Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кризис финансовой системы и пути его преодоления

Вопрос 39

Вопрос 38 Роль финансового менеджмента в деятельности предприятия

Таким образом, источники формирования финансовых ресурсов многообразны и требуют к себе повышенного внимания и контроля со стороны руководства предприятия и служб финансового контроля, одной из основных задач которых является привлечение дополнительных источников финансовых ресурсов на самых выгодных условиях.

Вопрос 37. Финансовые ресурсы и источники их формирования

Формирование финансовых ресурсов субъекта хозяйствования начинается с момента создания предприятия, формирования уставного фонда. До перехода на рыночные условия хозяйствования финансовые ресурсы предприятий формировались также в порядке внутриотраслевого распределения финансовых средств, а также в виде прямого бюджетного финансирования. С переходом к рынку эти источники используются в очень ограниченных размерах. Зато у предприятий появились новые источники, связанные с созданием рыночной среды для привлечения финансовых ресурсов.

Формирование финансовых ресурсов осуществляется за счет собственных средств, мобилизации ресурсов на финансовом рынке, поступления денежных средств от финансовой и банковской системы, а также от вышестоящих органов в порядке перераспределения.

Первоначальное формирование финансовых ресурсов происходит в момент учреждения предприятия при образовании уставного фонда. Его источниками в зависимости от организационно-правовых форм хозяйствования выступают акционерный капитал, паевые взносы членов кооперативов, отраслевые финансовые ресурсы (при сохранении отраслевых структур управления), бюджетные средства. Величина уставного фонда показывает размер тех денежных средств (основных и оборотных), которые инвестированы в процесс производства.

Собственные финансовые ресурсы включают в себя доходы, прибыль от основной деятельности, прибыль от прочей деятельности, выручку от реализации выбывающего имущества за вычетом расходов по его реализации, амортизационные отчисления.

Основным источником финансовых ресурсов на действующих предприятиях выступает выручка от реализованной продукции и оказанных услуг, различные части которой в процессе ее распределения принимают форму денежных доходов. Финансовые ресурсы формируются главным образом за счет прибыли от всех видов деятельности и амортизационных отчислений.

Следует отметить, что одна часть прибыли в виде налогов и других платежей поступает в бюджет для создания централизованных фондов денежных средств. Другая ее часть остается в распоряжении предприятия и направляется на расширенное воспроизводство, в фонды накопления и потребления. Прибыль, направляемая на накопление, используется на новые капитальные вложения и рост имущества предприятий, увеличение оборотного капитала, финансирование научно-технического прогресса, проведение мероприятий по охране природных ресурсов и др. Прибыль, направляемая на потребление, используется для решения социальных задач, материальное стимулирование и др.

Следующий по величине источник формирования финансовых ресурсов предприятия амортизационные отчисления представляет собой денежное выражение стоимости износа основных производственных фондов и нематериальных активов, которые имеют двойственный характер, поскольку, с одной стороны, как затраты включаются в себестоимость продукции, а с другой — являются доходом, поступая в составе выручки от реализации продукции на расчетный счет предприятия и становясь целевым внутренним источником финансирования простого и расширенного воспроизводства основных фондов. Средства амортизационного фонда направляются на новое строительство, реконструкцию, расширение и модернизацию действующих производственных мощностей, приобретение более производительного оборудования и современных технологий.

Источниками формирования финансовых ресурсов предприятия являются также экономия от снижения стоимости строительно-монтажных работ, выполняемых хозяйственным способом, мобилизация внутренних ресурсов в строительстве, кредиторская задолженность, в том числе устойчивые пассивы и др.

В современных условиях в качестве источника финансовых ресурсов предприятия может быть предпринимательский капитал, вложенный в уставный фонд другого предприятия в целях извлечения прибыли или участия в управлении предприятием.

Значительные финансовые ресурсы, особенно на вновь создаваемых и реструктуризуемых предприятиях, могут быть мобилизованы на финансовом рынке. Онивключают в себя доходы от продажи акций, облигаций и других видов ценных бумаг, выпускаемых предприятием, дивиденды, проценты.

В качестве финансовых ресурсов предприятия выступает также ссудный капитал, который передается предприятию во временное пользование на условиях платности и возвратности в виде кредитов банков, средств других предприятий в виде векселей, облигационных займов.

До перехода на рыночные условия хозяйствования значительные финансовые ресурсы предприятия получали на основе внутриотраслевого перераспределения денежных средств и бюджетного финансирования. Однако принципы рыночного хозяйствования, внедрение коммерческих начал в деятельность предприятий потребовали принципиально иных подходов к формированию финансовых ресурсов. Ориентация на инициативу и предприимчивость, полная материальная ответственность обусловили два существенных изменения в формировании финансовых ресурсов. В их составе основную долю составляют заработанные средства в виде прибыли и амортизационных отчислений.

Бюджетные ассигнования и субсидии могут использоваться предприятиями, как на безвозвратной, так и на возвратной основе. Они выделяются на строго ограниченный перечень затрат, как правило, для финансирования государственных заказов, отдельных инвестиционных программ или в качестве краткосрочной государственной поддержки предприятий, производство продукции которых имеет общегосударственное значение.

 

Финансовый менеджмент как система управления состоит из субъекта и объекта управления. Объектом управления является то, что составляет содержание финансов предприятий (денежные потоки, финансовые ресурсы, капитал, доходы, денежные фонды), субъектом управления — финансовые менеджеры. К уровню подготовки и квалификации предъявляются высокие требования.

Многообразие функций финансового менеджмента следует систематизировать следующим образом:

· планирование включает в себя текущее и стратегическое финансовое планирование; составление различных смет и бюджетов для любых мероприятий.

· участие в определении ценовой политики и прогнозировании сбыта.

· оценка возможных изменений структуры в виде слияний или разделений.

· обеспечение источниками финансирования (капиталом): поиск внутренних и внешних источников кратко- и долгосрочного финансирования; выбор оптимального их сочетания.

· управление финансовыми ресурсами: управление денежными средствами на счетах и в кассе, в расчетах, портфелями ценных бумаг, заемными средствами.

· учет, контроль и анализ: выбор учетной политики; обработка и представление учетной информации в виде финансовой отчетности; анализ и интерпретация результатов; сопоставление отчетных данных с планами и стандартами; внутренний аудит.

Конкретные формы и методы реализации этих функций определяются финансовой политикой государства, которая включает в себя:

— учетная политика;

— кредитная политика;

— политика управления денежными средствами;

— политика в отношении управления издержками;

— дивидендная политика.

В рамках кредитной политики решается вопрос об обеспеченности оборотными средствами — определение величины собственных оборотных средств, потребности в заемных средствах. В случае необходимости привлечения долгосрочного кредита изучается структура капитала и финансовая устойчивость.

Политика управления денежными средствами связана с оптимизацией необходимых остатков средств на счетах предприятии, минимизацией разрывов между поступлением средств и их использованием, применением различных схем расчетов, предусматриваемых в договорах, инкассацией дебиторской задолженности.

