Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

П=tr-tc

TR=P*q

Средний доход фирмы (AR) – это частное от деления выручки на объем реализации:

Следовательно, средний доход - просто иное название цены товара.

В условиях совершенной конкуренции цена определяется рынком, а отдельная фирма, занимая ничтожно малую долю рынка, принимает ее как заданную (является ценополучателем), т.е. может продать любое количество своей продукции по фиксированной рыночной цене. Поэтому функция выручки конкурентной фирмы от выпуска линейна, причем тангенс угла наклона линии TR равен цене товара (рис.14)

Рис. 14. Выручка конкурентной фирмы

Соответственно при увеличении цены наклон возрастает, и кривая выручки смещается из положения TR0 в положение TR1. И наоборот.

Предельный доход фирмы (MR) – это приращение валового дохода при увеличении продаж на одну единицу:

Можно сказать и так: предельный доход – это дополнительный доход, который фирма получает от производства дополнительной единицы продукции.

Если известна функция выручки от выпуска (TR=f(q)), функцию предельного дохода можно получить, взяв производную выручки по выпуску:

Поскольку цена задается рынком, а отдельная фирма может продать любое количество продукции по этой цене, кривая рыночного спроса на продукцию фирмы представляет собой горизонтальную линию: при малейшем повышении цены фирмой спрос на ее товар падает до нуля, т.к. покупатели уходят к другим продавцам. Отсюда вытекает, что предельный доход совершенно конкурентной фирмы равен цене товара: MR=P.

Убедимся в этом на примере. Пусть магазин продает пиво по 10 руб. за бутылку. Это означает, что каждая следующая проданная бутылка увеличивает выручку магазина ровно на цену бутылки. Составим таблицу выручки и предельного дохода магазина в зависимости от числа проданных бутылок (табл. 8-1):

Табл. 8-1. Выручка и предельный доход конкурентной фирмы

Q P TR MR
       
       
       
       
       
       

На рисунке линия спроса на продукт конкурентной фирмы выглядит так (рис. 15):

Рис.15. Равновесная рыночная цена и кривая спроса на продукт отдельной фирмы

На рис. 15А изображены кривые спроса и предложения на рынке данного товара. Здесь сталкиваются сотни продавцов и тысячи покупателей, соответственно величины спроса и предложения (Q) измеряются многими тысячами, а может быть и миллионами единиц продукции. В результате взаимодействия предложения и спроса формируется равновесная рыночная цена товара (Р*). На рис. 8-2Б наблюдаем положение отдельной фирмы, представляющей собой песчинку в рыночном масштабе. Фирма принимает рыночную цену как заданную и способна продать любое количество своей продукции по этой цене. Иными словами, покупатели могут приобрести любое количество продукции фирмы по равновесной рыночной цене: кривая рыночного спроса на продукт отдельной совершенно конкурентной фирмы – горизонтальная линия.

В теории рынков коротким называется период, когда число фирм в отрасли и размер капитала каждой фирмы фиксированы, но фирмы могут изменить выпуск, изменяя количество переменных факторов, в частности труда.

Цель фирмы – максимизация прибыли. Прибыль (П) – это разница между выручкой (TR) и совокупными затратами фирмы (TC):

Как выручка, так и затраты фирмы есть функции выпуска (q). Поскольку в функции выручки (TR=P*q) рыночная цена неподконтрольна совершенно конкурентной фирме, задача последней состоит в определении выпуска, при котором ее прибыль станет максимальной.

Фирма максимизирует прибыль при таком выпуске, когда ее предельный доход становится равен предельным затратам:

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
Лекция 12. Поведение производителя в условия совершенной конкуренции | Лекция 13. Поведение монополиста
Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2374; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.