Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сербские земли в конце XVIII В. — 1878 г




Сербия в период общественно-политического кризиса Османской империи в конце XVIII в. Первое сербское восстание. В этот период Османская империя оставалась достаточно грандиозным по тер­ритории и по своим ресурсам государством, но признаки его упадка становились все более заметными. Эко­номика империи находилась в состоянии кризиса. Разложение военно-ленной системы, появление новых форм собственности, развитие откупной системы и ростовщичества не соответствовало военно-феодальной системе государства, ее жесткой цетрализации и контролю за земельной собственностью. Власть султанско­го правительства слабела, а сепаратистские тенденции местных пашей, предводителей корпуса пехотного войска янычар — усиливались. Периодически вспыхивали мятежи янычар, иногда власть на местах захва­тывали удачливые авантюристы, грабившие местное население.

Просвещенная и более дальновидная часть правящего класса Турции предпринимала попытки ре­формировать общественно-экономический строй империи, не разрушая его основ, приспособить к новым условиям жизни. Султан Селим III в 90-х гг. XVIII в. после окончания войны с Россией и Австрией декрети­ровал и частично провел в жизнь преобразования, которые должны были укрепить военно-ленное землевла­дение, упорядочить систему управления, а главное — создать регулярную, обученную по- европейски — армию вместо разложившегося янычарского корпуса. Но все эти меры наталкивались на упорное сопротив­ление некоторых общественных сил и в особенности исламского духовенства и янычар. Вследствие уси­лившейся анархии от янычарской вольницы жестоко страдали балканские христиане, в том числе и сербы.

Белградский пашалык как часть сербских земель был менее зависим экономически от Османской им­перии, чем, например, Болгария или Босния. Через Белград пролегал транзитный путь торговли между Бал­канами и Центральной Европой. Пограничное положение Белградского пашалыка и 20-летнее нахождение его в составе Австрии (1718—1738) значительно ослабили там позиции турецких землевладельцев и власть турецкой администрации. Управление находилось в руках паши (везира) и других чиновников, подчиняв­шихся непосредственно Порте.

Спецификой Белградского пашалыка, как и некоторых прилегавших к нему сербских земель, было наличие общинных институтов, игравших немалую роль в общественной жизни. Старосты — кметы име­лись в каждом селе, несколько сел составляли кнежину, в ней был кнез, а в более крупных административ­ных единицах — нахиях — обер-кнез. Кнезы, а особенно обер-кнезы, обладали достаточно широкими пол­номочиями и значительной властью: судили по мелким делам, иногда собирали налоги, выступали как дове­ренные лица турецких землевладельцев или посредники в отношениях местного населения с турецкими вла­стями. Они пользовались некоторыми привилегиями, иногда освобождались от налогов. Одним из важных патриархальных институтов в сербских землях являлась скупщина, где для решения важных народных дел собирались кнезы, кметы, старейшины, уважаемые и влиятельные люди. Органы самоуправления, скупщи­ны, в процессе создания государства играли определяющую роль. Особенностью пашалыка была его этни­ческая однородность — абсолютное большинство населения составляли православные сербы, турки прожи­вали в основном в крепостях. Существенным фактором особого положения был внешний — активное вме­шательство в сербские дела России и Австрии.

После окончания войны 1788—1791 гг., стремясь привлечь сербов на свою сторону, побудить вер­нуться беженцев, султан Селим III запретил янычарам, которые отказались участвовать в прошедшей войне, оставаться в Белградском пашалыке. В 1793—1796 гг. он издал несколько фирманов (указов), предоставляв­ших сербам довольно широкие автономные права. Был упорядочен сбор налогов, установлен фиксирован­ный размер денежной дани, разрешено строительство церквей, введены элементы местного самоуправления, определены права кнезов и оберкнезов, запрещено на территории пашалыка проживание турок-янычар. По­следнее решение было связано с вольницей янычар, которые опустошали, грабили, устанавливали непо­сильные налоги в сербских землях. Взамен полученных привилегий сербы должны были нести военную по­граничную службу, т. е. имели право носить оружие. Но ввести эти привилегии в жизнь удавалось с боль­шим трудом.

