КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Инвестиционной деятельности
Повышенный интерес вызывает Китай, развитие экономики которого свидетельствует об эффективности реализации разработанной руководством КНР инвестиционной составляющей стратегии экономического роста. Анализ сложившейся в этой стране системы государственного содействия развитию инвестиционной деятельности позволяет сфокусировать внимание на ее наиболее значимых характеристиках и результатах, в числе которых: 1. Поддержание в течение многолетнего периода доли накопления в ВВП выше 40% (в 2006 г. – 42,5%) при среднемировом уровне примерно в 20%, обеспечение опережающей динамики прироста валовых инвестиций по сравнению с ростом ВВП: в 1996-2006 гг. среднегодовой темп роста первых составил 18,6%, что почти вдвое превышало темп увеличения ВВП. Очевидная тенденция последних лет - повышение доли собственных средств предприятий с 49% в 2000 г. до 60% в 2006 г. При этом половина самофинансируемых вложений приходится на контролируемые государством, либо принадлежащие ему компании, непосредственно подпадающие под действие государственного механизма распределения инвестиционных ресурсов, вторая половина – на частные предприятия, прежде всего акционированные. 2. Обоснование долгосрочной целевой функции государственного управления инвестиционной деятельностью, реализуемой на национальном и региональном уровнях, определяющей приоритетные направления развития науки и высоких технологий, перспективные секторы экономики, являющиеся основными абсорбентами инвестиций. В числе направлений развития науки и технологий - микроэлектроника и информатика, аэрокосмическая и оптико-волоконная связь, биотехнологии и генная инженерия, новые энергосберегающие технологии, производство оборудования для охраны и улучшения окружающей среды, медицинской техники.
В составе перспективных секторов экономики - высокорентабельные экспортоориентированные отрасли обрабатывающей промышленности (легкая, текстильная, пищевая индустрия), капиталоемкие отрасли промышленности с ориентацией на внешний и внутренний рынки (машиностроение, металлургия, химическая промышленность), инфраструктура (транспорт, связь, энергетика) и сферы хозяйственной деятельности, продукция которых пользуется гарантированно высоким спросом на внутреннем рынке (операции с недвижимостью). 3. Освоение продуктивных форм институционализации экономического пространства территорий, обеспечивающих концентрацию национальных и иностранных инвестиций (свободные экономические зоны, предприятия с иностранным капиталом, технопарки) при использовании разных режимов регулирования, учитывающих фазу их жизненного цикла и приоритеты задач, решаемых государством на каждой из них. Так, реализуемый, начиная с 90-х годов ХХ века новый подход китайского руководства к свободным экономическим зонам (СЭЗ) заключается в том, чтобы эти зоны, сохраняя благоприятные условия для привлечения иностранного капитала, переходили на самофинансирование и вносили свой вклад в доходы государства. Дальнейшее формирование их инфраструктуры должно опираться на собственные ресурсы, а также банковские кредиты, зарубежные инвестиции. Более целенаправленной должна стать реализуемая в них инвестиционная политика, сориентированная на наиболее эффективные технико- и наукоемкие проекты в приоритетных отраслях (электронной, энергетической, легкой и пищевой промышленности и др.). В ряду отличительных особенностей современной практики стимулирования иностранных инвестиций в СЭЗ, исследователи указывают на активный допуск иностранного капитала в финансовую и банковскую сферу, страхование, фондовый рынок, современные средства коммуникаций, а также передачу земли иностранным партнерам в длительную аренду и организацию рынка недвижимости. Заметной тенденцией последних лет является стимулирование активности иностранных инвесторов в депрессивные территории страны.
