Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Экономическое и социальное значение повышения качества




ВВЕДЕНИЕ В ДИСЦИПЛИНУ

 

В условиях насыщенного товарами рынка успех любого предприятия определяется тем, в какой степени выпускаемое изделие или оказываемые услуги удовлетворяют требованиям и ожиданиям потребителя. Именно эта степень и определяет устойчивый спрос на продукцию и соответствует понятию «качество».

Таким образом, качество – главный критерий конкурентоспособности предприятия. Учитывая сложный характер понятия «качество» и постоянно изменяющееся представление о нем потребителя, перед предприятиями-изготовителями стоит задача обеспечения требуемого уровня качества и управления им на всех этапах жизненного цикла изделия. Для этого необходимо наличие соответсвующих знаний в области управления качеством у всех работников предприятия. Особенно у управленческого и инженерно-технического персонала.

В курсе «Управление качеством электронных средств» будут рассмотрены следующие вопросы:

1) классификация показателей качества,

2) методы оценки уровня качества и определения значения показателей качества,

3) инструменты контроля качества,

4) основы и принципы всеобщего управления качеством,

5) анализ основных причин отказа электронных средств и мер по их предотвращению,

6) стандартизация в области управления качеством,

7) правила и процедуры сертификации продукции и систем менеджмента качества.

 

Понятию «качество» присущи несколько категорий, каждая из которых акцентирует внимание на отдельных его характеристиках.

Различают:

- математическую,

- производственную,

- экономическую,

- социальную,

- философскую

и техническую категории качества.

 

Категория качества как философская категория впервые была проанализирована Аристотелем (3 век до н. э.), определявшим качество как «видовое отличие». Немецкий философ Гегель (19 век) определил качество как логическую категорию… «Качество есть вообще тождественная с бытием определенность… Нечто есть благодаря своему качеству то, что оно есть, и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

Таким образом, качество как философская категория – это характеристика отличия объекта от всех других объектов.

Качество как производственная категория в первую очередь характеризует качество изделия, поскольку качество изделия формируется в процессе производства. При этом производядятся затраты и получается определенная выгода.

Качество как математическая категория может быть выражено и оценено количественно через показатели качества.

Качество как экономическая категория – это овеществленный результат производственной деятельности людей.

Кроме того, любые изделия создаются не только как материальные ценности для одного человека, но и для общества в целом. Таким образом, качество как социальная категория определяет влияние объектов качества на развитие общества.

И, наконец, качество как техническая категория – это совокупность свойств. Данный аспект понятия качества будет рассмотрен на следующей лекции.

 

 

2. ОПРЕДЕЛЕНИЯ ПОНЯТИЯ «КАЧЕСТВО»

 

Существует несколько определений качества, которые, в целом, похожи, но, тем не менее, имеют ряд отличий.

Определения качества:

1. Согласно ГОСТ 15467–79. «Управление качеством продукции. Основные понятия, термины и определения», качество продукции – это совокупность свойств продукции, обуславливающих ее пригодность удовлетворять установленные потребности в соответствии с ее назначением.

2. Согласно ГОСТ Р ISO 9000:2008 «Системы менеджмента качества Основные положения и словарь», качество – степень соответствия присущих характеристик требованиям.

Кроме того, качество можно рассматривать как меру технического и эксплуатационного совершенства изделия.

Мы видим, что согласно международному определению понятие качества относится не только к продукции. В связи с этим возникает понятие объект качества.

Согласно ISO 8402 объектом качества может быть:

1. деятельность или процесс (например, образовательная деятельность, образовательный процесс);

2. продукция (как результат деятельности или процесса, может быть материальной (реальное изделие), нематериальной (информация), комбинацией из них);

3. организация, система или отдельное лицо;

Под системой понимается совокупность отдельных составляющих, у которых есть общая цель.

4. любая комбинация из предыдущих трех объектов качества.

 

 

Мы живем в мире из произведенных человеком объектов. Благосостояние общества определяется производством. Эффективность производства определяется отношением полученных результатов и произведенных затрат.

Таким образом, эффективность производства может быть повышена двумя способами:

1) уменьшением издержек;

2) повышением общественной значимости результатов труда.

Значимость результатов может возрастать как за счет увеличения количества продукции, так и ее качества. Первый путь менее перспективен ввиду ограниченности ресурсов, что является основной проблемой современного общества. Лучший вариант – если заданный объем потребности можно удовлетворить меньшим количеством продукции при более высоком ее качестве.

Но рост качества продукции имеет ограничители двух видов: научно-технический потенциал общества и степень развития производства, которые выражают величину затрат общественного труда, необходимого для создания и эксплуатации изделия. Таким образом, обществу небезразлично количество труда, необходимое для обеспечения какого-либо уровня качества. С экономической точки зрения выгодно не любое повышение качества, а только такое, которое соответствует общественным потребностям и удовлетворяет их с наименьшими затратами. Поэтому качество необходимо каким-то образом ограничить сверху.

Снижать качество продукции также невыгодно. По мере снижения качества продукции возрастает необходимость дополнительных затрат труда в обществе на удовлетворение соответствующей потребности. Так, при снижении надежности и срока службы технических устройств возрастают расходы на ремонт и техническое обслуживание. Если это касается бытовой техники, то возрастают потери рабочего и свободного времени, возникающие из-за необходимости ее ремонта.

В большинстве случаев улучшение качества способствует увеличению потребления и производства. Причем новое более высокое качество не только предназначено для удовлетворения возрастающих потребностей, но и способствует возникновению новых, происходит стимуляция уровня жизни людей.

Определим понятие социально необходимого качества. Важно не просто качество основной массы данной продукции, не любой уровень ее общественной полезности, а такой уровень, который необходим для общества на данном этапе его развития с учетом реально имеющихся потребностей. Мерой общественной полезности продукта является социально необходимое качество.

Под социально необходимым качеством понимают такой уровень потребительских свойств продукции, который обеспечивает удовлетворение общественных и индивидуальных потребностей при наиболее эффективном использовании всех видов ресурсов, имеющихся в распоряжении общества.

Качество продукции тогда будет социально необходимым, когда его уровень будет находиться в пределах реализуемой общественной полезности, а затраты труда на производство продукта будут регулироваться средним соотношением общественных затрат на единицу потребительной стоимости. Повышение качества продукции в рамках общественно необходимого уровня должно сопровождаться снижением затрат в расчете на единицу полезности.

Каковы границы социально-необходимого качества? Нижней границей можно считать техническое качество, т.е. такой его уровень, при котором продукт еще является потребительной стоимостью, а ниже этого уровня он становится вещью, которая не может удовлетворить ни одну потребность индивида и общества. Верхней границей социально-необходимого качества может быть максимальная величина общественной потребности, при которой качество продукции полностью выступает как общественная полезность.

В настоящее время всё большее значение приобретает социальный аспект качества, когда качество рассматривается в широком смысле – качество жизни, жизнедеятельности. Под этим понимается совокупность объектов качества: качество окружающей среды, охраны здоровья, образования и развития личности, товаров и услуг, коммуникаций и т. д.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 975; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.019 сек.