Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 5. Рыночный механизм и его элементы: спрос, предложение, цена, конкуренция




Рис. 1. Экономический кругооборот

Лекция 4. Рынок: содержание, функции, типология, инфраструктура

Cмешанная экономика

Современная рыночная (смешанная) экономика имеет следующие отличительные признаки:

1. Многообразие форм собственности, среди которых ведущее место занимает частная собственность в различных ее видах

(от индивидуальной до корпоративной).

2. Ускоренное создание производственной и социальной инфраструктуры под воздействием научно-технической революции.

3. Более активное воздействие государства на развитие национальной экономики и социальной сферы.

В развитой рыночной экономике значительно изменяется хозяйственный механизм. На уровне отдельных фирм плановые методы присутствуют в форме маркетинговой системы управления. На макроуровне осуществляется государственное регулирование экономики. Вопрос об объеме и структуре производимой продукции решается на основе маркетинговых исследований в рамках фирм. Вопросы использования ресурсов решается крупными компаниями посредством стратегического планирования.

 

1. Сущность и предпосылки возникновения рынка

2. Основные виды рынков. Функции рынка.

3. Преимущества и недостатки рынка.

4. Инфраструктура рынка.

5. Субъекты современного рыночного хозяйства и

их экономические цели. Модель экономического кругооборота

 

1. Рынок – это форма организации общественного производства, обеспечивающая взаимодействие производства и потребления посредством ценового механизма. Рынок функционирует на основе принципа возмещения затрат и их сопоставления с получаемым доходом. В развитых странах рынок представляет собой социально-экономический механизм, осуществляющий постоянную связь между производителями и потребителями.

Предпосылки возникновения рынка – общественное разделение труда, специализация, экономическая обособленность товаропроизводителей. Важной характеристикой рынка являются трансакционные издержки, частично определяющие границы рынка и целесообразность присутствия фирмы на рынке. Обратите внимание, что трансакционные издержки не связаны с производством продукции; они создаются в сфере обмена или предшествуют ему. В состав этих издержек входят затраты на поиск информации (например, о ценах), ведение переговоров, заключение контрактов, издержки измерения (например, качества приобретаемой техники), издержки оппортунистического поведения (обман, нарушение условий контракта).

Основные элементы рыночного механизма – спрос, предложение, цена, конкуренция.

 

2. О сновные признаки классификации рынков:

· по экономическому назначению (рынок товаров, рынок ресурсов);

· по географическому положению (местный, региональный, национальный, мировой рынок);

· по отраслевой принадлежности (рынок мяса, рынок автомобилей рынок нефти, рынок зерна и т.д.);

· по степени насыщенности (насыщенны и ненасыщенный);

· по степени развития конкуренции (совершенная конкуренция, монополистическая конкуренция, монополия, олигополия).

Основные функции рынка: информационная, посредническая, ценообразующая, регулирующая, санирующая.

Информационная - посредством постоянно изменяющихся цен и процентных ставок за кредит рынок дает предпринимателям информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок.

участникам используя информацию о ценах, процентных ставках за кредит, Посредническая - в нормальной рыночной экономике с развитой конкуренцией потребитель имеет возможность выбрать оптимального поставщика, а продавец - выбрать наиболее подходящего покупателя.

Ценообразующая. Рынок сопоставляет индивидуальные затраты труда с общественно необходимыми. Различные продукты и услуги, поступающие на рынок, содержат неодинаковое количество материальных и трудовых затрат. Однако рынок признает только общественно необходимее затраты, которые согласен оплатить покупатель.

Регулирующая функция предполагает воздействие рынка на все сферы экономики. Рынок дает ответы на вопросы: что производить? как производить? для кого производить? Внутриотраслевая конкуренция стимулирует снижение затрат на единицу продукции. Межотраслевая конкуренция путем перелива капиталов из отрасли в отрасль формирует оптимальную структуру экономики, стимулирует расширение наиболее перспективных отраслей.

Важную роль в регулировании имеет соотношение спроса и предложения. Если цена увеличивается, то это сигнал к расширению производства, При уменьшении цены действует сигнал к сокращению производства. Таким образом, стихийные действия предпринимателей приводят к установлению соответствующих экономических пропорций.

3. Преимущества и недостатки рынка.

Преимущества:

1) эффективное распределение ресурсов - рынок направляет ресурсы на производство тех товаров, которые действительно необходимы обществу.

Трудно представить насыщенность современного рынка черно-белыми телевизорами, пишущими машинками, патефонами и граммофонами..

