КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
И его представления о закономерностях развития культуры постиндустриального общества4. Причины деградации легкой, оперной и камерной музыки различны: - связаны с условиями жизни современного человека, - изменения системе социальных связей и отношений постиндустриального общества за последние десятилетия. Так, в частности, негативные тенденции в легкой музыке — это следствие изменения культурного климата, ныне резко отличающегося от того культурного климата, который существовал во времена превращения капитализма в мировую систему, возникновения господства сначала торгово-промышленного, а затем финансового капитала. А) Кризис оперы связан с тем, что возникло антагонистическое противоречие между формой и содержанием, которое в рамках данного музыкального жанра снять невозможно. Даже тогда, когда постановщики оперы обращаются к средствам современного драматического театра, или композитор, создающий оперу, использует новые музыкальные приемы, противоречие между условностью оперного действа и «расколдованным реальным миром», как показывает практика, устранить не удается. Б) известный консерватизм оперной музыки, которая в большинство своем создается людьми, не приемлющими никаких новаций. В) содержание даже традиционных опер весьма далеко от сознания современного посетителя театра. Причина же кризисного состояния камерной музыки, коренится в исчезновении того слоя, представители которого одновременно были как заказчиками, так и исполнителями трио, квартетов, квинтетов, секстетов и т.д. Камерная музыка в основном звучала в домах дворян и просвещенных буржуа. Сегодня численность тех, кто занимается домашним музицированием, предпочитая его всем другим видам препровождения досуга, резко сократилась, чему причина появление нового социального типа личности, ориентированной не на производство духовных ценностей, а на их потребление. Негативную роль сыграло и изменение направленности воспитания в учебных заведениях, предназначенных для подготовки элиты общества. 5. Размышляя о природе музыки, ее связи с типом общества, с той или иной системой социально-экономических и политических отношений, Адорно затрагивает проблему классовой природы музыки, которая до него никем не поднималась. А) связь между мировоззренческими и политическими установками представителей того или иного класса и их музыкальными предпочтениями носит опосредованный характер. Б) отсутствует прямолинейная зависимость между социальным происхождением композитора и той музыкой, которую он сочиняет. В) вопрос о выражении в творчестве композиторов ценностных установок того класса, к которому они принадлежали по факту рождения, относится к числу весьма непростых. Более того, те, кто принадлежал к высшему свету, вплоть до самого последнего времени, рассматривали сочинительство музыки как занятие, практически равноценное занятиям ремесленников, и относились к нему весьма пренебрежительно. Из среды дворянства не вышло ни одного крупного музыканта. Исключение составляет Вивальди, но это то исключение, которое подтверждает общее правило (Римский-Корсаков – военный офицер, Бородин - химик). Г) это не означает, что отсутствует какая-либо связь между классами и музыкой. Музыка есть средство, с помощью которого осуществляется выражение самосознания того класса, который определяет параметры и вектор развития духовного производства в конкретном обществе. Она утверждает определенные ценности, предлагая слушателям ориентироваться на них, как на образцы, достойные подражания, а также формирует определенный тип мировосприятия, влияет на процесс становления базовых ментальных структур. В ней находят выражение интересы и потребности тех или иных классов. 6. Перу Адорно принадлежит ряд сочинений, где он, продолжая традицию, заложенную Г. Зиммелем, Максом и Альфредом Веберами, П.А. Сорокиным, касается общих проблем развития культуры. 1. европейская культура с ее абсолютами и ценностями пришла к концу, что подтверждается ее неспособностью поставить заслон на пути распространения фашистского варварства. Освенцим - итог развития буржуазной культуры, утратившей свое гуманистическое начало. 2. Адорно глубоко разочаровался в возможностях культуры вообще. Креативные возможности западной культуры утрачены, так как она на протяжении тысячелетий руководствовалась в своем развитии императивом рациональности. Это способствовало развитию техники, улучшению материальных условий жизни человека, но деформировало его личность. 3. В результате современный человек превратился в эгоистичное, бездушное, бесчувственное существо, утратившее представление о том, ради чего оно живет, в чем его предназначение, где проходит граница между добром и злом, правдой и ложью, сакральным и профанным. 4. Особый счет предъявляет Адорно западной культуре за то, что она до основания пропитана идеологией. 