Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция № 14. Казахстан в годы кризиса «развитого социализма»




Кризис и крушение тоталитарной системы (1971-1991 гг.)

 

1. Политическая жизнь и национальные отношения. Тенденции социально-экономического развития.

2. Казахстан в годы перестройки и обновления общества. Трагические события 1986 г.

3. Политические реформы в Казахстане. Общественные организации и движения. Образование политических партий.

Цель лекции: датьанализ застойных явлений в экономике, вскрыть причины перехода к перестройке, декабрьских событий 1986 г., дать их оценку, знания по политическим реформам этого периода, образованию политических партий.

Ключевые слова: «развитой социализм», «советский народ», застой, бюрократия, номенклатура, дефицит, разгильдяйство, теневая экономика, пьянство, сырьевая направленность, перестройка, ускорение, демократизация, гласность, хозрасчет, «взрыв этничности», межнациональные конфликты, стремление к государственной независимости.

 

1. Политическая жизнь и национальные отношения. Период 70-х – первой половины 80-х годов характеризуется как период застоя и бюрократизма, следует обратить внимание на то, что реальные рычаги власти все в большей мере сосредотачивались в руках партийно-государственного аппарата. Постепенно стал наблюдаться отход от политической «оттепели», которой был характерен период развенчания сталинского культа. Со страниц газет и партийных пленумов стали подвергаться критике те произведения, в которых речь шла о трагических страницах прошлого, об острых проблемах настоящего. Вместе с тем, в обществе продолжало насаждаться чувство вражды и агрессивности к богатым, к «буржуазному классу», к националистам, к которым в Казахстане относили партию «Алаш».

В 70-е годы партия целенаправленно направляла деятелей искусства на создание произведений на «производственную тематику». С целью регулирования тематики художественных произведений с середины 70-х годов была введена система государственных заказов. Цензура вновь, как и в сталинские годы, стала вторгаться в художественную мастерскую творческих деятелей. Например, была положена «на полку» талантливая картина «Тризна», запрещались выставки художников, взгляды которых «не соответствовали» узким рамкам идеологических канонов. В то же время, начиная с середины 70-х годов, средства массовой информации стали целенаправленно формировать культ личности Генерального секретаря ЦК КПСС Л. И. Брежнева. В казахской среде тайно распространялись стихи и произведения М. Жумабаева, А. Байтурсынова, М. Шокая, казахских поэтов-иммигрантов. Преследованию подверглись и музыкальные коллективы, в частности, рок-группы, как, например, алма-атинский «Бумеранг».

Умершего Л. Брежнева в ноябре 1982 года заменил тяжелобольной Юрий Андропов, бывший председатель КГБ. Его попытки административными методами навести порядок и дисциплину успеха не имели. После его скорой кончины в феврале 1984 года руководство страны перешло к Константину Черненко, т оже очень больному и не обладавшему качествами лидера государства человеку. К. Черненко руководителем СССР был чуть более года.

7 октября 1977 г. Верховный Совет СССР единогласно утвердил новую конститутцию СССР. В апреле 1978 г. принята Конституция Казахской ССР. По сути Конституция КазССР лишь дублировала декларативные положения Конституции СССР.

Вместе с тем проявились негативные тенденции в области национальных отношений. Образованный в 1922 г. СССР, задуманный как федеральное государство, на самом деле превратился в унитарное. Союзные республики в нем имели ограниченные права и развивались как автономии, не имея реального суверенитета. Русским языком в республике владели около 60% казахского населения, тогда как казахским — менее 1% русских. Всякое инакомыслие пресекалось. Такая участь, например, постигла талантливую книгу поэта О. Сулейменова «Аз и Я» (Книга благонамеренного читателя), изданную в 1975 году в Алма-Ате. В отличие от многих других исследований, поэт в этой книге приходит к выводу, что великий памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» появился на границе двух этнических миров - славянского и тюркского, и в нем органично отразились реалии двух соседних культур. 13 февраля 1976 года в ЦК КПСС с привлечением историков, философов, лингвистов-славистов состоялось обсуждение книги «Аз и Я», которое напоминало больше не научный спор, а огульное осуждение. Власти всячески пресекали проявление свободомыслия и среди ученых. Так, в 1976 г. запрещено было издание книги «Познание мира традиционным казахским искусством», подготовленной авторским коллективом Института философии. Идейно вредной была признана книга антрополога О. Исмагулова «Этническая геногеография Казахстана». Автора обвинили в ошибках методологического характера, в односторонней трактовке родоплеменных факторов в связи с современностью. Позже все эти обвинения были сняты.

Игнорированием интересов казахского народа явилось и решение политбюро ЦК КПСС весной 1979 года о создании немецкой автономной области на территории Казахстана, что в свою очередь вызвало недовольство жителей Целинограда (Акмолы), которые утром 13, 17 июня 1979 года вышли на демонстрации с транспарантами «Казахстан неделим» и «Нет, немецкой автономий». Наблюдалась форсированная интернационализация, стремление ускорить формирование советского народа как единой общности бюрократическимии репрессивными методами, без учета национальных интересов. Придавался забвению целый пласт кочевой цивилизации и восточной культуры, являюшийся неотъемлемой частью нашей истории. Наоборот, чрезмерно идеализировалась история советского периода.

Деформации в национальной политике, ужесточение политического климата, нетерпимость власти к свободомыслию вызывало протест, особенно среди интеллигенции. В 1963 г. в Москве на основе ансамбля «Жас Тулпар» («Молодой тулпар») возникло одно из первых неофициальных объединений казахской молодежи, обучающейся в московских вузах. В начале оно объединяло в своих рядах около 800 студентов, позднее общество значительно пополнилось. Организаторами и активными членами «Жас тулпара» были М. Ауэзов, Б. Тайжанов, А. Кадыржанов, С. Акатаев, К. Тлеуханов, М. Татимов, М. Балтабаев, С. Байкенов, М. Сембин, М. Айтхожин и др. Под его влиянием были организованы ансамбли «Гульдер», «Дос-Мукасан», «Айгуль».

Политическая оппозиция режиму в Казахстане в 70-80-е годы не была массовой, в ее действиях участвовали, как правило, одиночки. В 80-е годы, альтернатива курсу КПСС была представлена такими лицами, как Махмет Кулмагамбетов, Хасен Кожахметов, которые подвергли открытому сомнению официальные идейные доктрины и вступили в явное столкновение с аппаратом КПСС, и, следовательно, с органами Советской власти.

Развитие экономики и социальной сферы. Изменение политической ситуации в СССР существенно сузило возможности экономических реформ, а затем и вовсе привело к их свертыванию. Реформаторские силы, во главе которых стоял тогдашний председатель Совета Министров СССР А.Н. Косыгин, осудив администрирование в руководстве экономикой, высказались за управление промышленностью по отраслевому принципу и образование союзно-республиканских министерств по отраслям промышленности. Предприятиям была предоставлена большая самостоятельность, на них стал широко внедряться метод хозяйственного расчета, более продуманно использовались меры экономического стимулирования и материального поощрения работников. В русле принятых решений были упразднены Совет народного хозяйства Казахской ССР и совнархозы экономических районов. В республике был образован ряд отраслевых союзно-республиканских министерств (цветной металлургии, геологии, мелиорации и водного хозяйства и другие). В Казахстане в 1966 году на новый порядок планирования перешли 11 промышленных предприятий. К 1970 году по новой системе планирования их работало уже более 80 проценто в. Предпринятая хозяйственная реформа оживила работу предприятий, строительства и транспорта.

В 1970—1985 гг. шло определенное нарастание индустриального потенциала республики. В развитие промышленности было вложено 40,8 млрд. руб., или 32% от всех капиталовложений в народное хозяйство. Было введено в строй около 1000 новых промышленных предприятий и цехов. По объему промышленного производства Казахстан занимал третье место в СССР (после РСФСР и Украины). Сформировались территориально-производственные комплексы - Мангышлакский, Каратау-Джамбулский и Павлодар-Экибастузский. К 1970 году значительно вырос удельный вес Казахстана в народном хозяйстве СССР по добыче угля, железной руды, выплавке стали и прокату черных металлов. Республика давала преобладающую часть общесоюзного производства свинца, меди и титана. Общесоюзное значение приобрела к тому времени нефтедобывающая и химическая промышленность.

