Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Загрузка...

Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Нарушения интеллекта

К нарушениям интеллекта (интеллектуальной недостаточности) относят умственную отсталость и задержку психического развития (ЗПР).

Существуют разные подходы к определению умственной отсталости:

1. Стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органического поражения головного мозга, имеющего диффузный характер.

2. Социальная неадаптированность.

3. Расстройство эмоционально-волевой сферы. Эдуард Сеген (1812-1880) выразил суть этого подхода, дав следующую характеристику умственно отсталому ребенку: «Физически он не может, умственно он не знает, психически он не желает. Он бы и мог бы, и знал, если бы только хотел, но вся беда в том, что он, прежде всего, не хочет».

4. Нарушение инстинктов (французский психиатр Бельом, 1824).

5. Качественные изменения всей психики, личности в целом, такая атипия развития, при которой страдает не только интеллект, но и аффективная сфера.

За последние 30 лет произошли серьезные изменения позиций в учении об умственной отсталости. Наряду с признанием этиопато-генетической роли органического поражения головного мозга, все больше выявляется роль социокультурных факторов. В различных современных определениях акцент делается на том, что умственная отсталость — неоднородное состояние различной этиологии, для которого характерно нарушение познавательной деятельности и адаптивного социального поведения.

Впервые умственно отсталых лиц выделил из популяции душевно больных швейцарский психиатр Феликс Платтер (1537-1614). Великая французская революция оказала сильное влияние на развитие гуманистических взглядов в Европе. Так, Филипп Пинель (1745-1826) первым решился снять цепи с людей в психиатрических лечебницах, и его примеру последовали многие.

Термин «умственная отсталость» ввел французский врач Жан Этьен Доминик Эскироль (1772-1840). Он же предложил классификацию по трем степеням: дебильность, имбецильность, идиотия. В настоящее время выделяют четыре степени выраженности умственной отсталости: легкая, умеренная, тяжелая, глубокая (Международная классификация болезней, 10-й пересмотр. Классификация психических и поведенческих расстройств). МКБ-10 дает следующее определение: «Умственная отсталость — это состояние задержанного или неполного развития психики, которое в первую очередь характеризуется нарушением способностей, проявляющихся в период созревания и обеспечивающих общий уровень интеллектуальности, то есть когнитивных, речевых, моторных и социальных способностей».

Указ Петра I «Об освидетельствовании дураков в Сенате» можно считать своеобразным началом практической диагностики в России.



Выделяют две клинические формы умственной отсталости: олигофрению (врожденное слабоумие, или общее психическое недоразвитие) и деменцию — приобретенное состояние после трех лет жизни, интеллектуальный дефект при котором необратим. Эскироль сравнивал дементного больного с постепенно разоряющимся богачом. При деменции может наблюдаться несоответствие между запасом знаний и крайне ограниченными возможностями их реализации. Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения работоспособности, памяти, внимания, регуляции поведения, мотивации, личностные и эмоциональные расстройства: некритичность, расторможенность, примитивность эмоций. Термин «олигофрения» предложил немецкий психиатр Эмиль Крепелин (1856-1926).

Олигофренопедагогика— наука о сущности и закономерностях образования, обучения и воспитания умственно отсталых детей.

По убеждению Л. С. Выготского, «умственно отсталый ребенок не состоит из одних дыр и дефектов». При наличии легкой степени проявления интеллектуальные нарушения малозаметны, и лица, страдающие ими, трудноотличимы от нормы, особенно, если было организовано надлежащее воспитание. Вспомогательные школы, где преимущественно прежде обучались дети с легкой степенью умственной отсталости в течение 9 лет, помимо общеобразовательных знаний осуществляли профессионально-трудовую подготовку учащихся по целому ряду профилей, и многие выпускники успешно социализировались. Ныне вспомогательные школы открыты и для детей с умеренной и тяжелой формой интеллектуальной недостаточности (2-е отделение).

Изучение детей с задержкой психического развития (трудностями в обучении) осуществляется с различных позиций:

§ Педагогический подход — к группе ЗПР относятся все дети, испытывающие трудности в обучении, независимо от причины.

§ Социальная позиция — депривации в развитии рассматриваются как следствие неблагоприятных условий жизни.

§ Поведенческий аспект — нарушение учебной деятельности оценивается как форма поведения.

§ Клинико - психологический подход ориентирован на выявление минимальной мозговой дисфункцией как причины, приводящей к задержке психического развития.

В последнее время в специальной (клинической) психологии сложился комплексный подход. Выделяется четыре группы ЗПР (по К. С. Лебединской):

1. ЗПР конституционного происхождения.

2. ЗПР соматогенного происхождения.

3. ЗПР психогенного происхождения.

4. ЗПР церебрально-органического генеза в двух формах:

§ с преобладанием явлений органического инфантилизма;

§ с преобладанием нарушений познавательной деятельности.

Особенности детей с трудностями в обучении:

§ нарушения работоспособности и внимания;

§ необходимость большего времени для приема и переработки информации любого сенсорного вида;

§ сходные качества предметов воспринимаются как одинаковые;

§ пространственные нарушения на практическом и вербальном уровнях;

§ психомоторное беспокойство;

§ отсутствие ориентировочного этапа;

§ затруднения опосредованного запоминания;

§ развитие наглядно-действенного мышления приближается к норме;

§ выраженная недостаточность наглядно-образного мышления (восприятие цвета, формы в норме, трудности в распознавании материала, величины);

§ существенные трудности в пользовании словесно-логическим мышлением;

§ нарушение переноса знаний (сохранен репродуктивный уровень усвоения материала и уровень стандартных операций).

По мнению ряда авторов, обучение детей с ЗПР должно проходить как реализация теории поэтапного формирования умственных действий П. Я. Гальперина. При этом возможно длительное «застревание» при переходе к этапу внутренней речи. В качестве вспомогательного приема рекомендуется пиктографическая запись — обозначение предметов символами и действий с ними — стрелками.

Коррекционная работа строится по деятельностному принципу. Система коррекции включает:

§ исправление недостатков взаимодействия индивидуума со средой (обучение коммуникативным умениям; формирование представлений о себе; способность быть собой и примерять на себя другие роли);

§ формирование общих структур деятельности (обучение умению создавать план-замысел деятельности и осуществлять его реализацию);

§ развитие познавательных функций (все психические процессы плюс освоение знаково-символической деятельности).

Основное отличие детей с ЗПР от умственно отсталых — умение воспользоваться предложенной помощью. В обоих случаях широко используется игра как универсальное средство коррекции.

<== предыдущая лекция | следующая лекция ==>
| Нарушения интеллекта

Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 791; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Читайте также:



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2017) год. Не является автором материалов, а предоставляет студентам возможность бесплатного обучения и использования! Последнее добавление ip: 54.158.217.43
Генерация страницы за: 0.01 сек.