Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Гармонизация актов национального и международного права

Расширение сотрудничества государств и усиливающиеся интегративные процессы предъявляют повышенные требования к совместимости их правовых актов. От периода их противостояния наблюдается переход к сближению. Приведем его императив, имеющий конституционный смысл.

Первое. Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации, ратифицированные в установленном порядке, являются составной частью ее правовой системы и защищаются наравне с законом.

Второе. Если международный договор Российской Федерации содержит положения, противоречащие Конституции Российской Федерации, его ратификация возможна только после внесения соответствующих изменений в Конституцию Российской Федерации.

Третье. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотрены законом, то применяются правила международного договора.

Регламентация подготовки, заключения и выполнения международных договоров содержится в Законе «О международных договорах Российской Федерации». В нем устанавливается, что международные договоры заключаются, исполняются и прекращаются в соответствии с Конституцией, настоящим Законом, а также с общепризнанными принципами и нормами международного права.

После заключения договора Президент и Правительство принимают меры, направленные на обеспечение исполнения международных договоров. Копии договоров рассылаются соответствующим министерствам, комитетам и ведомствам, которые обеспечивают выполнение обязательств российской стороны и осуществление ее прав. И еще раз подчеркнем: при всей простоте формулы о применении правил международного договора в случае противоречия им норм национального законодательства остаются неясными некоторые вопросы. Кто обнаруживает, фиксирует и удостоверяет такие противоречия? Ведь неизбежен «ведомственно-локальный» субъективизм. Видимо, нужно официально и по определенной процедуре удостоверить несоответствие норм российского законодательства и правил международного договора, с этого момента последние действуют как бы в силу «презумпции приоритета».

Пока же приходится констатировать «повисание в воздухе» немалого числа международных соглашений, договоров по двум причинам: вследствие непринятия мер соответствующими государственными органами по их реализации и из-за неустановленного противоречия их нормам законодательства, которые продолжают действовать без изменений, в полном объеме. Подобное бездействие усугубляет юридические коллизии, увеличивая объем «правового вакуума» и разрыв между однородными нормами международного и национального права. Поэтому важно уже на этапе подготовки международных договоров постараться предотвратить возможные юридические коллизии.



Актуальное значение приобретает решение проблемы общего и особенного в законодательстве государств – участников СНГ. За прошедшие годы в независимых государствах – бывших союзных республиках СССР динамично развивалось законодательство. С его помощью суверенные государства стремятся сформировать прочную юридическую базу для экономических, политических и иных преобразований, оформить государственные институты. Изменения и новшества характерны, по сути дела, для многих отраслей национальных законодательств. В среднем принято от 100 до 400 законов. Многие законодательные акты по характеру содержащихся в них юридических решений довольно схожи, что объясняется как историческими причинами, так и аналогичной ситуацией.

В ряде законов нетрудно обнаружить специфические моменты, отражающие особенности социально-экономического развития государств, культуры, традиции. Эти моменты обогащают общую правовую доктрину и практику. И в то же время в законах государств СНГ есть и те различия, которые в известной мере затрудняют согласованное решение вопросов, в особенности правовое регулирование общего экономического пространства государств – участников СНГ.

Следует иметь в виду, что в наследство от прежнего единого государства с унитарной правовой системой нам достались обширная общая инфраструктура, единые системы жизнеобеспечения и многочисленные межрегиональные экономические связи. Их нарушения в последние годы – одна из важнейших причин охватившего эти страны экономического кризиса. Конкретными же причинами этого распада помимо причин чисто политического характера выступают и дробление некогда единого законодательства, и возникновение в этом законодательстве пробелов и противоречий. У партнеров отсутствует достаточная информация о новых правовых актах и новой правовой ситуации в каждой из стран.

Возникает необходимость в налаживании взаимной информированности стран СНГ о правовых изменениях (некоторые решения на этот счет приняты, но выполняются плохо), о взаимных проблемах и интересах в этой области. Помогает организация творческого общения специалистов стран СНГ и обсуждение ими этих проблем как на экспертном, так и на должностном уровнях. Результаты взаимных договоренностей по законодательной линии полезно завершать созданием взаимных планов ликвидации необоснованного правового разнобоя под эгидой Межпарламентской ассамблеи, а подзаконных актов – под эгидой Совета глав государств, Совета глав правительств, иных структур.

Конечно, речь не идет о сближении всего законодательства стран СНГ, речь идет лишь о ликвидации противоречий в той части, которая касается общей инфраструктуры, общих систем жизнеобеспечения и межрегиональных поставок В общих чертах круг этих интересов достаточно очерчен «Основными направлениями сближения национальных законодательств государств – участников СНГ», одобренными Межпарламентской ассамблеей 16 сентября 1992 г. и являющимися хорошей основой для указанной работы на ближайшие годы

Первый крупный комплекс вопросов, нуждающихся в одинаковом решении, – это вопросы, касающиеся статусов и общих условий деятельности предприятий, иных хозяйствующих субъектов, а также связанных с этим условий межгосударственного движения товаров, финансовых средств и общего порядка взаимных расчетов. Одним из путей этого решения является обновление гражданских кодексов независимых государств, приспособление их к новым условиям рынка. В первом полугодии 1994 г. в этих целях был обсужден вопрос о способах путей сближения этих кодексов на основе модельного акта.

Модельные законодательные акты – новшество теории и практики нормотворчества. Это рекомендательные акты, дающие нормативную ориентацию государствам – членам МПА в развитии соответствующего законодательства[1]. Уже приняты модельные законы о согласованных принципах регулирования гражданства, информационных отношений, экологической безопасности, об иностранных инвестициях, о едином таможенном деле. Готовятся другие акты. Но, к сожалению, пока их реальное влияние невелико, редко они рассматриваются национальными парламентами и служат образцами для их законов

Помогают двусторонние и многосторонние договоры об оказании правовой помощи, но почти нет соглашений об устранении коллизий.

Мешает дублирование модельных актов и схожих тематических соглашений в рамках СНГ. Консультации и переговоры помогают устранению юридических противоречий.

Существенную помощь оказывает комиссия Европейского Сообщества, подготовившая для ряда государств СНГ программу «Формирование правовых основ рыночной экономики», в которой намечено составление толкового словаря важнейших понятий гражданского и торгового права с последующим изданием двуязычных юридических словарей, создание системы депозитных библиотек законодательства, компьютерной информационной системы для распространения законодательства и международных договоров, консультирование и экспертиза проектов и т. п. К сожалению, и здесь достигнутые договоренности реализуются медленно, что отражает неустойчивость курсов действий в рамках СНГ.

Инструментом преодоления коллизий между законодательствами различных государств служат коллизионные нормы, которые пока чаще всего применяются в международном частном праве. Возможны разные классификации коллизионных норм, помогающих их применению, – односторонние (определяют пределы применения своего права), двусторонние (определяют пределы применения своего и иностранного права), альтернативные, допускающие привязку к праву разных стран[2].

Важное значение имеет унификация коллизионных норм. Ее цель – создать единообразные нормы для конкретных случаев, когда возникает вопрос, нормы какого национального законодательства применимы к отношениям с «иностранным элементом». Унификация норм осуществляется преимущественно путем заключения двусторонних и многосторонних международных конвенций. Богатый опыт международно-правового регулирования дает множество тому примеров[3].

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Гармонизация актов национального и международного права

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 96; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 23.20.15.141
Генерация страницы за: 0.098 сек.