5. классическое искусство идеологично, ибо оно умиротворяет и усыпляет человека, уводит его от острых социальных проблем. Художник должен стремиться к тому, чтобы современный человек содрогнулся, увидев свой подлинный образ. Адорно приветствует такие художественные приемы, которые не только не вызывают состояния катарсиса, а, напротив, выбивают человека из колеи, рождают чувство дисгармонии, «разломанности» мира. Новое искусство должно взрывать устоявшийся мир, показывать абсурдность его мещанского существования, отражать в художественной форме те антагонистические противоречия, которые имманентны буржуазному обществу, заставлять обывателя цепенеть от ужаса в предчувствии грядущих социальных катастроф. «Информационная» концепция культуры Абраама Моля (1920-1992) Существенный вклад в развитие теоретической социологии культуры в XX в. внес Абраам Моль, один из крупнейших исследователей средств массовой коммуникации, создатель «информационной» концепции культуры. А.Молем написано множество работ, но широкую известность ему принесла книга «Социодинамика культуры». В центре книги Моля - исследование социальной роли средств массовой коммуникации в современном обществе, прежде всего, радио и телевидения. Моль подробно анализирует четыре доктрины, которыми руководствуются те, кто контролирует СМИ и определяет направление информационной политики. В рамках первой доктрины «демагогической» — радио и телевидение рассматриваются как средство повышения эффективности производства ценностей, расширения круга потенциальных покупателей товаров и услуг. Погружение индивида в «поле рекламы» позволяет «запечатлевать в умах радиослушателей и телезрителей некоторое число стереотипных сообщений», опираясь на которые индивид принимает решение в ситуации выбора. Вторая доктрина «догматическая» также нацелена на регуляцию поведения людей, однако не столько в сфере экономических отношений, сколько в сфере политики. При некритическом отношении, она в конечном счете запечатлевается в структурах мозга, становится элементом системы ценностных ориентации личности. Третья доктрина «эклектическая», или «культуралистская», преследует цель снабдить индивидов, вступающих контакт со СМИ «хорошей выборкой» из общечеловеческой культуры. Те, кто руководствуется данной доктриной, исходят из представлений о радио и телевидении как средствах, обеспечивающих передачу потока сообщений от одного субъекта культурно-исторического процесса другому. В рамках четвертой доктрины «социодинамической» СМИ рассматриваются как эффективный механизм ускорения эволюции культуры. То есть каждый артефакт рассматривается с точки зрения того, способствует или нет то или иное сообщение развитию культуры, повышению ее роли в общественной жизни. Анализ доктрин и раскрытие роли средств массовой информации Моль осуществляет, опираясь на разработанную им концепцию культуры, которая базируется на основных постулатах теории коммуникации. В соответствии с ее базовыми посылками производство, распространение и потребление культурных ценностей рассматриваются как процесс создания и получения определенного рода сообщения, несущего специфическую смысловую нагрузку и по-разному воспринимаемого тем или иным субъектом социального действия. Культура, по Молю, это интеллектуальный аспект искусственной среды, которую человек создает в ходе своей социальной жизни. Она есть абстрактный элемент окружающего его мира. Культура понимается им как огромное количество сообщений, упорядоченных по определенным законам «орфографии», «грамматики», «синтаксиса», «логики» и т.д. Анализируя процесс создания и распространения культурных ценностей, Моль приходит к умозаключению, что сегодня под влиянием средств массовой информации возник принципиально иной тип культуры. Эту культуру Моль определяет как мозаичную, подчеркивая тем самым отсутствие органической связи между ее элементами. Моль достаточно критично относится к «мозаичной» культуре, но считает ее появление неизбежным. Культура общества превращается в собрание разных историй. Поэтому, резюмирует Моль, следует свыкнуться с представлением о мозаичном характере нашей культуры, то есть о целом, собранном из отдельных кусочков, признать, что это и есть культура в полном смысле слова, и попытаться определить ее характеристики. Вывод: По убеждению А.Моля, превращение СМИ в основной инструмент формирования массового сознания ведет: · к прогрессирующей стандартизации вкусов; · ограничению выбора индивидами культурных образцов; · возникновению социального типа личности, не способного к критическому осмыслению действительности. К сожалению, практика подтвердила справедливость прогноза Моля, который сумел «заглянуть за горизонт». Сегодня очевидно, что по мере развития СМИ возрастает возможность манипуляции индивидами, резко сокращается «поле свободы» личности, социальные отношения становятся все более антигуманными. То, о чем писал Моль, свершилось, что лишний раз подтверждает глубину научного анализа, проведенного им.
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 517; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |