Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 12: Законодательные (представительные) органы




Совет Федерации не может быть распущен ни по какому поводу никаким государственным органом.

Федеральное Собрание – парламент РФ – постоянно действующий законодательный представительный орган, осуществляющий высшую государственную власть наряду с Президентом РФ, Правительством РФ и судами РФ.

Тема 11: Федеральное Собрание РФ.

Тема 10: Президент РФ – глава государства.

Тема 9: Законность, свобода и ответственность в государственном управлении.

Тема 8: Организационная структура государственного управления.

  1. Понятие организационно- функциональной структуры государственного управления. Древо целей государственного управления. Виды целей (общественно-политические, социальные, духовные экономические, организационные, деятельно-праксиологические, информационные, разъяснительные). Стратегические, оперативные, тактические и обеспечивающие цели государственного управления.
  2. Сущностные черты организационной структуры государственного управления. Методы и средства государственного управления.
  3. Орган государственного управления. Внутренняя организация государственного органа.

 

  1. Смысл законности в государственном управлении. Понятие законности как метода, режима и состояния. Законность и целесообразность. Законность и дисциплина в государственном управлении.
  2. Обеспечение законности в государственном управлении. Способы и средства обеспечения законности и дисциплины в государственном управлении. Контроль и надзор в государственном управлении.
  3. Поощрение и ответственность в государственном управлении.
  4. Свобода, самостоятельность и ответственность
  5. Ответственность, как общественное отношение.
  6. Виды и процедуры юридической ответственности в государственном управлении.

 

1. Понятие института президентства. Место и роль Президента РФ в системе федеральных органов государственной власти.

2. Порядок избрания и вступления в должность Президента РФ.

3. Компетенция Президента РФ.

4. Контроль за деятельностью Президента РФ. Основания и порядок прекращения его полномочий.

Президент Российской Федерации является главой государства.

Президент Российской Федерации является гарантом Конституции Российской Федерации, прав и свобод человека и гражданина. В установленном Конституцией Российской Федерации порядке он принимает меры по охране суверенитета Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности, обеспечивает согласованное функционирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами определяет основные направления внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации как глава государства представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных отношениях.

Президент Российской Федерации избирается на четыре года гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

Одно и то же лицо не может занимать должность Президента Российской Федерации более двух сроков подряд.

Порядок выборов Президента Российской Федерации определяется федеральным законом.

При вступлении в должность Президент Российской Федерации приносит народу следующую присягу:

"Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу".

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Конституционного Суда Российской Федерации.

Президент Российской Федерации:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства Российской Федерации;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства Российской Федерации;

в) принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации;

г) представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка Российской Федерации; ставит перед Государственной Думой вопрос об освобождении от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

д) по предложению Председателя Правительства Российской Федерации назначает на должность и освобождает от должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должности судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комитетами или комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

Президент Российской Федерации:

а) назначает выборы Государственной Думы в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным законом;

б) распускает Государственную Думу в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации;

в) назначает референдум в порядке, установленном федеральным конституционным законом;

г) вносит законопроекты в Государственную Думу;

д) подписывает и обнародует федеральные законы;

е) обращается к Федеральному Собранию с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент Российской Федерации может использовать согласительные процедуры для разрешения разногласий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, а также между органами государственной власти субъектов Российской Федерации. В случае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент Российской Федерации вправе приостанавливать действие актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в случае противоречия этих актов Конституции Российской Федерации и федеральным законам, международным обязательствам Российской Федерации или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соответствующим судом.

Президент Российской Федерации:

а) осуществляет руководство внешней политикой Российской Федерации;

б) ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации;

в) подписывает ратификационные грамоты;

г) принимает верительные и отзывные грамоты аккредитуемых при нем дипломатических представителей.

Президент Российской Федерации является Верховным Главнокомандующим Вооруженными Силами Российской Федерации.

В случае агрессии против Российской Федерации или непосредственной угрозы агрессии Президент Российской Федерация вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Режим военного положения определяется федеральным конституционным законом.

Президент Российской Федерации при обстоятельствах и в порядке, предусмотренных федеральным конституционным законом, вводит на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях чрезвычайное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации и Государственной Думе.

Президент Российской Федерации:

а) решает вопросы гражданства Российской Федерации и предоставления политического убежища;

б) награждает государственными наградами Российской Федерации, присваивает почетные звания Российской Федерации, высшие воинские и высшие специальные звания;

в) осуществляет помилование.

Президент Российской Федерации издает указы и распоряжения.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.

Указы и распоряжения Президента Российской Федерации не должны противоречить Конституции Российской Федерации и федеральным законам.

Президент Российской Федерации обладает неприкосновенностью.

Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Президент Российской Федерации может быть отрешен от должности Советом Федерации только на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления, подтвержденного заключением Верховного Суда Российской Федерации о наличии в действиях Президента Российской Федерации признаков преступления и заключением Конституционного Суда Российской Федерации о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.

Решение Государственной Думы о выдвижении обвинения и решение Совета Федерации об отрешении Президента от должности должны быть приняты двумя третями голосов от общего числа в каждой из палат по инициативе не менее одной трети депутатов Государственной Думы и при наличии заключения специальной комиссии, образованной Государственной Думой.

