Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Правовые основы оценки соответствия продукции, работ и услуг

И стандартизации в Республике Беларусь

Правовые основы технического нормирования

Основополагающая роль в обеспечении качества продукции принадлежит техническому нормированию и стандартизации товаров, работ и услуг. Правовые основы технического нормирования и стандартизации в Республике Беларусь определены Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г.«О техническом нормировании и стандартизации» (далее – Закон о стандартизации) [58]. Действие Закона о стандартизации распространяются на:

органы государственного управления;

юридических и физических лиц, в том числе индивидуальных предпринимателей Республики Беларусь;

иностранных юридических лиц и иностранных граждан;

лиц без гражданства;

иных субъектов правоотношений, которые в установленном порядке приобрели права и обязанности в области технического нормирования и стандартизации (субъекты технического нормирования и стандартизации).

Статья 1 Закона о стандартизации определяет понятия технического нормирования и стандартизации. Под техническим нормированием понимается деятельность по установлению обязательных для соблюдения технических требований, связанных с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Стандартизация - это деятельность по установлению технических требований в целях их всеобщего и многократного применения в отношении постоянно повторяющихся задач, направленная на достижение оптимальной степени упорядочения в области разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг (ст.1 Закона о стандартизации).

Целью технического нормирования и стандартизации является обеспечение:

· защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

· повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

· технической и информационной совместимости, а также взаимозаменяемости продукции;

· единства измерений;

· национальной безопасности;

· устранения технических барьеров в торговле;

· рационального использования ресурсов.

Государственное регулирование и управление в области технического нормирования и стандартизации осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

Государственное регулирование технического нормирования и стандартизации включает в себя:

· определение и реализацию единой государственной политики в области технического нормирования и стандартизации;

· формирование и реализацию программ разработки технических регламентов и взаимосвязанных с ними государственных стандартов;

· установление единого порядка разработки и утверждения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов, технических условий;

· координацию разработки технических регламентов, государственных стандартов;

· утверждение технических регламентов, государственных стандартов;

· установление порядка официального издания технических регламентов и государственных стандартов, а также порядка опубликования информации о действующих технических регламентах, технических кодексах, государственных стандартах и технических условиях;

· установление порядка официального толкования по вопросам применения технических регламентов, технических кодексов, государственных стандартов.

К видам технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации в соответствии со ст. 15 Закона о стандартизации относятся: технические регламенты; технические кодексы; стандарты, в том числе государственные стандарты, стандарты организаций; технические условия.

Кроме перечисленных технических нормативов и стандартов в Республике Беларусь применяются международные и межгосударственные стандарты, если их требования не противоречат законодательству Республики Беларусь, правила, нормы и рекомендации применения которых, устанавливает Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Статья 1 Закона о стандартизации раскрывает понятия всех видов технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Так, под техническим регламентом понимается технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе технического нормирования, устанавливающий непосредственно и (или) путем ссылки на технические кодексы установившейся практики и (или) государственные стандарты Республики Беларусь обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг.

Технические регламенты разрабатываются в целях защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды, а также предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности. Разработка технических регламентов в иных целях не допускается.

Технический регламент должен содержать обязательные для соблюдения технические требования, связанные с безопасностью продукции, процессов ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг, а также исчерпывающий перечень объектов технического нормирования, в отношении которых устанавливаются требования технического регламента.

В техническом регламенте могут также содержаться:

правила и формы подтверждения соответствия (в том числе схемы подтверждения соответствия) требованиям технического регламента в отношении каждого объекта технического нормирования, включая правила и методики контроля, испытаний, измерений, необходимые для подтверждения соответствия;

правила маркировки объектов технического нормирования, подтверждающей соответствие их техническому регламенту;

требования к порядку осуществления государственного надзора за соблюдением технических регламентов.

При разработке технических регламентов в качестве основы могут использоваться соответствующие международные и межгосударственные стандарты, нормы, требования и другие документы, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения: национальной безопасности; защиты жизни, здоровья и наследственности человека; охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения; предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

О разработке проекта технического регламента должно быть опубликовано уведомление в официальном издании Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. Уведомление должно содержать информацию о том, в отношении какого объекта технического нормирования будут устанавливаться технические требования, обоснование необходимости разработки технического регламента и наименование разрабатывающего его республиканского органа государственного управления.

