой оседлости.

Черта оседлости — в Российской империи с 1791 по 1917 год — граница территории, за пределами которой запрещалось постоянное жительство евреям (иудеям), за исключением нескольких купцов первой гильдии, лиц с высшим образованием, зарегистрированные проститутки, отслужившие рекруты.

В 1843 г. проституция объявлена терпимой; полиция ставила женщин на учёт и подвергала медицинскому освидетельствованию. Было две основных категорий проституток: билетные (работающие в публичном доме) и бланковые (работающие на съемных квартирах под присмотром сутенёров). Проститутка была обязана являться в полицию и подвергаться освидетельствованию и медицинскому осмотру 2 раза в неделю (норма была отменена в 1909 году). У проститутки отбирался паспорт и взамен выдавалось особое свидетельство, называвшееся «желтый билет».

Исключение было предусмотре­но для крещеных евреев. Иудеи совершали молитвы в синагогах и молитвенных школах. На каждые 30 домов при­ходилась одна молитвенная школа, а на каждые 80 домов одна синагога. В ходе Великих реформ было разрешено устраивать молельни и вне черты оседлости, но для этого необ­ходимо было получить разрешение министра внутренних дел. В 1840 г. была открыта первая в России хоральная синагога. Духовными делами иудеев в России занималась раввинская комиссия, которая была высшим совещательным органом по делам иудеев при Министерстве внутренних дел. При синаго­гах имелись религиозные школы (к концу XIX в. их было 17 тысяч и в них обучались 300 тысяч мальчиков).

Католики. Присоединение белорусских и литовских земель к России. В 1798 г. Павел I создал Департамент римско-католического вероиспо­ведания. Нико­лай I в 1847 г. заключил конкордат с Ватиканом, согласно которому папа римский признавался главой католиков Рос­сии, в Петербурге была от­крыта католическая духовная академия. Однако после активного участия римско-католического духовенства в Поль­ском восстании 1863—1864 гг. действие конкордата было прекращено (1866).

Таким образом, формирование в России абсолютной монар­хии шло рука об руку с превращением церкви в ее важный инструмент. Никогда иные конфессии, кроме православной, не имели в России приоритетного значения не только для власти, но и для общества в целом.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Движение старообрядцев | Отрасль
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 716; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.