Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция №7. Социализация

Социализация личностиэто процесс взаимодействия индивида и общества на основе предметно-преобразующей трудовой деятельности индивида, результатом которого является конкретно-историческая форма его социальности. Для общества – успех процесса социализации становится своеобразной гарантией того, сумеют ли представители новой генерации занять место старших поколений в системе социальных взаимодействий, перенять их опыт, умения, ценности. Т.о. социализация обеспечивает самовозобновляемость общественной жизни.

Процесс социализации всегда выступает как единство и объективного (характер, особенности, направление социализации, систему средств направленного воздействия на личность) и субъективного (форму отражения, познания, обобщения индивидом условий и факторов своей жизни).

Основной закон социализации заключается в том, что личность как относительно самостоятельный элемент общества в той или иной степени воспроизводит в своей социальной природе качества и свойства данной социальной системы.

Агенты социализацииэто люди и учреждения, ответственные за обучение культурным нормам и усвоение социальных ролей. К ним относят:

- агентов первичной (неформальной) социализации – родителей, братьев и сестер, бабушек и дедушек, близких и дальних родственников, сверстников, учителей, тренеров, врачей, лидеров молодёжных группировок;

- агентов вторичной (формальной) социализации – представителей администрации школы, университета, предприятия, полиции, армии, государства, партий, церкви, сотрудников телевидения, радио, печати и т.д.

Первичная социализация касается непосредственно окружения человека, а вторичная социализация относится к опосредованному, или формальному окружению. Роль первичной социализации велика на ранних этапах жизни, а вторичной – на более поздних.

Основные факторы социализации:

- исходная (врождённая) психобиологическая данность индивида;

- социальная среда – основной фактор;

- модель социализации (определяется тем, каким ценностям привержено общество, какой тип социальных взаимодействий должен быть воспроизведён).

Социализирующие элементы социальной среды:

- совокупность ролей и статусов, которые общество предлагает человеку;

- совокупность социальных институтов, общественных организаций, социальных общностей в пределах которых индивид реализует определённые социальные роли и приобретает желаемые социальные статусы;

- совокупность ценностей, социальных норм, знаний, навыков, умений, качеств, которыми человек овладевает, чтобы в соответствии с потребностями общества исполнять соответствующие роли и поддержать приобретенный статус;

- совокупность социальных институтов и социальных технологий по производству, воспроизводству и передаче культурных образцов, ценностей, норм;

- конкретные события.

Вне социальной среды человеческий организм в человека как социально-психологическую сущность не превращается (феномен Маугли).

Социализация индивида происходит одновременно в двух разрезах: во-первых, индивид присваивает то, что достигнуто прочими поколениями; во-вторых, благодаря этому присвоению (усвоению форм деятельности), он включается в совокупную общественную деятельность по изменению существующих обстоятельств.

Существует два основных сценария социализации: позитивный и негативный. При позитивной социализации индивид адекватно усваивает социальный опыт, при негативной – не адекватно. Кроме того, в жизни бывают ситуации кардинальной смены социума, в котором содержание элементов значительно отличается от ранее усвоенных. Негативный сценарий и кардинальная смена социума предполагает ресоциализациюэто процесс устранения сложившихся ранее моделей поведения и рефлексов и приобретения новых. В этом процессе человек переживает резкий разрыв со своим прошлым, а также чувствует необходимость изучать и подвергаться воздействию ценностей, радикально отличающихся от сложившихся до этого. Социализация и ресоциализация происходят в течение всей жизни человека.

Процесс социализации пронизывает все фазы развития любого человеческого существа – основные жизненные циклы:

- детство (от появления на свет до начала полового созревания (12/13 лет)) – освоение элементарных навыков человеческого общежития, учёба, воспитание;

- подростковый период (от начала полового созревания (12/13 лет) до его завершения (16/17)) – подготовка к активному трудовому периоду, учёба, воспитание;

- молодость (18-30 лет) – получение профессии, вступление в трудовой период, создание семьи;

- зрелость (30-55/60 лет) – активный трудовой период, воспитание детей;

- пожилой возраст (55/60 лет и старше) – выход из активного трудового периода, пенсионных отдых.

При этом необходимо учитывать ряд обстоятельств: 1) каждый из приведённых периодов дополнительно делится ещё на три этапа каждый; 2) в каждом конкретном случае и в разных культурах могут наблюдаться свои особенности и смещения в периодизации; 3) этим жизненным циклам соответствуют основные этапы социализации (первичная социализация, вторичная социализация, социализация зрелости, социализация старости); 4) каждый из этих этапов связан с обретением нового статусного набора и освоением новых ролей; 5) первичная социализация является фундаментом личности (учёными доказано, что у детей, воспитывающихся вне семьи, вообще значительно снижаются возможности для полноценного развития; так среди воспитанников детских домов в возрасте от года до трех лет в физическом развитии отстает примерно 45%, а в психическом – 75%).

Первичная социализация для ребёнка начинается в семье через процесс кормления и реагированию взрослых на его крик как первой сигнальной системы (приучение к ложке и горшку). Чем меньше ребёнок, тем большую потребность он испытывает во взрослых (особенно – матери, которую полноценно не может заменить ни отец, ни бабушка, ни няня или кормилица; ибо между матерью и ребёнком в период внутриутробного развития существовала теснейшая взаимосвязь, которая продолжает сохраняться особенно сильно до известной степени до возраста 3-х - 7-и лет). Если в младенческом возрасте (до 3-х лет) близость матери является принципиально важной, то в дошкольном возрасте (4-6 лет) увеличивается роль обоих родителей одновременно (особенно – родителя противоположного пола). В младенческом возрасте у ребёнка доминирует предметная деятельность, в дошкольном – игровая. Далее, до начала трудовой деятельности, социум ориентирует ребёнка на учебную деятельность как ключевой институт вторичной социализации. Однако, с началом пубертатного периода, ребёнок начинает стремительно физиологически и психологически взрослеть. Так, например, в 12 лет формируется критическое мышление, начинает появляться относительно осознанный интерес к противоположному полу. Доминирование взрослых подавляет многие стремления подростков, что формирует потребность в понимании со стороны сверстников (феномен референтной группы[1]), подталкивает к активному противостоянию давлению взрослых (ребелизм – бунтарство), детерминирует юношеский максимализм. И всё же к началу молодости вторичная социализация должна проходить на более высоком сознательном уровне, чтобы индивид был максимально автономным и способным заботиться не только о себе, но и создать и обеспечивать семью, воспитывать детей. В современном мире возрастанием удельного веса пожилых людей в популяции индустриальных обществ актуализируется проблема социализации старости. Старость в современном обществе означает неизбежное понижение социально-экономического статуса. Прежде всего, это связано с невозможностью продолжения индивидом прежней экономической активности с прежней интенсивностью. Эти потери становятся особенно чувствительными для индивида в связи с тем, что они обычно совпадают со снижением уровня доходов, состояния здоровья и вызывает психологическую дезадаптацию. И уровень развития общества в целом, а также непосредственного социального окружения пожилого человека и накопленный им потенциал определяют успешность этого заключительного этапа социализации.

Крайне важно понимать, что социально-экономическое неравенство самым непосредственным образом формирует неравенство в процессе социализации.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция №6. Социальная стратификация | Лекция №8. Социальные нормы
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 2354; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.