Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Международные транспортные коридоры




Глобализация бизнеса и интеграция транспортных систем отдельных стран в мировую транспортную систему потребовали интенсивного развития международных транспортных коридо­ров (МТК), через которые осуществляются основные транзитные грузопотоки.

Международный транспортный коридор — совокупность магист­ральных транспортных коммуникаций различных видов транспор­та с соответствующей инфраструктурой, обеспечивающей пере­возки в международном сообщении на направлениях их большей концентрации.

Организация МТК ставит целью унифицировать национальные законодательства, гармонизировать транспортные системы Восто­ка и Запада, создать международную транспортную инфраструкту­ру, имеющую единые технические параметры и обеспечивающую применение единой технологии перевозок. В настоящее время вопросы создания МТК из стадии обсуждения вошли в период практической реализации. Многие страны Европы и Азии стре­мятся добиться размещения МТК на своих территориях. Россия также активно принимает меры в этом направлении. Проникно­вение иностранных товаров на российский рынок становится все более масштабным, что создает спрос на транспортные услуги с новыми требованиями.

Направления и основные принципы будущей панъевропейской политики перевозок были приняты представителями 42 европей­ских министерств во время 2-й Панъевропейской конференции по транспорту (Крит, 1994). Были сформулированы среднесрочные и долгосрочные направления развития Европейской транспорт­ной сети. В ходе конференции на Крите были определены девять транспортных коридоров, которые должны соединить Западную Европу с Восточной. В 1997 г. (в Хельсинки) во время 3-й Панъ­европейской конференции число коридоров увеличили до десяти, одновременно были представлены на утверждение рекомендации для их расширения. В определенных на Крите и в Хельсинки МТК участвуют три вида транспорта:

• железнодорожный;

• автомобильный;

• водный.

Одновременно для ограничения количества узловых точек были согласованы пункты для остановок транспорта (перевалок груза). В ходе конференции на Крите были сформулированы некоторые межгосударственные правовые аспекты, состоящие в регулирова­нии связей между представителями различных видов транспорта и их национальных сетей. В мультимодальной системе перевозок важную роль играют узловые точки (центры перевозок грузового транспорта, логистические центры, терминалы комбинированного транспорта и т.д.). Эти узловые точки являются местом пересече­ния транспортной системы и видов транспорта и согласно новым принципам возьмут на себя задачи глобальной логистики, дистрибьюции и продаж товаров.

На территории России сложился ряд транспортных направле­ний, на которых концентрируются внешнеторговые грузопотоки, а также международные транзитные перевозки грузов и пасса­жиров. На этих направлениях, как правило, создана достаточно мощная транспортная инфраструктура, куда входят разные виды транспорта. Она имеет общегосударственное значение и обеспе­чивает межрегиональные, внутрирегиональные и международные связи. Для идентификации МТК на территории России каждому из них присвоен номер на основании сложившейся системы обо­значений, принятой в соглашениях ООН и существующих панъ­европейских (критских) коридоров.

Правительство РФ, понимая важность интеграции националь­ной транспортной системы в общеевропейскую и стремясь макси­мально привлечь владельцев транзитных грузов на свои транспортные магистрали, уступило с предложениями по развитию МТК № 2 и 9. Эти предложения были одобрены на 4-й Международной конференции по Транспорту (Санкт-Петербург, 1998). Тем самым была подтверждена актуальность установления прочных транспорт­ных связей между Европой и Азией с использованием российской транспортной системы МТК, проходящие по территории России, представлены на рис. 5. 3


 

рис.-5.3. Карта МТК на территории России

Транспортный коридор № 2 начинается в Германии (Берлин), проходит по территории Польши (Варшава), пересекает границы СНГ в районе пограничного пункта Брест, далее следует по терри­тории Белоруссии (Минск) и России (Смоленск), достигает Цент­рального экономического района — Москвы. Есть реальные пер­спективы продлить его до Нижнего Новгорода, Екатеринбурга и далее. По транспортным магистралям этого коридора осуществля­ется основная часть международных грузовых железнодорожных и автомобильных перевозок на направлении Запад — Восток.

