Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №2 Потребности человека




Деятельность индивидов (социальных субъектов) обусловлена их потребностями.

Потребностьэто двусторонне направленный процесс; с одной стороны: субъективно переживаемый как состояние нужды, вызывающей дискомфортное состояние неудовлетворенности; с другой стороны: объективно регулирующая через подсознание программа иерархического эволюционного развития, для которой удовольствие выступает не как результат, а как индикатор, показывающий своевременность перехода к удовлетворению иерархически последующей потребности. Мотив внутреннеепобуждение к деятельности (к действию), обосновывающее потребность. Стимул внешнеепобуждение к деятельности (к действию), вызывающее или изменяющее потребность.

Существует множество классификаций потребностей, которые позволяют понять природу структуру потребностей. Самое простое разделение потребностей исходит из их жизненной приоритетности, в этой связи выделяют: первичные или низшие (биологически-обусловленные) и вторичные или высшие (социально и психологически-обусловленные) потребности. Наиболее разработанной и ставшей уже классической считается «иерархическая теория потребностей» А.Г. Маслоу. Она состоит из следующих ступеней (снизу – вверх):

- ступень 1 – витальные (физиологические) потребности – это первостепенные биологические потребности;

- ступень 2 – экзистенциальные потребности (потребность в надежности, безопасности) – стремление к материальной надежности, здоровью, обеспечению по старости, безопасности;

- ступень 3 – социальные потребности – это стремление к общению, групповой принадлежности, социальному статусу;

- ступень 4 – эгоистические потребности – это стремление к утверждению собственного Я через ощущение к себе уважения, дружбы и любви;

- ступень 5 – потребности в самоактуализации (от лат. actualis – действительный, настоящий) – стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

Дополнительно Маслоу выделял еще две разновидности потребностей – когнитивные и эстетические. При этом Маслоу не указал, где именно они размещаются. Однако обе потребности относятся к высшим (вторичным), и, по мнению ряда ученых, расположены в этом же порядке между четвертым и пятым уровнями. В свою очередь мы полагаем, что эти дополнительные потребности не могут быть однозначно расположены в классической схеме Маслоу. Удовлетворение голода действительно голодным человеком может быть исключительно физиологической потребностью, но удовлетворение голода гурманом уже связано с эстетической составляющей. При этом истинный гурман знает о пище достаточно много и стремится отведать (узнать) новые блюда (их состав и способ приготовления). А человек, соблюдающий диету, опирается на знания относительно влияния питания на организм. Потребность в безопасности у бездомного может быть удовлетворена самой примитивной кровлей, тогда как у состоятельного человека эта потребность может быть удовлетворена только комфортабельным и защищённым от нежелательного проникновения жильём. Опять же это предполагает эстетическую оценку экстерьера и интерьера, а также хотя бы элементарные знания о том, из чего сделано и как устроено это жильё. Потребность в любви однозначно предполагает эстетическое восприятие объекта любви и желание его познать. Добиться же уважения, не будучи знающим и умеющим, конечно можно, но только это будет суроггат уважения, смешанный со страхом или другим примитивным инстинктом. Истинные авторитеты хотя бы немного, но самоактуализировались. Таким образом, когнитивная и эстетическая потребности являются потребностями-сателлитами для любого типа потребностей, но их проявление зависит от степени удовлетворённости потребностей и в целом от уровня развития личности. Дополнительно к классической модели потребностей (по Маслоу) следует добавить ещё одну потребность-сателлит – потребность в вере; человеку свойственно испытывать веру в себя, бога, науку и т.д.; человек верит, например, в полезность еды, надёжность дверного замка, в своё социальное окружение, в истинность любви или дружбы, в правильность выбранного пути духовного развития. Отсутствие же уверенности заставляет сомневаться и приостанавливать деятельность.

Принципы мотивации человека (по Маслоу): иерархичность; первостепенная актуализация «нижних» мотивов; последовательность; рост стимуляции по мере повышения уровня потребности. Таким образом, возможность к удовлетворению высших потребностей является большим стимулом активности, чем удовлетворение низших.

Если человек стремится понять смысл своей жизни, максимально полно реализовать себя, свои способности, он постепенно переходит на высшую ступень личностного саморазвития. «Самоактуализация» и признаки «самоактуализирующейся» личности (по Маслоу)предполагают:1) принятие реальности; 2) принятие других и себя; 3) профессиональная увлеченность; 4) автономность; 5) эмпатия; 6) новизна; различение цели и средства; естественность; 7) юмор; 8) саморазвитие; 9) готовность к решению новых проблем. Активная позиция по отношению к действительности, изучение и преодоление реальности, а не бегство от нее, способность видеть события своей жизни такими, какие они есть, не прибегая к психологической защите, понимание того, что за отрицательной эмоцией скрывается проблема, которую надо решить, готовность идти навстречу проблемам, отрицательным эмоциям, чтобы найти и снять помехи для личностного роста – вот что позволяет человеку достичь понимания себя, смысла жизни, внутренней гармонии и самоактуализации. Принадлежность к группе и чувству самоуважения – необходимые условия для самоактуализации, поскольку человек может понять себя, только получая информацию о себе от других людей. Самоактуализация (по Маслоу), это по существу потребность индивида стать личностью. При этом, чем выше уровень потребности, тем больше вклад самого человека в её развитие.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 3175; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.