2) -Возможность его успешного функционирования при наличии ограниченной информации (например, о цене и издержках производства);

3) Гибкость, высокая адаптивность к изменяющимся условиям. Например, повышение цен на энергоносители сопровождается разработкой альтернативных источников энергии, внедрением ресурсосберегающих технологий);

4) Свобода выбора потребителей и предпринимателей. Потребители сами делают выбор: какой товар они хотят приобрести. Предприниматели, в свою очередь, независимы в принятии решений о покупке ресурсов, заключении контрактов, найме работников, выборе поставщиков и т.д.

5) Оптимальное использование результатов научно-технического прогресса: внедрение новых технологий, выпуск новых товаров.

6) Способность к удовлетворению разнообразных потребностей.

Недостатки:

1) рынок не способствует сохранению невозобновимых ресурсов;

2) рынок не имеет механизма защиты окружающей среды (после нас хоть потоп), поэтому лишь соответствующее законодательство может побудить предпринимателя проводить природоохранные мероприятия);

3) рынок не обеспечивает социальные гарантии, стабильную занятость, не гарантирует право на труд и доход;

4) Рынок не всегда может обеспечить эффективное использование ресурсов. Выделяются следующие «провалы» рынка:

4.1. нежелание обеспечить выпуск общественных благ (;перекладывается на государство). Общественные блага - это оборона, охрана общественного порядка, государственное управление);

4.2. Неспособность регулирования внешних эффектов, т.е. издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в цене). Пример отрицательного внешнего эффекта: строительство плотины в верховьях реки (в низовьях реки будет меньше рыбы). Положительный внешний эффект - развитие образования (выигрыш получают все, включая государство);

4.3.проблема монополии.

4.4. наличие ассиметричной (неполной информации ).

Провалы рынка компенсирует государство, используя регулирующие функции.

4. Инфраструктура рынка -это совокупность институтов, служб. предприятий, обслуживающих рынок и выполняющих определенные функции по обеспечению нормального режима его функционирования.

Основные элементы инфраструктуры:

· биржи и их организационно оформленное посредничество

· аукционы, ярмарки и другие формы организационного внебиржевого посредничества

· кредитная система и коммерческие банки

· эмиссионная система и эмиссионные банки

· система регулирования занятости населения и центры государственного и негосударственного содействия занятости

· информационные технологии и средства деловой коммуникации

· налоговая система и налоговая инспекция

· система страхования коммерческого и хозяйственного риска и страховые компании

· специальные рекламные агентства, информационные центры и агентства массовой информации

· торговые палаты и другие общественные, добровольные и государственные объединения деловых кругов

· таможенная система

· профсоюзы работающих по найму

· коммерческо-выставочные комплексы

· система высшего и среднего экономического образования

· аудиторские компании

· консультативные компании

· общественные и государственные фонды, предназначенные для стимулирования деловой активности

· специальные зоны свободного предпринимательства

Функции инфраструктуры:

· облегчение участникам рыночных отношений реализации их интересов

· повышение оперативности и эффективности работы рыночных субъектов на основе их специализации;

· организационное оформление рыночных отношений;

5. Экономический кругооборот – это движение экономических благ, сопровождающееся встречным потоком денежных доходов и расходов.

Основные субъекты рыночной экономики – домохозяйства и фирмы. Домохозяйства предъявляют спрос на потребительские товары и услуги, являясь одновременно поставщиками экономических ресурсов.

Фирмы предъявляют спрос на экономические ресурсы, предлагая потребителям товары и услуги.

 

4. Эластичность спроса и предложения.

Тип эластичности Формализация эластичности Графическое изображение эластичности
Единичная эластичность На каждый процент изменения цены объем спроса изменяется соответственно на 1 %. (Еd = 1) Еd = где Q – объем продукта, P – цена
Эластичный спрос Объем спроса в процентах изменяется быстрее, чем изменяется цена в процентах (Еd = 2) Еd =
Неэластичный спрос Объем спроса в процентах изменяется медленнее, чем изменяется цена в процентах (Еd = 0,5) Еd =
Совершенно неэластичный спрос Объем спроса не изменяется при любом изменении цены (спрос на продукты питания) (Еd = 0) Еd =
Бесконечно эластичный спрос Объем спроса может изменяться до бесконечности при незначительном изменении цены (повышение спроса при повышении доходов) (Еd =) Еd =  

В математике под эластичностью понимается отношение процентного изменения функции к процентному изменению независимой переменной.

Для функции рыночного спроса в качестве аргументов (независимых переменных) будут: цена данного товара; цены других товаров и доход

потребителя. Следовательно, э ластичность спроса – это реакция покупателя на изменение цены данного товара, цен на другие товары и доход.

Соответственно выделяют прямую и перекрестную эластичность спроса по цене, а также эластичность спроса по доходу.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1457; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.039 сек.