Политика в отношении управлением издержками реализуется с помощью разработки системы бюджетирования, предусматривающей разработку бюджетов (смет) по всем основным элементам затрат и осуществления эффективного контроля за их исполнением.

Дивидендная политика должна уравновешивать защиту интересов собственников с интересами менеджеров и инвесторов в соответствии с теорией агентских отношений и целью максимизации цены предприятия. Возможны следующие варианты дивидендной политики:

· Дивиденды как постоянный процент от прибыли. Преимущество данного метода — простота. Выгодно акционерам в период роста прибыли, так как растут и дивиденды, однако при снижении прибыли дивиденды падают.

· Политика фиксированных дивидендных выплат — дивиденды выплачиваются в фиксированном размере на каждую акцию. Преимущество — простота, сглаживаются рыночные колебания; недостатки — при снижении прибыли предприятие оказывается без прибыли.

· Политика выплат гарантированного минимума и экстра дивидендов.

· Капитализация дивидендов — выплата дивидендов акциями (при финансовых затруднениях).

Финансовый менеджмент как научная система управления финансами требует соблюдения определенной технологии принятия и выполнения решения. Можно назвать следующие этапы:

· постановка цели, определение проблемы;

· разработка альтернативных решений;

· сопоставление альтернативных решений с избранными целями;

· выбор одного из решений по установленным критериям;

· контроль выполнения принятого решения;

· оценка эффективности принятого решения.

На организацию финансов предприятий оказывают влияние различные факторы: отраслевые особенности, организационно-правовая форма, размер предприятия, форма собственности. Они должны учитываться менеджментом при построении финансового механизма конкретного предприятия.

Работа по управлению финансами предприятия осуществляется его финансовой службой. В отечественной практике еще не сложилась модель финансовой службы, приближенная к международным стандартам. В настоящее время финансовый менеджер на белорусских предприятиях выполняет следующие функции:

· организация финансовой работы предприятия;

· разработка перспективных и текущих финансовых планов и контроль их выполнения;

· осуществление оперативной финансовой работы;

· проведение кредитной политики;

· организация валютной политики;

· формирование финансовой документации (банковской, статистической и т.п.);

· анализ финансового состояния предприятия и определение эффективности использования финансовых ресурсов.

В тоже время следует признать, что в нашей стране процесс активного использования финансового менеджмента находится пока лишь в стадии становления. Отечественные пользователи финансового менеджмента сталкиваются с необходимостью адаптации его мировой концепции к уровню развития национальной экономики.

Процесс такой адаптации предполагает серьезные научные исследования теоретических основ финансового менеджмента, опыта его использования в государствах с переходной экономикой.

Белорусским республиканским фондом фундаментальных исследований был проведен конкурс проектов в этой сфере. Победу, в котором одержал творческий коллектив Белорусского государственного университета, который выделил пять основных причин, сдерживающих распространение финансового менеджмента на белорусских предприятиях:

1. за пределами внимания отечественного финансового менеджмента остаются все денежные потоки и отношения, связанные с формирование и использованием необходимого продукта, то есть потоки, которые обеспечивают финансирование текущей деятельности предприятия.

2. в отечественной практике сегодня наблюдается шараханье от одной модной модели к другой, без должных обоснований их выбора, что априори нерезультативно. Поспособствовать закреплению упоминаемых ранее положительных тенденций в национальной экономике сможет только та модель менеджмента, которая соответствует уровню ее развития.

3. низкий уровень деловой культуры в разрезе всех ее составляющих: платежной культуры, налоговой культурой, банковской культуры, страховой культуры и др.

4. использование финансового менеджмента современными предприятиями требует определенного уровня их технической и, в частности, компьютерной оснащенности. Все бухгалтерские, оперативные данные в процессе управления становятся объектом изучения, контроля, экономического анализа. От быстроты и качества их обработки напрямую зависит качество разрабатываемых менеджером вариантов управленческих решений и возможность безошибочного выбора среди них оптимального.

В то же время сам процесс компьютеризации предприятий и качество владения оргтехникой и программными продуктами оставляют желать лучшего.

5. проблема «совместительства» кадров, т.е. работу финансовых менеджеров выполняют бухгалтера, экономисты, профессиональные качества которых противоположны профессиональным качествам финансистов.

Сформулированный перечень причин, сдерживающий становление и активное использование финансового менеджмента на белорусских предприятиях, безусловно, не является полным. Но уже их констатация, осознание и устранение могут стать началом работы по созданию предпосылок для распространения финансового менеджмента в национальной экономике.

Следует также заметить, что финансовый менеджмент как наука и как управленческая деятельность не существует без других экономических и финансовых дисциплин: макро- и микроэкономики, бухгалтерского учета, статистики, финансов предприятий, маркетинга, налогообложения.

 

 

 

С распадом СССР в Республике Беларусь образовалась новая финансовая система: были образованы новые финансовые институты, введена национальная валюта. Но недостатки остались, что нашло отражение в неустойчивости системы, дефицитах госбюджетов, отрыве финансовых и кредитных ресурсов, денежных средств предприятий и населения от движения материальных ценностей. Денежная масса в обороте стала возрастать в большем размере по сравнению с материальными ценностями. Это явилось причиной инфляции, роста цен, обесценивания рубля. В настоящее время степень централизации финансовых ресурсов в госбюджете и общая налоговая нагрузка на экономику остаются высокими.

В соответствии с концепцией Программы социально-экономического развития Республики Беларусь для стабилизации финансовой системы, стимулирования инвестиционной активности и роста производства, концентрации ресурсов для развития ведущих звеньев экономики предусматривалось:

1 постепенное снижение уровня централизации финансовых ресурсов государства до 35–40% ВВП;

2 демократизация бюджетного процесса;

3 завершение формирования казначейства для более полного учета, контроля и управления государственными ресурсами;

4 ограничение дефицита, покрытие его большей доли за счет кредитов Национального и коммерческих банков, выпуска государственных ценных бумаг, привлечения внешних займов.(20)

Проведенные в Научно-исследовательском экономическом институте Министерства экономики Республики Беларусь исследования позволяли сделать вывод о том, что кризис, охвативший экономику нашей страны, преимущественно носил структурный характер. Об этом свидетельствовали значительные несоответствия в структурах производства и потребления, высокий удельный вес привозного сырья и полуфабрикатов, значительная доля вывоза за пределы республики произведенной промышленной продукции, слабая насыщенность потребительского рынка товарами народного потребления собственного производства, недостаточное развитие экспортного сектора экономики, чрезмерная зависимость республики от поставок топливно-энергетических ресурсов из одного государства.

1 основные технико-экономические показатели на протяжении рассматриваемого периода имели тенденцию к снижению;

2 валовой внутренний продукт за период 1991-1995 гг. сократился на 9,2% (89,6-98,8);

3 объем промышленной продукции также понизился на 10,7% (88,3-99,0);

4 существенный скачок наблюдался в снижении объема инвестиций в основной капитал – на 45% (59,0-104,0);

5 реальные денежные доходы населения уменьшились на 26,7%.

Необходимость преломления столь далеко зашедших и опасных для экономической безопасности страны тенденций стала жестким императивом. В этих условиях были разработаны Основные направления социально-экономического развития Республики Беларусь на 1996-2000 гг. и Программа-2000, которые определили не только стратегию преодоления кризисных явлений, достижения макроэкономической стабилизации и возобновления хозяйственного роста, но и конкретные практические меры по решению поставленных задач. (13,c.18-19)

Развитие экономики происходило в условиях противоборства позитивных и негативных тенденций, оказывающих разнонаправленное воздействие на общеэкономическое положение страны.

Среди позитивных можно выделить следующие основные тенденции.

1 последовательное замедление инфляционных процессов. Индекс потребительских цен уменьшался с 105,6% в январе до 104% в феврале 1995, в марте – до 102%, в апреле – до 101,5% и в мае т – до 100,6%.

2 сдерживание падения курса белорусского рубля. За пять месяцев он понизился на 11,4% при росте индекса потребительских цен за это время на 14,4%.

3 Замедление темпов экономического спада в целом, а в отдельных отраслях оживление деловой активности. За пять месяцев текущего года по отношению к соответствующему периоду предыдущего года реальный объем ВВП уменьшился на 0,8% за 1995 г. на 10,1%.

4 Адаптация многих предприятий страны к условиям рынка, диверсификация и обновление производства, расширение выпуска продукции, пользующейся спросом как на внутреннем, так и внешнем рынках.

5 Повышение реальных денежных доходов населения. За январь – май 1996 г. к соответствующему периоду прошлого года они увеличились на 11%.

Наиболее существенными негативными тенденциями в развитии экономики страны являются:

1 Все еще остаются высокими темпы инфляции. За пять месяцев 1995 г среднемесячный индекс роста цен составил 2,7%. в то время как развитие деловой активности на здоровой экономической основе, как показывает опыт, начинается при инфляции ниже одного процента в месяц. Снижение инфляции обеспечивается в основном за счет монетарных факторов. Оно не получает достаточного подкрепления общеэкономическими мерами.

2 Резкое свертывание инвестиционной деятельности. При падении реальных объемов производства (ВВП) за 1991-1995 гг. на 37% общий объем капитальных вложений в реальном выражении сократился на 59%. В январе-мае т.г. по сравнению с соответствующим периодом 1995 г. они упали еще на 19%. Очевидно, что столь значительное сужение инвестиционной деятельности явилось узким местом не только для накопления производственных фондов, но и для их воспроизводства на прежнем уровне.

3 Не преодолены тенденции ухудшения внешней торговли. Несмотря на рост внешнеторгового оборота за 1992-1995 гг. в 2,5 раза отрицательное сальдо торгового баланса оставалось высоким. В т.г. положение дел в этой сфере еще более усугубилось. За 5 месяцев 1996 г. отрицательное сальдо торгового баланса достигло 759,7 млн. долл., превысив уровень этого показателя за предыдущие годы (в 1993 г. оно составляло 568,6 млн. долл., в 1994 г. -556,3 млн. долл., в 1995 г. - 659,7 млн. долл.).

4 Непрерывный рост в последнее время уровня безработицы. По состоянию на 1 июня т.г. число официально зарегистрированных безработных составило 175,1 тыс. человек.

5 Расстроены финансы всех основных агентов экономических отношений страны (государства, предприятий, населения). Несмотря на высокий уровень централизации финансовых ресурсов государства (государственный бюджет и внебюджетные фонды в 1995 г. составляли 50,6% ВВП), начиная с 1992 года, государственный бюджет стал устойчиво дефицитным. Так, в 1995 г. дефицит бюджета составил 3,1 трлн. руб. (2,6% от ВВП) и за январь-май 1996 г. – почти 1,3 трлн. руб. (2,3% от ВВП).(20)

Стратегической целью реформирования хозяйства страны в рассматриваемом периоде было определено формирование социально ориентированной рыночной экономики и на ее основе предотвращение дальнейшего развития кризисных процессов в экономике.

Учитывая недостаток ресурсов и не возможность и нецелесообразность государственной поддержки всех отраслей народного хозяйства, в Программе-2000 выделены три главных направления развития: экспорт, жилье, продовольствие. Они должны были стать теми «локомотивами», которые смогут «потянуть» другие сферы и производства, обеспечив выход из кризисного состояния, постепенный подъем экономики и повышение благосостояния народа. Приоритетное развитие этих направлений было ориентировано на преимущественное использование местных ресурсов и нацелено на более полное насыщение внутреннего рынка товарами и услугами и обеспечение их выхода на внешние рынки.

Была создана система управления экономикой, отвечающая реалиям трансформационного периода, внесены коррективы в обеспечение социальной защиты населения, активизирована инвестиционная деятельность, снижен инфляционный потенциал. На смену либерализации цен пришло их государственное регулирование, дополненное жесткой бюджетно-финансовой политикой. (13,c.19-20)

Однако улучшение основных показателей еще не означает перехода к устойчивому экономическому росту. Об этом свидетельствуют высокий уровень износа активной части основных производственных фондов (до 80 %), низкие коэффициенты их обновления, невысокий уровень использования современных технологий и недостаточный уровень конкурентоспособности отечественной продукции. Вместе с тем рост экономических показателей позволил в определенной мере стабилизировать положение на внутреннем рынке, определились основные подходы к проведению реформ.(9, С.468-469).

Два из трех намеченных Программой-2000 приоритетов были реализованы полностью. Это относится к строительству жилья и наращиванию экспортного потенциала. Расширился экспорт, как товаров, так и услуг. Экспорт услуг рос опережающими темпами: 221% против 154%. Их суммарное увеличение за 5 лет составлю 60%. а импорта – 52%. Благодаря этому отрицательное сальдо экспортно-импортных операций сократилось за этот период на 14% (86 млн. долл. США) и составило в 2000 г. минус 491 млн. долл.

Однако во внешнеэкономической деятельности так и не удалось преодолеть некоторые негативные явления, которые были присуши ей в середине 90-х годов. В первую очередь это касалось чрезвычайно открытого характера экономики. В Беларуси в последние годы XX в. внешнеторговый оборот составлял 115-127% ВВП. По степени открытости республика входила в число стран-лидеров, и в связи с этим экономика была сильно подвержена воздействию изменений, происходящих у основных внешнеторговых партнеров, в первую очередь России (ее доля во внешнеторговом обороте Беларуси тогда составляла 56-60%).

Одна из причин сохранения высокой степени открытости национальной экономики – ее слабая структурная трансформация, наращивание объемов производства на предприятиях с ресурсоемкими и энергоемкими технологиями. В проводившейся в 1997-1999 гг. денежно-кредитной и валютной политике имели место просчеты. Основная ошибка – чрезмерное эмиссионное кредитование государственных программ, что в конечном итоге в сочетании с административным регулированием официального обменного курса белорусского рубля имножественностью валютных курсов обусловило возникновение существенных деформаций на денежном и валютном рынках республики.