Срок рассмотрения проектов технических регламентов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

В соответствии со ст.17 Закона о стандартизации, технический регламент применяется одинаковым образом и в равной мере независимо от страны и (или) места происхождения продукции.

Требования утвержденного технического регламента являются обязательными для соблюдения всеми субъектами технического нормирования и стандартизации.

Сроки введения в действие технических регламентов устанавливаются с учетом времени, необходимого для осуществления мероприятий по обеспечению соблюдения требований технических регламентов, но не ранее чем через шесть месяцев со дня официального опубликования информации об их утверждении, за исключением случаев, предусмотренных законодательством.

При изготовлении продукции на экспорт, если условиями договора определены иные требования, чем те, которые установлены техническими регламентами, применяются условия договора, если они не противоречат требованиям законодательства.

Технический кодекс - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, содержащий основанные на результатах установившейся практики технические требования к процессам разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказанию услуг.

Технические кодексы разрабатываются с целью реализации требований технических регламентов, повышения качества процессов разработки (проектирования), производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции или оказания услуг, требования которых основываются на результатах установившейся практики. Они вводятся в действие после их государственной регистрации. Срок введения в действие технических кодексов - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации об их государственной регистрации.

Технические требования, содержащиеся в технических кодексах, не должны противоречить требованиям технических регламентов. Разработка и утверждение их, а также право их официального издания осуществляются республиканскими органами государственного управления.

Стандарт - технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации на основе согласия большинства заинтересованных субъектов технического нормирования и стандартизации и содержащий технические требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг.

В Республике Беларусь существуют два вида стандартов это государственный стандарт Республики Беларусь (далее - государственный стандарт), который утверждается Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь, а в области архитектуры и строительства - Министерством архитектуры и строительства Республики Беларусь и стандарт организации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем самостоятельно.

Государственные стандарты основываются на современных достижениях науки, техники, международных и межгосударственных (региональных) стандартах, правилах, нормах и рекомендациях по стандартизации, прогрессивных стандартах других государств, за исключением случаев, когда такие документы могут быть непригодными или неэффективными для обеспечения:

национальной безопасности;

защиты жизни, здоровья и наследственности человека;

охраны окружающей среды, рационального использования природных ресурсов и энергосбережения;

предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей продукции и услуг относительно их назначения, качества или безопасности.

Государственные стандарты в зависимости от объекта стандартизации содержат:

требования к продукции, процессам ее разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказанию услуг;

требования к правилам приемки и методикам контроля продукции;

требования к технической и информационной совместимости;

правила оформления технической документации;

общие правила обеспечения качества продукции (услуг), сохранения и рационального использования ресурсов;

требования к энергоэффективности и снижению энерго- и материалоемкости продукции, процессов ее производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации или оказания услуг;

термины и определения, условные обозначения, метрологические и другие общие технические и организационно-методические правила и нормы.

Для рассмотрения заинтересованными субъектами технического нормирования и стандартизации проектов государственных стандартов и представления отзывов на них проекты государственных стандартов должны быть опубликованы. Опубликование проектов государственных стандартов осуществляется в официальных изданиях Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь, а проектов государственных стандартов в области архитектуры и строительства - в официальных изданиях Министерства архитектуры и строительства Республики Беларусь.

Срок рассмотрения проектов государственных стандартов - не менее 60 и не более 90 календарных дней со дня их опубликования.

Утвержденный государственный стандарт вводится в действие после его государственной регистрации. Срок введения в действие государственного стандарта - не ранее 60 календарных дней со дня официального опубликования информации о его государственной регистрации.

Государственные стандарты являются добровольными для применения (ст.20 Закона о стандартизации).

Государственные стандарты могут использоваться в качестве основы для разработки технических регламентов, технических кодексов. Если в техническом регламенте дана ссылка на государственный стандарт, то его становятся обязательными для соблюдения.

Стандарты организаций разрабатывают и утверждают юридические лица или индивидуальные предприниматели и распоряжаются ими по собственному усмотрению, причем их технические требования распространяются только на юридическое лицо или индивидуального предпринимателя, их утвердивших.

Государственные стандарты и стандарты организаций не должны противоречить требованиям технических регламентов.

Технические условия – это технический нормативный правовой акт, разработанный в процессе стандартизации, утвержденный юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем и содержащий технические требования к конкретным типу, марке, модели, виду реализуемой ими продукции или оказываемой услуге, включая правила приемки и методы контроля.

