Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация самостоятельной работы в образовательных учреждениях




лекция 1-4

• воспитание патриотов России, граждан правового, демократического государства,
уважающих права и свободы личности;

• формирование навыков самообразования и самореализации личности;

• непрерывное образование в течение всей жизни человека;

• систематическое обновление всех аспектов образования, отражающего изменения в сфере
культуры, экономики, науки, техники, технологий и т.д. Решение этих задач
осуществляется на всех уровнях образовательных учреждений, начиная с дошкольных и
заканчивая высшими учебными заведениями. Получить престижное образование цель
многих учащихся и студентов. Обеспечить его получение главная проблема, которую
решают сегодня учителя и преподаватели.

На сегодняшний день нет необходимости убеждать кого бы то ни было в важности разработки и внедрения в педагогическую практику более совершенных методик обучения, обеспечивающих повышение качества учебного процесса, способствующих активизации познавательной деятельности студентов, развитие их умственных способностей. В решении этой проблемы значительная роль отводится формированию у них умений и навыков самостоятельного мышления и практического применения знаний. Немаловажным является и формирование навыков самостоятельного умственного труда. Это тем более важно, что, какие бы знания и в каком объеме не получали обучаемые, эти знания имеют необратимую тенденцию устаревать, отставать от потребностей жизни. Где же выход? Выход в решении задачи - научить студентов учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

В педагогике это положение не ново. Наиболее проницательные педагоги прошлого неоднократно отмечали, что, несмотря на огромную роль преподавателя, основные цели образования достигаются, прежде всего, как результат собственных усилий обучающихся. Так Я.А. Коменский в книге "Великая дидактика" призывал педагогов к изысканию и открытию такого способа, при котором учащие (педагоги) меньше бы учили, а учащиеся больше бы учились.

Одна из главных целей воспитания состоит в переводе человека из объекта в субъект деятельности и управления. Это значит, что в результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным - это, значит, "стоять самому", делать что - либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики. В области познавательной деятельности можно говорить о научной самостоятельности. Один из признаков учения состоит в том, что познавательная деятельность учащихся, студентов осуществляется под руководством преподавателя. По мере интеллектуального развития степень вмешательства и внешней помощи со стороны педагога должна сокращаться, а уровень самостоятельности обучаемых возрастать. Однако пока в сложившейся реальной практике обучения не наблюдается желаемой степени самостоятельности школьников и студентов. Эту ситуацию можно и нужно исправлять.

Понятие самостоятельная работа используется различными авторами в разном значении. Различные трактовки зависят прежде всего от того, какое содержание вкладывается в слово '"самостоятельный". В основном встречаются три значения этого понятия:

1. ученик должен выполнять работу сам, без непосредственного участия учителя;

 

 

2. от ученика требуются самостоятельные мыслительные операции, самостоятельное
ориентирование в учебном материале;

3. выполнение работы строго не регламентировано, ученику предоставляется свобода
выбора содержания и способов выполнения задания.

Чаще всего понятие самостоятельной работы используется в первом значении. В этом же значении рассматриваемое понятие использовал М. П. Кашин, который в конце 50-х годов выдвинул проблему самостоятельной работы в центр внимания педагогической общественности.

Для второго значения понятия "самостоятельный" важным является то, чтобы учащиеся самостоятельно думали и решали проблемы, причем неважно, осуществляется учебная работа во фронтальной или в индивидуальной форме. Самостоятельная подготовка считается возможной и необходимой даже при слушании лекций. Такая трактовка особенно характерна для методики преподавания истории (Дайри 1966).

В третьем значении самостоятельности как незначительности регламентации или ее отсутствии выделяют два вида деятельности учащихся: самостоятельную и исполнительную. Самостоятельной является такая деятельность, которую учащиеся совершают по внутренним побуждениям, находя цели и средства деятельности самостоятельно.