Лишь трансформация денежной политики, осуществленная в 2000г.в направлении сокращения эмиссионного кредитования, позволила обеспечить положительные значения реальных процентных ставок, удержать чистый внутренний рублевый кредит в заданных пределах. (13,c.21-22)

Но проводимая руководством страны денежная политика вызывает высокую инфляцию, обесценение вкладов населения и оборотных средств предприятий. В Беларуси нет ни одного инструмента сбережения средств. В 1997-1999 гг. денежная масса ежегодно удваивалась. Только за это время государство изъяло у вкладчиков свыше 300 млн. 1150 по причине отрицательной ставки процента.

Инфляция за 1999 год превысила 350%. Курс твердых валют по котировкам Национального банка в два раза ниже реального рыночного. Весьма ограниченные валютные и золотые резервы делают финансовую систему неустойчивой, увеличивают риски предприятий и домашних хозяйств. Отсутствуют фондовый рынок и каналы привлечения внутренних и внешних инвестиций. По объему привлеченных прямых иностранных инвестиций Беларусь находится на предпоследнем месте среди бывших социалистических стран. По уровню инвестиционного риска наша республика находилась в последней десятке стран мира. Налоговая политика воспроизводит самые плохие образцы командной и репрессивной экономики

Социально-экономическая политика нового пятилетия быта определена в Программе социально-экономического развития Республики Беларусь на 2001-2005 гг. (Программа-2005). С учетом преемственности важнейших векторов социально-экономической политики и необходимости дальнейшего

продвижения по пути подъема в Программе-2005 намечены следующие ключевые приоритеты:

1 формирование эффективной системы здравоохранения;

2 активизация инновационной и инвестиционной деятельности;

3 наращивание экспорта товаров и услуг;

4 дальнейшее развитие жилищного строительства на безэмиссионной основе с максимальным использованием внебюджетных источников финансирования;

5 развитие агропромышленного комплекса и сопряженных отраслей.

Важнейшей составляющей макроэкономической политики был определен социальный вектор развития. При этом главными задачами в области оплаты труда стали:

1 усиление стимулирующей роли заработной платы в расширении производства и росте его эффективности;

2 существенное повышение удельного веса оплаты труда в ВВП и денежных доходах населения;

3 приближение тарифной ставки первого разряда к размеру минимального потребительского бюджета.

В сфере социальной защиты населения предусматривалось усиление государственной поддержки его наиболее уязвимых слоев и групп, улучшение системы минимальных социальных гарантий, повышение эффективности социальных программ.

Выбранные приоритеты развития, реализуемая социально-экономическая политика, применение адекватных переходной экономике методов мотивации и регулирование хозяйственной жизни страны, последовательное развитие институциональных и правовых основ функционирования рыночной эко­номики позволили выполнить в рассматриваемом периоде основные задания Программы-2005.

Очевидно, что основные макроэкономические параметры развития страны были, не только выполнены, но и перевыполнены. Страна превзошла уровень 1990 г. по производству ВВП (на 27%), промышленной продукции (на 53%), производству потребительских товаров (на 66%), реальным денежным доходам населения (на 75%). Значительно выросло инвестирование в основной капитал – на 84% по отношению к 2000 г., что позволило довести его значение до 95% уровня 1990 г.

Выполнение основных макроэкономических параметров Программы-2005 позволило реализовать и ее социальный компонент. Уровень зарегистрированной безработицы к экономически активному населению сократился с 2,1% в 2000 г. до 1,5% в 2005 г. Начисленная среднемесячная заработная плата в долларовом эквиваленте выросла с 73.6 в 2000 г. до 218 в 2005 г.

Значительным результатом реализации Программы-2005 стало существенное снижение инфляционных процессов в стране. Объем внешней торговли товарами за 2001-2005 гг. вырос в 2,1 раза, в том числе со странами СНГ – в 1,7 раза, а со странами вне СНГ – в 2,6 раза. Аналогичная тенденция наблюдалась и в динамике экспорта: всего он вырос в 2,2 раза, со странами Содружества Независимых Государств – в 1,6 раза, с остальным миром – в 3,1 раза.

Очевидно, что главную свою функцию Программа-2005 выполнила. Была закреплена тенденция экономического роста достаточно высокими темпами, созданы фундаментальные предпосылки социальной стабильности общества, существенно активизирована инвестиционная деятельность субъектов хозяйствования, достигнута определенная конкурентоспособность белорусских товаров на некоторых внешних рынках, мотивирован экономический рост и обеспечено расширение спроса на внутреннем рынке, ужесточена денежно-кредитная политика. Важнейшим результатом экономической политики этого периода является рационализация системы оплаты потребляемых энергоносителей и коммунальных услуг, состоящая в обеспечении полного возмещения затрат за счет повышения тарифов и жесткой платежной дисциплины

 

Вопрос 40 (см.№5,6)

Вопрос 41 (№5)

Вопрос 42 Совершенствование управления финансами на современном этапе экономического развития

 

На современном этапе совершенствование управления финансами диктуется, прежде всего, необходимостью более эффективного воздействия на деятельность производственной и непроизводственной сфер народного хозяйства. В Беларуси оно осуществляется по двум основным направлениям:

1. перестройки органов управления финансами, совершенствования методов организации работы финансовых органов;

2. развития автоматизированных систем управления финансами.

После распада СССР на многих предприятиях Беларуси были созданы самостоятельные финансовые отделы и другие структурные подразделения (планово-финансовые отделы, финансовые группы в составе бухгалтерии и т.п.), организованы новые органы управления (например, Министерство по налогам и сборам).

Органы управления финансами в своей работе используют два метода — административный и экономический. При административном методе вышестоящие органы (министерства, ведомства) прибегают к администрированию — волевым, приказным мерам решения тех или иных вопросов.

Экономический метод означает отсутствие мелочной опеки предприятий в вопросах оперативного управления финансами, отказ от постоянных корректировок плановых заданий, выявление резервов роста прибыли и других экономических и финансовых показателей не по приказу сверху, а в силу внутренней экономической потребности, самостоятельное решение предприятиями своих экономических и финансовых проблем.

В условиях развития рыночных отношений экономические методы становятся доминирующими, возрастает роль автоматизированных систем в управлении финансами.

Под автоматизированной системой управления финансами (далее — АСУФ) понимается совокупность экономических и математических методов управления, электронной вычислительной и организационной техники и современных средств связи, позволяющая научно управлять финансами. АСУФ выступает в качестве подсистемы сбора и обработки информации для учета, планирования и управления народным хозяйством.

-Важное место в автоматизированной системе управления финансами ряда стран (Россия, Беларусь) занимает автоматизированная система финансовых расчетов (АСФР) — подсистема АСУФ. С ее помощью повышается эффективность управления финансами, поскольку благодаря ей решается проблема трудоемкости сбора, обработки и анализа информации, обеспе­чиваются многовариантность расчетов финансовых планов и их согласованность между собой. АСФР применяется не только для планирования, но и при исполнении бюджета (составление росписи бюджета, внесение изменений в бюджетные показатели, учет исполнения бюджета по доходам и расходам и др.). АСФР позволяет рационализировать структуру финансовых органов.

В настоящее время актуальной задачей является автоматизация финансовых расчетов в страховых организациях, низовых финансовых органах, особенно в налоговых инспекциях, имеющих дело с обширными и постоянно изменяющимися данными по налогоплательщикам.

Однако не следует преувеличивать возможности АСУФ. Часть задач по управлению финансами не поддается формализации, для их решения требуются традиционные методы и опыт работников финансовых органов. АСУФ не может совершенствовать формы и методы финансовых отношений, это сфера деятельности специалиста, который ставит перед системой цели и задачи, вводит первичную информацию, производит корректировку и осуществляет постоянный контроль за работой системы. Таким образом, специалист по финансам, используя данные, получаемые на основе АСУФ, выбирает вариант решения. Это под силу высококвалифицированному работнику.

АСУФ является важным направлением совершенствования управления экономикой и финансами. Эффективность ее функционирования требует оснащения финансовых служб современной электронно-вычислительной техникой.

 

Вопрос 43 Уровни финансового планирования (см.№12)

 

Вопрос №44 Содержание бизнес планирования на предприятиях

Одним из плановых документов, составляемых на предприятии, является бизнес-план. Составление бизнес-плана преследует две основные цели. Он предназначен, во-первых, для внутрифирменного планирования, во-вторых, для обоснования получения денежных средств из внешнего источника, т.е. получения денег под конкретный проект в виде банковских ссуд, бюджетных ассигнований, долевого участия других предприятий в осуществлении проекта.

В разработке бизнес-плана участвуют все структурные подразде­ления предприятия, в том числе финансовый менеджер и руководимые им подразделения предприятия. Такой план выступает в качестве документа текущего и среднесрочного планирования. При этом показатели первого документа планируемого года рассчитываются с помесячной разбивкой, последующих лет — с поквартальной. В этом документе отражаются все стороны производственной, коммерческой деятельности предприятия, его финансовые результаты. Этим предопределяется структура бизнес-плана.

Бизнес-план содержит три раздела:

I. Резюме (выводы).

II. Основная часть.

III. Стратегия финансирования.

В разделе I «Резюме» в краткой форме излагаются основные цели проекта, размер требуемых для его осуществления финансовых ре­сурсов, срок окупаемости.

В раздел II «Основная часть» включаются следующие подразделы:

описание вида деятельности; описание продукции (услуги); оценка отрасли; рынок; маркетинг; план производства; организационный план; юридический план; анализ рисков; финансовый план.

Финансовый план — это важнейшая часть бизнес-плана, в которой обобщены и представлены в стоимостном выражении все разделы бизнес-плана. Этот план необходим предпринимателям и инвесторам (кредиторам, акционерам). Предприниматели должны знать источники и размер финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения производства, направления использования средств, размеры денежной наличности, промежуточные и конечные финансовые результаты своей деятельности. Инвесторы должны иметь представление о том, насколько экономически эффективно будут использоваться их средства, какова их отдача, размер прибыли, дивидендов, каков срок окупаемости и возврата.

 

Вопрос №45Организация и использование финансовых ресурсов субъектами хозяйствования

 

Виды финансовых ресурсов – это те конкретные формы доходов, поступлений и накоплений, которые образуются у субъектов хозяйствования и субъектов власти в результате финансового распределения. Ими являются: амортизационные отчисления, прибыль организации, налоговые доходы, страховые платежи и т. п.

На состав источников финансовых ресурсов субъектов хозяйствования будут оказывать влияние сфера деятельности (материальное производство или непроизводственная сфера), способ ведения хозяйства, т.е. преследует ли организация извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности (коммерческие организации) либо не имеет такой цели и не распределяет полученную прибыль между участниками (некоммерческие организации), организационно-правовая форма, отраслевые особенности и т.п.

Финансовые ресурсы коммерческой организации – это денежные доходы, накопления и поступления, находящиеся в собственности или распоряжении организации и предназначенные для выполнения финансовых обязательств, обеспечения воспроизводственных затрат, социальных потребностей и материального стимулирования работающих.

К основным источникам формирования финансовых ресурсов коммерческой организации относятся:

1) выручка от реализации продукции, работ и услуг;

2) выручка от прочей реализации (например, выбывших основных фондов, производственных запасов и т.п.);

3) внереализационные доходы (полученные штрафы, дивиденды и проценты по ценным бумагам и др.);

4) бюджетные средства;

5) средства, поступившие в порядке перераспределения финансовых ресурсов внутри вертикально интегрированных структур и отраслей.

Видами финансовых ресурсов коммерческой организации будут выступать прибыль от реализации товаров (работ или услуг), от реализации имущества, сальдо доходов и расходов от внереализационных мероприятий, амортизационные отчисления, резервные и аналогичные им фонды, образованные за счет прибыли прошлых лет.

Направлениями использования финансовых ресурсов коммерческой организации являются: платежи в бюджеты разного уровня и внебюджетные фонды, уплата процентов за пользование кредитом, погашение ссуд, страховые платежи, финансирование капитальных вложений, увеличение оборотных средств, финансирование научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполнение обязательств перед собственниками коммерческой организации (например, выплата дивидендов), материальное поощрение работников предприятия, финансирование их социальных нужд, благотворительные цели, спонсорство и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации – это денежные доходы, поступления и накопления, используемые для осуществления и расширения уставной деятельности организации. Организационно-правовая форма и вид деятельности некоммерческой организации будет оказывать влияние на состав источников финансовых ресурсов, а также на механизм их формирования и использования.

К основным источникам финансовых ресурсов некоммерческих организаций относятся:

1) взносы учредителей и членские взносы;

2) доходы от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности;

3) бюджетные средства;

4) безвозмездные перечисления физических и юридических лиц;

5) прочие источники.

Видами финансовых ресурсов некоммерческих организаций выступают бюджетные средства, безвозмездные перечисления юридических и физических лиц, включая гранты, прибыль, амортизационные отчисления (кроме бюджетных учреждений), резервные и аналогичные им фонды (кроме бюджетных учреждений) и т.п.

Финансовые ресурсы некоммерческой организации используются для реализации основной цели ее создания. Это могут быть расходы, связанные с оплатой труда служащих, эксплуатацией помещения, приобретением оборудования, платежи в бюджеты и государственные внебюджетные фонды, капитальные вложения, капитальный ремонт зданий и сооружений и т.п.

Кроме субъектов хозяйствования, ведущих свою деятельность как юридическое лицо, предпринимательскую деятельность могут осуществлять и индивидуальные предприниматели, у которых также формируются финансовые ресурсы.

Источниками финансовых ресурсов индивидуальных предпринимателей выступают личные сбережения и доходы, полученные ими в результате осуществления хозяйственной деятельности. Кроме того, предприниматели могут привлекать для осуществления своей деятельности заемные средства.

Финансовые ресурсы индивидуальных предпринимателей используются на расширение дела, платежи в бюджет и государственные внебюджетные фонды, расходы по оплате труда наемных работников, благотворительные взносы и пожертвования и т.п. Если предпринимательская деятельность прекращается, все полученные доходы направляются наличное потребление предпринимателя.

Источниками финансовых ресурсов, находящихся в распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, выступают валовой внутренний продукт, часть стоимости национального богатства и поступления от внешнеэкономической деятельности.

Валовой внутренний продукт является основным источником формирования государственных и муниципальных финансовых ресурсов. Но иногда, например, в периоды экономического кризиса или наступления чрезвычайных обстоятельств (революции, войны, крупные стихийные бедствия и т.п.) в качестве источника государственных и муниципальных финансовых ресурсов может выступать ранее накопленное национальное богатство.

Финансовыми ресурсами органов государственной власти и местного самоуправления являются:

1) налоговые доходы (налог на прибыль организаций, налог на доходы физических лиц, единый социальный налог и др.);

2) неналоговые доходы (дивиденды по акциям, находящимся в государственной и муниципальной собственности, доходы от сдачи государственного и муниципального имущества в аренду, проценты, полученные от предоставления бюджетных кредитов (бюджетных ссуд) и т.п.);

3) безвозмездные перечисления (от бюджетов других уровней, государственных внебюджетных фондов и др.);

4) другие доходы.

Использование финансовых ресурсов, находящихся в. распоряжении органов государственной власти и местного самоуправления, непосредственно связано с функциями государства: экономической, социальной, управленческой, укрепления обороноспособности; посредством финансовых ресурсов обеспечиваются важные потребности общества в области развития экономики, финансирования социальной сферы, осуществления государственного и муниципального управления, укрепления обороноспособности страны и т.п.

Формирование и использование финансовых ресурсов осуществляется в фондовой или нефондовой форме. Фондовая форма предопределена потребностями органов государственной власти и местного самоуправления, нуждающихся в финансовых ресурсах для обеспечения своего функционирования, и некоторыми потребностями субъектов хозяйствования, осуществляющих расширенное воспроизводство. При формировании и использовании их финансовых ресурсов используются как фонды многоцелевого назначения, так и узкоцелевые.

Финансовые фонды имеют следующие черты:

1) это обособившаяся часть, выделившаяся из общей суммы денежных средств;

2) в результате обособления денежный фонд начинает функционировать самостоятельно, причем эта самостоятельность относительна, происходит постоянное пополнение и использование средств;

3) всегда создается для финансирования какой-либо цели, причем цели могут быть разного порядка, широкие и узкие;

4) имеет правовое обеспечение, в котором регулируются вопросы порядка его образования и использования.

Фондовая форма образования и использования финансовых ресурсов имеет преимущества по сравнению с нефондовой. Формирование обособленно функционирующих финансовых фондов с четкой регламентацией порядка их формирования и использования обеспечивает концентрацию финансовых ресурсов для выполнения неотложных задач, позволяет эффективнее управлять ими и облегчает контроль за их формированием и использованием. Однако если ранее фондовая форма была основной, то в условиях рынка в фондовой форме формируются и используются в основном финансовые ресурсы органов государственной власти и местного самоуправления. К таким фондам относят бюджеты соответствующих уровней и внебюджетные фонды. Форма использования финансовых ресурсов субъектов хозяйствования в настоящее время в меньшей степени регламентирована государством. Порядок использования финансовых ресурсов коммерческими организациями определяется их учредительными документами, и поэтому здесь возможно сочетание фондовой и нефондовой форм. Часть ресурсов субъектов хозяйствования может быть направлена на образование фондов целевого назначения (например, экономического стимулирования, резервных фондов). Использование финансовых ресурсов на выполнение финансовых обязательств перед бюджетами разных уровней, государственными внебюджетными фондами, банками, страховыми организациями, уплата штрафных санкций осуществляется в нефондовой форме. [5, с. 21-26.]

 

Вопрос №46 Современное состояние финансов сферы материального производства

 

Белорусская экономика, после распада СССР прошедшая сложный путь, демонстрирует впечатляюще высокие темпы роста. Ее устойчивому развитию не помешали ни централизованный контроль со стороны государства и затягивание реформ, ни повышение цен на поступающее из России углеводородное сырье. Сегодняшняя Беларусь уже не ориентирована почти исключительно на экономическое пространство России - ее экономические связи простираются во все части света.Сегондя практически завершено создание собственных товаропроводящих сетей крупных предприятий. Это стало своего рода социальной революцией в основном секторе белорусской экономики – промышленности. Сети пришлось создавать зачастую на новом месте, без опыта работы в дальних странах. В результате крупные промышленные предприятия РБ укрепили свою самостоятельность в качестве субъектов мирового рынка, что оказалось одним из важных факторов повышения их капитализации. По сути, в этом состоит ключевой элемент рыночных реформ в Беларуси. Во-вторых, крупные предприятия были превращены в своего рода государственные корпорации. Все они прошли через индивидуальные программы акционирования. На большинстве из них начата технологическая модернизация. Она проводится, как правило, за счет белорусского государства и внутренних ресурсов предприятий. Происходит перекачка ресурсов из нефтехимической промышленности в иные сектора. Стабилизационный фонд, созданный совсем недавно, играет иную роль, чем в России. Технологическая модернизация предприятий требует их реструктурирования. Создаются филиалы и сборочные производства в других странах, возникают отношения партнерства с внешними субъектами хозяйствования и т.д. Инвестиции в основной капитал обычно держатся в среднем по Беларуси на уровне 25% в год. Технологическая модернизация является в данном случае лишь частью процесса экономического реформирования крупного производства. Модернизированные предприятия стремятся выйти на фондовый рынок или в иной форме заполучить внешний капитал. Такая модель реформирования, конечно, привлекательна: предприятия не распродаются по дешевке, не возникает феномена «олигархов» и мощной преступности, связанной с переделом собственности. Но и у этой модели есть оборотная сторона – в Беларуси не формируется собственный национальный крупный капитал. Государство пускает крупных внешних инвесторов на свои крупные предприятия и контролирует их деятельность, однако иной формы контроля за капиталом, кроме бюрократической, в Беларуси не формируется. В-третьих, в Беларуси развернуто широкомасштабное стимулирование малого и среднего бизнеса, особенно в малых и средних городах и на селе. Фактически в последние годы небольшие города и деревни превращены в своего рода свободные экономические зоны. Налоговые льготы там беспрецедентны. И хотя бюрократический пресс сохраняется, развитие среднего и малого бизнеса происходит стремительно. Селу поспособствовал мировой рост цен на продовольствие, а малым городам – увеличение транзита через РБ. Особенно быстро развивается сектор услуг.Фактически Беларусь сбрасывает в сектор среднего и малого бизнеса, прежде всего в сферу услуг, рабочую силу крупных предприятий, высвобождающуюся в ходе технологической модернизации, и сельскую миграцию. Часть рабочих – около 600 тысяч человек, самый низкий в Восточной Европе процент населения – находится на заработках вне Беларуси. Государство-корпорация отстаивает интересы в первую очередь крупного производства. Это естественно, ведь именно такое производство является основой белорусской экономики. Но мировоззрение среднего и малого бизнеса, ориентированного на Европу, отрицает государственнические категории.

