Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Космогония




О познании

О причинах явлений

Об уме

ПЛАТОН. Кратил: [Этимология слова «справедливое»]. Другой говорит, что «справедливое» – это то, о чем говорит Анаксагор, т.е. Ум, так как Ум, по его словам, будучи самовластным и не смешанным ни с чем, упорядочивает все вещи, проходя насквозь через все.

АРИСТОТЕЛЬ. О душе: [Анаксагор] полагает ум началом по преимуществу: из всех сущих только его одного он признает простым, беспримесным и чистым. Причем он приписывает одному и тому же началу обе [способности], как познания, так и движения, полагая, что Ум привел в движение Вселенную.

АРИСТОТЕЛЬ. Физика: Поэтому Анаксагор правильно считает Ум нестрадательным и беспримесным, раз он признает его причиной движения: только в [с.29] том случае он может двигать, если сам недвижим, и [только в том случае] господствовать [над материей], если сам не смешан [с ней]. Ср.: АРИСТОТЕЛЬ. Метафизика: Что действительность предшествует [во времени возможности] – тому свидетель Анаксагор: Ум есть действительность (энергия). (Там же. С. 520.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: Анаксагор и стоики [определяют случайность] как причину, неясную человеческому рассудку.

АЛЕКСАНДР АФРОДИС. О судьбе: Анаксагор говорит, что ничто из происходящего не происходит волею судьбы, это имя лишено смысла. Анаксагор говорил, что над людьми нет вообще никакого промысла богов, но всеми человеческими делами правит случай (тюхэ). (Там же. С. 522.)

Мнения философ (Стобей): Пифагор, Эмпедокл, Ксенофан, Парменид, Зенон, Мелисс, Анаксагор, Демокрит, Метродор, Протагор, Платон [считают] ощущения ложными.

СЕКСТ ЭМПИРИК. Пирроновы основоположения: Мыслимое видимому [мы противополагаем] так, как Анаксагор противополагал утверждению «снег бел» рассуждение «снег есть замерзшая вода; вода черна, следовательно, снег черен». (Там же. С 528.)

ДИОГЕН ЛАЭРТИЙ. Анаксагор учил, что Солнце – раскаленная глыба, по величине больше Пелопоннеса (другие приписывают этот взгляд Танталу), а на Луне есть поселения, равно как холмы и овраги. Начала – геометрии: подобно как из «крупиц» (как их называют) составляется золото, так из подобночастных маленьких телец образовалась Вселенная. Движущая причина – Ум; тяжелые тела, как земля, [при возникновении мира] заняли нижнее место, легкие, как-то: огонь, – верхнее, а вода и воздух – среднее. Так на плоской земле возникло море, после того как солнце выпарило влагу. Звезды первоначально двигались куполообразно, так что постоянно видимый полюс находился в зените, но впоследствии [их орбиты] наклонились. Млечный путь – отражение света звезд, не освещаемых Солнцем, кометы – скопление планет, испускающих языки пламени, мелькающие [= «падающие»] звезды – как бы искры, выбрасываемые из эфира. Ветры возникают от того, что воздух разжижается [и течет] под действием солнца. Гром – столкновение облаков, молния сильное трение облаков, землетрясение – опускание воздуха в недра земли. Животные рождаются из влажного, горячего и землистого [начала], а затем друг от друга, причем самцы – справа, а самки – слева. (Там же. С. 505-506.)

СИМПЛИКИЙ. Комм. к «Физике»: [Анаксагор и Эмпедокл различаются], во-первых, тем, что, по словам Анаксагора, единожды возникнув из смеси, космос впредь пребывает, управляемый и разделяемый Умом-начальником. Анаксагор, Архелай и Метродор из Хиоса, судя по всему, считают, что космос возник с началом времени. Они утверждают, что движение также [некогда] началось: в течение предшествующего времени сущее было неподвижным, Ум вызвал движение, движение породило космос. По-видимому, и они также принимают начало [с.30] миротворения [лишь] с дидактической целью.

Мнения философов (Стобей): Анаксимандр, Анаксимен, Анаксагор, Архелай, Диоген, Левкипп [считают] космос уничтожим. (Там же. С. 522.)




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.