Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Очистка газов от СО




3) дожигание на платиново-палладиевом катализаторе

4) конверсия (абсорбция водой) - СО+Н2О = СО2 + Н2

 

Очистка от NOx

В химической промышленности оксиды азота удаляются в основном на катализаторах

4) окислительные методы основаны на реакции окисления оксидов азота с образованием НNO3

5) восстановительные каталитические методы - восстановление NOх до нейтральных продуктов в присутствии катализаторов или под действием высоких температур в присутствии восстановителей.

6) сорбционные методы - абсорбция NOх известью и твердыми сорбентами (уголь, цианиды, силикагели)

 

Очистка от SO2

Методы улавливания SO2 требуют больших затрат. Их можно разделить на аммиачные, нейтрализация и каталитические.

 

Защита гидросферы.

В водоемы выбрасывается 62 км3/год

Виды загрязнения гидросферы.

Химическое - изменение естественных химических свойств оды за счет увеличения в ней вредных примесей как неорганических, так и органических.

Физическое - связано с изменением физических параметров воды (тепловое, механическое, радиоактивное)

Биологическое - заключается в изменении свойств водной среды в результате увеличения несвойственных ей видов микроорганизмов, растений и животных (бактерий, грибы, простейшие, черви) привнесенные извне.

Вследствие антропогенного воздействия природная вода загрязняется различными веществами, что приводит к ухудшению ее качества.

Можно выделить следующие тенденции в изменении качества природных вод под воздействием хозяйственной деятельности человека:

9) снижение Рh пресных вод из-за загрязнений серной и азотной кислотами из атмосферы, увеличение содержания в ней сульфатов и нитратов, повышения содержания ионов кальция, магния, кремния в подземных и речных водах в следствие вымывания карбонатных пород (СО3) дождевыми стоками

10) повышение содержания в природных водах ионов тяжелых металлов (ртуть, свинец, кобальт, кадмий, цинк, медь, мышьяк), а также фосфатов и нитритов

11) повышение содержания солей в поверхностных и подземных водах из-за поступления туда со сточными водами, из атмосферы, а также за счет смыва твердых отходов

12) повышение содержания в водах органических соединений, прежде всего биологически стойких (ПАВ - гербициды и инсектициды, ПАВ)

13) снижение содержания кислорода в природных водах за счет повышения его расхода на окислительные процессы

14) снижение прозрачности воды в водоемах из-за размножения вирусов, бактерий, возбудителей инфекционных заболеваний

15) потенциальная опасность загрязнения радиоактивными изотопами

16) нефтепродукты

 

 

Классификация вод по целевому назначению.

Вода, используемая в промышленности, подразделяется на охлаждающую, технологическую и энергетическую.

Охлаждающая вода - не соприкасается с материальными потоками и не загрязняется, а лишь только нагревается. В промышленности 65-80% воды на охлаждение

Технологическая вода - средообразующая промывающая и реакционная. Непосредственно контактирует с продуктами и поэтому загрязняется.

Энергетическая вода - используется для нагревания, получения пара, нагревания оборудования, помещений и продуктов.

 

Оборотное водоснабжение.

Наиболее перспективный путь уменьшения потребления свежей воды - это создание оборотных и замкнутых систем водоснабжения. Применение оборотного водоснабжения позволяет в 10-50 раз уменьшить потребление природной воды. В химической промышленности доля оборотной воды составляет 82,5%.

Существует 3 схемы оборотного водоснабжения.

4) С охлаждением

5) С очисткой

6) С очисткой и охлаждением

 

Замкнутые системы водного хозяйства промышленных предприятий - это одно из основных направлений уменьшения сброса сточных вод и загрязнения ими водоемов. Под замкнутой системой водного хозяйства территориально-промышленного комплекса, района или центра понимается система, включающая использование поверхностных вод, очищенных промышленных и городских сточных вод на промышленных предприятиях, на земледельческих полях для орошения при выращивании с/х культур, для полива лесных угодий, исключающих образование каких-либо отходов и сброс сточных вод в водоем. Подпитка замкнутых систем свежей водой допускается, если недостаточно очищенных сточных вод для восполнения потерь воды в этих системах. Свежая вода используется только для питьевых и хозяйственно-бытовых целей. Организация замкнутой системы целесообразна, когда затраты на рекуперацию воды и веществ, выделенных из сточной воды и переработанных до товарного продукта или вторичного сырья, ниже затрат на водоподготовку и очистку сточной воды до показателей, позволяющих сбрасывать ее в водоем без загрязнения.

 

Сточные воды.

В производстве образуются различные категории сточных вод. Сточная вода - это вода, бывшая в производственном, бытовом или с/х употреблении, а также прошедшая через какую-то загрязненную территорию. В зависимости от условий образования они делятся на бытовые, атмосферные и промышленные.

Промышленные сточные воды - жидкие отходы, возникающие при добыче органического и неорганического сырья. В технологических процессах источниками сточных вод являются:

7) воды, образующиеся при протекании хим. Реакции

8) воды, находящиеся в виде свободной или связанной влаги в сырье и исходных продуктах и выделяющиеся при их переработке

9) промывные воды - после промывки сырья, продуктов и оборудования

10) маточные водные растворы

11) водные экстракты и абсорбенты

12) вода охлаждения и др.

Сточные воды загрязняются различными веществами (классификация загрязнителей воды):

6) биологические нестойкие органические соединения

7) малотоксичные неорганические соли

8) нефтепродукты

9) биогенные соединения (N, P, S)

10) вещества со специфическими токсичными свойствами, в том числе тяжелые металлы и биологически неразлагающиеся органические соединения (ПАВ и пестициды).

