Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Порядок ценообразования

Классификация цен

Виды цен

На практике в условиях рыночной экономики различают следующие виды цен:

- дифференцированные (продажа одного товара по различным ценам);

- долговременные (действуют на протяжении продолжительного времени без изменения);

- гибкие или эластичные (быстро реагирующие на изменение спроса и предложения на рынке);

- договорные (устанавливаемые по согласованию между производителем и потребителем);

- престижные (завышенные) на товары очень высокого качества;

- цена «потолка» искусственно заниженная цена в результате политики государства.

При установлении цен на новые виды продукции наиболее известны в мировой практике следующие виды цен:

~ высокая цена или цена «снятия сливок» - у новой продукции имеются уникальные свойства и не имеется аналогов. Целью в этом случае является быстрейшее возмещение расходов.

~ низкая цена (цена проникновения) продукция строится на простых технических решениях, отсутствует уникальность, есть опасность быстрого появления конкурентов, но фирма имеет прочное положение, а на товар существует большой спрос.

~ экспериментальные цены, при создании товара принципиально нового функционального назначения и отсутствует информация о спросе, рынке сбыта и цене.

 

Существует большое разнообразие цен в зависимости от признаков классификации.

Элементы цены

Себестоимость производства и реализации товаров (работ, услуг) Прибыль изготовителя Косвенные налоги Посредническая надбавка Торговая надбавка
акцизы НДС
Цены оптовые изготовителя      
Оптовые отпускные цены    
Цены оптовые закупки  
Цены розничные
           

 

 

I. Цены, связанные с обслуживанием сферы товарного оборота.

Оптовые цены изготовителя (Цизг) – цены изготовителей продукции, по которым они продают произведенную продукцию потребителя. Эти цены формируются на стадии производства товаров (работ, услуг). Они должны компенсировать затраты производителя на изготовление и реализацию. И обеспечить запланированную прибыль.

Оптовые отпускные цены, по которым предприятия – потребители (посредники, торговые организации) оплачивают продукцию предприятиям – производителям. Цены оптовые отпускные включают помимо цен изготовителя косвенные налоги:

акциз (если это подакцизный товар)

НДС

Оптовые цены закупки формируются на стадии посредничества.

Если продукция реализуется через посредников, то помимо оптовой отпускной цены включают и посреднические надбавки (скидки)

Розничные цены – по которым реализуются товары в розничной торговой сети населению и организациям. Помимо оптовых отпускных цен (продукция реализуется напрямую в торговую сеть, минуя посредника) или оптовых цен закупки включают торговые надбавки.

Надбавки посредника Надбавки торговли
- издержки посредника - прибыль посредника - НДС посредника - издержки торговли - прибыль торговли - НДС торговли

 

Закупочные цены – оптовые цены сельскохозяйственной продукции, реализуемой сельскохозяйственными предприятиями, фермерами и населением. Эти цены являются договорными.

Тарифы – это цены товара особого рода – услуги.

Они устанавливаются на:

а) на грузовые и пассажирские перевозки всех видов транспорта

б) услуги связи, служба быта, услуги ЖКХ

в) электроэнергию, тепловую энергию, газ.

 

II. Цены в зависимости от метода включения транспортных расходов.

На практике это отражается в системе франкирования цен, которая показывает, до какого пункта по пути движения товара от продавца к покупателю продавец возмещает транспортные расходы.

 

Расходы, включаемые в цену продукции.

 

Цена продукции на складе поставщика Доставка на станцию отправителя Погрузка в вагон на станции отправления Транспортировка до станции назначения Выгрузка из вагона на станции назначения Доставка от станции до склада потребления
Франко-склад поставщика          
Франко-станция отправления        
Франко-вагон-станция назначения      
Франко вагон-станция назначения    
Франко-станция назначения  
Франко-склад потребления

 

III. В зарубежной практике выделяют цены по особенностям купли-продажи товаров с учетом базисных условий.

Под базисными понимаются условия отражения в цене расходов на транспортировку до определенного пункта, погрузку, разгрузку, страхование продукции, таможенное оформление и т.д.

