Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные термины. В) Технологический разрыв и модель жизненного цикла продукта

В) Технологический разрыв и модель жизненного цикла продукта.

Концепция технологического разрыва, разработанная американским экономистом М. Познером в 1961 г., предполагает, что существенная часть торговли между развитыми странами основывается на внедрении новых продуктов и технологических процессов. Производители страны, в которой впервые осуществляются соответветствующие инновации, на какое-то время становятся монополистами на мировом рынке. В течение этого периода такие производители оказываются в весьма выгодном положении.

В 1966 г. канадский экономист Раймон Вернон создал модель жизненного цикла продукта, обобщив и дополнив концепцию технологического развития. Ее содержание иллюстрирует рисунок 6.1.

Рисунок 6.1. Модель жизненного цикла продукта

На первой стадии – внедрения нового продукта – этот продукт производится и потребляется только в стране-разработчике (отрезок времени ОА на горизонтальной оси – "фаза нового продукта"). На второй стадии (отрезок АВ – "фаза растущего продукта") продукт по-прежнему производится только в стране-разработчике, но на него уже предъявляется спрос из-за рубежа. Следовательно, продукт начинает экспортироваться. Производители страны-разработчика остаются монополистами. На третьей стадии (отрезок ВС – "фаза зрелости продукта") технология производства стандартизируется и становится доступной производителям других стран. Эти страны начинают собственное производство, в результате чего сокращается импорт. На четвертой стадии (отрезок СD) страны, перенявшие нововведение, начинают обгонять страну-разработчика по объемам продаж на мировом ранке. Производство в стране-разработчике постепенно сокращается. На пятой стадии (правее точки D) страны, перенявшие нововведение, уже завоевывает рынок страны-разработчика. Четвертая и пятая стадии получили название "фазы снижающегося продукта". Жизненый цикл некогда нового товара в стране-разработчике заканчивается. Производителям этой страны приходится вновь придумывать что-то новое, чтобы "остаться на плаву".

Оценивая изложенные в данном разделе теории торговли, следует отметить, что:

1. ни одна из теорий не претендует на исчерпывающее объяснение структуры международной торговли;

2. преобладающая часть торговли между странами с существенно различным уровнем экономического развития - это межотраслевая торговля, основанная на различиях в обеспеченности факторами производства и хорошо объясняемая классическими теориями торговли;

3. торговля между промышленно развитыми странами все более приобретает характер внутриотраслевой торговли, основанной на экономиии на масштабе и дифференциации продукта. Эта часть торговли хорошо объясняется новыми теориями торговли;

4. таким образом, классические и новые теории торговли следует оценивать не как взаимоисключающие, а взаимодополняющие друг друга.

 

Вопросы для самоконтроля:

1. Какими типичными для эпохи меркантилизма были представления о международной торговле?

2. В чем заключается суть теории сравнительных преимуществ?

3. Можно ли применить теорию сравнительных преимуществ для обоснования рационального разделения труда в домашнем хозяйстве? (Подсказка: предположите, что жена имеет абсолютные преимущества перед мужем и в мытье посуды, и в глажении белья. Означает ли это, что именно жена должна делать и то, и другое?).

4. В чем состоит выигрыш от торговли и выигрыш от специализации?

5. Означает ли выгода от торговли и специализации для страны в целом, что все ее жители также улучшают свое положение?

6. Как условия торговли влияют на размер достающегося стране выигрыша от торговли?

7. Как можно сформулировать теорию сравнительных преимуществ, используя понятие альтернативных издержек?

8. Почему специализация на производстве тех продуктов, по которым страна располагает сравнительным преимуществом, окажется, скорее всего, не полной?

9. Каковы распространенные заблуждения, основанные на незнании теории сравнительных преимуществ?

10. В чем (в соответствии с теорией Хекшера-Олина) заключается причина различий в альтернативных издержках производства одних и тех же товаров в различных странах?

11. Как вступление в международную торговлю повлияет на распределение доходов между владельцами различных факторов производства?

12. Можно ли считать "парадокс Леонтьева" опровержением теории Хекшера-Олина?

13. Какие тенденции в международной торговле нельзя объяснить с помощью классических теорий?

14. Какие концепции были разработаны для объяснения роста торговли между развитыми странами вообще и межотраслевой торговли в частности?

15. Совместима ли, на Ваш взгляд, модель жизненного цикла продукта и теория Хекшера-Олина?

 

Автаркия – состояние замкнутости, изолированности от окружающего мира.

Абсолютное преимущество – способность страны производить товар или услугу с меньшими затратами ресурсов по сравнению с торговыми партнерами.

Сравнительное преимущество – способность страны производить товар или услугу с меньшими альтернативными издержками по сравнению с торговыми партнерами.

Обменный коэффициент (условия торговли) – отношение экспортных цен к импортным ценам.

Выигрыш от торговли – экономия ресурсов при покупке товара за границей в сравнении с производством товара внутри страны.

Выигрыш от специализации – увеличение объема потребления сверх уровня, достижимого за счет внутреннего производства.

Альтернативные издержки – количество какого-либо другого товара, от которого приходится отказаться при увеличении производства данного товара на единицу.

Факторообеспеченность – относительная доступность факторов производства в какой-либо стране.

Фактороинтенсивность – относительная потребность в различных факторах производства, необходимых для производства какого-либо товара.

Парадокс Леонтьева – результат эмпирической оценки корректности теории Хекшера-Олина, в соответствии с которым американские товары, конкурирующие с импортом, оказались более капиталоинтенсивными чем экспортируемые товары.

Экономия на масштабе – снижение средних издержек при увеличении масштаба деятельности фирмы (пропорционального увеличения всех применяемых факторов).

Дифференцированные продукты – разновидности товара, имеющие одно и то же назначение и потому являющиеся близкими заменителями друг для друга.

Межотраслевая торговля – торговля товарами, произведенными в различных отраслях.

Внутриотраслевая торговля – торговля дифференцированными товарами одной и той же отрасли или широкой группы товаров.

Технологический разрыв – временное преимущество производителей, внедривших новый товар или технологию.

Жизненный цикл продукта – ряд стадий, характеризующих характер производства и потребления вновь введенного продукта, сменяющих друг друга в зависимости от времени, прошедшего с момента начала производства этого продукта.

 


Лекция 7: «Мировой рынок товаров»

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Новые теории торговли. В соответствии с классическими теориями торговли (так принято называть теорию сравнительных преимуществ и теорию Хекшера-Олина) следовало бы ожидать | Особенности мирового рынка товаров и услуг
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 334; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.