Имеется несколько путей уменьшения количества загрязняющих сточных вод:

6) разработка и внедрение технологических процессов

7) разработка и внедрение совершенного оборудования

8) внедрение аппаратов воздушного охлаждения

9) усовершенствование технологических процессов

10) повторное использование очищенных сточных вод в оборотных и замкнутых системах водоснабжения

Методы очистки сточных вод.

Для создания замкнутых систем водоснабжения промышленные сточные воды подвергаются очистке, до необходимого качества, зависящего от вида производства. Указанные методы делятся на рекуперационные (извлечение, удаление) и деструктивные (разрушение).

Рекуперационные - извлечение из сточных вод и дальнейшая переработка всех ценных компонентов.

Деструктивные - разрушение загрязняющих веществ путем их окисления или восстановления. Продукты удаляются из воды в виде газов и осадков.

Выбор метода очистки и конструктивное оформление производится с учетом следующих факторов:

5) санитарных и технологических требований к качеству очищенных вод с учетом дальнейшего их использования

6) количество сточных вод

7) наличие у предприятия необходимых для процесса обезвреживания энергетических и материальных ресурсов, а также необходимой площади для сооружения очистных установок

8) эффективности процесса обезвреживания

 

На сегодняшний день существуют следующие схемы очистки:

6) очистка от грубодисперсных примесей (взвешенных частиц) - отстаивание, процеживание и фильтрация, флотация, осветление во взвешенном осадке, центробежное фильтрование и отстаивание

7) очистка от мелкодисперсных примесей - коагуляция (укрупнение частиц), флокуляция, электрокоагуляция, электрофлотация

8) очистка от минеральных растворенных примесей - дистилляция, ионообменный метод, мембранный (гиперфильтрация), электродиализ, вымораживание, реагентные (химические) методы.

9) очистка от растворенных органических примесей: регенеративные (экстракция, адсорбция, ректификация, обратный осмос) и деструктивные (биохимического окисления, жидкофазного окисления, радиационного окисления, электрохимического окисления).

10) очистка от газов - отдувка, нагрев, реагентные (химические) методы

 

Меры устранения или уничтожения нерастворенных примесей: закачка в скважины, закачка глубины морей, захоронение, уничтожение (термическое).

Практически всегда очистка промышленных стоков - комплекс методов. Наиболее широко используются комбинация механической очистки, нейтрализация промышленных стоков (реагентная очистка) и биохимической очистки. Эти операции применяются практически во всех комплексных очистных сооружениях, в том числе и бытовых стоках.

  1. Механическая очистка.

Сюда относятся: отстой сточных вод в специальных отстойниках, в которых происходит оседание взвешенных частиц на дно. Сбор нефтепродуктов и других нерастворимых в воде жидкостей с поверхностей стоков устройствами типа механических рук - нефтеловушки, смолоотстойники, жироуловители и фильтрация через слой песка (1,5 м толщина).

  1. Химическая (реагентная) очистка.

5) один из видов обработки сточных вод реакцией нейтрализации

6) реакции окисления-восстановления. Любая реакция окисления-восстановления есть одновременное окисление одних и восстановление других веществ. Наиболее распространенные окислители: кислород (озон), хлор, гипохлорит, перекись водорода, перманганат калия (KMnO4), восстановители: сульфат железа, гидросульфат, диоксид серы,сероводород. Одним из важнейших окисляющих агентов является хлор, поэтому большинство химических операций со сточными водами начинают с хлорирования, чтобы токсичный хлор к концу реагентной очистки полностью удалялся из воды. ОВР применяют для удаления из воды токсичных веществ

7) Биологическая очистка - аэробная (в присутствии кислорода и анаэробная

Аэробная - минерализация органического вещества промышленных стоков, происходящая в результате их окисления при содействии аэробных микроорганизмов в процессе использования ими этого вещества в качестве источника питания, при этом интенсивно используется растворенный кислород. Наиболее универсальный способ обработки сточных вод является обработка активным илом. Сточные воды смешивают с илом. Ил представляет собой популяцию различных бактерий, грибков и другой флоры. Определенный вид бактерий способен окислять определенное вещество. Если в состав очищаемых промышленных стоков будут введены новые вещества, то потребуется время, чтобы бактерии, способные окислить именно данное вещество, размножились в достаточном количестве и обеспечили наилучшую очистку. Время от времени, активный ил выводят из очистных сооружений, т.к. количество его растет. Если нет тяжелых металлов, то активный ил используют в качестве удобрения, часть стабилизируют, т.е. обрабатывают избытком кислорода для удаления всевозможной органики, предотвращая гниение. Часть поступает на анаэробное разложение. Аэробное окисление происходит в аппаратах аэротент или окситент.

Анаэробная - происходит в аппаратах метантентах. Источник кислорода - группа кислородсодержащих анионов NO3, . В основе метанового брожения лежит способность сообществ определенных микроорганизмов сначала в фазе кислого водородного брожения гидролизовать сложные органические соединения до более простых, а затем, с помощью метанобразующих бактерий, превращать их в метан и угольную кислоту.

Однако не всякие сточные воды могут быть очищены биохимическими методами. Существуют нормы на содержание вредных веществ в сточных водах, поступающих на биологическую очистку и не все органические соединения разлагаются на станциях биологической очистки (мазут, бензин, красители и т.д.). Эффективность очистки по органике - 90%, по неорганике 20-40%. Не могут быть очищены сточные воды, содержащие более 1000 мг/л фенолов, 300-500 мг/л спиртов, 25 мг/л нефтепродуктов, т.е. для многих случаев биологическая очистка неэффективна. Биологическая очистка также не может обессолить воду. Необходимую пресную воду получают методами выделения солей из сточных и природных вод.

