Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 6




 

ТЕМА 6. МОНОПОЛИСТИЧЕСКАЯ КОНКУРЕНЦИЯ И ОЛИГОПОЛИЯ

 

Вопросы

1.Несовершенная конкуренция

2. Регулирование деятельности монополий и конкуренции.

 

6.1. Несовершенная конкуренция

Современное состояние рынка на Западе авторы учебников экономике называют "несовершенная конкуренция". Все они в один голос заявляют, что сейчас почти не осталось и следа от "совершенной конкуренции". На смену ей на рынке основными формами своеобразного сочетания монополии и конкуренции выступают: а) монополистическая конкуренция и б) олигополия. О новом состоянии рынка дает представление следующая таблица.

Параметры состояния рынка Монополистическая конкуренция Олигополия
Число продавцов Много Мало
Барьеры входа и выхода из рынка Нет Обычно есть
Дифференциация продукта Есть Возможна
Участие фирм в контроле над ценами Цена индивидуализированного продукта Нелегальный контроль

В монополистической конкуренции органически представлены две разные стороны. Одна из них состоит в том, что фирма создает легальную монополию, которая с помощью патентов, торговых и фирменных знаков защищается от конкурентов. Этому же способствует дифференциация товаров - придание им таких индивидуальных свойств (по качеству, форме, окраске, упаковке, условиям продажи), которые делают рынок сбыта монополистическим. Другая сторона заключается в том, что на рынке, где продаются однородные товары (например, аптеки, рестораны) имеется много разных конкурентов, проводящих дифференциацию своих продуктов.

По-своему монополия и конкуренция сочетаются в олигополии. Олигополия (гр. oligos - немногий, poleo - продаю) - господство небольшого числа крупнейших фирм в производстве и на рынке. В США олигополию обычно образуют четыре ведущих фирмы отрасли, продающих на рынке до 60% всей продукции.

Олигополии нередко различными путями (посредством "лидерства в ценах", тайного "джентльменского соглашения") обходят антимонопольные законы и добиваются повышения рыночных цен или поддерживают, по крайней мере, выгодные им цены. В силу этого в ход пускается новый способ борьбы за покупательский спрос - неценовая конкуренция. Соперничество в этом случае ведется на основе технического превосходства, высокого качества и надежности изделий, более эффективных методов сбыта, расширения видов предоставляемых услуг и гарантий покупателям, условий оплаты и других приемов. При этом учитывается, что сейчас усилилось воздействие научных достижений на характер и качество выпускаемых изделий, а также возросли общественная роль и значимость торговой рекламы.

Современное состояние рынка в странах Запада отличается, таким образом, тремя чертами.

Во-первых, на поприще конкуренции между собой сталкиваются фирмы - монополисты, которые: а) дифференцируют свой продукт и б) образуют олигополию. Профессор П.Самуэльсон пришел к выводу: "Смешение элементов конкуренции и монополии характерно для экономической жизни в целом. Поэтому не совершенная, а несовершенная и монополистическая по характеру конкуренция и является преобладающей формой".

Во-вторых, новая форма конкуренции является регулируемой государством в определенных пределах. Так, государство устанавливает контроль за ценами, чтобы сдерживать инфляцию и регулировать уровень цен в высококонцентрированных отраслях, где сильнее всего развита монополизация. Специальные государственные органы наблюдают за ценами, объемами производства, входом и выходом фирм из отраслей.

В-третьих, в западных странах нет крайних состояний рынка:

ни свободной (совершенной) конкуренции, ни чистой монополии, охватывающей все национальное хозяйство. Иная картина наблюдалась в СССР.

 

От абсолютной монополии к конкурентному рынку.

В нашей стране в 30-е годы рынок, как говорится, вырубили "до основания": было запрещено свободное предпринимательство и полностью исключена конкуренция. А затем на десятилетия установилось полное господство государственного монополизма, который опирался на прямое принуждение и приказные методы. Абсолютная рыночная монополия выражалась в двух направлениях:

а) государство монополизировало производство и продажу основной массы товаров,

б) оно выполняло также роль всеохватывающей монопсонии, поскольку закупало основную массу сырьевой продукции (например, продукцию колхозов).

