Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Автоматизированное рабочее место врача




Автоматизированные системы управления лечебно - профилактическим учреждением

Классификация медицинских информационных систем

Информационные процессы присутствуют во всех областях медицины и здравоохранения. Важнейшей составляющей информационных процессов являются информационные потоки. От их упорядоченности зависит четкость функционирования отрасли в целом и эффективность управления ею.

Для работы с информационными потоками предназначены информационные системы.

Информационная система – организованно упорядоченная совокупность документов (массивов документов) и информационных технологий, в том числе с использованием средств вычислительной техники и связи, реализующих информационные процессы.

Основная цель информационных систем медицинского назначения состоит в информационной поддержке разнообразных задач оказания медицинской помощи населению, управления медицинскими учреждениями и информационном обеспечении самой системы здравоохранения. Самостоятельной задачей является информационная поддержка научных исследований, учебной и аттестационной работы.

Известны различные виды классификации медицинских информационных систем. Например, в зависимости от уровней управления и организации:

1. государственный (федеральный и региональный);

2. территориальный (муниципальный, город, район);

3. учрежденческий (ЛПУ, НИИ, вузы, медтехники и др.);

4. индивидуальный.

Одной из наиболее распространенных является классификация медицинских информационных систем, определяющаяся спецификой решаемых ими задач.

Классы медицинских информационных систем.

1. Административно-хозяйственные (офисные) медицинские системы:

- бухгалтерские системы;

- системы учета лекарственных препаратов;

- системы регистрации пациентов;

- системы регистрации медицинской документации;

- системы автоматизации делопроизводства;

- системы клинического обследования;

- системы контроля за выполнением лечебных назначений и др.

Основная функция офисных медицинских систем – обеспечение информационной поддержки функционирования ЛПУ.

2. Системы для лабораторных и диагностических исследований(лабораторные системы микробиологии, радиологии, рентгенографии, компьютерной томографии, ультразвукового исследования и др.)

Они служат для автоматизации ввода и сохранения результатов лабораторных исследований.

3. Экспертные системы для диагностики, прогнозирования и мониторинга.

Данные системы представляют собой программное обеспечение, анализирующее некоторую информацию на основе специальных механизмов представления знаний о предметной области и логического вывода.



4. Системы информационного и библиографического поиска.

В их функции входит создание и ведение электронных каталогов, подготовка реферативной информации, создание и ведение профессионально ориентированных баз данных и др.

5. Обучающие системы.

Представляют собой различные комплексы тренировочных упражнений и практических методик.

6. Интегрированные системы (больничные информационные системы).

Такие системы объединяют в себе функциональные возможности информационных систем нескольких классов и предназначены для комплексного решения задач в зависимости от специфики конкретного учреждения.

Основные функции вышеперечисленных систем представлены в таблице.

  Офисные Библиогра-фические Лабораторные Экспертные Обучающие Интегрированные
Сбор данных            
Регистрация и документирование            
Обмен информацией            
Врачебный контроль            
Технологический контроль            
Ведение архива            
Анализ данных            
Поддержка принятия решения            
Обучение            

 

Высшим уровнем внедрения современных информационных технологий в медицинскую деятельность является автоматизация управления ЛПУ и здравоохранением в целом.

Автоматизированная система управления(АСУ) представляет собой средство сбора, обработки, накопления, хранения и передачи медицинской информации, предназначенное для автоматизации, как управленческого процесса, так и профессиональной деятельности каждого работника медицинской сферы.

Использование АСУ позволяет добиться снижения численности управленческого аппарата, повысить эффективность и оперативность управления, освободить персонал от большого объема рутинной работы, создав условия для максимального использования его творческих способностей, в кратчайшие сроки обеспечить специалистов различных уровней необходимой информацией и решить многие иные проблемы.

На сегодняшний день отечественными и зарубежными производителями сознано немало АСУ, предназначенных для использования в здравоохранении на различных уровнях: индивидуальном (для одного специалиста), учрежденческом (для управления ЛПУ), территориальном (для управления здравоохранением города, района), региональном и федеральном (для управления здравоохранением всего государства).