 

4) Методы выделения солей или физико-химические методы очистки воды.

1) дистилляция (выпаривание) - хорошо усвоенный и широко применяемый метод. Мощность выпарных установок может достигать 15-30 тыс. м3/сутки, но высокие расходы энергии

2) вымораживание - при медленном охлаждении из соленой воды из нее в первую очередь выделяются кристаллики льда, не содержащие солей.

3) мембранные методы - электродиализ и гиперфильтрация (или обратный осмос).

Электродиализ - современный метод деминерализации и концентрирования растворов основан на направленном переносе диссоциированных солей в поле постоянного тока через ионоселективную мембрану из естественного или синтетического материала.

 

Рис отксерокопированный

Метод обратного осмоса - это процесс разделения водных растворов путем их фильтрования через полупроницаемую мембрану, требует небольших энергозатрат, но трудность заключается в том, что нужно создать давление выше атмосферного (6-8 МПа) и затруднен подбор мембран.

8) Ионообмен - широко применяется во всех странах мира. До настоящего времени является основным методом для обессоливания воды, для АЭС, ТЭС с котлами сверхвысокого и критического давления. Кроме того, этот метод применяется в водооборотных циклах на предприятиях для концентрирования и извлечения из сточных вод ценных компонентов, например, тяжелых металлов. Очень широкое применение находят в процессах умягчения воды, т.е. избавления ее от солей постоянной жесткости.

 

Удаление остаточных органических веществ.

После биохимической очистки могут остаться органические вещества, плохо усваиваемые микроорганизмами. Лучший способ очистки - абсорбция активированным углем, который регенерируется при нагревании. Это весьма эффективный метод, позволяющий очистить воду до БПК< 1мг О2/л. Абсорбция эффективна для большинства органических соединений и испоьзуется для очистки бытовых стоков, жидких отходов нефтеперегонки, фенолов и других ароматических соединений.

 

Нормирование качества воды.

ПДКв - предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоема мг/л, при которой не должно оказываться прямого или косвенного вредного воздействия на организм человека в течение всей его жизни, а также на здоровье последующих поколений и не должны ухудшаться гигиенические условия водопользования.

ПДКв.р. - предельно допустимая концентрация загрязняющих веществ в воде водоемов, используемых для рыбохозяйственных целей.

ПДС - (предельно допустимый сброс) - это масса вещества в сточных водах, максимально допустимая к отведению в данном пункте водного объекта в единицу времени с целью. Обеспечения норма качества воды в контрольном пункте.

 

 

Защита литосферы.

“Литос” - камень. Для защиты почв, лесных угодий от твердых и жидких отходов в настоящее время широко используют сбор и складирование промышленных и бытовых отходов. Свалки и полигоны для переработки и захоронения промышленных отходов - спутники всех промышленных центров и городов. Переработку производят на специальных полигонах, создаваемых в соответствии с требованиями СНиП 2.01.28-85 и предназначенных для централизованного сбора, обезвреживания отходов промышленных предприятий, НИИ и учреждений. Приемы на полигоны подлежат As - содержащие неорганические твердые отходы и шламы, Pb, Sn, Zn, Cd, Ni, сурьма, висмут, Co и его соединения; отходы гальванических производств; органические горючие материалы (обтирочные материалы, ветошь, твердые смолы, обрезки пластмасс, остатки лакокрасочных материалов, загрязненные опилки, деревянная тара, промасляная бумага; масла, бензин, краски, нефтепродукты - не подлежащие регенерации; неисправленные ртутные, дуговые и люминесцентные лампы, формовочная земля, использованные баллоны с остатками веществ). Жидкие токсичные отходы перед выбросом на полигон должны обезвреживаться на предприятиях. Приему на полигон не подлежат отходы, для которых разработаны эффе5тивные методы извлечения тяжелых металлов, жидкие нефтепродукты, подлежащие регенерации. Переработка предусматривает физико-химические методы, а также термическое обезвреживание с использованием огня, демеркуризация ламп, прокаливание песка и земли, подрыв баллонов в спец. камере, затаривание отходов в герметичные контейнеры и их захоронение. Полигоны должны иметь санитарно-защитные зоны от 300 до 1000 метров.

Второй путь - сжигание на мусоро - сжигающих заводах. Существующие в настоящее время системы сжигания опасных отходов позволяет достичь не только высокой ступени деструкции (99%), но и дает возможность рекуперировать отходящее тепло. Недостаток сжигания: значительные энергетические затраты по сравнению с традиционными методами удаления отходов (вывозом на свалку, сбросом в море и захоронением в отработанные шахты). Мусоросжигательные установки могут дать основную массу выбросов в атмосферу соединений Zn, Hg, Cd, олова.

Более рациональным способом является, несомненно, освоение специального технологического сбора и переработки твердых отходов. При сборе отходов необходимо их сортировать. В быту такой процесс сбора отходов уже организован в ряде стран. В Японии, Германии на улицах сделаны контейнеры для металлов, бумаги, стекла и т.д.

Рассортированные отходы легко подвергаются вторичной переработке. Аналогично решаются задачи по переработке промышленных отходов. Примером таконо подхода является сбор и переработка металлов. Основные операции - это сортировка, разделка и механическая обработка. Сортировка заключается в разделении лома и отходов по видам металла. Разделка - удаление неметаллических включений. Механическая обработка - рубка, резка, пакетирование и фрикетирование на прессах. Отходы древесины широко используют для изготовления товаров культурно-бытового назначения, делаемых, главным образом, методом прессования. Кроме того, древесные отходы применяются в ДСП, корпусах.