Решение Совета Федерации об отрешении Президента Российской Федерации от должности должно быть принято не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.

 

1. Федеральное Собрание РФ – парламент Российской Федерации.

2. Совет Федерации – верхняя палата Федерального Собрания РФ.

3. Государственная Дума - нижняя палата Федерального Собрания РФ.

4. Комитеты и комиссии Федерального Собрания РФ.

5. Парламентские слушания.

 

Парламент (от лат. Parlare – говорить) – это общее название высшего выборного представительного органа законодательной власти государства.

 

Классическим парламентским учреждением признается английский парламент, созданный первоначально как сословно-представительный орган в 1295 году. Древнейшим считается альтинг Исландии (ок. 930г.).

 

Парламент является одним из неотъемлемых институтов парламентаризма – форма представительной демократии и система государственного руководства обществом, характеризующаяся разделением законодательных и исполнительных функций при осуществлении политической и идеологической роли парламента.

Для реализации своих функций парламент наделяется соответствующими полномочиями. Наиболее общими полномочиями парламента являются следующие:

  • законодательствовать, принимая законы страны;
  • представительствовать, выражая общественные интересы;
  • контролировать правительство, исполняющее законы.

 

В России первое учреждение парламентского типа появилось в 1906 году и просуществовало до 1917 г., имея весьма ограниченные полномочия. В 1936г. был создан Верховный Совет СССР, который состоял из 2 палат: Совета Союза и Совета Национальностей, причем не нижней и верхней, а равноправных. Подобная система действовала вплоть до распада СССР в 1991 году. Вся полнота власти перешла к съезду народных депутатов РСФСР, из состава которого формировался Верховный Совет РСФСР, осуществлявший законодательную власть.

 

Конституция РФ 1993 года впервые в отечественной истории назвала высший законодательный представительный орган государства парламентом.

Федеральное Собрание состоит из двух палат – Совета Федерации и Государственной Думы. Совет Федерации призван обеспечивать интересы субъектов РФ и их региональное представительство. Государственная Дума представляет интересы народа в целом.

 

Совет Федерации не избирается, а формируется в соответствии с порядком, определяемом ФЗ от 05.08.2000 N 113-ФЗ (ред. от 16.12.2004) "О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

С 1994 по 1995 год члены Совета Федерации избирались гражданами на всеобщих выборах. С 1996 по 2001 год в него по должности входили по два представителя от каждого субъекта федерации: глава представительного и глава исполнительного органов государственной власти субъектов РФ.

В настоящее время членами Совета Федерации становятся по одному представителю, избираемому законодательным органом на срок полномочий данного органа, и представителю, назначенному главой исполнительного органа (по согласованию с законодательным органом) власти каждого субъекта РФ. Обновление Совета Федерации происходит по принципу ротации: по мере переизбрания должностных лиц, представляющих субъект федерации.

 

В Государственной Думе одновременно представлены общенациональные и партийно-политические интересы, т.е. сочетаются пропорциональная и мажоритарная избирательные системы. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Срок полномочий депутатов – 4 года. Все депутаты работают на профессиональной основе.

 

Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, не моложе 21 года, имеющий право участвовать в выборах.

Статус депутатов Государственной Думы и членов Федерального Собрания определяется ФЗ от 08.05.1994 N 3-ФЗ (ред. от 16.12.2004) "О СТАТУСЕ ЧЛЕНА СОВЕТА ФЕДЕРАЦИИ И СТАТУСЕ ДЕПУТАТА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ".

 

В каждой из палат Федерального Собрания образуются комитеты и комиссии, которые специализируются на определенных сферах законодательного регулирования. Конституцией РФ за каждой из палат закрепляются полномочия, которые решаются ими самостоятельно.

 

К ведению Совета Федерации относится:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

 

К ведению Государственной Думы относится:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

е) объявление амнистии;

ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Основное предназначение Государственной Думы – принятие федеральных законов.

Внутри Думы действуют самостоятельно организующиеся депутатские объединения: фракции и группы, которые пользуются равными правами.

 

Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка. Для организационного руководства палатами на пленарных заседаниях палат избираются их председатели и заместители председателей (Председатель Совета Федерации – Сергей Миронов, Председатель Государственной Думы – Борис Грызлов). Заседания палат проводятся раздельно, за исключением случаев заслушивания посланий Президента РФ, посланий Конституционного Суда РФ и выступлений руководителей иностранных государств. Для обеспечения профессиональной деятельности палат парламента формируются аппараты Совета Федерации и Государственной Думы.

 

Конституционный роспуск Государственной Думы возможен по указу Президента РФ только в случаях:

· если она трижды отклонила представленные главой государства кандидатуры на должность Председателя Правительства РФ;

· если она выразила недоверие Правительству РФ повторно в течение трех месяцев (по данному основанию Государственная Дума не может быть распущена в течение года после ее избрания).

 

Государственная Дума также не может быть распущена:

· с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;

· в период действия на территории страны военного или чрезвычайного положения;

· в течение 6 месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 258; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.069 сек.