В 1800 г. янычары при поддержке ярого противника реформ видинского паши Пазванд-оглу вернулись в пашалык и убили Хаджи-Мустафу — представителя султана. Мятежные янычарские предводители (дахии) вскоре захватили власть в пашалыке и начали расправляться с непокорными сербами. Янычары установили свои нормы поборов, упразднили местное самоуправление, отказывались выполнять распоряжение султана и убили назначенного им пашу. В 1804 г. они устроили резню местных сербских старейшин-кнезов, погибло около 70 человек. В ответ началось массовое вооруженное восстание. Его организовали кнезы, торговцы, за­житочные крестьяне. Верховным вождем был избран Георгий Петрович по прозвищу Карагеоргий (тур. — Черный Георгий), который имел военный опыт службы в австрийской армии. Скупщина объявила о начале восстания, которое вскоре охватило весь пашалык и продолжалось 9 лет. В течение 1804—1805 гг. повстанцы добились значительных успехов, к концу 1806 г. турки окончательно потеряли власть в пашалыке.

С началом русско-турецкой войны 1806—1812 гг. наступил новый этап восстания, уже под лозунгом создания независимого от Порты государства во главе с наследственной сербской династией. Сербы вели бое­вые действия совместно с русской армией, которая воевала на Балканах.

В первые же годы восстания в освобожденных районах Сербии на основе существовавшего ранее ме­стного самоуправления стали складываться органы власти. Главную роль в них играли кнезы, воеводы, ста­рейшины и другие. На скупщины собирались наиболее влиятельные люди, старейшины, представители ду­ховенства для решения общих дел. Летом 1805 г. был создан Правительствующий Совет как верховный ор­ган власти, имевший административные и судебные функции. Его председателем был назначен протоиерей Матия Ненадович, а секретарем — образованный серб Божидар Груйович из Воеводины. По проекту, со­ставленному последним, Правительствующий совет и скупщина должны были стать верховными органами власти в молодом сербском государстве, а его гражданам была обеспечена законность, свобода, безопас­ность личности и имущества. Но для столь демократических принципов государственного устройства Сер­бия не была подготовлена. Карагеоргий с самого начала полностью подчинил себе слабый еще Совет. Вое­воды и старейшины пытались на местах сосредоточить в своих руках власть, оспаривая права Карагеоргия как верховного правителя. Борьба за власть в руководящих кругах повстанцев продолжалась на протяжении всего освободительного движения.

Летом 1806 г. сербы одержали несколько значительных побед, расширив освобожденную территорию за границы Белградского пашалыка, а в конце года овладели Белградом. Одновременно они продолжали до­биваться удовлетворения своих требований Портой. В январе 1807 г. султанское правительство издало фир­ман, предоставлявший сербам достаточно широкие автономные права. Летом 1807 г. сербы вели успешные боевые операции на всех фронтах уже за пределами Белградского пашалыка, объединившись с переправив­шимся через Дунай российским отрядом. Связи сербов с правительством Александра I и командованием действовавшей на балканском фронте молдавской армии существенно расширились. Из России направля­лись деньги, оружие, боеприпасы, военные специалисты.

В июне 1807 г. в Сербии побывал посланец царя Ф. О. Паулуччи, который должен был выяснить ну­жды повстанцев, их военные возможности. В результате его переговоров с Карагеоргием и другими старей­шинами был составлен документ, содержавший изложение просьб сербов царскому правительству. Прежде всего заявлялось о желании народа быть под покровительством российского императора, который «прислал бы в управление способного землеуправителя» он бы «в приличный порядок народ привел, землю сербскую расположил и по нравам народа конституцию устроил», то есть ввел основные государственные законы.

Прибывший вскоре в Сербию первый российский дипломатический представитель К. К. Родофиникин должен был кроме решения военно-политических задач содействовать созданию там органов власти. Он за­стал Правительствующий совет в полном расстройстве, где реальную власть имел только Карагеоргий и дру­гие военачальники. С участием Родофиникина и некоторых сербских старейшин был составлен проект госу­дарственного устройства Сербии, по которому широкие права предоставлялись сенату, а власть верховного вождя — Карагеоргия — значительно ограничивались. Этот проект не был утвержден Александром I, однако оказал влияние на дальнейший процесс создания государственного устройства Сербии, на практическую дея­тельность по формированию органов управления и законов. К этому времени в окружении Карагеоргия уже сложились две группировки. Одна из них была настроена проавстрийски и была тесно связана с ней экономи­чески, другая полностью ориентировалась на Россию и ратовала за расширение прав Совета и ограничение власти Карагеоргия.

