Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Психоанализ и культура

Принцип удовольствия господствует в начале нашей жизни, в детстве; но уже тогда этот принцип сталкивается с другим – принципом реальности. И тогда ребенку придется подчиняться нормам культуры и морали, действующим в обществе...

Большую часть вины за наши несчастья несет наша так называемая культура; мы бы были несравнимо счастливее, если бы от нее отказались и вернулись к первобытности. Я называю это утверждение поразительным, поскольку, как бы мы ни определяли понятие культуры, все же не вызывает сомнений, что все наши средства защиты от угрожающих страданий принадлежат именно культуре. Итак, культура вредна, потому что мешает удовлетворению изначальных биологических влечений...

Человеческая культура – я имею в виду то, в чем человеческая жизнь возвысилась над своими биологическими обстоятельствами и чем она отличается от жизни животных, причем я пренебрегаю различием между культурой и цивилизацией – обнаруживает перед наблюдателем, как известно, две стороны. Она охватывает, во-первых, все накопленные людьми знания и умения, позволяющие им овладеть силами природы и взять у нее блага для удовлетворения человеческих потребностей, а во-вторых, все институты, необходимые для упорядочения человеческих взаимоотношений и особенно – для дележа добываемых благ. Оба эти направления культуры связаны между собой... примечательно, что, как мало бы ни были способны люди к изолированному существованию, они тем не менее ощущают жертвы, требуемые от них культурой ради возможности совместной жизни, как гнетущий груз. Культура должна поэтому защищать себя от одиночек, и ее институты, учреждения и заповеди ставят себя на службу этой задаче; они имеют целью не только обеспечить известное распределение благ, но и постоянно поддерживать [c.33] его, словом, должны защищать от враждебных побуждений людей все то, что служит покорению природы и производству благ. Творения человека легко разрушимы, а наука и техника, созданные им, могут быть применены для его уничтожения.

Так создается впечатление, что культура есть нечто, навязанное противящемуся большинству меньшинством, которое ухитрилось завладеть средствами власти и насилия.

...Этому психологическому факту принадлежит определяющее значение при оценке человеческой культуры. Если в начале еще можно было думать, что главное в ней – это покорение природы ради получения жизненных благ и что грозящие ей опасности устранимы, то теперь центр тяжести переместился, по-видимому, с материального на душевное. (3. Фрейд. Будущее одной иллюзии. М. 1998. С. 95-97).

Таким образом культура есть определенная «плата» отдельного человека за выгоды совместной жизни; вместе с тем культура необходима обществу как средство подавления влечений отдельного человека в интересах большинства общества. Люди не имеют спонтанной любви к труду и требуется определенная доля насилия над теми, кто не хочет ради труда ограничивать свои влечения...

Новые поколения, воспитанные с любовью и приученные высоко ценить мысль, заблаговременно приобщенные к благодеяниям культуры, по-иному к ней и отнесутся, увидят в ней свое интимнейшее достояние, добровольно принесут ей жертвы, трудясь и отказываясь от удовлетворения своих влечений, как то необходимо для ее поддержания. Они смогут обойтись без принуждения и будут мало чем отличаться от своих вождей. А если ни одна культура до сих пор не располагала человеческими массами такого качества, то причина здесь в том, что ни одной культуре пока еще не удавалось создать такой порядок, при котором человек формировался бы в нужном направлении, причем с самого детства.

Соответствующий эксперимент еще не осуществлен. (3. Фрейд. Недовольство культурой. М. 1992. С. 21-22).

...Мера интериоризации предписаний культуры популярно и ненаучно выражаясь, нравственный уровень ее участников, – не единственное духовное благо, которое надо принимать в расчет при оценке культуры. У нее было и другое богатство – идеалы и творения искусства....Другого рода удовлетворение доставляет представителям того или иного региона искусство. Искусство, как мы давно убедились, дает [c.34] эрзац-удовлетворение, компенсирующее древнейшие, до сих пор глубочайшим образом переживаемые культурные запреты, и тем самым как ничто другое примеряет с принесенными им жертвами Кроме того, художественные создания, давая повод к: совместном)' переживанию высоко ценимых ощущений, вызывают чувства идентификации. -которых так остро нуждается всякий культурный круг служат они также и нарциссическому удовлетворению, когда впечатляющим образом? напоминают с себе в идеалах. (З. Фрейд. Сумерки богов. М. 1994. С. 101