Для перехода к рыночной экономике приходится преодолевать большие трудности. Они связаны прежде всего с тем, что между стартом "- абсолютной рыночной монополией - и финишем - развитым рынком, как говорится, дистанция огромного размера. Об этом можно наглядно судить по таблице, где сопоставлены друг с другом важнейшие черты стартовых и финишных позиций.

 

Абсолютная монополия Конкурентный рынок
Плановое распределение центром средств производства, рабочей силы и финансовых средств. Продажа всем желающим производственных факторов и финансовых средств в негосударственном секторе.
Строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи Свободное предпринимательство с установлением горизонтальных экономических связей.
Централизованное установление цен. Цены, основанные на договоре покупателей и продавцов.
Нормированное распределение продуктов Свободный выбор покупателями всех видов товаров.
Монополия государства во внешней торговле Свобода внешнеэкономической деятельности предпринимателей
Чистая монополия государства Конкуренция всех товаровладельцев

Один из первых рубежей на пути к конкурентной рыночной экономике состоит в том, чтобы сформировать многомиллионный отряд свободных предпринимателей, умеющих эффективно хозяйствовать. Здесь предварительным условием является разрушение монополизма государственной собственности посредством ее разгосударствления, приватизации и земельной реформы. В итоге возникает важный сектор рыночной экономики, состоящий из мелких и средних по своим размерам фирм. Они способствуют быстрому развитию рынка многих видов продовольственных и промышленных товаров, особенно сферы услуг.

Опыт всех стран с развитой рыночной экономикой выявил такую закономерность. Чем больше предпринимателей, занятых производством полезных благ, тем больше будет насыщаться товарами рынок, тем быстрее расти потребление. Однако с увеличением числа предпринимателей усиливается конкуренция между ними, в результате чего снижаются цены и уменьшается прибыль фирм. В итоге возрастает заинтересованность предпринимателей в том, чтобы повышать качество и удешевлять производство товаров и услуг.

Другим рубежом на пути к рынку является преобразование централизованной системы планово-распределительных органов, которые поддерживали строго регламентированные сверху вертикальные хозяйственные связи. Чтобы наладить нормальные горизонтальные экономические связи между предпринимателями и привести в движение всю систему рынков (по продаже всех видов производственных факторов и финансовых средств), надо создать рыночную инфраструктуру. Для этого организуется, в частности, сеть бирж и страховых компаний, в определенной степени ограждающих предпринимателей от риска. Вместо государственной системы материально-технического снабжения возникают товарные биржи. Создаются фондовые биржи - свободные рынки ценных бумаг (акций и облигаций). Наконец, государственные органы учреждают биржи труда, которые помогают незанятым людям устроиться на работу.

Как свидетельствует зарубежный и отечественный опыт, государственный монополизм сопровождается постоянным товарным дефицитом и подавленной инфляцией. Поэтому требуется преодолеть необычайно тяжелый рубеж - установить рыночное равновесие между платежеспособным спросом и предложением товаров в общегосударственном масштабе. Такая задача решается путем проведения реформы цен - их значительного повышения, что в той или иной мере устраняет избыточный спрос.

Главный и решающий путь к достижению прочной сбалансированности спроса и предложения - быстро увеличить выпуск продовольственных и промышленных товаров, разнообразных услуг, удовлетворяющих потребности населения. Это особенно важно в условиях углубляющегося экономического кризиса, падения производства.

При движении к рынку важно преодолеть еще одно препятствие: раскрепостить цены от жесткого государственного регулирования. Такое регулирование на практике, как известно, порождает скрытую, подавленную инфляцию. При либерализации цен на первых порах целесообразно достичь наилучшего соотношения свободных, регулируемых и фиксированных (твердо установленных) цен.

Если создается конкурентный рынок, то освобожденные от жесткого государственного контроля цены будут стремиться к уровню равновесия, который в равной мере выгоден и продавцам, и покупателям. Подлинным же бичом для населения и препятствием для равновесных цен служит монополизация экономики, которая ведет к произвольному установлению монопольно высоких цен. Если экономика не демонополизирована, то либерализация цен по существу не может произойти. Монопольные цены получают лишь новое название ("договорные", "освобожденные" цены).

 

6.2. Регулирование деятельности монополий и конкуренции.

 

В странах Запада имеются две силы, которые в той или иной степени противодействуют и конкуренции абсолютной монополизации экономики: а) государство, регулирующее деятельность монополий на рынке, и б) конкурентная борьба между самими монополиями. Давайте подробнее рассмотрим эти противодействия.

