Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общественные блага, внешние эффекты, ассиметричная информация как следствие несостоятельности рынка

Общественные блага – это блага, которые потребляются коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за них или нет. Это товары и услуги коллективного пользования, в потреблении которых участвуют все члены общества: оборона, охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. Особенность общественных благ – неисключаемость потребления (потребление общественных благ одним человеком не уменьшает доступа для других). Финансирование общественных благ осуществляется через федеральный или местный бюджеты.

Ассиметричная информация -неполная информация, которой владеют продавцы и покупатели товаров, что ведет к принятию ими ошибочных решений). Пример: покупатели не всегда могут определить истинное качество приобретаемого товара; продавцы не всегда в состоянии оценить платежеспособность покупателей.

Государство может сглаживать ассиметричность информации посредством контроля за качеством товаров и услуг, распространения необходимых сведений для потребителя, препятствуя распространению вводящей в заблуждение рекламы и т.д. Большое значение имеет законодательство в сфере защиты прав потребителей, применение санкций против продажи некачественных товаров, предоставления ложной информации о деятельности фирм.

Внешние эффекты – это издержки или выгоды от рыночных сделок, не получившие отражения в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участников сделки, но и третьих лиц.

Отрицательные внешние эффекты связаны с издержками, положительные – с выгодами для третьих лиц. Пример отрицательного внешнего эффекта- выбросы химического комбината (страдает население близлежащих районов); шум проезжающих поездов, строительство плотины в верховьях реки и т.д. (Заинтересованные читатели могут найти очень много примеров в книге Р.Коуза «Природа фирмы»).

Пример положительного внешнего эффекта- развитие образования (выигрыш для государства), строительство отдельными дачниками по собственной инициативе дороги в дачном кооперативе (пользуются все), благоустройство территории отдельными энтузиастами.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 12. Рынок и государство в современной экономике | Формы, методы и инструменты государственного регулирования
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 299; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.