 

Нормирование химического загрязнения почв.

Устанавливается по ПДКп мг/кг. По своей величине ПДКп значительно отличается от ПДК для воды и воздуха. Это отличие объясняется тем, что поступление вредных веществ в организм непосредственно из почвы происходит в исключительных случаях, а в основном - через контактирующие с почвой среды - вода, воздух, растения.

ПДКп - это концентрация химических веществ в пахотном слое почве, которая не должна вызывать прямого или косвенного отрицательного влияния на соприкасающиеся с почвой среды, а также на здоровье человека. Существует 4 разновидности ПДКп, в зависимости от пути миграции загрязняющих веществ в сопредельные среды.

ТВ - транслокационный показатель, характеризующий переход вещества из почвы через корневую систему в зеленую массу и плоды растений.

МА - миграционный воздушный показатель, характеризующий переход химического вещества из почвы в атмосферу.

МВ - миграционный водный показатель, характеризующий переход химического вещества из почвы в подземные грунтовые воды и водоисточники.

ОС- общесанитарный показатель, характеризующий влияние химичского вещества на самоочищающуюся поверхность и биогеоценоз.

В случае применения новых химических соединений, для которых отсутствует ПДКп проводят расчет временных допустимых концентраций. Мг/кг

ВДКп = 1,23 + 0,48ПДКпр, где ПДКпр - предельная ДК веществ для продуктов (плодовые и овощные культуры

 

Глобальные экологические проблемы современности.

1. Изменения химического состава атмосферы, приводящие к глобальному потеплению климата, разрушению озонового слоя, кислотным дождям и фотохимическим смогам.

2. Рост дефицита водных ресурсов и ухудшение их качества

3. Возрастающее загрязнение различными таликантами морей и океанов

4. Обезлесивание и опустынивание

5. Снижение биологического разнообразия видов

6. Проблема опасных отходов, в т.ч. радиоактивными

7. Резкое ухудшение среды обитания человека

 

По Мухутдинову рост численности населения: разрушение озонового слоя, опустынивание земель, загрязнение мирового океана, вырубка тропических лесов, потепление климата, уменьшение количества пресных вод.

 

Природоохранное законодательство.

Система законов и других юридических актов, которые регулируют природоохранные отношения в целях сохранения и воспроизводства природных богатств, рационализации природопользования, сохранения здоровья населения.

Для обеспечения практической реализации принятых законов очень важно, чтобы они вовремя были подкреплены принятыми на их основе подзаконными актами, точно определяющими и уточняющими в соответствии с конкретными условиями района или отрасли, кому, что и как делать, перед кем и в какой форме отчитываться, каких правил, экологических норм и стандартов придерживаться. Объектами природоохранного законодательства является как природная среда в целом, так и отдельные естественные экосистемы и элементы (вода, воздух, почва), а также международное право.

В нашей стране впервые в мировой практике требования охраны и рационального использования природных богатств включено в Конституцию страны. Существует около 200 юридических документов, касающихся природопользования. Одним и важнейших является закон “Об охране окружающей среды”,принятый 10.01.2002 года.

Закон определил следующие задачи природоохранительного законодательства. Они включают:

- сохранение природных богатств и естественной среды обитания человека

- предотвращение отрицательного воздействия любой деятельности

- оздоровление и улучшение качества окружающей природной среды

- укрепление законности и правопорядка в интересах настоящего и будущего поколений

Впервые в российском законодательстве урегулирован комплекс экологических прав граждан, основное из которых - право на охрану здоровья от неблагоприятного воздействия окружающей природной среды (Ст. 11)

Центральной место в законе отведено предупреждению нанесения вреда природной среде. В этой связи разработаны новые подходы к решению экологических проблем страны. К ним относятся: создание экономического механизма охраны окружающей среды, введение гос. экологической экспертизы, введение ответственности за экологические правонарушения, возмещение вреда, нанесенного экологическими правонарушениями, установление требований к экологическому воспитанию и образованию. Однако в законе есть ряд пробелов:

- для принятия конкретных решений нужны законодательные акты

- отсутствует экологическое аудирование

- не предусмотрены экологические требования при приватизации, лицензировании и банкротстве предприятий

- не установлены требования к платности использования природных ресурсов

- принимаемые законодательные акты противоречат закону

 

Закон содержит 16 глав и 84 статьи.

Глава 1. Содержит:

1) основные понятия

2) законодательство в области охраны окружающей среды (основывается на Конституции РФ и состоит из закона Об охране окружающей среды, других федеральных законов, а также иных нормативно-правовых актов РФ и субъектов РФ)

3) Основные принципы охраны окружающей среды. Хозяйственная или иная деятельность гос. органов власти РФ, а также субъектов РФ, органов местного самоуправления, юридических и физических лиц, оказывающая воздействие на окружающую среду, должна производится на основе следующих принципов:

- соблюдение права человека на благоприятную окружающую среду

- научно-обоснованное сочетание экологических, экономических и социальных интересов человека и государства для обеспечения устойчивого развития

- охрана воспроизводства и рациональное использование природных богатств

- ответственность органов государственной власти всех уровней за обеспечение экологической безопасности на соответствующих территориях

- платность природопользования и возмещение вреда окружающей среде

- презумпция экологической опасности любой деятельности

- обязательности проведения гос. экологической экспертизы потенциально опасных проектов

- учет природных и социально-экономических особенностей при осуществлении хозяйственной деятельности

- приоритет сохранения естественных экологических систем

- сохранение биологического разнообразия

- запрещение хозяйственной деятельности, последствия которой не предсказуемы для окружающей среды

4) Объекты охраны окружающей среды от загрязнения и истощения

- земли, недра, почвы

- поверхностные и подземные воды

- леса и иная растительность

- живность и другие организмы

атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство

 

Глава 2. Основы управления в области охраны окружающей среды.

