КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Отечественная школа в 20 - 30-е гг. XX века
/. Положение школы в 20-е годы 2. Развитие школьного дела в 30-е годы 1. В первые годы после гражданской войны (1920 - 1925) была объявлена кампания по ликвидации неграмотности. В 1920 году создается Всероссийская чрезвычайная комиссия по ликвидации неграмотности во главе с Н. К. Крупской. Началось восстановление сети учебных заведений. Постепенно росло число средних школ в сельской местности. На протяжении 1921 - 1925 гг. был снижен возраст учеников общеобразовательной школы с 17 до 15 лет, сократилась школьная сеть, многие учебные заведения лишились государственной поддержки и существовали за счет местного населения ("договорные школы"), была введена плата за обучение в школах 1-й и 2-й ступеней. Во второй половине 1920-х гг. школьное образование постепенно стало выходить из глубокого кризиса. Страна подошла к введению всеобщего начального обучения. В 1930 году было введено как обязательное начальное (четырехклассное обучение). В 1920-х гг. продолжали свои поиски опытно-показательные учреждения, которые возглавляли наиболее квалифицированные педагоги: СТ. Шацкий (Первая опытная станция), М.М. Пистрак (школа-коммуна), А.С. Толстой (Гагинская станция), Н.И. Попова (Вторая опытно-показательная станция) и др. Они сохранили дух экспериментальных школ дореволюционной России, стали инициаторами различных нововведений: комплексных учебных программ, западных форм и методов обучения ("Дальтон-план", "Метод проектов" и пр.), трудового обучения и др. Народный комиссариат просвещения организовал программно-методическую работу. Результатами этой работы были программы и планы общеобразовательной школы 1921, 1922,1923, 1925, 1927, 1929 гг., составленные на основе принципов комплексного построения учебного материала (по темам и направлениям, а не по учебным предметам и дисциплинам). Ценными в комплексных программах были попытки увязать обучение с окружающей жизнью, противостоять формализму и схоластике традиционной школы, поощрить познавательную деятельность учащихся путем так называемых активных методов ("активно-трудовой", "исследовательский", "лабораторный", "экскурсионный" и пр.). В течение 1920-х годов опытную проверку прошли несколько систем и типов учебных заведений: 9-летняя общеобразовательная школа (4 + 5 или 5 + 4), 9-летняя школа с уклонами (профконцентрами), 9-летняя фабрично-заводская школа. При их организации стремились учитывать условия региона, особенности контингента учащихся и пр.
Но в целом существенного повышения эффективности обучения в 1920-х гг. не произошло. Крупные изменения в школьном образовании произошли в 1930-х гг. Руководство страны и ВКП (б) приняли Постановление "О начальной и средней школе" (1931), где констатировалась слабая подготовка учащихся и намечался перевод школы на предметные программы. Постепенно улучшалось качество обучения. Это стало возможным прежде всего в результате создания устойчивой школьной системы с преемственными ступенями. Стабильные программы и четкая организация обучения способствовали выходу из кризиса образования. Сильные стороны реформ 1930-х гг.: появление стройной структуры преемственных подсистем (от начальной до высшей); регулярное предметное обучение; единый режим занятий; введение стандартных программ и учебников. Однако новая система таила изъяны, которые в дальнейшем отрицательно повлияли на школу: безальтернативность и чрезмерная унификация принципов содержания и организации учебного процесса, отказ от дифференциации в обучении. Важным следствием курса на повышение образовательного уровня населения была организация к концу 1930-х гг. в городах всеобщего 7-летнего обучения.
Вместе с тем неграмотность продолжала оставаться острейшей проблемой: в 1939 году каждый 5-й житель старше 10 лет не умел читать и писать. В 1930-е гг. произошел отход от целесообразных педагогических нововведений 20-х гг. В общеобразовательной школе сворачивалось трудовое обучение и наметился возврат к консервативным традициям гимназического образования. Советская школа в годы Великой Отечественной войны (1941 - 1945) 1.Проблемы школы 2.Новые типы учебно-воспитательных учреждений 3.Воспитательная работа 1. Великая Отечественная война 1941 - 1945 гг. серьезно отразилась на деятельности отечественной школы. Условия военного времени поставили перед органами управления народным образованием и перед школой новые задачи: • нужно было сохранить охват всех детей школьного возраста различными формами обучения, • обеспечить их воспитание в патриотическом духе. Самыми трудными были первые два года войны, когда шла массовая эвакуация детских учреждений из прифронтовых районов. С серьезными проблемами школы столкнулись позднее в освобожденных от оккупации районах: • нужно было восстанавливать школьные здания, школьное оборудование, • нужно было снабжать детей питанием, одеждой и обувью. Огромные трудности школы испытывали и с обеспечением учителями. Трудности военного времени ставили школу и учителей в тяжелые условия и требовали поиска новых форм организации учебной и воспитательной работы. 2. Необходимость охватить обучением всех детей, вынужденных по тем или иным причинам покинуть школу, привела к созданию новых типов учебно-воспитательных учреждений. В 1943 году стали функционировать школы рабочей молодежи, в которых получили возможность учиться подростки и юноши, занятые трудом в промышленном производстве. Школы рабочей молодежи давали выпускникам неполное среднее и среднее образование без отрыва от производства, а с 1944 года стали создаваться вечерние школы сельской молодежи. Учащиеся этих школ получали тот же объем знаний, те же права, что и окончившие дневные семилетние и средние школы. В том же 1944 году была возобновлена деятельность заочных школ, в которых обучались с V по X класс молодые рабочие, колхозники и служащие, не имевшие законченного образования. В них широко использовались групповые и индивидуальные консультации, устные зачеты, письменные работы, экзамены по полугодиям и т. д. Документы об окончании этих школ давали выпускникам одинаковые права с теми, кто оканчивал дневные средние общеобразовательные школы. 3. Особое внимание в школах военного времени уделялось воспитательной работе. В работе школ на первый план выдвигалось идейно-политическое и патриотическое воспитание учащихся.
В те годы получили распространение такие формы идеологического воздействия на школьников, как: • кружки комсомольской политсети, • митинги школьников по поводу различных политических событий,' устные газеты, • агитбригады, • лекторские группы и ученические лектории, • подготовка витрин и стендов, • выпуск стенных газет и боевых листков, встречи с участниками войны и т. п. Все это усиливало роль комсомольской и пионерской организаций, которые вели политическую работу среди детей, подростков и юношей.
Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1223; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |