Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Второе детство (младший школьный возраст)

Начало систематического обучения в школе ставит перед ребенком новые задачи и часто является стрессогенным фактором. В целом усложняются функции больших полушарий:

· Условные рефлексы образуются легко после 3-5 сочетаний, очень быстро становятся прочными.

· Большое значение приобретают процессы внутреннего торможения. Формируются все виды внутреннего торможения, которые требуют тренировки.

· Процесс возбуждения все еще играет значительную роль в деятельности корковых клеток. У ребенка нет достаточных: самокритики и самоконтроля, не выработана способность к длительному сосредоточению, в деятельности преобладают игровые элементы.

· Наблюдается большой индивидуальный разброс темпов развития, который может составлять 1-1,5 лет. Дети с отставанием в развитии коры больших полушарий испытывают трудности в процессе обучения.

· Система восприятия переходит на качественно иной уровень функционирования ( происходит преобразование нейронов проекционных и ассоциативных областей коры): расширяются возможности восприятия контурно-контрастных границ изображения (дети опознают схематичные сложные изображения); развивается способность к анализу, классификации, выработке эталонов, ходя наблюдаются сложности в опознании некоторых букв и цифр.

· Механизмы внимания все еще носят черты незрелости: сохраняется роль непосредственной привлекательност и стимула и его эмоциональной окраски (наглядность при обучении, игровые моменты). В 9-10 лет непроизвольное внимание организуется как у взрослых (в виде длительной генерализованной десинхронизации альфа-ритма). Интенсивно формируется произвольное внимание - ребенок осуществляет планирование, подчиняется инструкциям взрослых (связано с развитием лобной коры), но носит нестойкий характер (легко отвлекается интересными занятиями).

· Идет дальнейшее развитие памяти: возрастает необходимость произвольного запоминания материала; облегчается процесс выработки эталонов; возрастает объем кратковременной памяти – дети 7 лет воспроизводят 5,4 символа, в 10 лет 6,7 символа из тестового ряда; запоминание идет на основе осмысления материала, а не формального повторения.

· Развиваются новые речевые формы – чтение и письмо, связная устная речь. Претерпевают преобразования речевые зоны - Вернике, Брока, отделы лобной коры, отвечающие за программирование речи.

· Наблюдается недостаточность тонких точных движений рук в 7-8 летнем возрасте. Интенсивно формируется к 9-10 годам.

· Отсутствует четкая полушарная специализация – в 7-8 лет в организации зрительно-пространственной деятельности участвуют оба полушария, в 9-10 лет преимущественно - правое.

· Преобладает образное мышление, развивается способность с помощью вербально-логического мышления выделять сущностные характеристики предметов и явлений, скрытые от непосредственного восприятия.

Т.о., период 7-9 лет является сенситивным периодом развития произвольного внимания и произвольной деятельности. Также это критический период развития, т.к. изменяются базовые механизмы организации всех психических функций, в связи со сменой социальных условий растет напряжение адаптационных процессов.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Период первого детства (дошкольный возраст) | Подрастковый период
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 875; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.