Управление на уровне федерации ведется Советом Федерации, президентом, Правительством РФ и спец. уполномоченными на то органами, главным из которых является Министерство природных ресурсов РФ.

На региональном уровне - исполнительными органами власти, местными органами самоуправления, а также территориальными органами специально уполномоченных ведомств.

Полномочия органов гос. власти в области охраны окружающей среды:

1. Разработка, утверждение и обеспечение реализации федеральных программ в области экологического развития РФ.

2. Установление правового статуса пострадавших граждан.

3. Определение размера платы за загрязнение окружающей среды и размещение отходов.

4. Установление порядка проведение государственного мониторинга окружающей среды

5. Проведение гос. экологической экспертизы.

6. Выдача разрешения на захоронение отходов.

7. Приостановление деятельности предприятий, которые нарушили природоохранное законодательство.

8. Учет природных кадастров РФ

9. Ведение Красной Книги РФ

 

Полномочия органов гос. власти субъектов РФ:

  1. Разработка, утверждение и реализация условных программ в области охраны окружающей среды субъектов РФ
  2. Привлечение виновных лиц к административной и др. видам ответственности
  3. Предъявление исков о возмещении вреда окружающей среды.
  4. Проведение экологической паспортизации

 

Глава 3. Права и обязанности граждан и общественных и иных некоммерческих объединений в области охраны окружающей среды.

Граждане имеют право:

  1. Создавать общественные объединения, осуществляющие деятельность в области охраны окружающей среды.
  2. Принимать участие в демонстрациях, митингах по вопросам охраны окружающей среды.
  3. Участвовать в проведении общественной экологической экспертизы.
  4. Предъявлять в суд иски о возмещении вреда окружающей среде.

Общественные экологические объединения имеют право:

  1. Рекомендовать своих представителей для участия в гос. экологической экспертизе.
  2. Организовать митинги, демонстрации, а также предъявлять в суд иски о возмещении вреда. Мнение населения или результаты референдума должны учитываться при размещении объектов.

 

Глава 4. Экономическое регулирование в области охраны окружающей среды.

  1. Установление платы за негативное воздействие на окружающую среду, порядок начисления и взимания платы устанавливается законодательством РФ. (постановление правительства РФ от 12.06.03 №344 - нормативы платы за выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ стационарными и передвижными источниками, сбросы загрязняющих веществ в поверхностные и подземные водные объекты, размещение отходов производства и потребления). Внесение платы не освобождает предприятия от проведения природоохранных мероприятий.
  2. Установление лимитов на выбросы и сбросы ЗВ, лимитов на размещение отходов производства и потребления.
  3. Проведение экономической оценки природных и природо -антропогенных объектов, оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду.
  4. Предоставление налоговых льгот при внедрении наилучших технологий, нетрадиционных видов энергии, использовании вторичных ресурсов и переработки отходов.
  5. Поддержка экологического страхования. Экологическое страхование осуществляется в целях защиты имущественных интересов юридических и физических лиц на случай экологических рисков.
  6. Возмещение вреда окружающей среде.

 

Глава 5. Нормирование в области охраны окружающей среды.

Нормативы в области охраны окружающей среды разрабатываются на основе современных достижений науки и техники с учетом международных стандартов. Нормирование осуществляется для обеспечения экологической безопасности.

К нормативам качества окружающей среды относятся:

1. ПДК-ции химических веществ.

2. ПДУровни физического воздействия на окружающую среду.7

3. ПДК микроорганизмов, биологические показатели видов растений животных и других микроорганизмов, используемых как индикаторы качества окружающей среды.

К нормативам допустимого воздействия на окружающую среду относят:

1. Нормативы допустимых выбросов и сбросов (ПДВ, ПДС) веществ и микроорганизмов. ПДВ и ПДС устанавливаются исходя из производственных мощностей объекта и данных в наличии мутагенного эффекта вредных веществ.

2. Нормативы образования отходов производства и потребления и лимиты на их размещение.

3. Нормативы допустимых физических воздействий.

4. Нормативы допустимого изъятия компонентов природной среды.

 

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду.

Ст. 27. Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются для субъектов хозяйственной и иной деятельности в целях оценки и регулирования воздействия всех стационарных, передвижных и иных источников воздействия на окружающую среду, расположенных в пределах копиретных территорий.

Нормативы допустимой антропогенной нагрузки на окружающую среду устанавливаются по каждому виду воздействия хозяйственной или иной деятельности и по совокупному воздействию всех источников, находящихся на этих территориях.

Нормативы допустимого воздействия на окружающую среду должны обеспечивать соблюдение нормативов качества окружающей среды.

Ст. 30. Лицензирование отдельных видов деятельности.

Ст. 31. Положение об экологической сертификации.

Экологическая сертификация - подтверждение соответствия продукции установленным экологическим требованиям. Объекты сертификации:

  • Объекты природной среды и природные ресурсы
  • Отходы производства и потребления
  • Технологические процессы
  • Товарная продукция
  • Экологические услуги

 

Глава 6. Оценка воздействия на окружающую среду и экологическая экспертиза.