Монополизация рынка особенно широко развернулась в конце XIX в. в США. И тогда здесь началось массовое выступление потребителей, мелких и средних предпринимателей против гнета монополий. В правовом государстве данный конфликт был разрешен таким образом, что государство ввело антимонопольное законодательство. В 1890 г. американский конгресс принял Акт Шермана против трестов.

Каков более чем 100-летний опыт антимонопольного регулирования в США?

Это регулирование проводится по четырем направлениям. Первое направление: ограничивается монополизация рынка. При этом под монополизацией подразумевается не укрупнение производства, а только серьезное ограничение торговли. По сути дела главным в 1-й статье Акта Шермана является следующее положение. Незаконным признается трест или в другой форме сговор, направленный на ограничение торговли между несколькими штатами или иностранными государствами. Монополизацией рынка признано обладание рыночной долей, равной или превышающей 60%.

Второе направление: запрещается слияние конкурирующих компаний. В Акте Клейтона, принятом в 1914 г., такое слияние расценивается как усиливающее монополизацию и ослабляющее конкуренцию. На этом основании ряд монополистических объединений был распущен.

Правда, Актом Клейтона не приостановлен процесс централизации экономики. Ежегодно в США проходит до двух тысяч слияний фирм. И лишь их малая часть контролируется государством.

Третье направление: запрещается установление монопольных цен (в том числе "лидерство" фирм в повышении цен и другие виды сговора в отношении цен). За выполнением такого запрета следит Федеральная Торговая Комиссия, созданная в 1914 г. С 1914 по 1977 г. Комиссия издала более 1400 приказов, запрещающих монопольный сговор в отношении цен.

Четвертое направление: сохранение и поддержание конкуренции в ее цивилизованных формах.

Необходимость такого рода правовых мер связана с распространением недобросовестных методов соперничества. В арсенал этих методов вошли: подделка продукции конкурентов, нарушение патентов, копирование товарных и фирменных знаков, обман потребителей. Против своих рыночных противников многие фирмы применяют "промышленный шпионаж" (тайно выведывают производственные секреты, используя для этого электронные средства, услуги "перебежчиков" с предприятий конкурентов и т.п.).

Попутно можно заметить, что некоторые конкуренты не брезгают криминальными - уголовно наказуемыми - методами, вплоть до поджогов помещений, террористических актов и заказных убийств.

Американское антимонопольное законодательство признало незаконными "нечестные" или "обманные" методы конкуренции. В их числе - снижение цен (демпинг) для подрыва позиций конкурентов, применение фальшивой рекламы продовольственных товаров, лекарств и косметических средств, медицинских инструментов.

Антимонопольное законодательство в странах Запада преследует двоякую цель. Во-первых, в какой-то мере ограничить процесс монополизации рынка. Во-вторых, защитить конкуренцию и ввести "правила" цивилизованного рыночного соперничества. Это кто настоятельно необходимо в XX в., особенно во второй его новине, когда в корне изменилось состояние рынка. Основ-ми фигурами на поприще рыночного противоборства стали. Не мелкие товаропроизводители, а крупные монополии.

Между тем процесс монополизации рынка и подрыва конкуренции долгое время не получал адекватного (вполне соответствующего) отражения в экономической теории. Здесь с 70-х годов XIX в. господствующие позиции заняло неоклассическое правление. Его сторонники вплоть до 30-х годов нынешнего летая отстаивали устаревшую догму о совершенной конкуренции, которую ведут между собой мелкие независимые товаропроизводители.

И вот в начале 30-х годов в экономической теории произошла своеобразная, по оценке некоторых ученых, революция, которая покончила с догмой о совершенной конкуренции. С решительной критикой неоконсервативной концепции конкуренции выступила профессор Кембриджского университета (Великобритания) Джоан Робинсон. В работе "Экономическая теория несовершенной конкуренции" (1933 г.) она заявила: "Исследование различных закономерностей экономической теории принято начинать рассмотрением условий совершенной конкуренции, трактуя затем монополию как соответствующий особый случай... правильнее начинать исследование рассмотрением монополии, трактуя условия совершенной конкуренции как особый случай".