В зарубежной педагогической литературе для обозначения самостоятельной работы используется ряд терминов, подчеркивающих различные аспекты самостоятельной работы. В ФРГ используется выражение "косвенное (опосредованное) обучение", что подразумевает работу, проводимую под косвенным руководством учителя. В педагогической литературе Австрии. Швейцарии применяется термин "тихая работа", который подчеркивает тишину и уединенность, царящие во время самостоятельной работы. Во французской и английской литературе встречается термин "индивидуальная работа". В США введен термин "независимое обучение", при котором ученикам раздают программы, но оставляют относительную свободу выбора материалов и способов усвоения.

Продолжая тему определения того, что такое самостоятельная работа необходимо привести определения, которые даются в отечественной педагогической литературе.

В учебном пособии "Педагогика и психология высшей школы" самостоятельная работа трактуется как планируемая работа студентов, выполняемая по заданию и при методическом руководстве преподавателя, но без его непосредственного участия.

Автор В.М. Рогозинский в своей работе "Азбука педагогического труда" характеризует самостоятельную работу как планируемую познавательную, организационно и методически направляемую деятельность студентов, осуществляемую без прямой помощи преподавателя, для

достижения конкретного результата.

В учебнике Т.А.Ильина "Педагогика" самостоятельная работа определяется как особый вид фронтальной, групповой и индивидуальной учебной деятельности учащихся, осуществляемой под руководством, но без непосредственного участия учителя, характеризуемой большой активностью протекания познавательных процессов, которая может выполняться как на уроке, так и во внеурочное время и служит средством повышения эффективности процесса обучения и подготовки учащихся к самостоятельному пополнению своих знаний.

По мнению А.Г'.Казаковой ("Организация самостоятельной работы студентов"), основными признаками самостоятельной работы учащихся принято считать:

1) наличие познавательной или практической задачи, проблемного вопроса или задачи и

особого времени на их выполнение, решение;

2) проявление умственного напряжения мысли обучаемых для правильного и наилучшего
выполнения того или иного действия;

 

 

3) проявление сознательности, самостоятельности и активности обучаемых в процессе

решения поставленных задач;

4) владение навыками самостоятельной работы;

5) осуществление управления и самоуправления самостоятельной познавательной и

практической деятельностью обучаемого.

Основной смысл дидактических целей, считает И.В.Горлинский, состоит в том, чтобы:

• научить учащихся самостоятельно добывать знания из различных источников;

• способствовать формированию навыков и умений, необходимых будущим специалистам;

• повысить ответственность слушателей за свою профессиональную подготовку.
формирование личностных и профессионально -деловых качеств;

• формировать у слушателей профессиональное мышление на основе самостоятельной
работы над выполнением индивидуальных творческих заданий по курсам и учебным
дисциплинам.

По частнодидактической цели можно выделить три типа самостоятельных работ:

1. формирование у обучаемых умений выявлять во внешнем плане то, что от них требуется
на основе данного им алгоритма деятельности и посылок на эту деятельность,
содержащихся в условии задания. В качестве самостоятельных работ этого типа чаще
всего используются домашние задания - работа с учебником, конспектом, лекцией и др.

2. формирование знаний - копий и знаний, позволяющих решать типовые задачи. К
самостоятельным работам такого характера относятся отдельные этапы лабораторных
работ и практических занятий, типовые курсовые проекты и т.д.

3. создание предпосылок для творческой деятельности. Этот тип самостоятельных работ
реализуется обычно при выполнении заданий научно - исследовательского характера.
включая курсовые и дипломные проекты. (Рогинский В. М. "Азбука педагогического
труда").

Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций:

• образовательную (систематизация и закрепление знаний студентов),

• развивающую (развитие познавательных сил студентов - их внимания, памяти,
мышления, речи),

• воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков
культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих
качеств личности - честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности
и др.).

Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить четыре уровня самостоятельной продуктивной деятельности студентов, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия студентов по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах
изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для
решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к
индуктивным и дедуктивным методам.

4. Самостоятельная деятельность по переносу знаний при решении задач в совершенно новых
ситуациях, условиях по составлению новых программ принятия решений, выработка
гипотетического аналогового мышления.

