Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Концепция естественного права и общественного договора




 

Общественно-исторические и гносеологические предпосылки сдвигов в обществознании и историографии. Нидерландская и Английская революции. Развитие капиталистических отношений в Европе. Достижения естественных и точных наук, в особенности механики, анатомии и физиологии. Открытия И. Кеплера, Г. Галилея, И. Ньютона и др. Деизм в философии: Ф. Бэкон, Р. Декарт. В итоге складывается новая научная картина мира: пространство и время независимы и абсолютны; материя имеет атомарное строение; движение как механическое перемещение определяется тяготением; причина и следствие линейно связаны. Эмпирический метод исследования поднимал значение наблюдения и опыта, чувственного и рационального проникновения в сущность вещей и явлений.

Ф. Бэкон («Новый Органон») писал о единстве истории и опытного естественнонаучного знания. И история общества, и естественная история занимались изучением единичных событий и явлений. За наблюдениями следовали выводы и рассуждения. Таким образом, между исследованием явлений природы и событий прошлого (историей) не делалось принципиальных различий. Многие принципы исследования природы стали рассматриваться как универсальные, и социальные философы пытались применить естественнонаучные методы к познанию общества и его истории. Не случайно науки об обществе носили названия «социальная физика», «социальная геометрия». Исходным пунктом социальной науки был тезис об отдельном изолированном человеке, наделенном от природы естественными свойствами (правами): право на жизнь свободу, равенство (перед Богом), счастье, собственность, свободу сопротивляться произволу. Но в человеческой природе выделяли и агрессивное начало. Свойство общения привело к объединению людей в общество. Но людям свойственно также взаимное отталкивание, что является причиной войн. Общество, таким образом, представлялось как та или иная комбинация естественных прав. Возникновение государства как общественного института выводилось из естественного инстинкта самосохранения людей. Стремление избежать самоистребления подвигло людей в древности заключить соглашение (общественный договор) о наделении отдельных членов общества полномочиями по обеспечению безопасности жизни и стабильности. Божественный характер мирской власти оспаривался в пользу власти, имеющей свои источником добровольно-договорные начала.

Концепция естественного права и общественного договора разрабатывалась в трудах голландских мыслителей Г. Гроция и Б. Спинозы, английских философов Т. Гоббса и Дж. Локка. Так, Гоббс («Левиафан») называл государством «одно гражданское лицо, (в которое) многие естественные лица, заботясь о самосохранении, объединяются под влиянием взаимного страха». Объяснение Гроция («О праве войны и мира») сводилось к тому, что «люди объединились в государство добровольно, убедившись на опыте в бессилии отдельных рассеянных семейств противостоять насилию». Локк («Два трактата о государственном правлении») выделял три «прирожденных права» личности: на жизнь, свободу и собственность. Она служила теоретическим обоснованием лозунгов буржуазных революций – идей свободы, равенства, народного суверенитета.

 

2. Историки Английской революции XVII в.

 

Английская революция XVII в. актуализировала проблемы власти и собственности. Сторонники абсолютизма доказывали, что власть (в первую очередь королевская) ниспослана Богом и стоит выше всякой критики. Право короля на самодержавную власть они выводили из Библии и утверждали, что монарх является прямым наследником Адама и его власть не подлежит какому-либо контролю. Консервативные публицисты считали революцию незаконной. Роялистское направление в историографии революции представлено Эдуардом Хайдом (лордом Кларендоном). В «Истории мятежа и гражданских войн в Англии» он нарисовал идиллическую картину дореволюционного английского общества. В нем царило довольство, все находилось на своих местах под мудрым управлением просвещенного монарха. Революция, или «мятеж» – результат деятельности клики злобных интриганов. Гражданские войны – страшное время, когда умами овладели зловредные и опасные доктрины. Кромвель в изображении историка лишь убийца, тиран и злодей. Однако, заключает Кларендон, (работа над книгой завершена в годы Реставрации) по воле Провидения все окончилось благополучно. С воцарением Карла II все встало на прежнее место.

Опору в религии искали и сторонники революции. Но в противовес идее божественного происхождения власти, они апеллировали к концепции естественного права. Бог создал людей равными, наделив их естественными правами, которые не могут быть отчуждены никакой властью. Но «ассортимент» этих прав у идеологов и историков революции не был одинаковым.

