Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Организация эффективно работающего коллектива

Этапы управления трудовыми ресурсами.

Групповая динамика в организации.

- 1 -

Любая организация является одновременно и социальной категорией и средством достижения определенных целей. Это место, где люди строят отношения и взаимодействуют в процессе своей дея­тельности. Поэтому каждая формальная организация представ­ляет собой достаточно сложное образование, включающее раз­личные группы сотрудников.

По определению группа - это два лица или более, которые взаимодействуют друг с другом таким образом, что каждое лицо оказывает влияние на других и одновременно находится под влиянием ряда лиц. Организация любого размера состоит из нескольких групп. Руководство организации создает группы, когда проводит разделение труда по горизонтали (подразделе­ния) и по вертикали (уровни управления).

Группы, созданные по воле руководства для организации производственного процесса, называются формальными груп­пами. Они также являются формальными организациями, чьей первейшей функцией по отношению к организации в целом являются выполнение конкретных задач и достижение опреде­ленных, конкретных целей.

В организации существуют три основных типа формальных групп: группы руководителей, производственные группы и ко­миссии (советы). Группа руководителей является командной группой и состоит из руководителя и его непосредственных подчиненных, которые, в свою очередь, также могут быть руко­водителями.

Второй тип формальной группы - это функциональная группа. Она обычно состоит из лиц, вместе работающих над одним и тем же заданием. Хотя у них есть общий руководитель, эти группы отличаются от командной группы тем, что у них значительно больше самостоятельности в планировании и осу­ществлении своей деятельности.

Третий тип формальной группы - комиссия. Комиссия - это группа внутри организации, которой делегированы полно­мочия для выполнения какого-либо конкретного задания или комплекса заданий. Иногда их называют советами, целевыми группами или командами. Но во всех случаях подразумевается групповое принятие решений и осуществление действий, что отличает их от других организационных структур.

Эффективное управление каждой формальной группой внутри организации имеет решающее значение. Эти взаимосвя­занные группы представляют собой блоки, образующие органи­зацию. Организация в целом в состоянии эффективно выпол­нять свои глобальные задачи только при условии, что задачи каждого из ее структурных подразделений согласованы таким образом, чтобы обеспечивать деятельность друг друга.

Кроме того, группа в целом влияет на поведение отдельной личности. Поэтому, чем лучше понимает руководитель специ­фику деятельности группы и факторы ее эффективности и чем лучше он владеет искусством эффективного управления груп­пой, тем с большей вероятностью он сможет повысить произво­дительность труда этого подразделения и организации в целом.

Наряду с формальными группами в каждой формальной организации существует сложное переплетение неформальных групп, которые образовались без вмешательства руководства.

Формальная организация создается по воле руководства, но как только она создана, она становится также и социальной средой, где люди взаимодействуют отнюдь не по предписаниям руководства. Из социальных взаимоотношений рождается мно­жество дружественных групп, неформальных групп, которые все вместе представляют неформальную организацию. Нефор­мальная организация - это спонтанно образовавшаяся группа людей для достижения определенной цели, зачастую не связан­ной с целями организации.

У неформальных организаций много общего с формальны­ми организациями, в которые они вписаны. Они в некотором роде организованы так же, как и формальные группы, - у них имеются иерархия, лидеры, цели и задачи. Как и у формальных организаций, эти цели и задачи являются причиной существо­вания неформальной организации. Здесь также имеются непи­саные правила, называемые нормами, которые служат для ее членов эталонами поведения.

Расширенные возможности взаимодействия в неформаль­ных группах способствуют созданию более крепких межлично­стных уз, т. е. группа начинает представлять собой нечто большее, чем простое собрание людей. Она создает традиционные способы выполнения тех или иных действий, определяемые комплексом устойчивых характеристик, которые с трудом под­даются изменению.

Несмотря на то, что неформальные организации созданы не по воле руководства, они представляют собой фактор, с кото­рым должен считаться каждый руководитель, поскольку не­формальные и другие группы оказывают сильное влияние на поведение сотрудников.

Очень важно, чтобы руководители понимали, что нефор­мальные организации динамически взаимодействуют с фор­мальными. Поскольку групповые эмоции влияют как на задачи, так и на взаимодействия, они могут также оказывать влияние на эффективность формальной организации. Поэтому даже ес­ли неформальная организация создана не по воле руководства и не находится под его полным контролем, ею всегда необхо­димо эффективно управлять, чтобы формальная организация могла достигнуть поставленных ею целей.

Не находя способов эффективного взаимодействия с не­формальными организациями или пытаясь подавить их, руко­водители часто упускают эти потенциальные выгоды. В любом случае, независимо от того, является ли неформальная органи­зация вредной или полезной, она существует и с ней необхо­димо считаться. Даже если руководство и разрушает какую-то группу, на ее месте обязательно возникает другая, у которой, возможно, окажется заведомо отрицательное отношение к ру­ководству.

Сформулирован ряд проверенных на практике правил, ко­торых должны придерживаться руководители при взаимодейст­вии с неформальными организациями:

1.Признать существование неформальной группы и осознать, что ее подавление повлечет за собой ослабление формаль­ной организации.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 11. Человеческий фактор в системе управления | Этапы управления трудовыми ресурсами
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 322; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.