Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сутність торгівлі та торговельної діяльності




Вступ

Державне регулювання торговельної діяльності.

Товар та послуга як об’єкт торгівлі.

Торгівля як процес та галузь господарювання.

Структура сфери торгівлі: функціональна, соціальна, організаційна. Загальна організаційно-управлінська структура торгівлі.

Сутність послуг та їх особливості. Види послуг. Класифікація послуг за різними ознаками. Роль послуг у розвитку торгівлі.

 

Торговля – самая ответственная отрасль национального рыночного хозяйства. В ней продолжается процесс производства отечественных товаров, завершается создание их товарной оболочки и формирование стоимости. По сути, она допроизводит товары, но уже в сфере обращения. Поэтому торговля должна быть опорной отраслью в национальной экономике, связывать производство с потреблением, поддерживать баланс между спросом и предложением и способствовать решению главной задачи общественного производства – удовлетворению разносторонних потребностей населения страны.

Поскольку в торговле заканчивается воспроизводственный цикл отечественных товаров и реализуется их потребительная стоимость, ее следует преобразовать в ведущий и направляющий вектор развития отечественного производственного производства. Более того, ей предстоит «стать «сердцем» рыночной экономики». Тогда она будет задавать тон производственному сектору страны в области качества, ассортимента и количества необходимых товаров. Иначе, вместо того, чтобы развивать отечественное производство она будет разрушать его, что и происходит сегодня в Украине.

В торговле происходит общественное признание товаров отечественного производства, здесь видны все недостатки производственного процесса: и технологические, и качество, и ассортимент, и количество. Через торговлю можно увидеть производственную сферу такой, какая она в действительности – как ее видит сам рынок. С помощью торговли можно дать адекватную оценку состоянию отечественного производства и направить его на развитие в интересах национальной экономики, поэтому торговля Украины должна оказывать управляющее воздействие на процессы макроэкономического регулирования торгово-производственной сферы в экономическом пространстве государственного образования.

Рыночный механизм работает через торговлю, поэтому эта отрасль национального хозяйства как никакая, другая требует к себе особого отношения. Если ее не включить в систему национальной экономики адекватно, она выйдет из-под контроля государства, и будет работать на интересы глобальной экономики.

По своей природе торговля интернациональна и может с легкостью поступиться национальными интересами. В ней сходятся «все ценовые диспропорции: между ценами внутренними и внешними …все эти диспропорции выливаются …в доходы торговли, обеспечивая ей повышенную прибыльность». Отечественных реформаторов подвело явное невнимание к проблемам торговли, производства и научно-технического развития. Главным фактором в процессе «перехода к рынку» стали считаться деньги. В кратчайшие сроки денежные средства были перекачаны из сферы производства в сферу торговли, и она принялась обслуживать производство передовых стран.

Функционирование торговли сопровождается получением определенных результатов, по которым можно судить о ее роли и эффективности в рыночной экономике. Характер и формы проявления роли торговли (непосредственно связаны с его функциями) и заключаются в следующем:

– торговля завершает распределение товаров и услуг в соответствии с запросами потребителей, тем самым обеспечивая удовлетворение конкретных потребностей людей;

– выступая в качестве связующего звена между производством и потреблением, торговля обеспечивает непрерывность воспроизводства общественного продукта, подавляющая часть которого носит товарный характер;

– нормальное функционирование торговли явля­ется необходимым условием устойчивости денежного обращения;

– эффективное функционирование отраслей товарного обра­щения - одна из предпосылок увеличения свободного времени работников, их физического и духовного развития.

Роль торговли в экономике страны характеризуется такими обобщающими социально-экономическими показателями, как объем и структура товарооборота, стоимость услуг предприятий торговли по реализации товаров, стоимость ко­нечного общественного продукта, создаваемого в этих отраслях.

 

Метод экономики торговли – это общенаучные способы познания и исследования явлений и процессов, протекающих в торговле. Основой метода экономики торговли, как и всякой другой отрасли науки, является подход, который базируется на всеобщем диалектическом методе познания. Это означает, что все явления в торговле следует рассматривать в их тесной взаимосвязи, логической и исторической обусловленности. Смотреть на каждый вопрос с точки зрения того, как данное явление возникло в истории, какие главные этапы в своём развитии оно проходило, и с точки зрения этого развития оценивать, чем оно стало теперь. В широком смысле слова метод экономики торговли как науки представляет собой систему теоретико-познавательных категорий, базовых (фундаментальных) концепций, научного инструментария (аппарата) и регулятивных принципов управления деятельностью субъектов хозяйствования, т.е. следующую четырехэлементную модель:

 

М = { SC. ВС. SI. RP},

 

где SC – система теоретико-познавательных категорий (спрос, предложение, цена, конкуренция, издержки обращения, валовой доход, прибыль);

ВС – система базовых концепций (эффективность рынка, альтернативные затраты, предельные величины: доход, издержки,);

SI – научный инструментарий;

RP – система регулятивных принципов.

Научный инструментарий – это разнообразные методы анализа, а также прогноз на этой основе причинно-следственных связей. Экономический анализ в торговле имеет чрезвычайно важное значение. Он предполагает широкое применение статистических и математических моделей. Информационной базой служат данные бухгалтерской отчетности торговых предприятий, статистической отчётности, результаты специальных выборочных обследований. При прогнозировании все большие значение приобретает использование экономико-математических методов, электронно-вычислительной техники.

Сущность торговли наиболее полно раскрывается, если рассматривать её в двух основных аспектах: во-первых, как форму товарного обмена при помощи денег, во-вторых, как самостоятельную отрасль экономики.

Такой подход основан на том, что каждая экономическая категория, процесс, явления должны рассматриваться как с точки зрения их места и роли в системе общественного воспроизводства, так и с точки зрения конкретной хозяйственной деятельности в системе отраслей национальной экономики.

Согласно общепринятым положениям торговлю относят к одной из форм товарного обращения при помощи денег. Напомню, что обращение – это экономическая форма доведения результатов производства до потребителей в условиях товарных отношений. Движение общественного продукта непрерывно, как течение жизни. В связи с движением общественного продукта (см. рис. 1). складываются экономические отношения между людьми.

Экономическое содержание обмена заключается в смене форм стоимости. В актах купли-продажи, опосредованных деньгами, происходит движение потребительных стоимостей и реализация товаров.

Развитие общественного производства превратило непосредственный обмен товара на товар в товарное обращение. Оно представляет собой развитую форму то­варного обмена. Посредством обмена продукты труда отчуждаются от производителя к потребителю на основе эквивалентного возме­щения их другими продуктами труда. Следовательно, в процессе обмена новые продукты производства не создаются, но при его посредстве превращаются в предметы личного или производственного потребления, т. е. удовлетворяют какие-либо человеческие или производственные потребности. А необходимость обмена на началах эквивалентности замещающих друг друга продуктов является общим законом процесса воспроизводства.

 

Производство
Обмен  
деятельностью продуктами

 

 

Распределение  
рабочей силы и средств производства продуктов

 

Потребление  
личное общественное

 

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 490; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.