Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Особенности ВНД подростков (свойства нервной системы)

Типологические варианты личности детей

С помощью психологических методов (наблюдение за поведе­нием учащихся в школе, индивидуальная беседа, характеристика ' педагогов, модифицированный детский личностный вопросник Кетелла) Э.М.Александровская и И.Н.Гильяшева (1985) выдели­ли шесть основных типологических вариантов личности детей младшего школьного возраста (7-10 лет). Всего было обследова­но 269 детей, обучавшихся в массовой школе. Исследовали сле­дующие свойства личности: общительность, интеллект, уверен­ность в себе, возбудимость, доминирование, склонность к риску, добросовестность, социальная смелость, чувствительность, тре­вожность, самоконтроль, напряженность.

Основными типологическими вариантами личности оказались следующие.

Гармоничный тип (около 36%). Дети этой наибольшей по чис­ленности группы легко учатся и не испытывают трудностей в, школе. Обследование по детскому личностному вопроснику вы-1 являет у них наряду с достаточно высоким уровнем сформированности интеллектуальных функций такие личностные свойства, как общительность, уверенность в себе, высокий самоконтроль, добро­совестность, отсутствие тревожности. Эта группа делится на две подгруппы, отличающиеся уровнем возбудимости: детям I под­группы (около 26%) свойственна уравновешенность, детям II под­группы (около 10%) - ярко выраженная моторная активность. Практическая направленность этих школьников проявляется в эффективном овладении учебной деятельностью, стремлением к хорошим результатам. Сочетание перечисленных свойств пред­ставляет собой устойчивую структуру личности, которая обеспе­чивает им быструю адаптацию.

Конформный тип (около 12%). В поведении школьников прояв­ляются сильная зависимость от ситуации, стремление соответство­вать окружению. Высокая школьная мотивация, потребность по­ступать согласно предъявляемым нормам определяют их направ­ленность на учебную деятельность. По данным тестового обследования, они достаточно общительны, уверены в себе, добро­совестны, имеют хороший самоконтроль, низкий уровень тревож­ности и напряженности. Характерной особенностью детей с кон­формным типом личности является недоразвитие познавательной деятельности, что затрудняет усвоение учебной программы.

Доминирующий тип (около 10%). Отличительной особенно­стью этих учащихся является стремление к самостоятельности, доминированию, самоутверждению. Они общительны, активны, уверены в себе, обладают социальной смелостью и склонностью к риску. Практическая направленность этих школьников проявля­ется особенно ярко в организации детских игр. Сочетание высо­кой активности и низкого самоконтроля создает трудности адап­тации, связанные с усвоением школьных норм поведения.

Чувствительный тип (около 14%). Эти дети робки и застенчи­вы, хотя дружеские связи стойкие с теми, к кому привыкли. Учат­ся старательно, прилежно. Доминирующим свойством, по данным тестового обследования, является чувствительность, которая со­четается с такими качествами, как общительность, добросовест­ность, высокий самоконтроль, зависимость.

Тревожный тип (около 10%). Для этих детей характерны край­няя изменчивость эмоциональной сферы, повышенная впечатли­тельность; их действия отличают излишнее волнение, тревож­ность. Учатся легко, особенно хорошо читают и рассказывают. По тестовым данным, высокий уровень тревожности сочетается у них с возбудимостью, чувствительностью, неуверенностью в себе, чувством ответственности, хорошим пониманием социальных нормативов.

Ведущей направленностью для детей, имеющих чувствитель­ный и тревожный типы формирования личности, является обще­ние. Именно эта деятельность служит источником получения эмо­ционального подкрепления, столь необходимого для них. Ожида­ние положительной оценки своих действий и поступков со стороны окружающих определяет трудности в сфере взаимоот­ношений. Зависимость от эмоционального состояния затрудняет для некоторых из них усвоение учебной программы.

Интровертированный тип (около 18%). Отличительной осо­бенностью этих школьников является направленность на познава­тельную деятельность. Высокий уровень развития интеллекта со­четается у них с пониженным контролем за окружающей действи­тельностью. Тестовое обследование выявляет у них замкнутость, неуверенность в себе, социальную робость, низкий самоконтроль. В то же время у них отмечаются возбудимость, тревожность, на­пряженность. Школьников с данным типом формирования лич­ности можно разделить на две подгруппы, отличающиеся уровнем общей активности. Дети пассивного варианта (около 6%) выде­ляются бедностью мотивационной сферы, отсутствием инициа­тивности. Одиночество, отгороженность от окружающих, повы­шенная чувствительность способствуют появлению затруднений, как в освоении социальных норм, так и при установлении контак­тов и в итоге приводят к конфликтной, субъективно-трудной си­туации пребывания в школе.

Среди детей с патологическими формами выделяется особая группа школьников с инфантильным типом формирования личности. Отмечаемая у них задержка психического развития находит отражение как в незрелости мотивационно-потребностной сферы, так и в интеллектуальных нарушениях. Их отличительной осо­бенностью является направленность на игру. Выделяются 2 вари­анта развития детей с инфантильным типом личности: 1) моторно-расторможенные дети, для которых характерны повышенная возбудимость, склонность к риску, низкий самоконтроль; 2) апа­тичные дети. Психотравмирующая ситуация, связанная с несо­стоятельностью этих детей в условиях массовой школы, определя­ет их уход в игру, что является своеобразной формой компенса­ции. Подобное поведение приводит к нарушению адаптации и способствует еще большему отставанию в развитии.

Следует, однако, заметить, что физиологической основой формирования типологических вариантов личности, как нам представляется, являются сила, уравновешенность и подвиж­ность процессов возбуждения и торможения, подробно изучен­ных И.П.Павловым в экспериментах на животных. Важную роль в формировании этих свойств нервной системы играет сре­да (условия труда и отдыха, обстановка в семье и коллективе и т.п.), особенно в раннем онтогенезе.

Репрезентативные исследования (1290 человек: юноши, девуш­ки, женщины и мужчины в возрасте 22-35 лет) свойств нервной системы (возбудимость, сила, уравновешенность и подвижность нервных процессов) выполнили Л.М.Сухарева, К.Э.Павлович, Н. А. Бесстрашная [8].

Подростки обоего пола отличаются от взрослых более высокой возбудимостью нервной системы. У юношей снижение возбудимо­сти до уровня взрослых мужчин происходит постепенно от 15 к 18 годам. У девушек в динамике этого свойства выявлены два крити­ческих периода: 16 лет, когда возбудимость резко повышается, и 19 лет, когда она вновь снижается почти до уровня взрослых женщин. Наибольшей возбудимостью характеризуются девушки 18-летнего возраста.

Уровень силы нервной системы у подростков обоего пола ниже, чем у взрослых, а юноши всех возрастов отличаются от девушек более высокими показателями этого свойства. Повышение силы нервной системы до уровня взрослых у юношей происходит в 18 лет, а у девушек - в 19 лет. Наиболее слабая нервная система у 17-18-летних девушек.

Подвижность нервных процессов (по показателям переработки зрительной информации) у подростков-юношей, включая и 18-летних, хуже, чем у взрослых мужчин; у подростков-девушек, на­против, лучше, чем у взрослых женщин. Возрастная динамика этого свойства у юношей протекает циклически, вследствие этого наихудшие показатели отмечаются в 16 лет. Возрастная динамика подвижности нервных процессов у девушек характеризуется по­стоянным снижением уровня от года к году.

В 15-16 лет показатели подвижности у юношей и девушек оди­наковы; начиная с 17 лет подвижность нервных процессов у муж­чин существенно выше, чем у женщин.

Подростки отличаются от взрослых и худшими показателями баланса нервных процессов, при этом показатели уравновешенно­сти у юношей лучше, чем у девушек. У юношей всех возрастов прослеживается тенденция к преобладанию возбудительного про­цесса над тормозным; у девушек во всех возрастных периодах преобладает тормозной процесс, что вполне согласуется с отме­ченной у них относительной слабостью нервной системы по воз­буждению.

Наилучшие показатели баланса нервных процессов у юношей отмечаются в 16 и 18 лет, у девушек - в 15 лет, наихудшие - у де­вушек 16-18 лет и у юношей 17 лет.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Типы ВНД | Основные положения по формированию типологических особенностей ВНД детей
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 1217; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.