Оценка воздействия на окружающую среду проводится в отношении планируемой хозяйственной или иной деятельности, которая может оказать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду независимо от видов собственности. Оценка воздействия на окружающую среду проводится при разработке всех альтернативных вариантов предпроектной, в т.ч. прединвестиционной проектной документации, обосновывающей планируемую хозяйственную и иную деятельность с участием общественных организаций.

Ст. 33. Экологическая экспертиза проводится в целях установления соответствия планируемой хозяйственной и иной деятельности требованиям экологической безопасности.

 

Глава 7. Требования в области охраны окружающей среды при осуществлении хозяйственной или иной деятельности.

1. Выбор мест размещения зданий, сооружений осуществляется при наличии положительной оценки гос. экологической экспертизы.

2. При проектировании зданий, сооружений должны быть учтены нормативы допустимой антропогенной нагрузки.

3. Если размещение зданий и сооружений затрагивают законные интересы граждан, то решение принимается с учетом результатов референдумов, проведенных на соответствующих территориях.

4. Запрещается ввод в эксплуатацию объектов, не оснащенных техническими средствами обеззараживания и безопасного размещения отходов производства и потребления, обеззараживание выбросов и сбросов.

5. Руководители и члены комиссии по приемке в эксплуатацию объектов несут административную и иную ответственность в соответствии с законодательством.

6. Перепрофилирование функций зданий и сооружений осуществляется по согласованию с исполнительными органами, которые ведут гос. управление в области охраны ОС

7. При проектировании ГЭС должны учитываться особенности рельефа местности

8. При проектировании и строительстве ядерных установок, в т.ч. АЭС, должны приниматься меры по обеспечению радиационной безопасности населения и окружающей среды. Разработаны решения безопасного вывода из строя.

9. Требования в области охраны окружающей среды распределяются и на военные и оборонные объекты, за исключением чрезвычайных ситуаций, препятствующих соблюдению требований в области охраны ОС.

10. Объекты с/х назначения должны иметь санитарно-защитные зоны и очистные сооружения

11. Гражданские и юридические лица, осуществляющие эксплуатацию автомобильного и другого транспорта, обязаны соблюдать нормативы выбросов и сброса ЗВ, применять меры к нейтрализации ЗВ и уменьшению уровня шума.

12. При эксплуатации объектов переработки, транспортировки, хранения и реализации нефти, газа и продуктов их переработки должны применяться меры по очистке и обеззараживанию отходов производства и рекультивации загрязненных земель.

13. Ввоз в РФ радиоактивных отходов и ядерных материалов из иностранных государств в целях захоронения, хранения, а также затопление и отправление в космическое пространство радиоактивных отходов и ядерных материалов запрещается, кроме случаев, предусмотренных законодательством.

14. Ввоз в РФ из иностранных государств облученных тепловыделяющих сборок ядерных установок для временного технологического хранения и/или их переработки разрешается в случаях, если проведена гос. экологическая экспертиза и обосновано общее снижение риска радиационного воздействия. Ввоз этих сборок осуществляется на основании международных договоров РФ. Порядок их ввоза определяется Правительством РФ, при этом принимается во внимание приоритетность права возвратить образовавшиеся после переработки радиоактивных отходов, в государства происхождения радиоактивных отходов.

15. Запрещается применение токсичных химических препаратов, не подвергающихся распаду.

16. Запрещается производство, разведение и использование растений, животных и др. микроорганизмов, не свойственных естественным экосистемам, а также созданных искусственным путем без разработки эффективных мер по предотвращению их неконтролируемого размножения.

17. Запрещается спрос отходов в поверхностные и подземные водные объекта, в недра и в почве.

18. Запрещается размещение опасных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в курортных зонах, на путях миграции животных, в местах нерестилищ, ввоз опасных и радиационных отходов в РФ в целях из обезвреживания и захоронения.

19. В целях охраны условий жизнедеятельности человека, среды обитания растений и животных вокруг промышленных зон должно создаваться санитарно-защитные зоны, лесопарниковые зоны с ограниченным режимом природопользования.

20. При приватизации и национализации имущества должны проводится мероприятия по охране ОС.

21. Охрана озонового слоя атмосферы обеспечения посредством регулирования, производства и использования веществ, разрушающих озоновый слой.

Деятельность объектов может быть прекращена, ограничена, приостановлена при нарушении предусмотренных настоящей главой природоохранных требований.

 

Глава 8.. Зоны экологического бедствия и зоны ЧС.

Зона экологического бедствия - участки территорий РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности произошли глубокие необратимые изменения природной среды, повлекшие за собой существенные ухудшения здоровья населения. Зона чрезвычайных ситуаций - участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят изменения природной среды, угрожающие здоровью населения.

 

Глава 9. Природные объекты, находящиеся под особой охраной.

Природные объекты, имеющие природоохранные, научное,историко-культурное, эстетическое, оздоровительное значение, находятся над особой охраной. Порядок создания и функционирования особо охраняемых природных территорий регулируется законодательством Об особо охраняемых природных территориях.

  1. Гос. природные заповедники и изъятые навсегда из хозяйственного использования природные комплексы (земля, вода, недра, растительный и животный мир)
  2. Гос. природные заказники. Природные комплексы, предназначенные для сохранения одних видов природных ресурсов с ограниченным использованием других.
  3. Национальные природные парки. Особо охраняемые природные комплексы.
  4. Памятники природы. Уникальные природные объекты, имеющие реликтовое историческое значение. Все перечисленные объекты не подлежат приватизации. В целях охраны и учета редких видов животных и растений, находящихся под угрозой исчезновения, учреждаются Красные книги РФ и субъектов РФ, а также Красная книга почв РФ и Красная книга почв субъектов РФ.