В экономике республики в 70-80-е годы проявились все те деформации, которые были характерны для народного хозяйства страны в целом. Это прежде всего 1. упрочение командно-административных методов управления. Игнорируя экономические стимулы, система надолго задержала экономику на рельсах 2. экстенсивного развития. 3. Господство государственной формы собственности, а по существу превращение ее в ведомственную собственность привело к отчуждению работников производства по отношению к средствам производства. 4. Система оплаты труда не была увязана с результатами труда. 5. Основы хозяйственной жизни определялись директивами ведомств, которые лишали предприятия всякой самостоятельности и инициативы. Народное хозяйство несло большие потери от 6. бесхозяйственности, 7. слабого внедрения новой техники и технологии. 8. Организация социалистического соревнования приобрела формальный характер. Прямым следствием этого явилось падение темпов развития производства, ухудшение качества продукции, 9. падение технологической и трудовой дисциплины, нарастание отставания в сфере научно-технического процесса. В производстве стали привычными равнодушие, небрежность, 6. безынициативность, хищения и другие черты бесхозяйственного отношения к делу. В этот период происходит и 10. дальнейшая милитаризация экономики. Многие предприятия тяжелой промышленности нередко в непомерных объемах выпускали в ущерб народному хозяйству военную продукцию.

Важнейшим фактором социально-экономического развития общества является научно-технический прогресс. Государственный научно-технический комитет при Совете Министров Казахской ССР совместно с Госпланом республики разработали план внедрения новой техники в отраслях промышленности республики. В спешном порядке были созданы специальные комиссии по содействию техническому прогрессу. Направления научно-технического революции в Казахстане: интенсификация производства за счет электрификации и химизации, оснащение предприятий высокопроизводительным оборудованием большой единичной мощности, внедрение новых технологий в угольную промышленность (были механизированы все процессы добычи угля), поисково-разведочные работы, нефтедобычу, нефтепереработку, механизация и автоматизация участков, цехов, предприятий, появились новые отрасли промышленности. За разработку и внедрение прогрессивных технологических процессов в 1965 году большая группа работников Ачисайского полиметаллического комбината и ученых республики была удостоена звания лауреатов Ленинской премии. В 1976 году за серию работ по открытию и изучению иноформ - нового класса внутриклеточных частиц, в числе авторского коллектива такого же высокого звания был удостоен молодой ученый Мурат Айтхожин.

Однако предприятия и целые отрасли практически не были заинтересованы в повышении технического уровня продукции, поскольку над ними довлели план, объем, вал. На долю Казахстана к началу 80-х годов приходилось всего 3 % внедряемых в СССР научно-технических новшеств.

Характерным для промышленности является ориентировка на одностороннюю сырьевую направленность. Доля добывающих отраслей в промышленности республики в начале 80-х годов была в 1,7 раза выше, чем в среднем по стране.

В республике это усугублялось диктатом центра в лице экономических ведомств. Около половины промышленности республики находилось в ведении союзных министерств. Не получило должного развития и машиностроение. Удельный вес его продукции в промышленности составлял 17 % против 27 в целом по стране.

Что касается сельского хозяйства, то здесь прослеживается отчуждение крестьянства от результатов труда. На мартовском Пленуме ЦК КПСС (1965 год) руководителями страны была предпринята очередная попытка разработки эффективной аграрной политики. Были установлены твердые планы на ряд лет, в 2 раза были подняты закупочные цены на сельхозпродукцию и введены надбавки за сверхплановую продажу. Также были изменены условия взимания подоходного налога с колхозов, и укреплена материально-техническая база хозяйств. В апреле 1967 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «О переводе совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий на полный хозяйственный расчет». Эксперименты над сельским хозяйством продолжались. В соответствии с решениями правительства в Казахстане на хозяйственный расчет было переведено 18 совхозов. Тем не менее, командно-административная, мобилизационная система сельскохозяйственного производства оставалась неизменной. Объемы производства сельскохозяйственной продукции неуклонно уменьшались. В совхозах и колхозах не прекращалось хищение общественных фондов: семян, кормов, техники.

Принятая в 1982 г. продовольственная программа результатов не дала. Нужно обратить внимание на то, что из-за недостатка транспортных средств, элеваторов, хранилищ, перерабатывающих предприятий, плохих дорог потери сельскохозяйственной продукции составляли более 20 - 40 %. В 70-е годы ряд работников сельского хозяйства республики попытался сломать сложившуюся структуру хозяйствования. Одним из таких людей был И.Н. Худенко. Работая руководителем совхоза «Илийский» Енбекшиказахского района, а затем совхоза «Акчийский» Куртинского района Алматинской области, он стал внедрять новые формы управления сельским хозяйством. Худенко был предан суду и посажен в тюрьму, где и умер. Прежде всего, это укоренение в рассматриваемый период командно-административных методов управления, господство государственной формы собственности, что привело к отчуждению работников производства по отношению к средствам производства. В рассматриваемый период улучшилось жилищное положение в республике, хотя в целом проблема оставалось острой и была далека от решения.

