Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Научный вклад в понимание

Неоклассическое направление

Как было уже ранее сказано, неоклассики переняли у классиков главное — приверженность принципам экономического либерализма и стремление держаться чистой науки (не рассматривать психологические, исторические и другие социальные факторы). Неоклассики также унаследовали у классиков позитивный подход к экономической науке, т.е. они скорее исследовали то, что есть и может быть, чем определял и то, что должно быть. Но они одновременно являются последователями классиков маржиналистов. У последних они заимствовали методы предельного анализа и теорию полезности. В отличие от маржиналистов неоклассики не делали акцент на субъективной основе рыночной цены, а рассматривали ее как порождение двух факторов: субъективного (полезности) и объективного (издержек). Данный подход воплотился в модели рыночного равновесия, в которой цена определяется пересечением кривых спроса и предложения. Таким образом, неоклассики интегрировали в рамках целостной теории две противоположные концепции цены: классическую объективную теорию издержек и субъективную теорию полезности, т.е. они осуществили неоклассический синтез. В результате неоклассическая теория заняла доминирующее положение в экономической, науке XX в., аналогичное положению классической теории в XIX в.

Как правило, неоклассики описывают экономические процессы с помощью математических моделей равновесия, в которых экономический субъект (потребитель, производитель, фирма и т.д.) максимизирует некоторую целевую функцию (полезность, выпуск, прибыль и т.д.) при заданных ограниченных ресурсах, т.е. решает задачу на ус­ловный экстремум.

Подробно взгляды неоклассиков рассматриваются в разделе II, поскольку составляют основу микроэкономики. Здесь же мы остановимся лишь на некоторых достижениях основателя школы английского экономиста Альфреда Маршалла (1842—1924), представленных в его книге «Принципы экономической науки» (1890). Главное — он ввел фактор времени в анализ рыночного равновесия и определил понятия краткосрочного и долгосрочного периодов. Краткосрочный период слишком короток, чтобы изменить степень использования мощностей. Маршалл пришел к заключению, что чем короче рассматриваемый период, тем больше надлежит учитывать в анализе равновесия влияние спроса на стоимость, а чем этот период продолжительнее, тем большее значение приобретает влияние издержек производства на стоимость. Он сформулировал эффект возрастающей отдачи; дал строгое определение эластичности спроса как отношения процентного изменения величины спроса к процентному изменению цены; доказал, что эластичность спроса равна отношению длин отрезков, отсекаемых касательной к кривой спроса на координатных осях. Маршалл полагал, что наиболее эластичен спрос на те вещи, которые могут иметь различное применение. Не менее важно то, что он ввел в широкий оборот понятие потребительского избытка (излишка) — это разница между ценой, которую покупатель готов был бы уплатить, лишь бы не остаться без данной вещи, и той ценой, которую он фактически за нее платит. Потребительский излишек — мерило добавочного удовлетворения потребителя.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Маржиналистская революция и австрийская школа | Экономической динамики Н.Д. Кондратьева
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.