Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления развития современной зарубежной педагогической мысли

/. Наиболее крупные современные дидактические концепции

2. Основные теоретические обоснования направления воспитания

1. Идейная база современной зарубежной педагогики постоянно обновляется и корректируется.

К числу заметных дидактических концепций в западной педагогике можно отнести:

традиционную парадигму - традиционализм в дидактике придерживается идеи сохранения консервативной роли образования как ретранслятора культурных ценностей. Образование рассматривается как передача

молодым поколениям универсальных элементов культуры прошлого. Представители традиционализма намерены дать новую жизнь систематическому академическому образованию. Подобная программа аргументируется в социопедагогических концепциях Ж. Мажо, Л. Кро, Ж. Капеля (Франция), Г. Кэвелти, Д. Равич, Ч.Е. Финн (США) и др.;

рационалистическую модель - разработчики рационалистической модели образования (П. Блум, Р. Ганье, Б. Скиннер и др. - США) концентрировали усилия прежде всего на проблеме усвоения знаний и практической адаптации молодежи через образование к существующему обществу. Они утверждали, что всякая образовательная программа может быть переведена в "поведенческий репертуар" знаний, умений и навыков, которыми следует овладеть в процессе образования;

феноменологическое направление - представители феноменологического направления, среди которых следует назвать прежде всего американского мыслителя А. Маслоу (1908 - 1970), исповедуют гуманистическую направленность образования. Красной нитью в их рассуждениях проходит мысль о персональном обучении.

2. В теоретических обоснованиях воспитания прослеживаются два основных направления:

• с позиций социологизаторства,

• с позиций биопсихологизма (психологизма).

Социопедагогика видит в школе основной социальный фактор воспитания. Это как бы специфическая модель социальной среды. Едва ли не главным носителем общественных ценностей в школе считается учитель.

Сторонники ведущей роли социума в воспитании личности представляют мощный идейный поток:

• в США подходы социальной педагогики разделяют многие ученые. Ряда американских педагогов предлагает так называемую стратегию встречного движения, когда общество и школа содействуют социализации учащихся;

• во Франции интерпретаторы социального воспитания (П. Бурдье, Ж. Капель, Л. Кро, Ж. Фурастье и др.) ставят задачу усвоения таких культурных ценностей, которые позволят учащимся безболезненно вписываться в общественные структуры. Они полагают, что биологическая и социальная детерминанты (от лат. determinatio - ограничение, определение) при воспитании действуют в связке, причем среда корректирует наследственность.

Биопсихологическое (психологическое) направление воспитания поддерживают представители ряда идейных течений, прежде всего экзистенцалистской педагогики, нового воспитания и гуманистической психологической школы. Они рассматривают как веление времени гуманизацию воспитания, т. е. поворот к личности ребенка.

Главная особенность альтернативных школ - использование таких методик, в которых акцент сделан на гуманных отношениях между участниками учебно-воспитательного процесса, па развитии персонального потенциала учеников.

Пионерами альтернативного обучения оказались педагоги США, где первые 28 альтернативных школ появились в 1968 году.

3. Во второй половине XX века начался новый важный этап внедрения в школу технических средств, являющихся плодами научно-технической революции, а затем технологической.

Компьютеры приобретают все большее значение в воспитании детей и подростков. При правильном приобщении ребенка к компьютеру электроника становится союзником педагогически целесообразной социализации подрастающего поколения.

Сторонники использования компьютерной техники в образовании опирались на ряд дидактических идей. Среди них - идея программированного обучения американца Б. Скиннера. Для учебных компьютеров составлялись алгоритмы учения, которые заставляли последовательно выполнять запрограммированные предписания.

Иначе трактовал использование ЭВМ другой американский педагог - Г.А. Кроудер. По его представлениям, компьютер должен не только обеспечивать единый для всех порядок освоения учебного материала, но и предлагать персональные обучающие программы.

Принципиально новый путь обучения - компьютерные игры.

4. Громадную роль в воспитании играют в современном мире средства массовой информации - так называемая параллельная школа. Педагоги считают необходимым серьезно учитывать созидательные и разрушительные возможности параллельной школы.

По масштабам воздействия на молодое поколение среди средств массовой информации лидирует телевидение. В ведущих странах мира сложились системы учебного телевидения, которые помогают приобщать школьников к ценностным ориентациям взрослых.

Среди форм воспитания, черпающих материал в масс-медиа, на особом месте находится деятельность, получившая наименование пресса в школе.

5. Начиная с 1960-х гг. в мировом сообществе получили распространение идеи пожизненного (постоянного) воспитания. Имеются в виду поощрение развития личности в течение всей жизни и взаимосвязь между школьным (институционным) и внешкольным (неформальным) воспитанием и обучением.

6. Среди неформальных каналов воспитания и образования важное место занимают организации учащихся. За рубежом сложилась разветвленная сеть детских и юношеских объединений. Наиболее массовыми и влиятельными являются организации скаутов. В основе педагогической программы скаутов лежат задачи научить руководить и подчиняться, воспитывать для деятельности во имя общественного блага.

 

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Общая характеристика образовательной системы в России | Лекция 1: Сущность и особенности маркетинга в сфере образования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2332; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.