Вместе с тем, надо признать, что уровень жизни населения повысился. Но по сравнению с развитыми капиталистическими странами наблюдалось существенное отставание по ряду показателей оплата труда, автоматизации быта, жилья, питания, здравоохранения и так далее. Сложная экологическая ситуация сложилась в районе Аральского моря. Неразумное потребление вод Амударьи и Сырдарьи, преобладание монокультур хлопчатника и риса привели к исчезновению Арала. Увеличилась инфекционная заболеваемость и детская смертность в Приаралье. На долю Кзыл-Ординской области приходилось 43% заболеваний брюшным тифом, 40% вирусного гепатита; 70% беременных женщин страдали малокровием. Не менее тревожная ситуация сложилась в районе Семипалатинского полигона. В целом, общие показатели здоровья населения в Семипалатинской области были хуже, чем по республике и Союзу. Так, смертность на 1000 человек достигла 8,0 против 7,5 по республике, детская смертность - 33,9 против 29,4, перитональная смертность - 27,8 в 1987 году против 19 по республике. Заболеваемость злокачественными образованиями также достигла высокой отметки - 191,7 на 100 тысяч населения.

В 1971 г. для колхозников установлен был такой же порядок начисления пенсий, как для рабочих и служащих. Были приняты меры по охране материнства и детства, улучшены материально-бытовые условия участников Отечественной войны, увеличены пособия инвалидам с детства. Однако указанные меры мало повлияли на повышение уровня жизни. Существенное повышение цен в 70—80-е гг. как официальное, так и скрытое на многие товары массового спроса, бытовые и коммунальные услуги, многие виды транспорта заметно снизили реальные доходы населения. Повышение жизненного уровня людей производилось за счет опережающего роста денежных доходов населения и платежеспособного спроса по сравнению с ростом товарной массы и услуг, что привело к тотальному дефициту.

Подчинение экономики республики центральным ведомствам, недооценка проблем социально-культурной сферы, действие остаточного принципа выделения ресурсов на ее развитие вели к тому, что по многим показателям, определяющим уровень жизни народа, Казахстан отставал от общесоюзных показателей.

2. Казахстан в годы перестройки и обновления общества. Казахстан во второй половине 80-х - в начале 90-х годов XX века. К началу 80-х годов практически во всех республиках Советского Союза сложилось удручающее социально-экономическое положение.

Предкризисное состояние проявилось в неспособности прежнего руководства не только осуществить назревшие проблемы, но даже осознать их необходимость; в централизованном руководстве всей экономической деятельностью и всеми аспектами общественной и личной жизни, в слиянии функций партийного и государственного аппарата и его бюрократизации, в нарушениях законности, в отсутствии гласности по важнейшим вопросам общественно-политической жизни.

В марте 1985 года, после смерти К.У. Черненко, на пост Генерального секретаря ЦК КПСС был избран М.С. Горбачев. Апрель 1985 - Пленум ЦК КПСС, б ыл провозглашен курс на ускорение социально-экономического развития. Система социально-экономических и политических акций, направленных на реформирование советского общества, вошла в историю под названием «перестройка». Этот период продлился 7 лет и делится на 4 периода: 1) март 1985 – январь 1987 гг. – были предприняты тщетные попытки реализовать концепцию ускорения (основные лозунги – «ускорение», «больше социализма»); 2) лето 1987 – май 1988 гг. – общество стало понимать, что путь динамизации экономики лежит через рынок и частную собственность (основные лозунги – «больше демократии» и «гласность»); 3) май 1989 – 1990 гг. – период «разброда и шатания», перход к открытому национальному противостоянию; 4) 1990 - август 1991 гг. – крах мировой социалистической системы, политическое банкротство КПСС и распад СССР.

В апреле 1985 г. на Пленуме ЦК КПСС был разработан стратегический курс, суть которого заключалась в следующем: через ускорение к достижению качественно нового состояния советского общества. Концепция ускорения оформилась в концепцию перестройки, т.е. реконструкции политической и экономической системы. Ключевыми проблемами были выдвинуты демократизация общественной жизни и радикальная экономическая реформа. Экономика в этот период находилась в предкризисном состоянии: темпы прироста промышленной продукции сократились с 9,3% до 3,5%, национального дохода с 10,3% до 1%; почти 30% предприятий были убыточными; 60% товаров народного потребления завозилось из других регионов; социальные проблемы решались по остаточному принципу.