 

 

В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи преподавателем знаний студентам должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности студентов в овладении знаний - соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1: 3,5. Такое соотношение основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности. Однако реальное положение вещей далеко от идеала.

По данным А.К.Буряк, самостоятельная работа учащихся на уроках в общеобразовательной школе занимает только 10% общего учебного времени, а остальные 90% времени уходят на опрос и объяснение нового материала, следовательно, доминирующую активность проявляет учитель, а не ученик, хотя в действительности всё должно быть наоборот. При этом учитель выступает главным образом в роли информатора и контролера, а не руководителя и организатора самостоятельной работы школьника. Свыше 86% учителей, по данным Р.П. Безделиной, считают своей основной функцией только передачу знаний. Аналогичная ситуация сложилась и в высшей школе, где активность студентов также подменяется активностью преподавателя. Как показала Г.В. Скок, почти на 80% занятий преобладает монолог преподавателя. На лабораторных занятиях доминирует контроль теоретической части курса, в организации выполнения студентами экспериментальных заданий самостоятельной работе практически не уделяется внимания. Таким образом, и школьный учитель, и преподаватель высшей школы по степени активности в учебном процессе занимают лидирующую позицию, выступая в основном в роли ретранслятора и контролёра знаний. В итоге мы имеем тот факт, что более 75% студентов также как и их учителя, предпочитают репродуктивные методы работы, связанные с передачей, воспроизведением научной или учебной информации. Наиболее полно умственная самостоятельность студентов и школьников проявляется в различных формах самостоятельной работы, доля которой в учебных планах во всех типах учебных заведений в перспективе должна и будет увеличиваться.

Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровня развития познавательной деятельности студентов, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности, а затем формулировать следующие задачи, т.е. когда ученики овладевают всеми компонентами рационально организованной структуры познавательной деятельности, характерной для самообразования. Школа, иначе говоря, должна научить детей учиться. Недаром бытует утверждение, что самым лучшим является тот учитель, от которого ученик может быстрее всего освободиться, т.е. далее учиться самостоятельно. Самообразовательная деятельность студентов обусловлена их воспитанием, обучением и самовоспитанием и определяется уровнем интеллектуального, нравственного и эмоционально - волевого развития. Возможность перехода к послешкольному образованию, к самообразованию подготавливается в течение всего школьного обучения. Самообразование - это одна из форм познавательной деятельности, и, как любая другая деятельность человека, возникает под влиянием внешних и внутренних факторов. Внешними стимулами самообразовательной деятельности школьника могут быть различные предметы и явления окружающей среды, вызывающие у него интерес и желание их познать. изучить, а также разнообразные приемы, используемые учителем для воспитания у учащихся потребности в знаниях и умениях

• Как и любой метод обучения, самостоятельная работа - многомерное явление. Ее основу составляют те средства обучения, которые являются, в сущности, источником деятельности, ее предметной основой. Это побудило педагогов к использованию заданий, нацеливающих на работу с различными средствами, к поиску соответствующей классификации видов самостоятельной работы, простой и удобной в использовании, ориентирующей учителя на разработку методики применения каждого источника знаний с учетом специфики предмета, на формирование у учащихся умения самостоятельно добывать знания из разных источников.

В последнее время в связи с распространением идей развивающего обучения заметно усилился интерес педагогов к той стороне самостоятельной работы, которая представлена

 

 

самостоятельной деятельностью студентов. Появилась и новая классификация работ, отражающая современные подходы к процессу обучения, в основу которой положены способы выполнения действий, уровень самостоятельности студента, воспроизводящие работы, требующие от студента, главным образом репродуктивных действий, связанных с воспроизведением готовых знаний.

К числу стабильных и важных видов внеаудиторных занятий относится домашняя
самостоятельная работа студентов, рассматриваемая как основная часть процесса обучения.
Главная ее цель - расширить и углубить знания, умения, полученные на занятиях, предотвратить
их забывание, развить индивидуальные склонности, дарования и способности студентов.**

Домашняя самостоятельная работа строится с учетом требований учебных программ, а также интересов и потребностей студентов, уровня их развития. Домашняя самостоятельная работа несет определенные дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:

• закрепление знаний, умений, полученных на уроках;

• расширение и углубление учебного материала, проработанного в классе;

• развитие самостоятельного мышления;

• формирование умений и навыков самостоятельного выполнения упражнений.