 

Вопрос №47 Доходы и расходы госбюджета, бюджетная классификация

 

Бюджетная классификация – научно обоснованная группировка доходов и расходов по однородным знакам с присвоением отдельным подразделениям бюджета точных наименований и порядковых номеров. Она помогает обеспечить в каждом финансовом органе, министерстве, предприятии, учреждении поступление доходов в бюджет и расходование средств в предусмотренных объемах.

К построению бюджетной классификации предъявляются следующие требования:

- однотипность отражения доходов и расходов в бюджете и единство подхода к характеристике соответствующих доходов и расходов (это позволяет объединять индивидуальные сметы и финансовые планы в отраслевые, составлять свод бюджетов);

- увязка показателей бюджета с финансовыми планами и сметами и прогнозным планированием на республиканском и региональном уровнях;

- четкая система распределения и группировка доходов и расходов, дающая представление о плательщиках и получателях бюджетных ассигнований.

бюджетная классификация включает:

1) классификацию доходов;

2) классификацию расходов;

3) классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского и местных бюджетов;

4) классификацию источников внутреннего финансирования дефицита республиканского бюджета;

5) классификацию видов внутреннего государственного долга Республики Беларусь;

6) классификацию видов внешнего государственного долга Республики Беларусь.

Государственный бюджет для выполнения своей важной роли в общественном воспроизводстве должен располагать устойчивой базой. С этой целью изымается в бюджет часть доходов предприятий, организаций и населения. Материальной основой доходов бюджета является национальный доход, т.е. та часть, которая централизуется в основном фонде денежных средств государства и его отдельных регионов. В бюджете аккумулируется значительная часть государственных финансовых ресурсов (более 2/3 всего объема), принимающих форму доходов бюджета.

Формы и методы образования доходов бюджета изменяются под воздействием многих объективных и субъективных факторов, среди них первостепенное влияние оказывает уровень развития производительных сил, производственных отношений, финансовой науки. Не менее важное воздействие на доходы имеют сложившаяся конкретная экономическая и социальная ситуация, экономическая политика в данном периоде, выбранные приоритеты развития общества, стратегия достижения намечаемых задач и др. Однако главное назначение мобилизованных доходов – создание устойчивой финансовой базы, позволяющей органам власти всех уровней управления осуществлять свои функции, удовлетворять общегосударственные потребности.

Назначение доходов – покрыть расходы бюджета. Но при этом необходимо найти такие формы финансовых взаимоотношений с субъектами хозяйствования, методы изъятия доходов в бюджет, которые бы стимулировали повышение производительности труда, рациональное использование всех ресурсов, увеличение поступлений. В этом заключается не только фискальное назначение доходов, но и их стимулирующая функция, обеспечивающая расширение материальной основы их роста, укрепление доходной части бюджета.

Доходы делятся на три категории:

- текущие;

- капитальные;

- безвозмездные.

Текущие доходы включают:

1) все невозвратные обязательные поступления;

2) добровольные и компенсируемые поступления средств от услуг, представляемых государственными учреждениями;

3) штрафы и санкции.

Капитальные доходы классифицируются по видам реализуемых основных фондов и включают:

- невозвратные операции, связанные с приобретением, передачей, сооружением или продажей основных фондов, предназначенных для многократного использования;

- поступления от реализации непроизводственных ценностей, ряд нематериальных активов;

- разовые безвозмездные предоставления средств для приобретения материальных ценностей.

Текущие и капитальные доходы группируются исходя из форм, методов изъятия и содержания следующим образом. К группе текущих доходов относятся:

1. Налоговые доходы (обязательные платежи в бюджет).

2. Социальные отчисления – обязательные взносы и отчисления работодателей и работающих в специализированные фонды.

3. Неналоговые – доходы от возмездных и безвозмездных операций, полученных от предоставления государством разного вида услуг, доходы от государственной собственности, предпринимательской деятельности государства, штрафы, пени, санкции, конфискации и т.п.

К группе капитальных доходов относятся

- налоговые доходы (налоги на имущество, на недвижимость, на наследуемое имущество и переходящее в порядке дарения, а также прочие непериодические налоги на собственность);

- неналоговые доходы – нефинансовые (произведенные) активы, непроизводственные активы (доходы от продажи земли и нематериальных активов), капитальные трансферты от резидентов и от нерезидентов, административные платежи и сборы, штрафные санкции, доходы от внешнеэкономической деятельности, безвозмездные поступления от нерезидентов и от бюджетов других уровней для осуществления конкретных программ и финансовой поддержки бюджета.

Существуют также закрепленные и регулирующие доходы. Закрепленные – это доходы, поступающие сразу же в конкретный бюджет. Например, подоходный налог, земельный и основная часть экологического налога, составляющие источники доходов местных бюджетов. Регулирующие доходы – республиканские налоги, распределяемые между вышестоящими и нижестоящими бюджетами в целях бюджетного регулирования по нормативам, устанавливаемым при утверждении вышестоящего бюджета.

Выделяют следующие важнейшие признаки, по которым можно сгруппировать источники поступлений:

- форма изъятия платежей;

- субъекты их уплаты;

- сфера деятельности, отрасль, ведомство;

- объект обложения и др.

В зависимости от плательщика, доходы можно разделить на две группы. Первую из них образуют поступления от юридических лиц, т.е. предприятий, организаций, других коммерческих структур, а вторую – от физических лиц. Первая группа платежей (в виде налогов, сборов, неналоговых доходов) преобладает в доходах бюджета и республики.

Сфера деятельности позволяет разделить доходы бюджета на платежи, поступающие от субъектов материального производства, а также от учреждений, организаций, предприятий непроизводственной сферы. Более детализированной является классификация их по отраслям хозяйства, культуры и ведомствам (промышленности, транспорта, сельского хозяйства, торговли, коммунального и жилищного хозяйства и т.п.). Платежи зависят также от вида предприятия, формы его управления, организации коммерческой деятельности.

Особое значение имеет их группировка по основным объектам обложения, к которым относятся:

1) прибыль и доходы;

2) капитал, имущество;

3) природные ресурсы, земля;

4) фонд оплаты труда;

5) обороты по реализации продукции, работ и услуг и др.

Некоторая часть доходов образуется за счет прочих платежей:

- таможенных и консульских сборов;

- доходов от реализации государственного имущества;

- сборов, взимаемых автомобильной инспекцией;

- доходов от реализации невостребованных грузов и почтовых отправлений;

- платы за государственную регистрацию;

- сумм от реализации продукции незаконной охоты и рыболовства и др.

В отличие от доходов, которые аккумулируются в бюджете в результате изъятия части денежных средств у населения, предприятий, организаций, его ресурсы в виде расходов передаются в распоряжение отдельных субъектов хозяйствования и граждан. Являясь собственником бюджетных ресурсов, государство имеет право распоряжаться ими, направлять их на развитие материальной и социальной сферы, покрытие общегосударственных и других потребностей, т.е. осуществлять расходы.

В целях выяснения роли и значения расходов бюджета в социально-экономической жизни выработан ряд признаков классификации рассматриваемых затрат государства:

1) по роли в воспроизводстве;

2) по общественному назначению;

3) по отраслям производства и видам деятельности;

4) по целевому назначению;

5) по территориальному назначению.

