Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Спрос, функция спроса и ее влияние на ценовые и неценовые факторы




Эластичность величины предложения от цены

СПРОС, ПРЕДЛОЖЕНИЕ И

Лекция 4

УСТАНОВЛЕНИЕ РЫНОЧНОГО РАВНОВЕСИЯ. ЭЛАСТИЧНОСТЬ СПРОСА И ПРЕДЛОЖЕНИЯ:
ВИДЫ И ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ

 

План:

 

1. Спрос, функция спроса и ее влияние на ценовые и неценовые факторы

2. Предложение, функция предложения и ее зависимость от разных факторов

3. Взаимодействие спроса и предложения на рынке. Установление равновесия.

4. Эластичность и виды объема спроса по цене. Зависимость величины дохода от эластичности спроса по цене.

 

 

Объем или величина спроса на какой либо товар – это количество товара, которое желает купить отдельное лицо или группа лиц в единицу времени (день, месяц, год) при определенных условиях.

Объем спроса зависит от целого ряда факторов. Главным из них является цена. Максимальная цена, которую покупатель согласен заплатить за данный товар, называется ценой спроса (Pa).

Вторым по значимости фактором можно назвать цены других товаров (PВ …PZ), выступающие по отношению к данному как товары-заменители (субституты) или взаимодополняющие (комплиментарные) товары. Так, если на товар-заменитель цены повысятся, то приобретать их станет невыгодно, предпочтение будет отдано комплиментарному товару. А если на один из взаимодополняющий товаров цена растет, то спрос падает на оба.

Величина денежных доходов потребителей (Д) и объем спроса находятся в прямой зависимости, т.е. чем ниже доход, тем меньше спрос, и наоборот.

Та же зависимость наблюдается и от величины накопленного богатства (Б). Чем больше величина накоплений у потребителей, тем легче расстаться с его определенной частью и использовать для текущих приобретений.

Большое влияние на спрос оказывают вкусы и предпочтения покупателей (В).Они формируются под влиянием моды, традиций, культуры, образования, географического места жительства и т.д.

Размеры рынка и количество покупателей (К), а также сложившаяся ситуация на нем, влияют как на общее настроение делать покупки, так и их размеры.

Список перечислений факторов можно продолжать еще долго, поэтому, чтобы его завершить, заметим следующее. У каждого конкретного товара имеется целый ряд других факторов (W), которые могут оказывать идентичное влияние на спрос.

График показывает обратную зависимость объема спроса от цены, т.е. чем больше цена, тем меньше спрос и, наоборот, чем меньше цена, тем больше спрос. Линия графика имеет отрицательный наклон. При изменении цены изменение объема спроса идет вдоль линии спроса. Обратная зависимость между ценой и объемом спроса называется законом спроса.

Действие закона спроса обусловлено следующими причинами. Во-первых, количество покупателей на рынке и их склонность к покупкам находится в обратной зависимость от существующих на нем цен. Во-вторых, в условиях избытка товаров происходит снижение полезности дополнительных единиц, поэтому покупатели склонны к приобретению товаров только по более низким ценам. В-третьих, ожидания потребителей, которые считают, что в будущем цены понизятся, и сдерживают свой спрос до наступления такого момента.

Рассмотрим зависимость объема спроса от других факторов. Для этого предположим, что цена на данный товар неизменна, т.е. Ра – const.,тогда зависимость спроса на товар А от других факторов может быть выражена формулой

 

QDA = ¦ (Pb …Pz, Д, Б, В, N, К…W).  

 

Данную функцию можно представить графически (рис. 4.2). Если при неизменной цене другие факторы будут улучшаться, например, увеличится доход или накопленные богатства, то объем спроса возрастет, что отразится на графике в виде смещения кривой спроса вправо и вверх. При ухудшении тех же неценовых факторов объем спроса упадет, а кривая от первоначального положения переместиться влево и вниз. Доказательством улучшения и ухудшения факторов служит тот факт, что в первом случае Q1 < Q2, а во второмQ1 > Q3. Таким образом, при изменении неценовых факторов, определяющих объем спроса, происходит сдвиг линии спроса.

В экономической теории принято различать изменение объема спроса и самого спроса. В том случае, когда объем спроса изменяется под действием цены, говорят об изменении объема спроса, а когда он изменяется в силу смещения в ту или иную сторону кривой, говорят об изменении самого спроса.

1. Предложение, функция предложения
и ее зависимость от разных факторов

Объем, или величина, предложенияэто количество товара, которое желает продать на рынке продавец или группа продавцов в единицу времени при определенных условиях. Объем предложения, как и спрос, зависит от целого ряда факторов.

Главным, определяющим фактором предложения является цена. Цена предложения (Pa)это минимальная цена, по которой продавцы согласны предложить на рынке данное количество товара. Например, количество Q1товара А они согласны предложить на рынке, если цена будет не ниже P1.

Цены других товаров (PbPz), и в предложении являются вторым по значимости фактором. Так, если цена на товары-заменители повысится, то производитель данного товара может также, не боясь сокращения продаж, увеличивать свои цены. Во взаимодополняемых товарах рост цены будет вызывать рост предложения обоих товаров.

Цены на ресурсы (R) лежат в основе формирования издержек производства, которые напрямую влияют на предложение. Чем больше издержки на выпуск единицы продукции, тем, при прочих равных условиях, меньше предложение, и наоборот. Снижение ресурсных цен снизит издержки производства и увеличит предложение.

Если все неценовые факторы (Pb …Pz, R, Т, Н, О,Ч,…W), определяющие предложение, предположить фиксированными, то функцию предложения можно представить как функцию предложения товара А от его цены:

 

QSA = ¦ (Pa).  

 

S
При цене Р1 производители готовы произвести и продать количество товара Q1, при цене Р2 – количество Q2.. Как видим, изменение цены на данный товар влечет изменение объема (величины) предложения, при этом чем больше цена, тем больше объем, и наоборот. Очевидна прямая зависимость объема предложения от цены, получившая название закона предложения, и отраженного на графике. При этом изменение объема предложения идет вдоль линии графика, имеющего положительный наклон.

Рассмотрим зависимость объема предложения от других факторов. Для этого предположим, что цена на данный товар неизменна, т.е. Ра – const.,тогда зависимость предложения товара А от других факторов может быть выражена формулой

Если при неизменной цене другие факторы будут улучшаться, например, увеличатся субсидии или дотации, то объем предложения возрастет, что отразится на графике в виде смещения кривой предложения вправо и вниз. При ухудшении тех же неценовых факторов объем предложения упадет, а кривая от первоначального положения переместиться влево и вверх. Свидетельством улучшения и ухудшения факторов может служить тот факт, что в первом случае Q1 < Q2, а во второмQ1 > Q3. Таким образом, при изменении неценовых факторов, определяющих объем предложения, происходит сдвиг самой линии предложения.

Аналогично со спросом в предложении также выделяют или изменение объема предложения или самого предложения. В том случае, когда объем предложения изменяется под действием цены, говорят об изменении объема предложения, а когда он изменяется в силу смещения в ту или иную сторону кривой, говорят об изменении самого предложения.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1166; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.