Правительство Александра I и командующие Молдавской армией всячески старались побудить сер­бов активно участвовать в войне с Османской империей, помогать русским войскам. Ради этого иногда да­вались обещания добиться полного освобождения сербов от турецкой власти (например, главнокомандую­щим И. И. Михельсоном в начале войны). Но эти обещания не основывались на реальных возможностях России и не вполне сочетались с задачами ее политики в Юго-Восточной Европе. Решение сербского вопро­са и конкретные акции в этих целях правительства Александра I зависели от дальнейших успехов в войне с Османской империей, от исхода мирных переговоров, от всей международной обстановки в Европе.

Между тем с целью дальнейшего расширения рамок восстания сербские повстанцы предприняли на­ступление в нескольких направлениях. Войска под руководством Карагеоргия успешно развивали наступле­ние на город Нови- Пазар, однако турецкие войска, пользуясь перемирием с Россией, повели наступление, создав угрозу городам Смедереву и Белграду, что вызвало панику и массовое бегство в Австрию. Лишь на­чавшееся позже успешное наступление русских войск под командованием П. И. Багратиона спасло сербов от разгрома.

В боях 1810 г. русские и сербские войска одержали ряд побед над турками. В Сербию прибыл новый русский представитель Ф. И. Недоба. Активную военную и материальную помощь Сербии оказывал и М. И. Кутузов, занявший весной 1811 г. пост главнокомандующего Дунайской армией. При этом русские войска придерживались строгого указания не вмешиваться во внутренние дела Сербии.

В 1812 г. в результате успешных боевых действий территория восставшей Сербии включала, кроме Белградского пашалыка, еще шесть нахий.

В то же время в руководстве восставших усилились внутренние неурядицы, разгорелась борьба меж­ду группировками. В 1811 г. скупщина провозгласила Карагеоргия наследным правителем и верховным во­ждем сербского народа. Было создано правительство из шести попечителей; под его председательством. Власть князя ограничивалась Правительствующим советом, который был достаточно слабым и немногочис­ленным по составу. Все эти преобразования, введенные по конституционному акту 1811 г. уменьшали власть воевод-оппозиционеров и подавляли их сепаратизм.

Все более неблагоприятной для интересов сербов становилась международная обстановка. Угроза на­падения наполеоновской Франции на Россию заставляла последнюю как можно скорее окончить войну с Ос­манской империей и готовиться отразить нападение французской армии. Ведший переговоры о мире М. И. Кутузов добивался включения в договор с Портой условия о предоставлении Сербии внутренней самостоя­тельности и самоуправления под верховной властью султана, но натолкнулся на сопротивление турецких уполномоченных. В Бухарестский договор, заключенный в мае 1812 г. незадолго до начала Отечественной войны, была включена статья (VIII), которая была сформулирована как компромисс между первоначальными требованиями России и Турции. Порта обязывалась объявить сербам полную амнистию; возведенные сербами во время войны укрепления подлежали уничтожению; турки получали право ввести войска в существовавшие до войны крепости; сербам предоставлялась автономия в вопросах управления сбора налогов и т. д.

Между тем Турция, используя выгодную для себя международную обстановку, решила расправиться с сербами и вернуть их под свою власть. Карагеоргий предпочел вести переговоры с турками без посредничест­ва русской дипломатии, игнорируя Бухарестский договор и требуя полной независимости Сербии при номи­нальном сохранении суверенитета султана. В итоге турецкие войска в июле 1813 г. вторглись в Сербию. В сентябре 1813 г. большинство сербских крепостей пало, Карагеоргий и другие предводители повстанцев бе­жали в Австрию, тысячи сербов уходили в леса и горы. В течение 12 дней турецким войскам было разрешено убивать и грабить сербов, а женщин и детей обращать в рабство.

Так почти после десятилетней героической борьбы сербского народа за независимость восстание бы­ло разгромлено.