Отметим, что если в 70-80 гг. ХХ века основной формой привлечения иностранных инвестиций являлись совместные предприятия, то со второй половины 90-х годов ХХ века – предприятия, целиком принадлежащие иностранному капиталу. На протяжении достаточно длительного периода времени такие предприятия имели существенные налоговые преференции. Так, к китайским предприятиям применялась ставка в 33%, тогда как к иностранным предприятиям – 24%, а в особых зонах – 15%. С 2008 г. уравниваются ставки на доходы зарубежных и национальных предприятий (единая ставка составляет 25%). Такое положение означает, что те или иные льготы инвесторам делаются в отношении любых лиц, как отечественных, так и иностранных, функционирующих в приоритетных отраслях экономики. Другой широко используемой формой становятся концессии, предоставляемые иностранной компании на строительство и эксплуатацию объектов инфраструктуры. Причем, если вначале такая форма предполагала государственные гарантии инвесторам, то ныне финансовые риски в полной мере берут на себя коммерческие банки. В оценке практики, связанной с созданием и развитием технопарков, отметим, что в конце 90-х годов ХХ века в КНР существовало свыше 120 технопарков, для которых был установлен льготный налоговый режим: предприятия, начиная с даты аккредитации на три года полностью освобождаются от налога на добавленную стоимость, еще три года уплачивают его с 50-ти процентной скидкой; предприятиям, экспортирующим свыше половины продукции, подоходный налог сокращен до 10 %. С начала 2000 г. введен новый пакет мер, направленных на развитие высоких технологий. Они включают: налоговые льготы, облегченный доступ к кредитам в таких отраслях, как информатика, биомедицина, производство новых материалов с высокой добавленной стоимостью. От уплаты НДС полностью освобождены экспортеры высоких технологий. Для предприятий с иностранным капиталом, работающих в сфере высоких технологий и на экспорт, действуют налоговые льготы по перечислению и реинвестированию полученных доходов, им также предоставляются скидки на плату за пользование землей.
4. Фокусирование внимания руководства страны к планированию и мониторингу результатов инвестиционной деятельности на территориях, пользующихся государственными преференциями. Так, например, административное управление экономическими зонами осуществляется Канцелярией Госсовета КНР по делам свободных экономических зон (СЭЗ). Она контролирует реализацию политики и координирует работу ведомств в отношении СЭЗ. Центр устанавливает для них несколько директивных показателей: годовой финансовый доход, объем производства и снабжения по важнейшим видам промышленной продукции, стабильные на несколько лет нормативы отчислений в центральный бюджет, лимиты кредитования СП, объем инвестиций в основные фонды. 5. Комплексирование мер, призванных обеспечить рост масштабов и повышение эффективности инвестиционной деятельности, осуществляемых посредством различных по характеру и способу воздействия методов и инструментов управления. Обобщение и систематизация этих мер, проведенная нами по различным опубликованным источникам, позволяет выделить наиболее значимые из них: - инвентаризация вновь строящихся объектов и субъектов их возведения с целью проверки соблюдения действующих законов, стандартов, нормативов. Она может быть оценена как превентивное средство воздействия на размеры, отраслевое и территориальное распределение капитальных вложений; - допуск иностранных инвесторов в ограниченный перечень наукоемких предприятий китайской оборонной промышленности; - либерализация валютного регулирования. Заметим, что если в 90-годы компании-экспортеры обязаны были полностью продавать валютную выручку государству, то в 2002 г. они получили право оставлять себе 20%, 2004 г. – 50%, 2005 г. – 80%, в 2007 г. – 100% валютных поступлений;
- учреждение государственной Китайской инвестиционной корпорации, изначально ориентированной на долгосрочное стратегическое инвестирование за рубежом. Ее капитал формируется путем передачи ей 200 млрд. долл. из валютных запасов страны, а механизм капитализации предусматривает выпуск Министерством финансов КНР специального десятилетнего облигационного займа в размере 1,55 трлн. юаней и использование этих средств для выкупа указанной части национальных валютных запасов. В позиционировании достижений современной практики государственного управления развитием инвестиционной деятельности в Японии сфокусируем внимание на следующих характеристиках. 1. Дополнение сложившейся системы индикативного планирования развития экономики на национальном и региональном уровнях инструментарием программно-целевого управления, реализуемым при разработке крупных инвестиционных проектов, связанных с институционализацией экономического пространства территорий (создание технопарков, экономических зон разных видов). 