Между тем, источник торможения обновления крылся в существовании прежней командно-административной системы, неэффективности и отчужденности от народа ее политических институтов, нежизненности ее экономических структур, когда человеку в целом было невыгодно хорошо трудиться. Уже в 1988-1989 гг. началось резкое падение уровня жизни, начались массовые недовольства рабочих.

На январском (1987 г.) Пленуме ЦК КПСС, где обсуждался вопрос «О перестройке и кадровой политике партии». На этом пленуме было объявлено, что главной целью деятельности партии и всего общества является перестройка. Вновь, как и курс на ускорение, перестройка становится символом бесконечных и повсеместных перемен. Между тем, положение в народном хозяйстве страны становилось все более тревожным. С прилавков магазинов стали исчезать многие товары повседневного спроса, ухудшился и без того небогатый ассортимент продовольствия. Следующая попытка анализа социально-экономической системы общества была предпринята на XIX партконференции, состоявшейся летом 1988 года. самым важным явилось признание того факта, что преобразования в социально-экономической жизни невозможно осуществить без реформы политической системы. Универсальными средствами включения народа в активный политический процесс объявлялись демократизация и гласность, борьба с бюрократизмом, проведение правовой реформы и осуществление принципов социальной справедливости.

Развитие экономики и социальной сферы. Комплекс накопившихся неразрешенных проблем вызывал недовольство среди населения. Одним из проявлений недовольства явились события в г. Новый Узень Мангыстауской области. В июне 1989 года в городе возникли массовые беспорядки, приведшие к кровопролитию с обеих сторон. Этот конфликт был погашен только с помощью правоохранительных органов и войск специального назначения. В июле 1989 года вслед за шахтерами Донбасса и Кузбасса забастовали шахтеры Карагандинского угольного бассейна. Ежедневно в забастовках принимало участие до 10-15 тысяч человек. Требования шахтеров вначале были, в основном, экономического характера. Затем к требованиям социального плана добавились требования закрытия Семипалатинского ядерного полигона, прекращения монополий всесоюзных ведомств. После обещания руководителей республики выполнить справедливо поставленные требования шахтеров забастовки прекратились. В 1987-1988 гг. В СССР были приняты: «Закон о государственном предприятии», «Закон о кооперации в СССР». В «Концепции самоуправления и самофинансирования Казахской ССР». у станавливалась исключительная собственность Казахской ССР на землю, ее недра, воды, леса и др. природные ресурсы, находящиеся на ее территории. Предусматривалось функционирование в качестве равноправной государственной, коллективной и индивидуальной формы собственности. Экономическая обстановка в Республике осложнилась в 1990 г. Впервые за многие годы было допущено снижение национального дохода, объема промышленного производства, производительности общественного труда, полученной прибыли, сократились объемы капитальных. В декабре 1990 г. Верховный Совет республики одобрил «Основные направления стабилизации экономики Казахской ССР и перехода к рынку», в которых намечалась программа создания условий вывода республики из кризисной ситуации на основе активного развития рыночных отношений.

В условиях приобретения реального суверенитета правительство республики приняло ряд очень важных экономических законов, которые позволяли ей более самостоятельно вести свою внешнюю политику: «О собственности в Казахской ССР», «Об основных принципах внешнеэкономической деятельности Казахской ССР», «О свободных экономических зонах в Казахской ССР», «Об иностранных инвестициях в Казахской ССР» и т.д. В республике было образовано министерство внешнеэкономических связей, создан республиканский Внешэкономбанк. Активно стали развиваться связи с республикой Корея, в частности, с корпорациями «Самсунг», «Стар» и другими. В Алматы заработал ресторан, открытый бизнесменами из Южной Кореи. За первую половину 1991 года в Казахстане было зарегистрировано 35 совместных предприятнй при участии 24 стран.

Важным направлением внешнеэкономических связей Казахстана стали свободные экономические зоны: Жайрем-Атасуйская, Карагандинская, Мангыстауская, Алакульская и Жаркентская. Активно стали развиваться торговые отношения между Казахстаном и Китаем. Товарооборот между ними в приграничной торговле вырос с 4 миллионов рублей в 1986 году до 21,7 миллиона в 1990. В 1990 году первая группа студентов из Казахстана была направлена для продолжения учебы в Китай.

Тем не менее применявшаяся политика «шоковой терапии» не увенчалась успехом. Сократились объемы добычи и производства продукции. Продолжавшийся спад производства привел к сокращению объема производственного национального дохода в республике: на 8,7% снизилась производительность труда. Вследствие невыполнения договорных обязательств предприятий, расположенных на территориях других республик, многие предприятия и целые отрасли находились в упадке. Лавинообразно нарастала эмиссия денег, вызвавшая галопирующую инфляцию, рост цен и другие негативные явления.

В 90-е годы продолжался спад производства и животноводческой продукции. Во-первых, за 1986-1990-е годы произошло резкое снижение объемов заготовок кормов. Во-вторых, сильно устарел парк сельскохозяйственной техники. В-третьих, из-за существующих форм экономического хозяйствования не произошло повышения рентабельности животноводческой продукции и зерновых культур.

Декабрьские события 1986 г. В основе декабрьских событий в Алматы лежит комплекс исторических, социально-экономических и политических факторов. 6 декабря 1986 года утром состоялся V Пленум ЦК Компартии Казахстана. На повестке дня стоял один вопрос - организационный. Пленум длился совсем недолго, всего 18 минут. За столь короткий срок был решен один из важнейших вопросов - смена политического деятеля, который возглавлял республику без малого четверть века. Вместо Д.А. Кунаева был избран Г. В. Колбин, работавший до этого первым секретарем Ульяновского обкома КПСС, до избрания в республике не работавший и абсолютному большинству населения не известный.

Утром 17 декабря 1986 года в Алматы начались массовые волнения, которые позже перекинулись и в другие города республики. Но назначение Г.В. Колбина на пост высшего руководителя республики было лишь поводом для волнений. Выступление казахской молодежи в декабре 1986 г., национальное по форме, не было националистическим. Оно не было направлено против других народов, в том числе против русского. Демонстрация была мирной и носила политический характер, не содержала призывов к свержению государственного строя. С протестом против решения Пленума ЦК выступила вначале группа рабочей и учащейся молодежи г. Алматы.

После незаконных и настойчивых просьб республиканского руководства министром внутренних дел СССР А.В. Власовым было принято решение о переброске из разных регионов страны в Алматы спецчастей внутренних войск министерства внутренних дел, которые совершили нарушения законности. При разгоне демонстрации использовались дубинки, малые саперные лопатки, служебные собаки. В Постановлении Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 24 сентября 1990 года подчеркивалось, что перерастание мирной и немногочисленной демонстрации протеста в массовые беспорядки было вызвано политическим бессилием руководителей республики, их неумением и нежеланием найти мирный выход из острой ситуации, их опорой на силу, а не на разум и добрую волю. Грубые нарушения законности со стороны партийных комитетов, советских властей были допущены при задержании демонстрантов. Установлено, что число задержанных, доставленных в изоляторы временного содержания, спецприемники, следственные изоляторы и вывезенных за город составляло около 8,5 тысяч челове к. Многочисленные и грубейшие нарушения законности были допущены также в процессе судебно-следственного разбирательства по возбужденным уголовным делам против участников событий. Например, из 99 осужденных 46 человек через некоторое время были реабилитированы. За короткий срок за участие в декабрьских событиях 1986 года 787 человек были исключены из членов ВЛКСМ, 1138 получили комсомольские взыскания, 271 — отчислены из учебных заведений, а сотни людей были вынуждены уволиться с места работы. Кайрат Рыскулбеков, студент ААСИ, которому решением Верховного Совета КазССР смертный приговор был заменен на 20 лет лишения свободы в исправительно-трудовой колонии, в 1988 г. умер в тюрьме. 9 декабря 1996 г. ему посмертно присвоено звание «Халык кахарманы». В июле 1987 года ЦК КПСС, принимая постановление «О работе Казахстанской республиканской партийной организации по интернациональному и патриотическому воспитанию трудящихся», оценил декабрьские события 1986 года в г. Алматы как «проявление казахского национализма». Такая оценка призвана была оправдать применение силы и различные репрессивные меры по отношению к участникам событий. Однако после настойчивых просьб общественности, содержавшиеся в постановлении ЦК КПСС, обвинения в казахском национализме были признаны ошибочными.

Декабрьские события были первым шагом к демократии, когда после многолетнего молчания люди в открытую выступили за свои политические права.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 4215; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.