Восстановление турецкой власти в Сербии. Второе сербское восстание и образование вассаль­ного Сербского княжества (1815—1833). Турецкий террор продолжался недолго, султанское правительст­во вскоре вынуждено было принять меры к нормализации положения в Сербии. Султанскими фирманами была объявлена всеобщая амнистия и свобода торговли; всем сербам было предложено вернуться в свои до­ма. Белградским пашой был назначен боснийский феодал Сулейман-паша Скопляк, после чего турецкие войска покинули пашалык. В Сербии была восстановлена старая система турецкого управления, в стране стали возрождаться спахии и чифтлик-сахибии. Но вскоре обнаружилось, что султанское правительство ни жесточайшим террором, ни путем подачек и уступок не в состоянии восстановить свою власть. Весной 1815 г. сербы взялись за оружие под предводительством нового избранного скупщиной участника восстания Ми- лоша Обреновича.

В это время наполеоновская армия была уже повержена, и громадное влияние России в международ­ной жизни Европы не позволило Порте расправиться с непокорными сербами военной силой. Успешные пе­реговоры между Обреновичем и турками при посредничестве России закончились компромиссом. Милош Обренович стал первым сербским правителем, официально признанным султаном. Было заключено устное соглашение, которое предусматривало, что сербы сами собирают налоги, суд осуществляют местные кнезы, в Белграде создается высший суд — Народная канцелярия.

В течение длительного времени этот устный договор оставался основой сербо-турецких отношений. На протяжении последующих 15 лет Сербия при активной поддержке России вела настойчивую борьбу за принятие законодательного акта, подтверждающего 8-ю статью Бухарестского мирного договора. Однако только после русско-турецкой войны 1828—1829 гг. султанское правительство пошло на выполнение требо­ваний России. Султанский хатт-и-шериф 1830 г. определил автономию Сербии как вассального княжества во главе с Милошем Обреновичем в качестве наследного князя. Туркам, за исключением гарнизонов- крепостей, запрещалось проживать во внутренних областях Сербского княжества. В хатт-и-шерифе 1833 г. Порта признала права Сербии на шесть нахий и определила размер дани, уплачиваемой вассальным Серб­ским княжеством.

Главной задачей молодого государства была замена турецкого аппарата управления сербским. За 400 лет турецкого владычества были утрачены традиции национальной государственности, отсутствовала политическая национальная элита, способная грамотно и профессионально осуществлять экономические и социально- политические преобразования в стране.

С первых дней своего правления Милош Обренович стремился к тому, чтобы его власть стала на­следственной. Первой его жертвой стал Карагеоргий, который в 1817 г. явился из России. По приказу Милоша он и его секретарь были убиты. Сам Милош постепенно сосредоточил в своих руках самые доходные статьи торговли, государственные чиновники являлись полноправными хозяевами в своих округах. Бюро­кратия формировалась главным образом из кнезов, кметов, и других представителей правящего класса и от­части грамотных сербов, приехавших из австрийских земель.

Политическое развитие Сербии в 1833—1860 гг. Самодержавная политика сербского князя, отсут­ствие правовой защиты личности и имущества вызвали резкое недовольство всех слоев населения. Оппози­цию Милошу организовали богатые торговцы и высокопоставленные чиновники, добившиеся ограничения власти князя, введения конституции (устав), за что получили название уставобранителей (борцы за консти­туцию). Они требовали свободы торговли, правовой гарантии личности и имущества. Вся экономическая и политическая программа уставобранителей основывалась на принципах буржуазной законности. В феврале 1835 г. Милош вынужден был согласиться на принятие конституции, которую разработал Дмитрий Давидо­вич.

Составленная по образцам буржуазных конституций стран Западной Европы, сербская конституция сильно ограничивала власть князя, чем вызвала его недовольство. Воспользовавшись тем, что Турция, Авст­рия и Россия выступили против такого закона, Милош Обренович отменил ее через месяц после обнародо­вания. Но вопрос о конституции, призванной урегулировать внутреннюю жизнь страны, оставался самым актуальным.