2. Повышенная роль государства в организации и финансировании развития технопарков, как элементов инновационной системы регионов, с деятельностью которых связывается реализация курса на активное развитие собственных научных исследований и разработок, укрепление научно-технического потенциала страны. 3. Интеграция усилий центрального правительства, местных властей и частного бизнеса (общественно-частное партнерство) в решении задачи активизации процесса привлечения иностранных инвестиций. Одной из сфер их приложения являются так называемые зоны свободного импорта, финансирование создания которых осуществляется местными властями и частными компаниями при участии Центрального банка Японии, предоставляющего кредиты для финансирования их инфраструктуры. Такие зоны, создаваемые в морских портах и международных аэропортах, представляют собой комбинацию (сочетание) зон свободной торговли и импортозаменяющих производственных зон. Здесь осуществляется складирование импортных товаров, их доработка и переработка, проводятся выставки товаров и их оптовая продажа. Установленный здесь особый льготный режим хозяйственной и внешнеэкономической деятельности стимулирует привлечение иностранных инвестиций. К началу 2004 г. в стране функционировали 23 зоны свободного импорта (в 1992 г. созданы пять зон, в 1993 г. — десять, в 1994 г. — восемь). Они находятся в городах или префектурах и подчиняются властям этих административных структур. Для содействия предпринимателям, обслуживающим импортные грузы, государственной концепцией формирования и развития зон свободного импорта предусмотрен ряд льгот, к числу которых относятся: - предоставление Японским банком развития и фондом содействия средним и малым предпринимателям займов под низкий процент; - льготная оплата поставки оборудования предприятий оптовой и розничной торговли и транспорта; - освобождение от налога на землю предприятий обрабатывающей промышленности, оптовой торговли и транспорта; - предоставление предпринимателям гарантии долговых обязательств от фонда формирования производственной базы; - льготное страхование средних и мелких предприятий; - бесплатное предоставление Японской ассоциацией развития внешней торговли информации и консультаций по вопросам импорта, а также проведение выставок и ярмарок. Обратимся к Ирландии, где в течение относительного короткого срока (90-е годы ХХ века) удалось осуществить коренную реструктуризации национальной экономики, что проявилось в увеличении удельного веса обрабатывающей промышленности и сферы услуг. В настоящее время доля промышленности в ВВП – 46 %, услуг – 49 %. Этой стране удалось привлечь 15 % всех прямых европейских промышленных инвестиций. Важную роль в достижении такого результата играет система государственного управления развитием инвестиционной деятельности, осуществляющая реализацию взаимосвязанных мер по росту масштабов инвестиций и стимулированию их использования в целях модернизации экономики, ее инновационного обновления. В ее характеристике важен акцент на следующем. 1. В позиционировании целевой функции государственного управления инвестиционной деятельностью обратим внимание на выбор в качестве приоритетного объекта инвестирования сектора информационно-телекоммуникационных технологий (ИТК), как необходимого элемента формирующейся в стране новой экономики. Заметим, что повышение его инвестиционной привлекательности государство обеспечивает посредством действий, охватывающих не только экономическую, но и социальную сферу. Так, для создания кадрового ресурса ИТК государством осуществлены значительные вложения в высшее образование по соответствующим специальностям, а также в создание инфраструктуры, необходимой информационным компаниям (прежде всего, современных систем связи). 2. Определение государством четких критериев выбора реципиентов его инвестиционной поддержки в индустриальном секторе экономики. Исследователями зафиксирован их состав, включающий: производство для реализации преимущественно на мировых рынках таких продуктов, которые предусматривают использование местных материалов, сельскохозяйственной продукции или других природных ресурсов; производство товаров или услуг с использованием достижений научно-технического прогресса, предназначенных для внешнеторговых компаний; выпуск продукции для секторов ирландского рынка, конкурентоспособных по отношению к мировой продукции. 3. Использование эффективных форм институционализации социально-экономического пространства регионов, обеспечивающих концентрацию национальных и иностранных инвестиций. В этой связи, следует обратить внимание на осуществление государством поддержки первоклассных исследовательских центров в сфере информационных технологий, процессов создания и развития технопарков, кластеров, основывающихся на отраслях, как традиционной специализации Ирландии, так и новейшей отрасли – инновационно-телекоммуникационных технологий. При этом кластеры новой специализации созданы на базе иностранных ТНК. 4. Реализация комплексного подхода к формированию благоприятного инвестиционного климата для иностранных инвесторов. Заметим, что пакет условий, создаваемых государством, включает, прежде всего, инфраструктурную и финансовую поддержку. Специально созданное правительством страны Управление индустриального развития (The Industrial Development Authority или IDA) имеет в своем распоряжении ряд промышленных парков, где расположены готовые здания промышленного назначения для тех инвесторов, которые не планируют строить собственные объекты. Также IDA Ireland предоставляет инвесторам земельные участки для строительства промышленных помещений по их собственным проектам. Финансовая поддержка осуществляется в форме грантов и налоговых льгот. IDA выдает гранты иностранным инвесторам, вкладывающим капитал в промышленное производство и сектор услуг, предназначенных для мирового рынка. Также предоставляются гранты на реализацию проектов в области НИОКР и профессиональной подготовки. Для покрытия расходов на приобретение земельных участков, зданий и технологического оборудование предусмотрено предоставление капитальных субсидий. Налоговые льготы составляют важную часть общего пакета стимулирующих мер, доступных иностранным компаниям, создающим филиалы в Ирландии. Стандартная ставка налога на прибыль – 28% - понижается до 10%. Льгота по налогу на прибыль предоставляется и не резидентским компаниям, т.е. компания не обязательно должна быть зарегистрирована в Ирландии как налоговый резидент. Иностранная компания, осуществляющая свое присутствие на рынке Ирландии через свой филиал, может претендовать на льготу. Прибыль, получаемая зарубежными филиалами резидентов Ирландии, освобождается от налога на прибыль и налога на доход от капитала в Ирландии при условии, что компания будет создавать новые рабочие места в Ирландии и новые долгосрочные вложения в Ирландии. 5. Использование потенциала государственно-частного партнерства для развития инфраструктуры инвестиционного процесса. В этом контексте заслуживают внимания совместно финансируемые его участниками проекты по расширению и модернизации сетей для передачи информации, которые предполагают: модернизацию локальных внутренних сетей с переходом на усовершенствованные телефонные линии и беспроводные методы соединения; модернизацию в более отдаленной перспективе линий международной связи с использованием оптоволоконных соединений. В реализуемой ныне стратегии развития Великобритании определены приоритетные задачи государственного управления, с решением которых связывается повышение эффективности инвестиционной деятельности. В их числе: содействие инвестициям в разработку новых технологий, наукоемких производств, материалов и продукции; усиление коммерциализации научно–исследовательских разработок университетов; поддержка сотрудничества частных компаний с местными властями в рамках реализации программ региональных агентств развития. Особого внимания заслуживает содержащийся в этой стратегии императив, определяющий приоритетность «социального инвестирования»: капиталовложений в развитие науки и повышение профессионального образования рабочей силы. Важным направлением деятельности государства является его содействие интеграции бизнеса и высшего образования, осуществляемой в разнообразных формах. В их числе: научные парки, агентства по передаче технологий, в которых активное участие принимают национальные и региональные государственные инвесторы. Успешным проектом по налаживанию сотрудничества науки и бизнеса являются Сообщества Фарадея – это сообщества различных организаций и институтов, включающих исследовательские и технологические организации, университеты, профессиональные институты, торговые ассоциации и фирмы. Цель таких сообществ состоит в организации взаимодействия между научной и технологической сферой и бизнесом, в организации трансферта технологий для повышения конкурентоспособности промышленности Великобритании. Правительственными спонсорами Сообществ Фарадея является целый ряд организаций. Заметную роль в расширении масштабов и повышении эффективности инвестиционной деятельности в регионах страны играют государственные корпорации, имеющие сеть районных организаций, которые распределяют между частными фирмами – участниками регионального проекта земельные участки. Они занимаются подготовкой территорий под строительство и создание инженерных коммуникаций. Если в качестве объекта анализа рассматривать в целом регион Западной Европы, то можно выделить несколько общих для всех стран, его представляющих, объектов регулирования и применяемых государством методов и инструментов. 