Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Методика как практическая дисциплина




Методика как научная дисциплина

Методика есть научная дисциплина, которая относится к педагогическим наукам и является по отношению к педагогике частной дидактикой - теорией обучения конкретному учебному предмету. Применительно к дисциплине «Иностранный язык» методика - это наука о закономерностях и правилах обучения языку, способах овладения и владения языком, воспитания средствами изучаемого языка.

Методика ─ это наука, изучающая цели, содержание, средства, методы, организационные формы обучения иностранному языку, знакомящая с культурой страны изучаемого языка, а также изучающая способы учения, воспитания и овладения языком в процессе его изучения.

Как в первом, так и во втором определении мы имеем дело с тремя основополагающими понятиями, составляющими суть содержания термина методика: обучение, овладение, владение языком.

Обучение - это совместная деятельность преподавателя и учащихся, в ходе которой осуществляются развитие личности, ее образование и воспитание. На занятиях по языку обучение реализуется в ходе передачи преподавателем своего иноязычного опыта учащимся, в результате чего учащиеся овладевают таким речевым опытом и приобретают способность владеть языком, т.е. пользоваться языком как средством общения в различных ситуациях его применения. Основу такого владения языком составляют приобретаемые в ходе обучения знания, речевые навыки, умения, входящие в состав коммуникативной компетенции учащихся.

Овладение иностранным языком может происходить как в результате его изучения, т.е. управляемого усвоения иноязычного содержания, так и практически - в результате непосредственного контакта с носителями языка.

В процессе овладения языком учащиеся пользуются различными стратегиями усвоения, т.е. присущими им индивидуальными различиями в способах получения, переработки и применения усвоенной информации.

Методика есть практическая дисциплина, дающая представление о совокупности приемов работы учителя, обеспечивающих достижение поставленных целей обучения. Этому значению термина соответствует понятие технология обучения, или научная организация труда. Преподаватель должен стремиться к повышению уровня своей технологии преподавательского труда, что достигается опытом работы и определяется стремлением к совершенствованию профессиональной деятельности.

 

На протяжении всей истории существования методики как научной дисциплины широко дискутировался вопрос: является ли методика самостоятельной наукой либо опирается на данные других наук?

В XX столетии существовали следующие точки зрения на эту актуальную для методики проблему.

1. Методика не является самостоятельной наукой, а опирается на данные языкознания, будучи прикладной лингвистикой, «приложением» к различным областям общего языкознания (В. Щерба (1880-1944), лингвист и методист).

2. Методика есть прикладная область психологии. Эта точка зрения принадлежала известному психологу Б.В. Беляеву, который разработал концепцию сознательно-практического метода.

3. Методика является разделом педагогики (частной дидактикой) и опирается на дидактические принципы, разрабатываемые в этой области знаний. Эта точка зрения, получившая обоснование в трудах известных дидактов и методистов (Ю.К. Бабанский, А.В. Текучев, В.С. Цетлин, Э.П. Шубин), существовала вплоть до 1960-х гг., времени оформления методики в самостоятельную отрасль знаний.

Современная точка зрения на методику как теорию обучения иностранному языку сводится к утверждению, что методика является самостоятельной наукой, опирающейся на данные других наук, среди которых базисными, т.е. ведущими для методики, следует считать лингвистику, педагогику, психологию, социологию, культурологию.

Среди аргументов в пользу этого утверждения могут рассматриваться следующие.

1. У методики есть свой предмет обучения. Это иностранный язык, являющийся одновременно и целью, и средством обучения. Будучи целью обучения, овладение языком позволяет учащимся познакомиться с его системой и способами пользования этой системой в практической и научно-исследовательской деятельности. Будучи средством обучения, язык дает возможность извлекать информацию из иноязычных текстов и создавать свои тексты в зависимости от возникающих потребностей.

2. У методики есть свой понятийный аппарат, т.е. система терминов, отражающих содержание данной отрасли знаний. Как и в любой науке, в методике ее основные категории в виде системы терминов служат базой и в то же время показателем самостоятельности и уровня развития науки.

У методики есть свой объект исследования. Объектом исследования методики обучения иностранным языкам являются процесс обучения иностранным языкам и закономерности усвоения языка как средства коммуникации, особенности образования и воспитания средствами иностранного языка в разных условиях. Это процесс обучения языку,

а) описание и оценку исходного уровня владения языком и меры готовности учащихся к овладению им. Такая работа включает проведение анкетирования, тестирования, результаты которых позволяют сформировать учебные группы из учащихся примерно одного исходного уровня владения языком, способностей к овладению языком и индивидуально-психологических особенностей личности;

б) описание конечного результата обучения, т.е. уровня компетенции, достигаемого учащимися в ходе обучения. Содержание такого уровня задается Государственным образовательным стандартом по иностранному языку, программами, создаваемыми на основе стандарта для разных уровней владения языком по результатам тестирования;

в) описание приемов и методов работы учителя и учащихся, с помощью которых обеспечивается наиболее эффективный и экономный по затрате усилий переход от исходного уровня владения языком к завершающему (конечному), заданному программой и содержанием учебных пособий, по которым ведется обучение.

4. У методики есть свой предмет исследования. Предметом исследования выступает метод обучения иностранному языку.

При рассмотрении предмета методики учитываются многие методические категории и решаются некоторые вопросы:

- цели обучения (зачем учить?);

- содержание обучения (что именно учить?);

- закономерности и принципы обучения (что учитывать в процессе обучения?);

- методы и приёмы обучения (как учить?);

- средства обучения (с помощью чего учить?);

- развитие и воспитание средствами предмета – иностранный язык.


2 вопрос «Методы исследования»

 

Методы исследования имеют своей целью получение научных данных о закономерностях изучения иностранных языков, об эффективности использования учебных материалов, способов и форм учебно-воспитательного процесса.

Отправным моментом любого научного поиска является четкое определение проблемы, целей и задач изучения.

В основе решения проблемы лежит определенная гипотеза. Под гипотезой понимается "научно обоснованное предположение о возможном улучшении результатов обучения при внесении определенных изменений в содержание, последовательность, форму, приемы и средства обучения" или "научное предположение, объясняющее какое-либо явление и требующее проверки и доказательства для того, чтобы стать достоверной теорией или законом".

Успех научного исследования целиком и полностью зависит от правильного учета принципов диалектического метода. Последние могут быть сведены к трем предельно общим положениям: а) объективности исследования явлений; б) учету всесторонних связей, свойственных изучаемому явлению; в) рассмотрению данного явления в развитии.

Объективность исследования предполагает, что изучается само реально существующее явление, а не сумма примеров, высказываний.

Методы исследования принято делить на общие и специальные. Применение первых носит достаточно универсальный характер, хотя их использование в каждой научной дисциплине должно отражать особенности этой дисциплины. Специальные же методы обучения характеризуют особенности той дисциплины, в которой они применяются. Методы исследования принято подразделять на две группы:

а) методы, применяемые на эмпирическом уровне: анализ научно-методической литературы, научное наблюдение, обобщение опыта преподавания, беседа, опытное обучение, пробное обучение, анкетирование, тестирование, хронометрирование, статистический анализ результатов работы;

б) методы, применяемые на теоретическом уровне: абстрагирование, анализ и синтез, сравнение, дедукция и индукция, моделирование, экстраполирование.

Методы, применяемые на эмпирическом уровне, направлены непосредственно на объект исследования, на изучение внешних характеристик изучаемых явлений и процессов. Они обеспечивают накопление, фиксацию, классификацию и обобщение исходного материала для получения выводов и рекомендаций методического характера, важных для повышения качества учебного процесса и формируемых на его основе методических теорий.

Методы, применяемые на теоретическом уровне, направлены на выявление существенных связей и закономерностей педагогических явлений и процессов, установление сходства и различий между ними, их систематизацию на основании существующих научных признаков.

В практике научно-исследовательской работы методы на эмпирическом и на теоретическом уровнях находятся в тесном взаимодействии, ибо эмпирический и теоретический уровни познания неразделимы. Наиболее широкое применение в методике преподавания языков получили следующие методы исследования:

В современной методике отмечается использование нескольких основных и вспомогательных методов исследования.

К основным методам исследования относятся:

1. Ретроспективный анализ литературных источников. Данный метод включает подбор литературы (просмотр литературы, словарей, других справочных пособий, каталогов и составление библиографии по теме); знакомство с литературой, отбор изданий, которые соответствуют изучаемой проблеме; чтение выбранной литературы и ведение записей.

2. Обобщение передового опыта преподавания иностранных языков.

3. Научно фиксируемое наблюдение. Наблюдение – это "специально организованное восприятие исследуемого объекта, процесса или явления в естественных условиях". Метод наблюдения обычно проводится в сочетании с другими методами. Очень часто его используют для измерения отдельных переменных в эксперименте, кроме того, он проводится вместе с методами интервью, опросами для получения более объективных данных.

В научной литературе выделяют несколько видов наблюдения:

– внешнее и внутреннее (самонаблюдение);

– свободное и стандартизированное;

– полевое, лабораторное и спровоцированное в естественных условиях;

– лонгитюдное (длительное), периодическое, единичное (однократное);

– скрытое и открытое;

– включенное.

Применительно к различным видам наблюдения, можно говорить о различиях между включенным наблюдением (исследователь является частью наблюдаемой группы, и данное наблюдение является гибким), открытым наблюдением (участники осведомлены о том, чем занимается исследователь) и скрытым, структурированным и неструктурированным.

Для того чтобы наблюдение было научным, оно должно соответствовать ряду требований:

– Целенаправленность. Это требование означает, что наблюдение проводится не за учеником вообще, а за проявлением его конкретных личностных особенностей, качеств в различных ситуациях и разных видах деятельности.

– Планирование наблюдения. До начала наблюдения необходимо наметить определенные задачи (что наблюдать), продумать план (сроки и средства), показатели (что фиксировать), возможные просчеты (ошибки) и пути их предупреждения, предполагаемые результаты.

– Систематичность наблюдения. Наблюдение должно вестись не от случая к случаю, не по желанию учителя, а постоянно, в соответствии с планом, систематически или через запланированные промежутки времени.

– Натуральность наблюдения. Оно должно проводиться в естественных для учащихся условиях, без вмешательства и корректировки учителем происходящих событий, чтобы ученик ничего не подозревал.

– Объективность наблюдения. В процессе наблюдения учитель должен фиксировать не свои предположения, а записывать объективные факты, действия, особенности поведения учащихся и на этом основании делать выводы в строгом соответствии с правилами логического выхода и основных законов.

– Определение единиц наблюдения.

– Фиксация наблюдения. Все данные наблюдения должны систематически фиксироваться по определенной системе. Полученные результаты, материалы должны обязательно записываться в ходе наблюдения или сразу после него.

4. Пробное обучение. Под пробным обучением понимают ″исследование, построенное на эрудиции и педагогической интуиции учителя″. На его основе подтверждается или опровергается выдвинутое и первично обоснованное предположение. Исследователь формулирует рабочую гипотезу, которую проверяет в ходе занятий в одной из учебных групп, сравнивая результаты обучения с достижениями учащихся другой группы, где обучение проводится по традиционной программе. Таким образом, в ходе пробного обучения присутствуют:

а) неварьируемые переменные (число учебных групп, изначальный уровень владения языком участников обучения, устанавливаемый в результате тестирования, учебный материал, по которому будут проводиться занятия):

б) варьируемые переменные - приемы обучения, используемые в разных группах (если ставится цель проверить эффективность таких приемов), либо пособия, эффективность которых устанавливается в сравнении с другими пособиями.

С целью выбора метода, обеспечивающего наибольшую эффективность в конкретных условиях преподавания языка, может быть организовано опытное обучение, которое и позволит определить сначала на эмпирическом, а затем и теоретическом уровнях обоснованность выбора метода.

5. Опытное обучение. Под опытным обучением понимают ″исследование, основанное на проведении массового обучения по предложенной методике″. Это эмпирический метод, основанный на проведении массового обучения по предложенной исследователем программе. В ходе опытного обучения проверяется гипотеза, сформулированная исследователем. Опытное обучение может быть проведено в масштабе одного класса, нескольких классов, школы. Чем больше количество участников опытного обучения, тем достовернее его результаты. Объектами опытного обучения могут быть различные приемы и методы обучения, при опытном обучении может проверяться эффективность работы с техническими средствами, учебными пособиями, в том числе и предлагаемыми организаторами обучения.

В проведении опытного обучения обычно выделяют следующие этапы: а) организационный - разработка гипотезы, программы эксперимента, отбор участников обучения; б) реализация - проведение обучения в соответствии с программой (опытное обучение при этом может проходить в несколько этапов, главное при этом - обеспечить чистоту эксперимента и его надежность); в) констатация - анализ результатов опытного обучения, которые послужат основанием для методических выводов, подтверждающих или опровергающих выдвинутую гипотезу; г) интерпретация - объяснение причин полученных результатов, позволяющее рекомендовать результаты обучения к широкому внедрению в практику работы.

6. Эксперимент. Эксперимент в методике рассматривается как один из основных методов научного исследования. Ценность его состоит в том, что он обладает высокой степенью доказательности. Эксперимент рассматривается как ″научно поставленный опыт, основанный на тщательном изучении варьирования изучаемого явления при возможном уравнивании всех значимых факторов″.

Различают несколько видов эксперимента:

— естественный, моделирующий и лабораторный эксперимент. Естественный эксперимент проводится в обычных школьных условиях. В этом его бесспорное преимущество по сравнению с лабораторным, который предполагает создание искусственной ситуации. Естественный эксперимент может проводится как в одной, так и в нескольких группах одновременно. Лабораторный эксперимент обычно используется при двух условиях: когда исследуемое явление не может быть изучено средствами естественного эксперимента и когда требуется высокая точность эксперимента. Методом лабораторного эксперимента может определить объем оперативной памяти учащихся на родном и иностранном языках, проверить эффективность обучения произношению на основе осциллограмм и решить другие методические задачи.

— констатирующий, формирующий и контрольный. Констатирующий эксперимент определяет исходный уровень знаний, умений, наличия некоторых качеств личности и др. Констатирующий эксперимент допускает использование комплекса методик: наблюдение, опрос, тестирование, изучение продуктов деятельности и др. Формирующий эксперимент выступает в качестве деятельности, в процессе которой экспериментатор вводит элементы нового в ход событий: изменяет методы обучения, структуру деятельности учащихся, содержание учебного материала. Контрольный, или проверочный эксперимент проводится по завершении исследовательской работы, когда должны уточняться данные формирующего, или обучающегося эксперимента, определяться его эффективность.

В практике работы часто используется сравнительный дидактический эксперимент. Его проведение предусматривает выбор двух классов или групп: экспериментальной и контрольной. Н а констатирующем этапе определяется начальный уровень изучаемого показателя. Затем в экспериментальной группе проводится исследовательская работа, а в контрольной процесс остается традиционным. Далее проводится постэкспериментальный срез, позволяющий определить эффективность работы в экспериментальной группе в сравнении с контрольной.

В научной литературе кроме этого выделяют несколько видов обучающего эксперимента в зависимости от целей, условий, длительности эксперимента и методики его проведения.

По цели эксперимент может быть:

– разведывательный (поисковый);

–основной (базовый);

–повторный (дополнительный).

По условиям выделяют следующие виды эксперимента:

– естественный (классный);

– лабораторно-групповой;

– индивидуальный.

По длительности эксперимент может быть:

– длительный (систематический);

– кратковременный (эпизодический).

По методике проведения выделяют эксперимент:

– традиционный;

– перекрестный.

В проведении эксперимента можно выделить 4 фазы:

– организация эксперимента, когда разрабатывается гипотеза;

– реализация эксперимента, когда проводится сам эксперимент;

– констатация, когда выявляются количественные и качественные характеристики результатов исследования;

– интерпретация, когда объясняются причины полученных результатов.

Проведение эксперимента предполагает использование тестов (срезов), цель которых состоит в выявлении исходного или конечного уровня обученности, т.е. владения навыками и умениями в различных видах речевой деятельности. В этом случае проводятся предэкспериментальные, текущие, завершающие и отсроченные срезы.

При организации эксперимента должны быть соблюдены определенные требования:

– определение проблемы, объекта и предмета исследования, целей и задач эксперимента;

– формулировка рабочей гипотезы;

– выбор надежных методов исследования;

– планирование эксперимента;

– строгое соблюдение плана эксперимента;

– точная фиксация результатов эксперимента;

– тщательный анализ полученных данных;

– формулирование выводов;

– определение формы предъявления результатов;

– определение области научного и практического применения результатов эксперимента.

К вспомогательным методам исследования относятся:

1. Анкетирование. Анкетирование представляет собой метод (методический прием) получения информации с помощью составленных в соответствии с определенными правилами систем вопросов, каждый из которых логически связан с целью исследования. С помощью анкетирования на основе словесного отчета респондентов исследователь получает эмпирический материал для установления их личностных качеств, суждений, ориентаций и установок. По форме анкеты могут быть:

– открытыми, в которых прямые вопросы предполагают свободные ответы по своему усмотрению;

– закрытыми, в которых к вопросам даны готовые ответы и ученик должен выбрать один из них или оценить в баллах правильность каждого из предложенных ответов;

– полуоткрытыми (полузакрытыми).