После согласования с Россией 10 декабря 1838 г. султаном была утверждена Конституция Сербии, так называемая «турецкая» конституция, закреплявшая важнейшие социально-экономические и политиче­ские завоевания сербского народа. Особенностью конституции 1838 г. было полное игнорирование скупщи­ны. Значительно расширялась власть князя, но для контроля над ним был создан Государственный совет, состоявший из 17 советников, сменить которых князь не мог без согласия Порты. Милош предпринял по­пытку отменить конституцию, но в борьбе с уставобранителями потерпел поражение и вынужден был 1 ап­реля 1839 г. отречься от престола в пользу своего сына и покинул Сербию. Власть фактически перешла в руки уставобранителей. Князем стал Михаил Обренович, который попытался продолжить политику своего отца, однако был свергнут в 1842 г. и бежал в Австрию. В этом же году на скупщине при помощи уставоб­ранителей сербским князем избрали Александра Карагеоргия (1842—1858) — сына Карагеоргия.

Статус нового князя был подтвержден султанским фирманом. Видные уставобранители стали мини­страми и советниками. В первые годы правления Александра им пришлось преодолевать серьезные внут­ренние и внешнеполитические трудности. Уставобранители стремились всячески укрепить бюрократиче­ский и полицейский режим, в котором они видели свою опору и поддержку. Осуществив ряд прогрессивных мер в экономической области (Законник, Гражданский законник 1844 г., Закон о цехах 1847 г.), они создали в стране жесткий олигархический режим, при котором вся полнота власти принадлежала совету, устано­вившему в стране полицейский террор.

Внешнеполитическая программа Сербии была разработана одним из наиболее дальновидных предста­вителей уставобранительского режима — Ильей Гарашаниным, занимавшим пост министра внутренних дел. В 1844 г. он составил план внешней политики под названием «Начертание», который явился первой программой внешней политики на Балканах, направленной на объединение южнославянских народов и отражавший инте­ресы крупной сербской торгово-ростовщической буржуазии. Программа предусматривала создание на разва­линах Османской империи великого, сильного, независимого южнославянского государства, в котором Сер­бия и сербская династия должны были играть руководящую роль.

Европейские революции 1848—1849 гг. оказали большое влияние на Сербию, формируя идеи нацио­нального освобождения и понимание необходимости введения политических и экономических свобод в госу­дарстве.

В период Крымской войны внутриполитическая борьба между князем и великашами разгорелась с новой силой. В 1858 г. на скупщине, открытой в день св. Андрея Первозванного (название «Свято-Андреевская»), они обвинили князя в злоупотреблениях властью, незаконном обогащении и в том, что скупщина не собиралась 10 лет. Молодые либералы, представители средней буржуазии во главе с Е. Груичем, добились принятия закона о народной скупщине, которая превращалась в постоянно действующий ор­ган, обладавший всей полнотой законодательной власти. Был ликвидирован олигархический совет, провоз­глашались свободы слова, печати, собраний. Затем был низвергнут с престола Александр Карагеоргий и вновь приглашен князь Милош Обренович. Но после 20- летней эмиграции Милош Обренович не сделал никаких выводов и, к глубокому разочарованию либералов, установил режим личной власти. Он очень бы­стро расправился с либералами и не провел ни одной прогрессивной реформы. В 1860 г. он умер, и на серб­ский престол возвратился его сын Михаил (1860—1868).

Сербское княжество при Михаиле Обреновиче (1860—1868). Создание Балканского союза. Вто­рое правление Михаила Обреновича было важным периодом в политической истории Сербии второй поло­вины XIX — начала XX в. Князь Михаил вернулся на родину уверенный в том, что только абсолютная твер­дая власть может сплотить и объединить сербов в борьбе против Турции. С начала своего правления и до 1866 г. основное внимание он обращал на внутриполитические вопросы. С помощью новых законов князь Михаил сумел свести на нет «турецкую» конституцию, которая мешала укреплению его личной власти. Он решительно провел реформы в центральных и местных органах власти. Был создан Государственный совет, полностью зависимый от князя. Высшим исполнительным органом стал Совет министров из семи человек, которые назначались князем и подчинялись ему. В итоге роль скупщины свелась к совещательным функци­ям. Городские и сельские органы самоуправления были поставлены под контроль полицейских властей. Все эти внутриполитические мероприятия князь Михаил проводил опираясь на консерваторов. Во главе прави­тельства он поставил их лидера — Илью Гарашанина. Таким образом, князь Михаил создал строго центра­лизованную полицейско-бюрократическую систему государственного управления.