Джеймс Гаррингтон, один из идеологов индепендентов, («Республика Океания») утверждал, что естественное состояние людей – неравенство. Он установил зависимость форм государственного правления в Англии от характера распределения собственности в обществе («баланса собственности»). Так, в средневековой Англии существовал, по определению Гаррингтона, «готический баланс собственности», которому соответствовала монархическая форма государственного управления. Однако в годы революции произошло перераспределение земли и возник «народный баланс собственности». В результате на смену монархии неизбежно должна была придти республика. Гаррингтон предложил социальную трактовку Английской революции, интерпретировав с позиции новых классов собственников естественно-правовую теорию.

Вождь революционного течения левеллеров Джон Лильберн в памфлете «Разоблачение новых цепей Англии» доказывал, что революция не закончилась, демократические реформы должны быть продолжены. Он отвергал все привилегии и титулы и прокламировал всеобщее равенство граждан перед законом. По существу, он требовал введения всеобщего избирательного права. Начало угнетения английского народа, потерю им свободы и прав Лильберн связывал с нормандским завоеванием. Сторонник частной собственности, он считал, что это институт существовал изначально, а не возник в результате завоевания, как полагал Уинстэнли.

Идейный защитник диггеров («истинных левеллеров») Джерард Уинстэнли («Закон свободы») констатировал, что казнь короля Карла I и установление республики не привели к освобождению крестьян от феодальных повинностей и административного произвола. Выступление диггеров (занятие общинных земель) рассматривалось как естественное продолжение революционных преобразований Он приходил к мысли, что частная собственность противоречит разумной, естественной природе человека. «В начале времени, – писал он, – великий творец – разум создал землю, чтобы она была общей сокровищницей, лишь постепенно эгоизм людей привел к тому, что они поделили землю и обнесли ее изгородью». К числу этих людей он относил наследников нормандских завоевателей: королей, старых и новых джентри. Революция, по мысли Уинстэнли, должна устранить частную собственность и осуществить переход к коллективному владению землей. Английская революция сообщила заметный импульс развитию общественной мысли. В изучении конкретной истории было сделано немного, но теории естественного права, общественного договора, происхождения собственности способствовали более глубокому пониманию исторического процесса.


Лекции 3–4. Исторические воззрения просветителей (XVIII в.)

 

1. Общие черты просветительской историографии

 

В XVIII в. происходили перемены в социально-экономической и политической жизни. Буржуазные революции в Северной Америке и Франции. Начало промышленного переворота в Англии. Потребности капитализма обусловили открытия в естественных науках – механике, химии, биологии. В науках об обществе – классическая политэкономия (А. Смит). XVIII век – век философии.

Идеи, свободы, равенства, общественного прогресса становятся ведущими в системе ценностей. Двигателем прогресса признаются просвещенный разум и здравый смысл, противостоящие слепой вере и предрассудкам. Острая критика сословного неравенства, абсолютистского произвола, католической церкви. Так сложилось широкое идейно-интеллектуальное и культурное движение – Просвещение.

Теории просветителей опирались на концепцию естественного права и общественного договора. Общество они уподобляли организму, а человеческий организм – механической конструкции. Отсюда представление о возможности вывести вечные законы общественного развития. Общество следовало преобразовать по законам разума, в соответствии с естественными правами человека. Многие мыслители возлагали надежды на просвещенных монархов, которые были бы в состоянии реализовать их идеи на практике – концепция просвещенного абсолютизма (переписка Вольтера и Дидро с Екатериной II, дружба Вольтера с прусским королем Фридрихом II). Родина Просвещения – Англия, но ее духовный центр Франция. Издание «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел».

Для просветителей характерен живой интерес к истории, в которой они видели школу политического опыта и морали. Стремление показать единство человеческого разума объясняет попытки просветителей написать историю человечества (труды по всемирной истории Вольтера, И.Г. Гердера). Такой подход сосуществовал с интересом К истории отдельных стран и народов. Большинству просветителей был свойствен исторический оптимизм. Теория прогресса в истории (Вольтер, Гердер, Ж. Тюрго, Ж. Кондорсе). Широкое распространение понятий «культура» и «цивилизация», под которыми понимались улучшение условий жизни, выработка справедливых законов, смягчение некогда грубых нравов, усовершенствование вкусов и манер.. Преобладание европоцентристского подхода.

 

2. Исторические взгляды английских, французских, немецких просветителей

 

Г. Болингброк и его «Письма об изучении и пользе истории» (1735).

Отстаивал идею истории как науки в противоположность развлекательной истории.

– Интерес к истории – одно из проявлений человеческой природы – диктуется жизненными потребностями и интересами человека;

– История должна решать не частные профессионально ограниченные задачи, а философские проблемы, затрагивающие животрепещущие проблемы человечества;

– История как бы расчленена на ряд периодов-циклов. Начало каждого из них обусловлено фундаментальными причинами.