 

Глава 10. Государственный мониторинг окружающей среды. Осуществляется в целях наблюдения за состоянием ОС, оценки и прогноза этого состояния и для обеспечения физ. и юр. Лиц достоверной информацией о состоянии ОС.

 

Глава 11. Контроль в области охраны окружающей среды. Экологический контроль. Осуществляется для обеспечения экологической безопасности объекта, оказывающие влияние на окружающую среду, подлежат гос. статистическому учету. В РФ осуществляется гос., производственный, муниципальный и общественный контроль в области охраны ОС. Гос. инспектора имеют право:

  1. Посещать с целью проверки объекты хозяйственной или иной деятельности, в т.ч. оборонные объекты.
  2. Проверять выполнение требований, указанных в заключении гос. экологической экспертизы и вносить предложения о ее проведении.
  3. Приостанавливать хозяйственную и иную деятельность юридических и физических лиц при нарушении ими законодательства в облатси охраны окружающей среды.
  4. Привлекать к административной ответственности лиц, нарушивших законодательство в области охраны окружающей среды.

 

Контроль в области охраны ОС проводится в целях обеспечения органами гос. власти РФ, органами гос. власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, юр. И физ. лицами исполнения законодательства в области охраны окружающей среды и соблюдения требований, в т.ч. нормативов и нормативных документов в области охраны ОС.

 

Глава 12. Научные исследования в области охраны ОС. Проводятся в целях:

  1. Разработки концепций научных прогнозов и планов сохранения и восстановления ОС.
  2. Совершенствование законодательства в области охраны ОС.
  3. Разработки и создание наилучших технологий в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов.
  4. Разработки программ реабилитации территорий, отнесенных к зонам экологического бедствия.
  5. Создания нормативов и гос. стандартов в области охраны ОС.

 

Глава 13. Основы формирования экологической культуры.

Ст. 72. Преподавание основ экологических знаний в образовательных учреждениях.

В дошкольных образовательных учреждениях, общеобразовательных учреждениях, образовательных учреждениях дополнительного образования независимо от их профиля осуществляется преподавание основ экологических знаний. В соответствии с профилем образовательного учреждения, осуществляющих профильную подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов обеспечивается преподавание таких учебных дисциплин, как охрана окружающей среды, экологическая безопасность и рациональное природопользование.

Ст. 73. Подготовка руководителей организаций и специалистов в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Руководители организаций и специалисты, ответственные за принятие решений при осуществлении хозяйственной и иной деятельности, которая оказывает или может оказать негативное воздействие на окружающую среду, должны иметь подготовку в области охраны окружающей среды и экологической безопасности.

Ст. 74. Экологическое просвещение.

В целях формирования экологической культуры в обществе, воспитания бережное отношение к природе, рационального использования природных ресурсов осуществляется экологическое просвещение посредством распространения экологических знаний об экологической безопасности, информации о состоянии окружающей среды и об использовании природных ресурсов через СМИ, музеи, библиотеки, учреждения культуры, природоохранные учреждения, организации спорта и туризма.

 

Глава 14. Ответственность за нарушение законодательства по охране окружающей среды и разрешение споров в области охраны окружающей среды.

Для экологического правонарушения характерно наличие 3 элементов:

1) Противоправность поведения

2) Причинение экологического вреда (или реальная угроза) либо нарушение иных законных прав и интересов субъекта экологического права.

3) Причинная связь между противоправным поведением и нанесенным экологическим вредом.

 

Субъектом экологического правонарушения является лица, достигшие 16 лет, на которое нормативно-правовыми актами возложены соответствующие должностные обязанности, или любое лицо, достигшее 16-летнего возраста,нарушавшее требования экологического законодательства.

Ответственность за экологические правонарушения служит одним из основных средств обеспечения выполнения требований законодательства по охране окружабщей среды и использованию природных ресурсов.

В соответствии с российским законодательством в области охраны окружающей среды должностные лица и граждане за экологические правонарушения несут дисциплинарную, административную, материальную (имущественную) и уголовную ответственность, а предприятия - административную и гражданско-правовую.

 

Дисциплинарная ответственность наступает за экологические проступки такие, как невыполнение планов и мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов, за нарушение экологических нормативов и иных документов природоохранного законодательства, вытекающих из трудовой функции или должностного положения.

Дисциплинарную ответственность несут должностные лица и иные работники предприятия и организации в соответствиями с положениями, уставами и правилами внутреннего распорядка. Регламентируется Трудовым кодексом, принятым 21 декабря 2001 года Гос. Думой. Дисциплинарные взыскания: замечание, выговор, строгий выговор, лишение премий, увольнение с работы, понижение в должности.

 

Материальная ответственность. Регламентируется Трудовым Кодексом. Несут должностные лица и иные работники, по вине которых предприятие понесло расходы по возмещению вреда, причиненного экологическим правонарушением. Существуют 2 вида материальной ответственности:

1) Ограниченная (в пределах среднемесячного заработка)

2) Полная

 

Административная ответственность регламентируется кодексом РФ об административных правонарушениях и природоохранительным законодательством. Перечень составов экологических правонарушений, при совершении которых виновные лица (должностные, юридические, физические) несут административную ответственность, таков:

1) Превышение ПДВ и ПДС ЗВ в ОС

2) Невыполнение обязанностей по проведению гос. экологической экспертизы и требований, содержащихся в заключении этой экспертизы.

3) Предоставление заведомо необоснованных и неправильных заключений.