8*

Транспортный коридор № 9 призван обеспечить движение транзитных грузов по автомобильным, железнодорожным и вод­ным магистрали России между странами Севера и Юга Европы и странами Ближнего Востока. Практически коридор обеспечивает движение грузов между портами Балтийского, Черного и Кас­пийского морей. Предложение России продлить коридор № 9 в направлении Новороссийска и Астрахани нашло поддержку в ев­ропейских странах и будет способствовать увеличению грузопотока в страны Юго-Восточной Азии. Использование данного коридора позволит повысить значимость портов России (Санкт-Петербург, Калининград, Новороссийск, Астрахань), а также привлечь внима­ние европейских стран к использованию внутренних речных путей бассейна реки Волги для перевозки сезонных грузов.

Особенность коридора № 9 состоит том, что помимо коридора № 2 он стыкуется с международными транспортными коридорами № 3 и 5 на Украине в районе Киева, а также с коридорами № 4 и 7 в Румынии, что обеспечивает транспортировку грузов через Россию между Азией и странами Центральной и Южной Европы.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Какова роль транспорта в системе ВЭД предприятия?

2. Назовите виды экспорта транспортных услуг.

3. Перечислите формы транспортного посредничества.

4. Охарактеризуйте классификацию международных перевозок по различным критериям.

5. Назовите основные виды документов, используемых для офор­мления международных перевозок.

6. Какие транспортные документы относят к необоротным доку­ментам и в чем их отличие от оборотных документов?

7. Перечислите основные виды транспортно-технологической системы (ТТС).

8. Назовите принципы системы транзитных перевозок.

9. Какова цель создания международных транспортных коридо­ров?

10.

Раздел II

УПРАВЛЕНИЕ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ НА ПРЕДПРИЯТИИ

 

Глава 6

ОРГАНИЗАЦИЯ УПРАВЛЕНИЯ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ ПРЕДПРИЯТИЯ

 

6.1. ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС ВЫХОДА НА ВНЕШНИЙ РЫНОК

 

Каждый участник ВЭД при выходе на внешний рынок должен последовательно пройти целый ряд организационных и эконо­мических процедур. Вся совокупность действий, совершаемых потенциальным участником ВЭД с целью выхода на внешний ры­нок, объединяется в понятии «технологический процесс выхода на внешний рынок». Этим понятием охватывается определенная последовательность действий участника ВЭД внутри страны до того, как он приступит непосредственно к внешнеэкономической операции.

Технологический процесс выхода на внешний рынок пред­ставляет собой цикл процедур, обеспеченных исходной инфор­мацией. Этот цикл складывается из нескольких стадий, которые каждый участник проходит в определенной последовательности с учетом специфики своей деятельности. Последовательность про­ходимых стадий определяется действующим законодательством и нормативно-техническими документами, регламентирующими внешнеэкономическую деятельность в стране. Общая схема тех­нологического процесса выхода предприятия на внешний рынок представлена на рис. 6.1.

Участник ВЭД должен обладать необходимым объемом знаний в таких областях, как экономико-организационные условия ВЭД, система государственного регулирования, особенности плани­рования ВЭД на уровне предприятия. Он должен быть знаком с вопросами договорных отношений между внутренними участни­ками ВЭД, а также с ключевыми пунктами конкурентно-ценовой работы, поскольку без определения цены невозможны переговоры с инофирмой.

 

Рис. 6.1. Схема технологического процесса выхода на внешний рынок

 

Следует отметить что, прежде чем приступать к осуществлению технологического процесса, фирме, выходящей на внешний рынок, надо организовать маркетинговые исследования, чтобы иметь представление о возможностях создания и реализации ее продукции за рубежом.

Организацию внешнеэкономической службы предприятия сле­дует начинать с определения основных стадий технологического процесса оперативно-коммерческой работы.

Основные стадии технологического процесса экспортно-импортной операции представлены на рис. 6.2.

Рис. 6.2. Стадии технологического процесса экспортно-импортной операции  

На предконтрактном этапе, прежде чем приступить к выявле­нию предложений от инофирм, необходимо провести маркетинго­вые исследования и составить предварительный прогноз конъюнктуры рынка выбранного товара. На этой же стадии намечаются условия транспортировки и поставок, хранения, страхования.