1. Приоритетную позицию занимают технико-внедренческие зоны, которые известны как научно-промышленные парки, научные парки, технопарки. Их создание – одно из ключевых направлений государственной инвестиционной политики, осуществляемой центральными и региональными органами власти. В этих зонах ведется разработка принципиально новых технологий, материалов и товаров, осуществляется экспериментальное малосерийное производство наукоемкой продукции. Специфика льгот, предоставляемых в технопарках по сравнению с другими СЭЗ, состоит в том, что делается акцент на поощрении малого венчурного бизнеса. Налоговые, кредитные и административные льготы призваны облегчить его деятельность на первоначальных, наиболее рискованных стадиях. Вводится упрощенная процедура регистрации компаний, создаются структуры, занимающиеся организационными проблемами малых фирм. Приток капитала извне, создание в технопарках инвестиционных фондов, финансирующих усилия многих небольших фирм, призваны способствовать эффективной передаче технологических наработок для массового промышленного освоения. На льготных началах сотрудникам фирм предоставляются консультации ведущих ученых, научная аппаратура, библиотечные фонды университетов, помещения в аренду. Следует отметить, что ключевым участником технопарков являются университеты. Участвуя в совместных с частным бизнесом коммерческих проектах, они получают дополнительный и существенный источник доходов, а соответственно, расширяют финансирование своей инвестиционной деятельности, связанной с развитием человеческого капитала и НИОКР, приобретают возможность обеспечить занятость аспирантов и студентов-выпускников. 2. Активно действует в Западной Европе и такой вид СЭЗ, как оффшорные центры. В общем виде под такими центрами, как известно, понимают страны и территории, осуществляющие регистрацию иностранных компаний, на деятельность которых распространяется льготный режим налогообложения. Эти зоны дают пользующимся ими хозяйствующим субъектам следующие преимущества: налоговые льготы, свободу, практическое отсутствие валютного контроля, возможность проведения операций с резидентами в любой иностранной валюте, списание затрат на месте, анонимность, секретность финансовых операций (главным образом действует лишь требование информировать власти о сомнительных операциях, связанных с наркобизнесом). Масштаб оффшорного бизнеса в последние десятилетия увеличивается весьма стремительно. По оценкам, в конце 90-х годов около четверти всего мирового объема валютных операций проводилось в европейских оффшорных зонах. Бизнес в этих зонах приносит большие доходы странам и территориям их базирования — в некоторых из них доходы от оффшорного бизнеса составляют 25—35% их валового внутреннего продукта. 3. Последние десятилетия (начиная с 70-х годов ХХ века) отмечены активным использованием государствами такой институциональной формы привлечения инвестиций (национальных и иностранных), как кластеры. Важно обратить внимание на то, что реализуемая в настоящее время в ряде европейских стран кластерная политика второго поколения предусматривает точечную фокусировку мер государственного воздействия, учитывающую специфику кластера (состав отраслей, чьи предприятия образуют кластер, фаза его жизненного цикла, рынки сбыта и др.). При этом государство может выступать в качестве менеджера, заказчика, инициатора производственного процесса, брокера, сводящего производителя и потребителя внутри кластера, и источником финансирования для фирм, работающих в кластере. Анализ практики государственного управления развитием инвестиционной деятельности в США позволяет зафиксировать ряд принципиально важных позиций. 1. Правовое регулирование иностранных инвестиций осуществляется в рамках общего регулирования внешнеэкономической деятельности. Иными словами, иностранные инвестиции в США осуществляются на равных началах с национальными, т. е. им предоставляется национальный режим. Отсутствуют какие-либо требования для получения иностранными инвесторами разрешения на осуществление своей деятельности в стране. Вместе с тем законодательством США установлены ограничения, связанные с приобретением активов иностранными, лицами в таких областях, как коммерческая авиация, телекоммуникации, топливно-энергетический комплекс, коммерческое рыболовство, морское судоходство, банковский сектор, первоначальное приобретение государственных ценных бумаг, владение недвижимым имуществом в определенных штатах. Наибольшие ограничения для иностранных лиц предусмотрены в двух сферах — это ядерная энергетика и морское судоходство. Ограничения на осуществление прямых иностранных инвестиций обычно касаются предельной величины доли иностранных инвесторов в уставном капитале коммерческих организаций (например, 25% в сфере радио и коммуникаций) или запрета на осуществление конкретного вида деятельности. Например, иностранные лица не вправе осуществлять перевозку авиационным транспортом на внутренних авиалиниях. Страховые организации, за исключением трех штатов, не могут принадлежать иностранным лицам. 