Компонентами АСУ являются:

1. Технические средства – вычислительные устройства, устройства ввода-вывода, запоминающие и накопительные устройства, сетевое оборудование.

2. Программное обеспечение – компьютерные программные средства, обеспечивающие работу технических средств и обработку информации.

3. Пользователь или оператор, который осуществляет взаимосвязь с программными и аппаратными средствами системы.

Любая АСУ в процессе своей работы должна выполнять следующие функции:

1. сбор, обработка и анализ информации о состоянии объекта управления (например, посредством АСУ в стационаре собирается информация о каждом пациенте, рассчитываются и анализируются показатели работы каждого врача, лечебного и вспомогательного отделения и учреждения в целом);

2. выработка управляющих воздействий (например, АСУ, располагая сведениями о потребности в медикаментах и наличии их в аптеке, может в автоматическом режиме принять решение о необходимости приобретения лекарственных препаратов);

3. передача управляющих воздействий на исполнение и контроль их передачи (например, АСУ передает в бухгалтерию заявку на приобретение медикаментов);

4. реализация и контроль выполнения управляющих воздействий (АСУ контролирует поступление новых медикаментов в аптеку и лечебное отделение);

5. обмен информацией с другими связанными с ней автоматизированными системами (например, показатели работы учреждения АСУ направляет в министерство здравоохранения и центр медицинской статистики).

К АСУ предъявляется ряд общих требований:

1. должна быть обеспечена совместимость элементов АСУ друг с другом, а также с внешними АСУ, взаимодействующими с рассматриваемой - все компоненты АСУ должны «общаться на одном языке»;

2. должна предполагаться возможность расширения, развития и модернизации АСУ с учетом перспектив учреждения (например, при создании нового отделения, оно должно быть легко и быстро включаться в АСУ ЛПУ);

3. АСУ должна обладать достаточной адаптивностью к изменениям условий ее использования (например, внедрение в практику новых нормативных актов, должно найти соответствующее отражение в алгоритмах АСУ);

4. АСУ должна иметь достаточную степень надежности, так как любой сбой в ее работе негативно отразится на деятельности всего учреждения;

5. должны быть предусмотрены контроль правильности выполнения автоматизированных функций и возможность диагностирование системы, позволяющие выявить место, вид и причину неполадки;

6. должны быть предусмотрены меры защиты от неправильных действий персонала, а также от несанкционированного вмешательства и утечки информации.

Современные автоматизированные системы управления строятся на основе концепции локальной обработки информации. Структурной единицей такой АСУ является автоматизированное рабочее место (АРМ) - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

Однако простую совокупность АРМ еще нельзя считать автоматизированной системой управления. В АСУ все элементы должны быть связаны между собой средствами коммуникации (локальной сетью). Именно они, обеспечивая обмен информацией между рабочими местами, делают АСУ системой.

Рассмотрим этот вопрос на примере АСУ стационара. Как известно, основным документом в стационаре является медицинская карта стационарного больного, обычно именуемая историей болезни. Именно она служит основой для объединения АРМ в систему. Речь идет об электронной автоматизированной истории болезни. Она представляет собой комплекс данных о больном, хранящихся в электронном виде в сетевой накопительной базе (в архиве электронных историй болезни).

Благодаря тому, что все АРМ связаны между собой (и, естественно, с архивом электронных историй болезни) средствами коммуникации (в данном случае – локальной сетью), каждый из компетентных сотрудников ЛПУ может работать с историей болезни любого больного непосредственно на своем рабочем месте. Так, в одно и то же время, находясь в различных помещениях, лечащий врач может записывать дневник, лаборант клинической лаборатории – вносить результаты анализа крови, а врач-рентгенолог – описывать рентгенограммы. Кроме того, средства автоматизации некоторых рабочих мест, могут автономно, без участия оператора, обращаться к историям болезни. Например, АРМ постовой сестры может выбирать из историй болезни назначения, группируя их по видам, а АРМ врача – оформлять и направлять в соответствующие службы направления на различные исследования (естественно, руководствуясь сделанными врачом назначениями).

