Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема: Воспитание как социальное и педагогическое явление




Вопросы:

 

1. Теории воз­никновения воспитания. Есть ли воспитание в животном мире? На­сильственная природа воспитания.

2. Особенности воспитания как ос­новной категории педагогики в ее общекультурной, социальной трактовке как общей, вечной и конкретно-исторической категории.

3. Социальные функции образования и воспитания.

4. Цели и задачи воспитания

 

Вопрос 1 Теории воз­никновения воспитания.

Педагогика возникла как наука значительно позже, чем появи­лось в человеческом обществе то, что она изучает, — воспитание. Когда возникло воспитание? На этот сложный вопрос давно пыта­ются ответить ученые различных отраслей человеческого знания, и прежде всего философия, история, этнография, антропология. Теории возникновения воспитания определились в XIX в.:

- эволюционная, социолого-антропологическая теория фран­цузского этнографа Шарля Летурно (1831—1904);

- социолого-психологическая теория американского про­фессора педагогики Пауля Монро (1869—1947);

- социолого-трудовая теория немецких политологов, осно­вателей марксистской философии Карла Маркса (1818— 1883) и Фридриха Энгельса (1820—1895);

- духовно-культурологическая теория немецкого педагога Карла Шмидта (1819—1864).

Воспитание возникло, по мнению всех авторов, тогда, когда человек стал Homo sapiens — существом разумным, что про­изошло 40 000 лет до н.э. Они единодушны в понимании воспита­ния как социального явления, присущего человеческому обще­ству, хотя оно берет свое начало в глубинных истоках биологического происхождения человека. Основной смысл суж­дений Летурно: «человечество, как оно есть,...есть результат сле­пого и бессвязного воспитания, которое дано было ему, с одной стороны, природой и, с другой стороны, социальным бытом». Монро в отличие от Летурно который инстинктивные действия животных отождествлял с воспитательной практикой первобыт­ных людей, признавал, что решающее значение в воспитании принадлежит социальному окружению и заложенной в человеке от рождения способности к подражанию. Марксисты считали, что человека создал труд и именно с момента применения челове­ком примитивного орудия возникла в первобытном обществе такая новая социальная функция, как воспитание. К. Шмидт ут­верждает, что воспитание появилось, когда человек стал замечать и понимать необходимость в знаниях и умениях; именно в культуре воплотилась идея духовности, которая выступает как ведущий и всеобъемлющий фактор развития воспитания как составной части прогресса человечества. Каждая из этих четы­рех теорий по-своему объясняет возникновение воспитания, делая акценты на разных аспектах этого сложного социального явления и природе его возникновения.

Часто возникает вопрос при рассуждении об истоках воспи­тания: есть ли воспитание у животных? Ответ на этот вопрос однозначный — нет. Почему? Потому, что воспитание выполня­ет социальную функцию, заключающуюся в преднамеренной и це­ленаправленной передаче общественно-исторического опыта подрастающим поколениям, в овладении ими практическими трудовыми умениями и выработанным опытом отношений и по­ведения. Это сложный и противоречивый социально-историче­ский процесс. Передача знаний и опыта осуществляется всеми социальными институтами: общественными организациями, средствами массовой информации и культуры, церковью, семь­ей, образовательными учреждениями разного уровня и направ­ленности.

В животном мире есть научение — овладение необходимы­ми знаниями и опытом прежде всего путем подражания, не­осознанного усвоения и закрепления в постоянной жизненной практике. У человека тоже есть научение и в процессе учения, многие вещи человек усваивает в процессе овладения специаль­но передаваемыми знаниями.

Воспитание по своей природе насильственно; каждому вос­питателю необходимо это понимать. Воспитание, как мы уже разобрались, возникло, когда накопленных знаний и опыта по­явилось столько, что в ходе естественного подражания их не­возможно стало освоить. Надо было организовать специальную целенаправленную деятельность по их передаче. Но ребенку не­понятно, зачем ему это надо знать, он не видит непосредствен­ной жизненной необходимости получения знаний. В результа­те взрослые заставляют усваивать, а дети сопротивляются, так как не понимают, зачем это надо делать. Именно тогда в практи­ке воспитания появляются наказания, вплоть до физических, ко­торых нет у народов, находящихся на самой примитивной ста­дии развития, когда знаний мало и необходимость усвоения их очевидна сама по себе. К этому надо добавить отсутствие тео­рии и методики воспитания и обучения, несовершенство всей организации процесса воспитания и обучения на протяжении тысячелетий. Да и сейчас нельзя сказать о том, что все вопросы технологии обучения и воспитания решены в пользу ребенка, даже в гуманистических образовательных концепциях. «Воспи­тание — неизбежный конфликт, ибо оно есть принуждение к то­му, что нужно, вопреки тому, что хочется» (Б.Н. Алмазов).

Процесс воспитания и образования личности в современной педагогике рассматривается как процесс, протекающий во вре­мени и пространстве. Пространство педагогического процесса — пространство микросреды, с самым близким и непосредствен­но влияющим на ребенка характером воздействия и взаимодей­ствия с ним, пространство мезо- и макросред. Различные уровни пространства, в котором развивается человек, тесно взаимосвя­заны, нередко противоречивы по своему влиянию, например, плохое материальное положение семьи и стремление родителей дать ребенку полноценное образование в условиях, когда многие образовательные и культурные услуги становятся платными или очень дорогими и т.п.

Время воспитания и образования человека, его социализа­ции — все время его жизни. Оно неравномерно по составля­ющим его частям и благоприятности для тех или иных воспита­тельных воздействий (сензитивности). Речь идет не только о возрастных временных периодах развития человека, но и вре­мени внутри них. Любой возраст неоднороден по особенностям развития ребенка в его начале, середине или конце. Воспита­тельное воздействие и взаимодействие в учебное время, во вре­мя внеклассной работы, во время каникул, в общении с родите­лями или воспитателями с психологической и педагогической точек зрения имеют свою специфику и результативность. Я.А. Коменский считал существенным в организации учебных занятий в хорошо организованной школе учет и времени года, и времени суток

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2305; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.