Мировая интеграция приводит к росту торговых операций между странами и соответственно складываются мировые цены, которые применяются в международной торговле и рассчитываются в свободно конвертируемой валюте. Для мировых цен разработаны международные коммерческие термины, публикуемые в специальных сборниках.

Например: «Международные коммерческие термины» (Инкотермс).

Расшифровка цены FOB – «франко – борт судна» в цену реализации самого товара включается цена самого товара, а также транспортные и другие расходы до момента его доставки на борт судна (морского или воздушного) в порту отгрузки, осуществляемой продавцом.

Дальнейшие расходы по перемещению по стране импортере, лежат на покупателе.

IV. По времени действия.

Цены подразделяются на:

а) твердые (постоянные) – не меняются в течение всего срока действия контракта;

б) текущие – меняются в рамках одного контракта и отражают изменения ситуации на рынке;

в) сезонные действуют в пределах определенного периода времени;

г) скользящие – устанавливаются на изделия с длительным сроком изготовления.

Эти цены позволяют учитывать изменения в издержках производства за период времени, необходимый для их изготовления.

 

 

Важным инструментом управления в экономике является ценообразование, так как от установления цены на продукцию зависит настоящая и будущая рентабельность организации – как получение дополнительной прибыли, так и потери денежных средств.

Ценообразование – процесс формирования и изменения цен на продукцию и услуги.

Ценообразование в организации представляет сложный процесс. Различают две основные ценообразования:

а) централизованное государственное ценообразование – на основе назначения цены государственными органами;

б) рыночное (свободное) ценообразование – на основе взаимодействия спроса и предложения.

Свободное ценообразование – главный инструмент эффективной самонастройки рыночной экономики, предполагающий свой порядок.

 

Факторы, определяющие ценовую политику предприятия:

- спрос на продукцию предприятия;

- предложение продукции на рынке сбыта предприятием;

- ценовая политика конкурентов.

 

1. Постановка задач и выбор цели. Общими целями организации выступают выживание и развитие. Так как постоянно действую жесткие законы конкуренции, изменяются потребности покупателей (спрос) и другие факторы, то предприятия используют наиболее распространенные типичные ценовые стратегии:

• сохранение стабильного положения на рынке;

• расширение доли рынка;

• максимизация прибыли, повышение уровня рентабельности;

• завоевание лидерства на рынке и др.

Предприятие может либо преследовать указанные цели одновременно, либо устанавливать для себя приоритетную цель.

2. Оценка спроса. Нельзя установит цену, не определив спрос на товар. Маркетинговые исследования позволяют определить спрос, и только с появлением спроса на данный товар можно приступить к выпуску определенного товар (услуги, работы).

3. Анализ издержек. Издержки определяют минимальную цену товара. Их необходимо учитывать при снижении цены, так как появляется опасность продажи ниже издержек (работа в убыток).

Современный подход (разделение издержек на постоянные и переменные) позволяет более гибко относится к ценообразованию, т.е. снижать цену до нижней границы – суммы переменных (прямых) затрат по данному изделию. Производитель уступает ту часть себестоимости продукции, которая относится к условно-постоянным издержкам, поскольку эти расходы уже совершены вне зависимости от объема выпускаемой продукции и могут быть возмещены более рентабельной продукцией данного предприятия. Это позволяет увеличить конкурентоспособность продукции и уменьшить затоваривание продукции на складе.

4. Анализ цен и товара конкурентов. На цены конкурентов полезно опираться при расчете собственных сил, так как они оказывают сильное влияние на выбор метода ценообразования. Иногда цены конкурентов становятся более серьезным аргументом, чем издержки или спрос.

 

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Тема 6. Цена и ценообразование в условиях рыночной экономики | Методы ценообразования организации (предприятия) в условиях конкуренции
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1111; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.