Так осуществляется оперативный обмен медицинской информацией между специалистами, отделениями, службами. В то же время, работа с электронной историей болезни лежит в основе автоматизации управления ЛПУ. База данных историй болезни позволяет произвести обобщающие аналитические, статистические и экономические расчеты с любой степенью детализации в автоматическом режиме. Немаловажно, что такие данные отличаются высокой точностью и достоверностью. Это способствует повышению адекватности и своевременности принимаемых управленческих решений и эффективности управления в целом.

Принято выделять следующие этапы разработки АСУ:

1. Системный анализ и выбор цели автоматизации. (Необходимо определить, что будет делать система и каковы требования, которым она должна удовлетворять, чтобы быть принятой пользователями, учитывая их меняющиеся потребности и различные интересы. Нужно обозначить целевую функцию системы и определить способы ее достижения.)

2. Определение приоритетных отдельных задач. (Выявление задач, которые необходимо решить на первом этапе автоматизации.)

3. Исследование информационных потоков. (Подготовка схем движения информации и взаимодействия всех компонентов или рабочих групп подразделений. Изучение потоков документации. Уточнение маршрутов движения пациентов и сопровождающих документов по подразделениям ЛПУ, начиная с момента поступления и регистрации до передачи документов на хранение или выхода за пределы учреждения.)

4. Определение комплекса первоочередных задач. (Устанавливается очередность разработки и внедрения отдельных частей информационной системы. Выбранный в результате системного анализа комплекс первоочередных задач автоматизации определяет направление и этапы дальнейших работ по созданию АСУ)

5. Разработка правового обеспечения автоматизации и изменение организационной структуры учреждения. (Определяется круг прав и обязанностей сотрудников ЛПУ, а также основные, принципиальные линии поведения в условиях неопределенности. Устанавливается порядок взаимоотношений структурных подразделений между собой, администрацией, внешними организациями.)

6. Разработка технического задания. (Представляются основные данные для разработки АСУ, требования к задачам, которые должны быть реализованы, а также к техническому комплексу, информационному и математическому обеспечению системы.)

7. Разработка или модификация средств программного обеспечения.

8. Внедрение. (Проверка выполнения заданных функций системы, выявление и устранение недостатков в действиях системы и разработанной документации.)

Структурной единицей автоматизированной системы управления является автоматизированное рабочее место (АРМ).

Автоматизированное рабочее место - комплекс средств вычислительной техники и программного обеспечения, располагающийся непосредственно на рабочем месте сотрудника и предназначенный для автоматизации его работы в рамках специальности.

АРМ врача как и любая компьютерная система, оно состоит из аппаратных средств и программного обеспечения. В большинстве случаев к аппаратным средствам особых требований не предъявляется. Однако врачи некоторых специальностей нуждаются в специальных устройствах ввода информации, нередко в их роли выступают медицинские приборы. Например, автоматизированное рабочее место врача функциональной диагностики должно содержать в качестве устройств ввода информации электрокардиограф, спирограф и т.д.





Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 893; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:

  1. I. Место и роль МПВО в советском военном строительстве. Структура и функции МПВО к началу Великой Отечественной войны.
  2. Автоматизированное рабочее место (АРМ) специалиста
  3. Автоматизированное формирование отчетов о доходах по видам деятельности и тарифным составляющим.
  4. Более 55 млн га ( 5,4 млн земельных долей ) передано в аренду с определением местоположения земель на местности.
  5. В присутствии врача. Запишите этапы выполненной работы, согласно приказу № 363 от 25.11.2002 г.
  6. В результате: вместо удобств и довольства в городе, который только что поразил французов своим великолепием, они оказались на пепелище.
  7. В тактическом звене управлениявместо опорной сети связи могут развертываться 1–2 вспомогательных узла связи (ВУС).
  8. Вскрытие месторождений
  9. Выбор месторасположения фирмы или места регистрации
  10. Генезис месторождений.
  11. ГИГАНТСКИЕ И УНИКАЛЬНЫЕ НЕФТЯНЫЕ МЕСТОРОЖДЕНИЯ БАССЕЙНА ПЕРСИДСКОГО ЗАЛИВА




studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ‚аш ip: 54.161.114.92
Генерация страницы за: 0.096 сек.