Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Источниковедческий анализ источников личного происхождения




Классификация эпистолярных источников

Долгое время в советском источниковедении использовалась классификация эпистолярных источников по функциональному назначению. Переписка подразделялась на:

· деловую;

· хозяйственную;

· переписку с родными;

· личную и деловую переписку.

В 1980-е годы была сделана попытка классифицировать переписку по социальной принадлежности и общественному положению авторов и адресатов. Критерием современной классификации выступает социальная функция переписки. Такая группировка писем была разработанная Е.И. Марасиновой, которая выделила три основных типа:

1. традиционно-ритуальные (прошения, жалобы, рекомендации, благодарности, соболезнования, поздравления; информативные письма4 семейная переписка бытовой тематики);

2. эмоционально-интимные (основное их назначение, заключается в беседе с адресатом, для них не существует четких тематических границ, в них прослеживается самоанализ и сосредоточение на внутренних переживаниях);

3. интеллектуально-эмоциональные (в отличие от предыдущих, акцент в них делается на передачу мировоззренческой позиции и взглядов).

 

[2] Профессионализм историка и идеологическая конъюнктура: Проблемы источниковедения советской истории / Отв. ред. А.К. Соколов. М., 1994. С. 158-198.

При анализе необходимо изучить личность автора, время и место описываемых событий, временную протяженность. При раскрытии личности автора важно установить его психологический склад, адекватность, положение, занимаемое автором в происходивших событиях, степень осведомленности и них. Необходимо выявить источники, которые использовал автор для создания своего труда, определить причины обращения к ним.

Для проверки полноты и достоверности источников личного происхождения используется метод сопоставления с другими источниками, в которых описываемые события пересекаются с событийной канвой исследуемых источников.

При анализе писем первым делом необходимо провести внешнюю критику, задача которой выявить:

ü автора;

ü адресата;

ü место отправления;

ü место назначения;

ü дату отправления;

ü дату прибытия;

ü способ пересылки.

Основными задачами источниковедческого анализа переписки являются:

1. определение личности автора;

2. степень его осведомленности;

3. мотивы и время написания письма;

4. время опубликования письма;

5. раскрытие основного содержания письма;

6. установление степени его достоверности.

Методом исследования при такой постановке задач является «взаимопроверка и сравнение показаний разных авторов, полемика между ними и их взаимная критика, внутренняя противоречивость и алогичность сообщаемого»[3].


[3] Вольфсон С.Б. Письма И.В. Турчанинова и его жены к А.И. Герцену и методика источниковедческого изучения писем // Источниковедческие исследования: Сборник статей. М. 2004. С. 196-197.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 2680; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.