Для более глубокого анализа эффективности использования бюджетных ресурсов, их влияния на общественные процессы целесообразно расходы бюджета классифицировать следующим образом:

1. Сфера расходования бюджетных ресурсов: материальная и непроизводственная.

Расходы на материальную сферу объединяются по своей принадлежности к первому подразделению (производство средств производства) или второму (производство средств потребления), что позволяет определять их влияние на структуру общественного производства и потребления.

Расходы бюджета на содержание и развитие непроизводственной сферы прежде всего различаются по их главному назначению, т.е. на социально-культурные мероприятия, бытовое обслуживание населения и общегосударственные расходы.

2. Субъекты финансирования, к которым в наиболее общем виде относятся юридические и физические лица. Для первых (звеньев хозяйств и культуры) классификация осуществляется по:

- формам собственности (государственная, акционерная, частная);

- видам деятельности (производственная, научная, коммерческая и т.д.);

- типам предприятий (крупное, среднее, малое, концерны и т.п.);

- методам хозяйствования (хозрасчетное, бюджетное).

Расходы бюджета на повышение (или поддержание) материального и культурного уровня населения бывают:

1) прямые;

2) косвенные.

Прямые – это бюджетные ассигнования, которые непосредственно передаются отдельным гражданам. Их можно группировать по слоям населения, их социальной принадлежности, а также формам передачи (пенсии, пособия, индексация доходов, субсидии частным предпринимателям, фермерам и т.п.).

Косвенное финансирование граждан происходит через дотирование отдельных товаров первой необходимости для сохранения определенного уровня фиксированных розничных цен, тарифов на коммунальные услуги. К ним можно отнести и расходы государства на обеспечение определенного уровня здравоохранения, образования, предоставления на этой основе бесплатных медицинских и образовательных услуг, содержание домов престарелых, инвалидов и т.д.

Классификация доходов и расходов бюджета облегчает контроль за полным и своевременным поступлением платежей в бюджет по видам доходов и плательщикам, а также за целевым финансированием и расходованием средств в пределах ассигнований, предусмотренных в бюджете.

 

Вопрос 48: Перспективные направления развития системы социального страхования в Беларуси

Особенностью концепции государственной социальной политики в настоящее время является ее направленность на стабилизацию уровня жизни граждан. Новые социально-политические реалии выдвинули следующие основные задачи:

- усиление адресности социальной поддержки слабо защищенных групп населения;

- обеспечение основных социальных гарантий;

- сдерживание массовой безработицы;

- адаптация и социальная поддержка мигрантов W2

К ряду насущных относится задача дальнейшего развития системы социальной защиты населения.

Особенностью организации социальной защиты населения в Республике Беларусь является то, что этот процесс осуществляется за счет средств государственных целевых и бюджетных фондов: Фонда социальной защиты населения, государственного фонда содействия занятости, а также страховых компаний, занимающихся страхованием жизни и от несчастных случаев. Пенсионное обеспечение в Республике Беларусь осуществляется по солидарному принципу, когда работающие содержат неработающих.

Наиболее важной задачей, которую необходимо решить и которая во многом определяет существующие проблемы системы социальной защиты, является перестройка сознания на понимание того факта, что устаревшие стереотипы, механизмы и инструменты построения системы социальной защиты в новых современных условиях не могут быть эффективными и мешают социально-экономическому развитию общества.

Индивидуальный (персонифицированный) учет в системе государственного социального страхования – это организация и ведение учета сведений о каждом застрахованном лице для целей государственного социального страхования.

Цель введения персонифицированного учета – создать условия для назначения пенсии каждому гражданину в соответствии с результатами всей его трудовой деятельности.

В условиях рыночной экономики банкротство, реорганизация предприятий стали носить массовый характер. При этом зачастую не сохраняются архивы, которые могли бы подтвердить трудовой стаж и размер заработной платы для назначения государственной пенсии. Сведения, содержащиеся в трудовых книжках и справках о заработке, стали гораздо менее достоверными, чем, к примеру, десять лет назад. Вот и получают некоторые наши граждане не совсем заслуженную пенсию, забирая средства тех, кто ее заработал честно. Размер пенсии не отражает индивидуального вклада каждого работающего в систему социального страхования в течение всей трудовой деятельности.

Преимущества персонифицированного учета - на место практики назначения пенсии по справке о заработной плате и сведениям из трудовой книжки приходит система персонифицированного учета, являющаяся информационной базой, в которой будут накапливаться сведения, необходимые для назначения пенсии. В перспективе данные персонифицированного учета будут использоваться и при назначении пособий (по временной нетрудоспособности, по безработице). Каждый работающий гражданин зарегистрирован в Фонде социальной защиты населения (далее - Фонд), ему выдано свидетельство социального страхования с указанием страхового номера, который соответствует личному номеру гражданина, указанному в паспорте нового образца. Под этим же номером на него открыт в информационной базе Фонда индивидуальный лицевой счет, на котором накапливаются сведения о стаже, заработке и другие данные, необходимые ему в будущем для назначения трудовой пенсии. Система учета такова, что страховой номер сохраняется за человеком всю жизнь. Куда бы он ни переехал, на какую бы работу не устроился, данные о нем будут попадать на один и тот же лицевой счет. К моменту назначения пенсии гражданину не надо будет собирать многочисленные справки, искать исчезнувшие фирмы, где он когда-то работал, копаться в архивах. Все сведения хранятся в компьютерном банке данных Фонда. Данными персонифицированного учета располагает только Фонд социальной защиты населения - государственный орган, следовательно, государство обеспечивает сохранность, достоверность и конфиденциальность сведений о каждом гражданине.

Основная задача персонифицированного учета – сделать систему государственного социального страхования справедливой, максимально защитить пенсионные права работающих граждан, исключить неоправданное расходование средств социального страхования на выплату «не заработанных» пенсий. Персонифицированный учет улучшит финансовое положение в государственном социальном страховании за счет повышения заинтересованности непосредственно работника в правильном отражении заработка при начислении страховых взносов и полном их перечислении и создаст информационную базу для реформ в системе государственного социального страхования, в частности, в пенсионной системе.Подготовка соответствующих законопроектов в министерстве уже ведется. В частности, в качестве первоочередной меры в соответствии с поручением Президента Республики Беларусь разрабатывается проект Закона, предусматривающий изменение источника финансирования досрочных пенсий и введение системы дополнительного профессионального пенсионного страхования работников, занятых в неблагоприятных условиях труда (при этом вопрос о сокращении льгот по досрочному выходу на пенсию работников, занятых в таких условиях, не стоит, речь идет об изменении источника и механизмов финансирования). Финансирование пенсионных прав, приобретаемых в рамках новой системы профессионального пенсионного страхования предполагается осуществлять за счет целевых страховых взносов соответствующих работодателей по накопительной сх

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Наряду с названными адресными льготами на предприятия с иностранными инвестициями распространяются многие дру­гие льготы, предусмотренные для отечественных предприятий | Предмет истории государства и права России. Задачи изучения истории права
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 699; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.322 сек.