4) Несвоевременное предоставление информации и предоставление искаженной информации, отказ от предоставления своевременной, полной, достоверной информации о состоянии природной среды и радиационной обстановки.

5) Нарушение правил утилизации производственных и бытовых отходов

6) Выпуск в эксплуатацию транспортных и других передвижных средств с превышением нормативов содержания ЗВ в выбросах.

7) Нарушение правил пожарной безопасности в лесах.

Административные взыскания: штраф, изъятие предмета административного правонарушения, лишение права, исправительные работы, административный арест.

Решение о наложении штрафа может быть обжаловано в суде или в Арбитражном суде. Наложение штрафа не освобождает виновное лицо от возмещения причиненного вреда. Административный проступок отличается от уголовного преступления отсутствием умысла и повторности экологического правонарушения.

 

Уголовная ответственность назначается за экологические преступления и регламентируется УК РФ.

1) Нарушение правил экологической безопасности при производстве работ

2) Нарушение правил хранения, утилизации экологически опасных веществ и отходов

3) Нарушение правил безопасности при работе с микроорганизмами или токсинами

4) Загрязнение вод, атмосферы, морей и океанов

5) Порча земель

6) Незаконная добыча водных животных и растений

7) Нарушение правил охраны рыбных запасов

8) Незаконная охота, порубка деревьев и кустарников, уничтожение или повреждение лесных массивов и т.д.

За совершение экологических преступлений УК предусмотрены следующие виды наказаний: штраф, лишение права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (иногда указывается срок действия этого наказания), обязательные работы (общественно-полезный труд), исправительные работы (отбываются по месту работы, при этом в пользу государства из его заработка удерживается 5-20%), ограничение свободы в спец. учреждениях без изоляции от общества под надзором, арест со строгой изоляцией от общества, лишение свободы на определенный срок.

Наиболее строгая уголовная ответственность назначается за экоцид (массовое уничтожение растительного или животного мира (Земли России или отдельных ее регионов), отравление атмосферы и водных ресурсов (поверхностных и подземных), а также совершение иных действий, способных вызвать экологическую катастрофу).

 

Применение мер дисциплинарной, административной или уголовной ответственности за экологические правонарушения не освобождает виновных лиц от возмещения вреда, причиненного окружающей среде.

Закон стоит на той позиции, что предприятия, организации и граждане, причиняющие вред окружающей среде, здоровью и имуществу граждан, народному хозяйству загрязнением окружающей среды порчей, уничтожением, повреждением, нерациональным использованием природных ресурсов, нарушение экосистем и др. экологическими правонарушениями, обязаны возместить его в полном объеме. Возмещение производится в соответствии с законодательством по установленным таксам, а при их отсутствии - по фактическим затратам на восстановление ОС и здоровья граждан с учетом понесенных убытков, в т.ч. упущенной выгоды. Компенсация осуществляется добровольно либо по решению суда или Арбитражного суда. Иск о компенсации вреда может быть предъявлен в течение 20 лет. Споры в области охраны окружающей среды, разрешаются в судебном порядке в соответствии с законодательством. Требования о приостановлении или о прекращении деятельности объектов, нарушивших законодательство области охраны ОС, рассматриваются судом или Арбитражным судом.

 

Международное сотрудничество в области охраны ОС.

РФ осуществляет международное сотрудничество в области охраны ОС в соответствии с нормами международного права и международными договорами РФ. Если международным договором установлены иные правила охраны окружающей среды, чем те, которые предусмотрены настоящим законом РФ, применяются правила международного договора.

 

Экологический мониторинг.

Важнейшим вопросом стратегии регулирования качества ОС является вопрос создания системы, способной определять наиболее критические источники и факторы антропогенного воздействия на здоровье населения и окружающую природную среду, выявлять наиболее уязвимые элементы биосферы, подверженные такому воздействию. Такой системой признана система мониторинга антропогенных изменений состояния окружающей природной среды, способная представить информацию для принятия решений соответствующими службами, организациями, ведомствами.

В настоящее время в России создана и функционирует единая гос. система экологического мониторинга. В связи с этим был принят гос. стандарт определения понятия “мониторинг ОПС”. Это система мероприятий, наблюдений и контроля, проводимых регулярно по определенной программе для оценки состояния ОС, анализа происходящих в ней процессов и своевременного выявления тенденций ее изменения (ГОСТ Р22.1.02-95).

Объектом экологического мониторинга является ОС. Ее следует рассматривать как совокупность факторов и элементов, способных оказывать прямое влияние на живые организмы на любой из стадий индивидуального развития.

Задачи и цели мониторинга:

1) Наблюдение за состоянием ОС

2) Выявление факторов и источником антропогенного воздействия на ОС

3) Определение степени антропогенного воздействия

4) Оценка и прогнозирование состояния ОС

 

Весь процесс технологии мониторинга можно представить в виде алгоритма:

- мониторинг источников антропогенного воздействия на ОПС

- мониторинг животного и растительного мира

- мониторинг водной среды, водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод

- мониторинг лесов

- мониторинг земельного фонда

 

В этой структуре (ЕСГМ) особое место принадлежит гидрометеорологическому мониторингу, который возможен на Росгидромет. В его функциях входит наблюдение, оценка и прогнозирование состояния атмосферы, почв, поверхностных вод, изменение морской среды, с/х культур, пастбищной растительности и околоземного космического пространства, а также трансграничного переноса ЗВ.

С 1994 года функционирует система социально-экономического развития, а также данных Гос. статистики выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья и средой обитания человека.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 758; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.278 сек.