С вступлением Михаила Обреновича на престол произошла резкая активизация и во внешней поли­тике Сербии. Он планомерно и последовательно выполнял программу «Начертание». В 1861г. был принят закон о народной армии, установивший всеобщую воинскую повинность. В 1867 г. после вооруженного столкновения между сербами и турками в Белграде Порта вынуждена была ликвидировать свои военные гарнизоны на территории Сербии.

Михаил Обренович стал активным инициатором создания Балканского союза, направленного на борьбу против Турции. В связи с этим в 1866 г. Сербия подписала договор о военном союзе с Черногорией, затем в 1867 г. был заключен договор с Румынией, территория которой была важна как транзитная для про­воза оружия. В этом же году был заключен договор с Грецией, дополненный специальным военным согла­шением (1868). Этим завершилось создание Балканского союза. Но претворить в жизнь задачи Балканского союза Михаил Обренович не успел, в 1868 г. он был убит.

После смерти бездетного князя на престол вступил его 14-летний родственник Милан Обренович (1868— 1889). До его совершеннолетия власть в стране переходила в руки трех регентов: М. Блазнаваца, И Ристича и И. Гавриловича. Председателем либерального правительства стал И. Ристич, разработавший новый проект Консти­туции, которая была принята в 1869 г.

По Конституции 1869 г. Сербия становилась конституционной монархией с народным представи­тельством. Главную роль стала играть скупщина. Законную власть между собой делили князь и Народная скупщина. За время регентства в Сербии был принят ряд законов и постановлений, которые способствовали развитию капиталистических отношений и значительно укрепили буржуазный характер сербской государст­венности.

В 70-е гг. XIX в. внутриполитическая жизнь Сербии была наполнена постоянной борьбой между раз­личными политическими группировками, которые к концу 80-х гг. оформились в политические партии: либе­ралов и консерваторов. Последнюю возглавлял И. Маринович.

В период Восточного кризиса 1875—1878 гг., охватившего весь Балканский полуостров, Сербия по­пыталась решить задачи, поставленные в программе «Начертание». Прежде всего, она вновь обратилась к претворению в жизнь программы Балканского союза. В 1876 г. был подписан военно-политический договор с Черногорией, однако Греция и Румыния заявили о своем нейтралитете. Восстание в Болгарии было потоп­лено в крови. И все же Сербия 18 июня 1876 г. объявила войну Турции. Сербское наступление было оста­новлено через две недели, а в октябре 1876 г. положение сербской армии стало катастрофическим. Россия направила Турции ультиматум, требуя немедленного перемирия. Турция приняла ультиматум, однако кон­ференция послов великих держав в Константинополе, которая должна была решить проблему Восточного кризиса, не увенчалась успехом. Россия стала готовиться к войне. Тем временем Сербия и Турция заключи­ли мир на довоенных условиях status quo.

В апреле 1877 г. Россия объявила войну Турции. Восточный кризис вступил в решающую фазу своего развития, а 1 декабря 1877 г. Сербия вновь вступила в войну с Турцией. На этот раз военные действия протекали более успешно. К моменту перемирия между Россией и Турцией сербские войска находились на Косовом поле — национальной святыне сербов.

Сан-Стефанский прелиминарный мирный договор между Россией и Турцией, подписанный 19 февра­ля 1878 г., провозгласил независимость Сербского княжества от Турции. Однако по Сан-Стефанскому миру Сербия не получила всех тех земель, которые были освобождены в период военных действий. Для поддерж­ки своих территориальных требований на Берлинском конгрессе Сербия заключила соглашение с Австро- Венгрией. В обмен за поддержку сербских территориальных претензий (долины рек Нишавы и Южной Мо­равы) сербское правительство обязывалось построить железную дорогу Белград — Ниш и заключить торго­вый договор и таможенный союз с Австрией.

Берлинский трактат подтвердил основные положения Сан-Стефанского мирного договора относи­тельно Сербии, кроме того, расширил ее территорию, присоединив четыре новых округа. Площадь Сербско­го княжества увеличилась почти на 2 тыс.кв. км., а население на 300 тысяч человек. В то же время террито­рии Боснии и Косово не были присоединены к Сербии, более того, Босния и Герцеговина были оккупирова­ны Австро-Венгрией.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 908; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.025 сек.