Существенный вклад в понимание несовершенной конкуренции внес американский экономист Эдуард Чемберлин. В книге "Теория монополистической конкуренции" (1933 г.) он разъяснил, что реальные цены на рынке не тяготеют ни к чистой конкуренции, ни к чистой монополии, а стремятся к промежуточному положению, определяемому в каждом отдельном случае в соответствии с относительной силой обоих факторов. Сочетание конкуренции и монополии достигается в так называемой монополистической конкуренции. Последняя порождает дифференциацию продукта. "Дифференциация может базироваться на определенных особенностях самого продукта, вроде таких, как особые запатентованные свойства - фабричные марки, фирменные названия, своеобразие упаковки или тары (если таковые имеются), или же таких, как индивидуальные особенности, относящиеся к качеству, форме, цвету или стилю. Дифференциация может существовать в отношении условий, сопутствующих продаже товара. В розничной торговле... эти условия включают в себя такие факторы, как удобство местонахождения продавца, общая атмосфера или общий стиль, свойственные его заведению, его манера ведения дел, его репутация как честного дельца, любезность, деловая сноровка и все личные узы, которые связывают его клиентов либо с ним самим, либо с теми, кто у него работает".

 

Контрольные вопросы:

1. Определите основные черты монополистического рынка.

2. В чем отличие олигопсонии от олигополии?

3. Что такое антитрестовое законодательство?

4. Что такое демпинг?

5. В чем отличие совершенной и несовершенной конкуренции?

6. Как регулируется деятельность монополий?

7. Что такое «абсолютная монополия»?

8. Охарактеризуйте современное состояние рынка на Западе.

9. Что сопутствует государственному монополизму?

10. Сделайте сравнительный анализ особенностей абсолютной монополии и конкурентного рынка.

 

Тестовые задания:

  1. Монополистическая конкуренция характеризуется тем, что:

а. Фирмы не могут свободно входить в рынок и выходить с него;

б. На рынке действует небольшое число фирм;

в. Фирмы, действующие на рынке, выпускают дифференцированную продукцию;

г. Фирмы, действующие на рынке, не обладают полной информацией о рыночных условиях.

  1. Если совершенная конкуренция вытесняется монополистической, то это ухудшает положение потребителей.

а. Верно

б. Неверно

  1. Олигополистическая взаимозависимость фирм на рынках всегда приводит к тому, что одна фирма становится господствующей, подавляя интересы других.

а. Верно;

б. Неверно.

  1. Примером монопсонии, ограниченной олигополией, является:

а. Рынок наркотиков;

б. Бизнес, которым занимался Чичиков из «Мертвых душ» Н.В.Гоголя;

в. Работорговля в XVI-XIX веках;

г. Бизнес, которым занимался Мефистофель в поэме Гете «Фауст».

  1. Если производство в отрасли распределено между несколькими фирмами, то такая структура рынка называется:

а. Совершенной конкуренцией;

б. Монополистической конкуренцией;

в. Олигополией;

г. Монополией.

  1. Что из перечисленного не является условием совершенной конкуренции:

а. Свобода входа на рынок;

б. Свобода выхода с рынка;

в. Диверсификация производства;

г. Большое число продавцов и покупателей.

  1. Олигопсония – это модель рынка, при которой:

А. на рынке несколько продавцов, влияющих на цену;

Б. на рынке нескольких покупателей, влияющих на цену;

В. Прибыль фирм зависит от действий других;

Г. Прибыль фирм не зависит от действий других;

Д. доли фирм в отраслевом предложении значительны;

Е. доли фирм в отраслевом предложении не значительны.

8. Признаки рынка монополистической конкуренции:

А. на рынке присутствует большое количество фирм;

Б. на рынке присутствует одна фирма;

В. Доли фирм в отраслевом предложении незначительны;

Г. барьеры для входа в отрасль значительны;

Д. отсутствуют высокие барьеры для входа в отрасль;

Е. продавец устанавливает цену и объем продукции самостоятельно;

Ж. на рынке требуется дифференцированная продукция.

9. Модель рынка, при которой существует единственный покупатель, называется:

А. монополия;

Б. совершенная конкуренция;

В. Олигополия;

Г. монопсония;

Д. олигопсония.

10. Государственное антимонопольное регулирование включает:

А. ценовую политику;

Б. налоговую политику;

В. Регулирование операций с основными фондами (активами) фирм;

Г. регулирование слияний фирм.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 486; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.