На стадии контрактации, начинающейся с установления цены с помощью конкурентного листа, прорабатываются такие вопросы, как определение условий контракта (включая условия платежа и поставки), выявление необходимости привлечения посредников, обсуждение вопросов валютно-финансового и юридического ха­рактера, подготовка документов для подписания контракта.

Проведение финансовых расчетов по отгрузке и транспорти­ровке товаров требует фиксирования момента отгрузки товаров, пересечения границы, а также подготовки отгрузочной докумен­тации, выставления счетов.

На стадии учета и отчетности заполняются необходимые фор­мы статистической, финансовой и бухгалтерской отчетности.

Рассмотрение претензий и жалоб предусматривает взыскание штрафов или передачу претензий в арбитражный суд.

Последовательность основных стадий технологического про­цесса оперативно-коммерческой работы потенциальный участник ВЭД обязательно должен знать еще до выхода на внешний рынок. Только в этом случае он может представить себе все связанные с этим процессом функции внешнеэкономической службы предпри­ятия. Состав функций внешнеэкономической службы предприятия не ограничивается только теми компонентами, которые входят в технологию оперативно-коммерческой работы, они включают в себя и другие составные, такие, как стандартизация и сертифи­кация продукции, юридические вопросы внешнеэкономической деятельности и др.

Важнейшим условием расширения экспортного производства, улучшения структуры экспорта и обеспечения валютной выручки служит маркетинговая стратегия компании. В отличие от других форм организации экспортно-импортной деятельности фирмы маркетинг является особой управленческой концепцией, в рамках которой все подчинено конечной цели — эффективному сбыту на зарубежных рынках.

 

6.2. ИЗУЧЕНИЕ ВНЕШНЕЙ И ВНУТРЕННЕЙ СРЕДЫ ПРЕДПРИЯТИЯ

При выходе на внешний рынок предприятие попадает в условия жесткой международной конкуренции. В этих условиях можно успешно работать, лишь применяя современные концепции уп­равления, и прежде всего маркетинг. Принципиальных отличий между маркетингом для внутреннего и внешнего рынка нет. Во всех случаях используются разнообразные маркетинговые инстру­менты и принципы маркетинговой деятельности.

Однако зарубежные рынки предъявляют более высокие требова­ния к предлагаемым на них товарам. Это объясняется острой кон­куренцией между фирмами-производителями. Изучение внешних рынков, их возможностей более трудоемко и сложно, поскольку требует большого количества информации из различных источни­ков и более высокой квалификации исследователей.

Исследование рынков — источник информации для принятия научно и практически обоснованных, квалифицированных, эф­фективных управленческих решений управленческим аппаратом компании при организации и совершенствовании внешнеэконо­мической деятельности. Исследование рынка является одной из основных функций маркетинга и предполагает анализ всех условий, имеющих значение для успешной реализации товара на внешнем рынке. Программа исследования зависит от особенностей товара, характера деятельности предприятия, масштабов производства экспортных товаров и других факторов.

Современная крупная внешнеэкономическая служба осущест­вляет исследование рынков на основе системы непрерывной обра­ботки информации обо всех аспектах ситуации на рынке. На этапе предварительного исследования идет обработка данных офици­альной статистики, коммерческой информации, опубликованной в специальной литературе, и конкурентных материалов. Важные сведения можно получить, проводя интервью с внешнеторговыми работниками, особенно имеющими опыт деятельности в зару­бежных филиалах, торгпредствах, а также в специализированных подразделениях предприятия, занимающихся сбором информации непосредственно на рынках сбыта.

Затем разрабатывается детальный план исследования, в котором указывают перечень необходимых данных, методы их получения, способы обработки, над представления результатов.

Накопление базы данных о внешнем рынке как таковом, прове­дение комплексного изучения рынка, его элементов и параметров емкость рынка и доля рынка) — вся эта систематически проводимая самостоятельная работа и есть собственно исследование рынков сбыта.

Основными объектами изучения международных рынков яв­ляются:

1. Рыночная макросреда на внешних рынках, основными ком­понентами которой являются:

• демографическая среда;

• культурная среда;

• экономическая среда;

• природная среда;

• технологическая среда;

• политическая среда.