Последнее десятилетие развития практики обучения ознаменовано пересмотром роли и функций домашней самостоятельной работы студентов. Предлагалось работать без домашних заданий. Однако серьезных доказательств бесполезности домашних заданий нет. Отказ от домашней самостоятельной работы чреват снижением качества обучения.

Установлено, что форма организации труда влияет на его результат. Форма организации - это определенная расстановка участников учебного процесса, способы взаимодействия преподавателя и студентов, самих студентов между собой. Формы организации самостоятельной деятельности имеют важное воспитательное значение.

Любая самостоятельная работа учащихся должна контролироваться. А.С.Границкая в своей работе "Научить думать и действовать" предлагает контрольный комплекс, который обеспечивает сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы. В данный комплекс входят следующие виды контроля:

о контроль преподавателя;

о самоконтроль;

о взаимоконтроль;

о внутренний самоконтроль.

Конечный этап контрольного комплекса - внутренний самоконтроль. Переход к внутреннему самоконтролю означает, что правильные учебные действия сформированы, и необходимость во всех видах внешнего контроля отпала.

Высшая школа отличается от средней специализацией, методикой учебной работы, степенью самостоятельности обучаемых. Преподаватель лишь организует познавательную деятельность студентов. Студент сам осуществляет познание. Самостоятельная работа завершает задачи всех видов учебной работы. Никакие знания, не подкрепленные самостоятельной деятельностью, не могут стать подлинным достоянием человека. Кроме того, самостоятельная работа имеет и воспитательное значение: она формирует самостоятельность не только как совокупность умений и навыков, но и как черту характера, играющую существенную роль в структуре личности современного специалиста высшей квалификации.

В процессе самостоятельной деятельности студент должен научиться выделять познавательные задачи, выбирать способы их решения, выполнять операции контроля за правильностью решения поставленной задачи, совершенствовать навыки реализации теоретических знаний. Формирование навыков и умений самостоятельной работы студента может протекать как на

сознательной, так и на интуитивной основе. Самостоятельная работа студента под руководством преподавателя протекает в форме делового взаимодействия: студент получает непосредственные указания, рекомендации преподавателя об организации самостоятельной деятельности, а преподаватель выполняет функцию управления через учет, контроль и коррекцию ошибочных действий.

Содержание самостоятельной работы студентов имеет двуединый характер. С одной стороны, это совокупность учебных и практических заданий, которые должен выполнить студент в процессе обучения, объект его деятельности. С другой стороны, это способ деятельности студента по выполнению соответствующего учебного теоретического или практического задания. Свое внешнее выражение содержание самостоятельной работы студентов находит во всех организационных формах учебной и внеаудиторной деятельности, в ходе самостоятельного выполнения различных заданий.

Функциональное предназначение самостоятельной работы студентов в процессе лекций, семинаров, практических занятий по овладению специальными знаниями заключается в самостоятельном прочтении, просмотре, прослушивании, наблюдении, конспектировании, осмыслении, запоминании и воспроизведении определенной информации. Цель и планирование самостоятельной работы студенту определяет преподаватель. Вся информация осуществляется на основе ее воспроизведения.

В самостоятельной работе студентов по решению познавательных и практических задач всегда присутствуют элементы управления и самоуправления даннстй деятельностью. Это целсполагание. планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) работы, текущий контроль и самоконтроль за ходом, промежуточными и конечными результатами работы, корректировка хода работы, устранение замеченных ошибок, неточностей, установление и исключение их причин.}В настоящее время в вузах существуют две общепринятых формы самостоятельной работы. Традиционная, т.е. собственно самостоятельная работа студентов, выполняемая самостоятельно в произвольном режиме времени в удобные для студента часы, часто вне аудитории, а когда того требует специфика дисциплины, - в лаборатории или мастерской.

Другой вид самостоятельной работы - аудиторная самостоятельная работа под контролем преподавателя, у которого в ходе выполнения задания можно получить консультацию.

В настоящее время наметилась тенденция к разработке третьего, промежуточного варианта

самостоятельной работы студентов, предусматривающего большую самостоятельность студентов, большую индивидуализацию заданий, наличие консультационных пунктов и ряд психолого-педагогических новаций, касающихся как содержательной части заданий, так и характера консультаций и контроля.

Итак, при выполнении любого вида самостоятельной работы студент должен пройти следующие

этапы:

определение цели самостоятельной работы;

конкретизация познавательной (проблемной или практической) задачи;

самооценка готовности к самостоятельной работе по решению поставленной или

выбранной задачи;

выбор адекватного способа действий, ведущего к решению задачи (выбор путей и средств

для ее решения);

планирование (самостоятельно или с помощью преподавателя) самостоятельной работы

по решению задачи;

реализация программы выполнения самостоятельной работы;

осуществление в процессе выполнения самостоятельной работы управленческих актов:

1. контроль за ходом самостоятельной работы,

 

 

2. самоконтроль промежуточных и конечного результатов работы,

3. корректировка на основе результатов самоконтроля программ выполнения работы,
устранение ошибок и их причин.

В настоящее время предстоит большая работа по совершенствованию российской системы образования. Надо полагать, что важную роль в этой работе сыграет пересмотр концепции процесса обучения, приведение её в соответствие с реальным протеканием всякого учебного процесса, где деятельность педагога и деятельность учащихся связаны "не с голым" содержанием образования, а с учебными заданиями как формой, в которой это содержание воплощается. Такой подход выдвигает в центр внимания чрезвычайно важную, но пока не достаточно реализованную на практике проблему организации самостоятельной работы учащихся в учебном процессе.

 

Лекция 5-8

В последнее время обучение студентов не мыслится без активизации самостоятельной работы, интенсификации их самостоятельной познавательной деятельности и эффективных способов руководства ею. Это в первую очередь обусловлено социальными запросами общества, когда современный специалист должен иметь высокий уровень подготовки, обладать способностью и профессиональными навыками принимать самостоятельные решения, уметь выбирать в значительном объёме информацию, нужную для решения поставленной задачи и обрабатывать её. Затем, на основании полученного результата, творчески подойти к преобразованию окружающей действительности.

Передовые педагоги всегда считали, что на учебном занятии обучающиеся должны трудиться по возможности самостоятельно, а преподаватель - руководить этим самостоятельным трудом, давая для них весь необходимый материал.

Немаловажное значение в повышении роли самостоятельной работы студентов имеет и тот факт, что Концепция модернизации российского образования, наравне с указанием необходимости достижения высокого качества профессионального образования, предусматривает ряд задач, ориентированных на постепенную его реорганизацию в соответствии с образовательными стандартами ведущих европейских стран. Где большая часть учебного времени отводится различным формам самостоятельной активной работе студентов.

Вследствие этого, процесс обучения в учреждениях образования, в настоящее время, всё больше основывается на творческой активности студентов.

Формирование профессиональных компетенций находится в тесной связи с опытом организации самостоятельной работы, накопленным в студенческие годы. Выпускник может оказаться в трудном положении, если за годы учёбы в учебном заведении не научится навыкам самостоятельного приобретения знаний, навыкам повседневного самообразования.

Исследования показали, что в настоящее время знания обесцениваются очень быстро -около 15-20% в год, иными словами, через 3-5 лет выпускник учебного заведения теряет большую часть знаний, полученных за годы учёбы. Поэтому одна из основных задач учреждений образования -научить учиться. Особое значение имеет такая организация самостоятельной работы, которая, придавая личностный смысл получаемому образованию, учитывая уровень подготовленности к самостоятельной работе, стимулировала бы творческие силы и способности обучающихся, актуализировала внутренние познавательные мотивы учения, способствовала бы развитию навыков самообразования, способности к саморазвитию и самосовершенствованию.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1240; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.061 сек.