При составлении анкеты вопросы должны отвечать ряду требований:

– вопросы анкеты должны предполагать однозначный ответ;

– вопросы анкеты должны быть лаконичными, точными, ясными по смыслу;

– на выяснение одной характеристики должно быть направлено несколько ответов, что позволит контролировать искренность отвечающих;

– в анкете должны быть вопросы как в прямой, так и в косвенной форме;

целесообразно в начале анкеты предлагать легкие вопросы, затем трудные, далее самые сложные, в заключение – опять простые вопросы.

2. Тестирование. Под тестом понимаются ″краткие, стандартизированные, обычно ограниченные во времени испытания, предназначенные для установления количественных и качественных индивидуальных различий″.

Тесты используются как самостоятельные методы или в совокупности с другими методами.

При проведении теста должно соблюдаться условие стандартизации, т.е. указания по проведению должны быть четко сформулированы и строго соблюдались при проведении тестирования. Речь идет об одинаковом предъявлении инструкций, временном интервале, примерах, стимульном материале, поведении экспериментатора, способах регистрации ответов. Они не должны варьировать от пробы к пробе. Кроме того, при проведении тестов должны соблюдаться и другие требования к ним, а именно:

– тест должен быть объективным, т.е. данные не должны зависеть ни от экспериментатора, ни от испытуемого, ни от других условий;

– тест должен быть валидным. Валидность показывает, что тест измеряет то, для измерения чего он предназначался;

– тест должен быть надежным. Надежность показывает точность измеренных показателей;

– тест должен быть достоверным, что доказывает устойчивость теста к фальсификации, т.е. невозможность испытуемого влиять на результаты тестирования;

– тест должен быть и репрезентативным, т.е. при разработке теста определяются показатели, необходимые для разделения испытуемых на группы в зависимости от результатов;

– наличие тестовых норм (средние показатели по этому тесту большой выборки людей, с которыми можно сравнить показатели данного испытуемого);

– прежде чем применять тот или иной тест, необходимо познакомиться с ним самому, что позволит избежать возможных ошибок;

– важно позаботиться о том, чтобы перед началом выполнения теста испытуемые хорошо поняли инструкцию;

– во время тестирования следует следить, чтобы все испытуемые работали самостоятельно.

3. Беседа. Под беседой понимается ″метод, позволяющий получить необходимую информацию с помощью предварительно подготовленных вопросов″. В беседе могут быть выявлены особенности характера опрашиваемых, мотивы их поведения, оценки различных сторон их жизни, основные факты их биографии и отношение к ним.

Технология применения исследовательской беседы включает в себя следующие этапы:

– определение цели и содержания исследовательской беседы;

– определение плана беседы и последовательности вопросов;

– составление целевых (определяющих задачу исследования) и поддерживающих, сопутствующих (помогающих вести беседу) вопросов;

– проведение беседы с учетом адекватного выбора времени и места.

Когда планируется беседа, важно помнить, что начинать общение надо с тематики, приятной респонденту. Такое начало способствует установлению контакта, расположению собеседника. Продолжительность беседы не должна быть больше 30 – 40 минут.

В настоящее время выделяют следующие виды беседы:

– стандартизованная;

– свободная.

При составлении вопросов необходимо придерживаться следующих правил:

– не рекомендуется задавать вопросы анкетного характера;

– вопросы должны быть доступными и понятными собеседнику;

– лучше задать несколько небольших косвенных вопросов, чем один большой, прямой вопрос;

– вопросы должны побуждать к высказыванию своего личного мнения; важные вопросы рекомендуется повторять в разных ракурсах, дополняя и контролируя предыдущие.

Во время беседы необходимо проявлять гибкость, внимание, доброжелательность, оптимистическое отношение к собеседнику.

4. Хронометрирование. Под хронометрированием понимают ″метод исследования, который позволяет изучить протекание во времени учебного процесса путем измерения продолжительности отдельных частей процесса, потерь рабочего времени″.

5. Осциллографический анализ. Данный метод применяется при исследовании процесса обучения произношению, мелодике и ритмике.





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 5897; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.097 сек.