Альфред Адлер (1870-1937)

Центральная идея моей теории – это идея о бессознательном стремлении человека к совершенству; стремление это определяется исходным и неизбежным переживанием чувства собственной неполноценности и необходимостью его компенсировать. Переживание неполноценности (помимо переживания реальных физических или интеллектуальных дефектов) естественно в силу того, что каждый ребенок видит окружающих более сильными, более умными, более компетентными; эти переживания могут усугубляться недемократическими отношениями ребенка с родителями (основная задача которых – обеспечение ребенку чувства безопасности; особенно велика в этом роль матери) и сиблингами, т.е. братьями и сестрами. Опыт отношений, получаемый ребенком до 5-летнего возраста, является решающим для развития детского характера и более того – именно этот период определяет характер человека вообще. (А. Адлер. Практика и теория индивидуальной психологии. М. 1997. С. 383).

...Хотя компенсация и сверхкомпенсация чувства неполноценности через стремление к превосходству может приносить свои неожиданные плоды (например, ораторское искусство Демосфена), однако, чаще всего, это стремление остается неудовлетворенным и порождает все новые проблемы... Поэтому в жизни человека должны быть ориентиры, другой источник душевной энергии. И таким источником является присущая каждому человеку врожденная потребность ощущать себя частицей мироздания – чувство человеческой общности... В этом смысле чувство общности выступает антитезой стремления к власти, одновременно являясь мерой душевного здоровья и социальной адаптации личности. [c.35]

Это, стремление к личной власти представляет собой форму конкретизации стремления к совершенству! Основываясь на результатах исследований индивидуальной массовой психологии можно утверждать: стремление к личной власти – это роковое заблуждение, отравляющее жизнь человечества... Было бы грубой ошибкой рассматривать опьянение властью только как явление индивидуальной психики. Масса также руководствуется сходными целями, а ведь чувство личной ответственности в массе существенно ослаблено. Мы нуждаемся в воспитании могучего чувства общности и в отказе от властолюбия как отдельного человека, так и целых народов. Процесс должен двигаться путем утверждения всего социально-полезного. (Психология и психоанализ власти. М.1999. T. 1. C. 237).

Целью жизненного воззрения человека являются: усиление чувства реальности, ответственность и замена скрытой враждебности взаимной доброжелательностью, чего можно добиться лишь через сознательное развитие чувства общности и сознательное разрушение стремления к власти....Быть большим! Быть могущественным! Вот всегдашнее стремление всех маленьких или чувствующих себя маленькими. Всякий слабый тянется к превосходству. Это извечное стремление людей есть попытка преодолеть чувства своей недостаточности, незащищенности. (Там же. С. 233-234).

Для объяснения поведения индивида, его психических реакций необходимо прежде всего знать цель, к которой он стремится. Ибо любое душевное явление, если оно должно помочь нам понять другого человека, может быть осмысленно и понято, как движение к цели. Такое стремление к цели, которое чаще всего человеком не осознается, формирует его так называемые «линии жизни» и «жизненный стиль». (А. Адлер. Индивидуальная психология. М. 1995. С. 11).

При ближайшем рассмотрении нам очень легко понять разного рода душевное поведение людей, признав в качестве самой общей их предпосылки то, что они имеют перед собой цель достижения превосходства. Человеку намного легче смириться с доказательством, что он, как и все остальные, стремится к славе и превосходству, чем признать вечную истину, что и он тоже связан узами общей человеческой принадлежности, и поэтому хитроумно скрывает это от себя и других. Только линия поведения, которая может дать нам, представление о [c.36] социальной активности личности, показывает степень слияния человека с требованиями жизни, окружающих людей и Вселенной. (Там же. С. 29).

Карл-Густав Юнг (1875-1961)

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Я. Оно. Сверх-Я | Коллективное бессознательное. Архетипы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 401; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.