Технические условия разрабатываются и утверждаются юридическими лицами или индивидуальными предпринимателями на продукцию (услугу), предназначенную для реализации и вводятся в действие в сроки ими утвержденные.

Технические условия не должны противоречить требованиям технических регламентов.

В целях информационного обеспечения и применения субъектами хозяйственной деятельности в своей хозяйственной деятельности технического нормирования и стандартизации постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 30 июня 2004г. №781 утверждено «Положение о Национальном фонде технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», содержание которого составляют официально изданные технические регламенты, технические кодексы, международные, межгосударственные (региональные) и государственные стандарты, а также информация о технических нормативных правовых актах, прошедших государственную регистрацию, а также иные документы, предусмотренные актами законодательства [106].

 

Правовые основы оценки соответствия установлены Законом Республики Беларусь от 5 января 2004г. «Об оценке соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации», который определяет правовые и организационные основы оценки соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации и направлен на обеспечение единой государственной политики при осуществлении оценки соответствия (далее – Закон об оценке соответствия) [59].

Под оценкой соответствия настоящий Закон об оценке соответствия понимает деятельность по определению соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Целью оценки соответствия являются:

· обеспечения защиты жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и охраны окружающей среды;

· повышения конкурентоспособности продукции (услуг);

· создания благоприятных условий для обеспечения свободного перемещения продукции на внутреннем и внешнем рынках, а также для участия в международном экономическом, научно-техническом сотрудничестве и международной торговле.

Государственное регулирование и управление в области оценки соответствия осуществляется Президентом Республики Беларусь, Советом Министров Республики Беларусь, Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь и иными государственными органами в соответствии с законодательством Республики Беларусь.

В качестве объектов, которые проходят оценку соответствия требованиям законодательства о стандартизации являются: продукция; процессы разработки, производства, эксплуатации (использования), хранения, перевозки, реализации и утилизации продукции; оказание услуг; система управления качеством; система управления окружающей средой; компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции; профессиональная компетентность персонала в выполнении определенных работ, услуг; иные объекты.

Статья 7 Закона об оценке соответствия, определяет субъектов принимающих участие в процедуре оценки соответствия это: Республика Беларусь в лице уполномоченных государственных органов; аккредитованные органы по сертификации; аккредитованные испытательные лаборатории (центры); заявители на аккредитацию; заявители на подтверждение соответствия.

Оценка соответствия качества продукции (работ, услуг) осуществляется в виде аккредитации и подтверждения соответствия.

В свою очередь под аккредитацией Закон об оценке соответствия понимает вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является официальное признание компетентности юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции.

Целью осуществления аккредитации является:

· подтверждения компетентности юридических лиц в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации;

· обеспечения доверия изготовителей (продавцов) и потребителей продукции (услуг) к деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров);

· создания условий для взаимного признания результатов деятельности аккредитованных органов по сертификации и аккредитованных испытательных лабораторий (центров) на международном уровне.

Порядок осуществления аккредитации устанавливается ст.21 Закона об оценке соответствия в Системе аккредитации Республики Беларусь, которую осуществляет Государственный комитет по стандартизации Республики Беларусь.

Заявители на аккредитацию обязаны:

выполнять требования Системы аккредитации Республики Беларусь;

создавать должностным лицам Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь необходимые условия для выполнения работ по аккредитации.

Положительные результаты аккредитации удостоверяются аттестатом аккредитации, который, удостоверяет компетентность юридического лица в выполнении работ по подтверждению соответствия и (или) проведении испытаний продукции в определенной области аккредитации), который выдается аккредитованным органам по сертификации и аккредитованным испытательным лабораториям (центрам) Комитетом по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь.

Подтверждение соответствия – это вид оценки соответствия, результатом осуществления которого является документальное удостоверение соответствия объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Подтверждение соответствия осуществляется в целях:

удостоверения соответствия объектов оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации;

содействия потребителям в компетентном выборе продукции (услуг).

Подтверждение соответствия может носить обязательный или добровольный характер.

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в формах: обязательной сертификации и декларирования соответствия.

Сертификация – это форма подтверждения соответствия, осуществляемого аккредитованным органом по сертификации (ст.1 Закона об оценке соответствия).

Обязательное подтверждение соответствия осуществляется в отношении объектов оценки соответствия, включенных в перечень продукции, услуг, персонала и иных объектов оценки соответствия, подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь. Реализация данной продукции (работ, услуг) без наличия документов об оценке соответствия запрещается.

Порядок проведения обязательной сертификации закреплен в ст.28 Закона об оценке соответствия. Обязательная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации на основе договора с заявителем.

Обязательная сертификация также предусматривается постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 1993г. № 635 «О введении обязательной сертификации товаров народного потребления, работ и услуг», с целью осуществления защиты отечественных потребителей от некачественной и небезопасной продукции [91].

Критериями при формировании перечня объектов подлежащих обязательному подтверждению соответствия в Республике Беларусь, являются:

потенциальная опасность продукции, услуг, деятельности персонала и функционирования иных объектов оценки соответствия для жизни, здоровья и наследственности человека, имущества и окружающей среды;

несовместимость технических средств отечественного и иностранного производства.

К категории такой продукции относятся те товары, которые ввозятся из-за границы и производятся в Республике Беларусь, например: товары народного потребления, пищевые продукты, товары для детей, парфюмерно-косметические средства и другие.

Порядок ввоза на таможенную территорию Республики Беларусь продукции, подлежащей обязательному подтверждению соответствия, устанавливается постановлением Государственного таможенного комитета Республики Беларусь и Комитета по стандартизации, метрологии и сертификации при Совете Министров Республики Беларусь от 8 июня 2005г. № 38/25 «Об условиях перемещения под таможенные режимы товаров, подлежащих обязательному подтверждению соответствия» [147].

Под декларированием подтверждения соответствия понимается форма подтверждения соответствия, осуществляемого изготовителем (продавцом) (ст.1 Закона об оценке соответствия).

Декларирование соответствия осуществляется заявителем на подтверждение соответствия только в отношении продукции одним из следующих способов:

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств;

путем принятия декларации о соответствии на основании собственных доказательств и доказательств, полученных с участием аккредитованного органа по сертификации и (или) аккредитованной испытательной лаборатории (центра).

Схемы подтверждения соответствия при обязательной сертификации и декларировании соответствия устанавливаются соответствующим техническим регламентом, а в случае, если схемы подтверждения соответствия в нем не установлены либо технический регламент отсутствует, - техническим нормативным правовым актом в области технического нормирования и стандартизации, утвержденным Государственным комитетом по стандартизации Республики Беларусь.

В результате проведения обязательной сертификации и декларирования соответствия, если схемой подтверждения соответствия обнаружится необходимость проведения испытаний продукции, то они проводятся аккредитованной испытательной лабораторией (центром) на основе договора с заявителем на подтверждение соответствия.

Оплата работ по подтверждению соответствия осуществляется заявителем.

Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации.

Добровольная сертификация осуществляется аккредитованным органом по сертификации по инициативе заявителя на подтверждение соответствия на основе договора.

При добровольной сертификации заявитель на подтверждение соответствия самостоятельно выбирает технические нормативные правовые акты в области технического нормирования и стандартизации, на соответствие которым осуществляется добровольная сертификация, и определяет номенклатуру показателей, контролируемых при добровольной сертификации объектов оценки соответствия. В номенклатуру этих показателей в обязательном порядке включаются показатели безопасности, если они установлены в технических нормативных правовых актах в области технического нормирования и стандартизации на данный объект оценки соответствия.

Положительные результаты подтверждения соответствия удостоверяются сертификатом соответствия или сертификатом компетентности, выдаваемыми аккредитованным органом по сертификации заявителю на подтверждение соответствия, либо зарегистрированной аккредитованным органом по сертификации декларацией о соответствии, принятой заявителем на подтверждение соответствия.

Сертификат соответствия - документ, удостоверяющий соответствие объекта оценки соответствия требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

Сертификат компетентности - документ, удостоверяющий профессиональную компетентность физического лица (далее - персонал) в выполнении определенных работ, услуг.

Декларация о соответствии - документ, в котором изготовитель (продавец) удостоверяет соответствие производимой и (или) реализуемой им продукции требованиям технических нормативных правовых актов в области технического нормирования и стандартизации.

При проведении оценки соответствия выдаются также знаки соответствия Системы аккредитации и Национальной системы соответствия Республики Беларусь.

Документы, подтверждающие соответствие объекта оценки, выданные другими странами, будут действительны на территории Республике Беларусь, если они признаны Национальной системой оценки соответствия Республики Беларусь.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 9. Правовое обеспечение качества продукции, работ и услуг | Правовое обеспечение единства измерений
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 553; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.091 сек.