Английский философ Д. Юм – автор восьмитомного труда «История Англии от вторжения Ю Цезаря до революции 1688 г.» (1752–1762). В центре внимания политическая история, но – в духе Просвещения – уделяет внимание религии, нравам, культуре, общественной мысли. В основу периодизации положены правления династий и монархов. Яркий язык, аргументированное изложение. Более столетия оставался для англичан главным источником знаний по национальной истории.

Не меньшее влияние на общество оказали труды Э Гиббона и в особенности «История упадка и гибели Римской империи» (!776–1788). Движим размышлениями о судьбе Британской империи (отпадение североамериканских колоний).

Задачу историка Гиббон видел в том, чтобы раскрыть значение конкретных исторических фактов. Он излагает исторический материал в проблемно-исторической последовательности, но блестящим литературным языком. Причины распада Западной и Восточной Римской империй:

– расширявшийся объем завоеваний;

– нарушение равновесия между тремя ветвями власти, сложившегося в эпоху Республики. Оно привело к установлению «дикой демократии», цезаристской диктатуры, а затем к деспотизму восточного образца.

Христианство как фактор, ускоривший гибель Римской империи: исчезновение воинского духа, возобладание духа пассивности, смирения, непротивления, одновременно рост нетерпимости, фанатичное преследование «еретиков». Средние века – «кровавое и преступное безумие», насаждаемое церковью и монастырскими орденами.

Французские историки-просветители. Интерес к истории средних веков, в частности, к вопросу о происхождении социально-политических учреждений Франции и французской нации. Полемика между графом А. де Буленвилье и аббатом Ж.Б. Дюбо (первая треть XVIII в.). Булевилье, выразитель настроений и интересов аристократии, отстаивал тезис о том, что происхождение французского общества и государства есть результат германского (франкского) завоевания Галлии. Завоеватели составили основу дворянского сословия, а покоренные гало-римляне – подданными, простонародьем (впоследствии – третьим сословием). «Право победителя», воплощенное в крови дворянской «расы», передавалось последующим поколениям. Короли изначально избирались аристократами, были лишь первыми среди равных.

Ж.Б. Дюбо противопоставил германистской версии романистскую теорию. Произошло не завоевание Галлии, а постепенное органическое слияние исконного населения Галлии и пришельцев-франков. На этой основе происходило формирование французской нации. Дворянские привилегии – выдумка, результат узурпации прав народа. Эти теории отражали столкновение дворянства и третьего сословия в экономической сфере и общественно-политической жизни. Просветители признавали факт франкского завоевания, но отвергали сословно-тенденциозные выводы Буленвилье.

Ш. Монтескье из знатной семьи провинциального дворянства мантии. Сторонник конституционной монархии на основе разделения и равновесия ветвей власти в качестве гарантии индивидуальных свобод. При объяснении различий исторических судеб народов и стран обращался к конкретной истории человеческих обществ, применяя сравнительный метод. В сочинении «О духе законов» (1748) он трактовал исторические законы как «необходимые отношения, вытекающие из природы вещей». Историческое развитие в конечном итоге детерминировано природно-географическим фактором: «От различия в потребностях, порождаемых различием климатов, происходит различие в образе жизни, а от различия в образе жизни – различие законов».

Вольтер (Франсуа Мари Аруэ) из семьи казначея счетной палаты. Сторонник конституционной монархии. Автор концепции просвещенного абсолютизма. Ввел в науку понятие «философия истории»: задача историка не только собирать и описывать, но и объяснять, как каждое событие в настоящем рождается из прошлого и является отцом будущего. Автор большого числа исторических трудов: «Век Людовика XIV», «История Карла XII», «История России в царствование Петра Великого», «Опыт о нравах и духе народов и о главных исторических событиях» (1756), статьи «История» в «Энциклопедии». Призывал писать историю не королей, а людей, изучая дух, нравы, обычаи народов. «Три вещи непрестанно влияют на склад и характер людей – климат, государственное управление и религия». Расширил предмет истории: не только политическая история, но и история ремесла, торговли, мореплавания, народонаселения, социальных групп. Раздвинул географические рамки исторической науки, преодолев европоцентризм и обратившись к истории азиатских народов(халдеев, индусов, китайцев и др.), культурными достижениями которых пользуются европейцы. Сторонник теории прогресса в истории: «Нетрудно заметить, как сильно изменились почти на всей земле нравы со времени нашествия варваров до наших дней». Носитель прогресса – образованная часть общества. Народные низы (чернь) «не должны рассуждать, не должны идти самостоятельным путем». Критерий отбора источников: достойны доверия те «памятники», которые вышли из-под пера просвещенных современников. Отношение к Средневековью в целом негативное: это время «нелепейших, грубейших суеверий».