Именно факторы макросреды зарубежных рынков в первую очередь исследуются при выборе наиболее перспективного рын­ка своей продукции или приобретении необходимых импортных товаров.

2. Требования зарубежного рынка к товару, т.е. покупателей к потребительским свойствам продукта и соответствующему набору услуг, сопутствующих продаже и потреблению товара. Уровень конкурентоспособности выпускаемой продукции.

3. Факторы привлекательности зарубежного рынка: экономи­ческие и технологические; факторы рыночного потенциала; кон­курентные факторы.

4. Емкость внешнего рынка, характер и эластичность спроса.

5. Уровень мировых цен и тенденции их изменения.

6. Фирменная структура рынка и состав зарубежных партне­ров: потребителей, посредников, поставщиков и конкурентов. Исследования степени надежности, платежеспособности фирм, их сильные и слабые стороны.

7. Степень и характер рыночной конкуренции, методы марке­тинговой работы конкурентов, их товарная, ценовая, сбытовая политика, реклама и политика стимулирования продаж, кадровая политика.

8. Формы работы, принятые в торговой практике по данному товару на данном рынке и его сегментах. Формы посреднических соглашений, виды сделок, формы торговли, типичные для данного зарубежного рынка.

9. Особенности покупательских предпочтений и психология по­купательского поведения на зарубежных рынках конечных по­требителей по данному товару. Основные покупательские мотивы иностранных покупателей, этапы принятия решения о покупке конкретных товаров, национальные особенности проведении иностранными партнерами торговых переговоров.

В настоящее время большинство мировых рынков являются рынками покупателя, когда предложение превышает спрос и про­давец должен вести себя активно. Он уже не может осуществлять эффективные продажи без тщательного рыночного исследования, важными моментами которого являются подготовка обзора и про­гноз рынка. Составление прогноза все более усложняется, так как современный рынок отличаются высокой динамичностью, а иногда и непредвиденностью ситуаций. Первостепенное значение в иссле­довании рынка имеет изучение спроса. Изучение спроса — первый этап в исследовании конъюнктуры рынка сбыта.

Конъюнктура — это сложившаяся на рынке экономическая си­туация, которую характеризуют: соотношение между спросом и предложением, уровень цен, товарные запасы, портфель заказов по отрасли и иные экономические показатели.

Исследование спроса в практике маркетинга делится на три составляющие:

• сегментация рынка;

• изучение мотивов спроса потребителей;

• выявление неудовлетворенных потребностей.

Сегментация рынка во внешнеэкономической деятельности

представляет собой поэтапное деление мирового рынка на нацио­нальные с целью оценки и выбора отдельных страновых сегментов, которые, вероятнее всего, будут характеризоваться одинаковой реакцией на производимую предприятием (фирмой) продукцию и маркетинговые действия. После разделения страновых рынков на основе общности характеристик происходит их ранжирование и отбор тех национальных рынков, которые наиболее полно от­вечают целям и возможностям предприятия. Проводится отбор целевых рынков.

Изучение мотивации спроса иностранных потребителей и фирм-контрагентов является второй составляющей исследования спроса. Для этого проводится анализ социально-психологических особенностей зарубежных покупателей и потребителей, их моти­вации принятия решений о покупке, типов покупателей. Знание этих характеристик зарубежных потребителей играет важную роль в эффективности продаж и успехе работы на внешнем рынке.

Спрос покупателей — фирм-контрагентов — определяют две группы факторов:

- экономические факторы, связанные с повышением прибыль­ности за счет участия во внешнеэкономической деятель­ности;

- организация поставок и характер их осуществления, вклю­чающие:

степень потребности в ритмичности поставок;

требования, предъявляемые к качеству;

степень заинтересованности в низком уровне цены;

степень заинтересованности в соответствии отношений с поставщиком общепринятым нормам.

Дополнительную роль играет целый ряд факторов, начиная с юридических и политических тенденций и кончая личностными мотивами руководства фирм-покупателей.

Выявление неудовлетворенных потребностей является заключи­тельным этапом изучения спроса на рынке. Этот этап рыночных исследований является поворотным пунктом к принятию конкрет­ного решения о том, какая продукция будет пользоваться спросом и в каком сегменте рынка.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3638; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.