Ж.Ж. Руссо – сын швейцарского часовщика, идеолог эгалитаризма. Философско-исторические взгляды изложены в сочинениях «Рассуждение о происхождении и основаниях неравенства между людьми», «Об общественном договоре, или Принципы политического права» и др.

Отталкиваясь от концепции естественного права и общественного договора, считал, что в первобытную эпоху царили равенство, свобода. Люди, занимаясь охотой и собирательством, «жили свободными, здоровыми, добрыми и счастливыми. В дальнейшем рост населения делал все более трудным удовлетворение насущных потребностей и стимулировал развитие способностей. Люди научились изготавливать железные орудия труда и обрабатывать землю «Железо и хлеб… цивилизовали людей и погубили человеческий род». Возникла частная собственность, и исчезло первобытное равенство. Богатые члены общества хитростью навязали всем другим соглашение и создали государство. С того времени история человечества – это процесс упадка. Временный прогресс возможен при условии перераспределения собственности и установления республиканских порядков. В этой связи обосновал закономерность восстания против деспотического правления. Итак, Руссо раскрыл материальную основу цивилизационного прогресса, но одновременно указал на его противоречивость.

Ж. Тюрго, экономист-физиократ, государственный деятель, изложил свою концепцию прогресса в истории в сочинении «Рассуждения о всемирной истории» (1750). Человечество медленными шагами движется ко все большему совершенству, «переживая попеременно спокойствие и волнения…» Считая средневековье периодом глубокого упадка, он тем не менее выделял и в истории средних веков тенденцию прогрессивного развития, которая просматривается в технических изобретениях. Рост городов и укрепление королевской власти подготавливали успехи человеческого духа, которыми отмечено Новое время.

Идеи Тюрго оказали влияние на историческую концепцию Ж. Кондорсе.

Известный математик, философ, энциклопедист, участник Французской революции, Кондорсе в 1793–1794 гг. написал труд «Эскиз исторической картины прогресса человеческого разума». Определяющими критериями прогресса в истории выступают развитие разума, научных знаний и успехи в достижении свободы. Эти критерии положены в основу периодизации всемирной истории, в которой Кондорсе выделил 9 эпох.

Первые пять эпох охватываю восходящую линию развития человечества от первобытного строя до античности. Шестая эпоха (V–XI вв.) характеризуется глубоким упадком, однако в городах существовали начатки просвещения, что предвещало в будущем возрождение. В седьмую эпоху (XI– середина XV вв.) делаются важные открытия, важнейшее из которых – изобретение книгопечатания. Начинают расшатываться суеверия, в Италии, Швейцарии, Англии появляются ростки свободы. Восьмая эпоха (середина XV – середина XVII в.) отмечена ускорением прогресса, успехами наук и философии. «Разум окончательно разбивает свои цепи» в девятую эпоху («от Декарта до образования Французской республики»). В эту эпоху «люди дошли, наконец, до понимания истинных прав человека». В этих условиях, считал Кондорсе, революции в Северной Америке и во Франции были неминуемы. Кондорсе был убежден в том, что история открывает возможность предвидения. Основываясь на этой идее, он писал о десятой эпохе – о «будущем прогрессе человеческого разума» во всем мире.

Выдающийся деятель немецкого просвещения И.Г. Гердер, ученик Канта, глава Веймарского духовного ведомства, в сочинении «Идеи к философии истории человечества» (1784–1791) рассматривал историю человечества как продолжение истории природы. У него в отличие от французских просветителей прогресс развивается не плавно, непрерывно (линейная концепция), а скачкообразно. Критерий прогресса – распространение идеи гуманности. С Гердером связано понимание культуры как способа жизни общества. Как период в истории – необходимый этап в развитии культуры. Тем самым Гердер преодолел отрицательное отношение большинства просветителей к средневековью. Считал родиной человечества Азию, откуда земледелие, скотоводство и общественные отношения распространились на европейские народы. Связующим звеном между прошлой историей и будущим называл германскую культуру. Вместе с тем был принципиальным противником европоцентризма и шовинизма, видя в этом проявление варварства. Предвосхищая деятельность романтиков, Гердер много внимания уделял изучению народных песен и легенд – «архива народной жизни». Он полагал, что Библия – такой же продукт народного творчества, как и древнегреческие эпические поэмы. Поэтому и ее следует изучать, применяя научные методы.


Лекции 4–7. Историческая наука Запада в первой половине XIX в.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-14; Просмотров: 1167; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.034 сек.