2. Разнообразие создаваемых в отдельных штатах свободных экономических зон и инструментария их государственного регулирования. В настоящее время по количеству созданных СЭЗ США занимают лидирующую позицию в мире. В стране действуют три основные их типа: зоны внешней торговли, предпринимательские зоны и технологические парки. Они вносят существенный вклад в развитие регионов страны и способствуют расширению и диверсификации ее внешней торговли. Современные зоны внешней торговли (ЗВТ) предоставляют широкий спектр услуг. В них завозимый товар не только складируется, сортируется и упаковывается. В зонах его можно заново переработать, осуществить сборку определенных видов продукции из компонентов местного или иностранного производства или даже создать отдельные виды производств на базе продукции, поступающей в зону или создаваемой в ней. Обычно предпосылками организации свободных торговых зон являются выгодное географическое положение (близость к международным транспортным артериям, крупным промышленным центрам, районам приграничной торговли и т. д.) и наличие развитой инфраструктуры (подъездные пути, складские помещения, грузовые терминалы, разгрузочно-погрузочная техника, устойчивое электро-, водо- и теплоснабжение). Поэтому зоны внешней торговли обычно размещаются в портах и аэропортах или вблизи от них. К предпринимательским зонам (ПЗ) относятся те, что непосредственно не связаны с обслуживанием внешней торговли. Исходное понятие свободной зоны здесь размывается, так как таможенные льготы отходят на второй план или вообще отсутствуют, а основную роль играют различные налоговые, финансовые и административные стимулы. Обычно они размещаются в экономически депрессивных районах крупных городов, имеющих наиболее высокий уровень безработицы. Для получения статуса ПЗ, район, выделяемый для этих целей, должен отвечать ряду требований, наиболее важные среди них следующие: более 70% жителей района должны иметь личный или семейный доход ниже 80% среднего дохода жителей данного города или всей страны; уровень безработицы в районе должен значительно превышать таковой в городе или всей стране. Основное ограничение, применяемое при организации предпринимательских зон, касается срока их функционирования. В большинстве штатов он составляет 10-20 лет, федеральные ПЗ создаются на 20 лет, и в дальнейшем срок этот может быть продлен. Экономические стимулы и льготы, предоставляемые ПЗ, включают: 5-процентную скидку на налоги, выплачиваемые при строительных и ремонтных работах; налоговую скидку предприятию за каждого дополнительно принятого на работу человека (до 2 тыс. долл.); отмену налога на увеличение капитала компании. Технологические парки (технико-внедренческие зоны) представляют собой территориально сгруппированную совокупность научных лабораторий и производственных помещений, предоставляемых на льготных условиях в аренду венчурным фирмам, занятым коммерческим освоением перспективных научных и технологических нововведений. Исследователи отмечают, что подавляющая часть технопарков ныне не получает какие-либо привилегии от государственных организаций, хотя в 50-60 гг. ХХ века они пользовались льготами (снижение налога на ускоренную амортизацию капитала, скидка с налога на инвестиции, предназначенные на исследовании и развитие высокотехнологической продукции). 3. Активное использование различных институциональных форм государственно-частного партнерства, призванного обеспечить приток инвестиций в обновление инновационного потенциала экономики страны и ее территорий (штатов). Среди них следует выделить Инновационное партнерство США, в рамках которого штаты и федеральные ведомства, университеты и промышленность сотрудничают в области устранения барьеров для применения новых технологий, в реализации программы стимулирования технологической конкурентоспособности регионов, традиционно получающих меньшее государственное финансирование. Широко применяемой формой кооперации исследовательских структур университетов, федеральных ведомств, федеральных лабораторий, властей штатов и территорий, частного сектора промышленности, а также кредитно-финансовых учреждений служат государственно-частные кооперационные соглашения в области исследований и разработок (СКИР) и инновационно-технологические партнерства. СКИР инициированы правительством США для стимулирования передачи технологий из 700 федеральных лабораторий в основном частным компаниям. При заключении такого рода соглашений государственная научная организация предоставляет в общее пользование свои исследовательские ресурсы (кадры, системы обслуживания, материальную базу) и интеллектуальную собственность, в том числе, в виде патентов. Конкретная цель кооперационных соглашений – передача технологий из государственного научного сектора в частнопредпринимательский производственный сектор и государственное содействие повышению технологического уровня последнего. Технологические партнерства используются для освоения технологий в промышленности. Их участниками выступают фирмы, как правило, не конкурирующие друг с другом и представляющие весь инновационный цикл создания и освоения новых технологий. 4. Обеспечение взаимодействия разных уровней публичной власти, ориентированного на повышение инвестиционной привлекательности территорий. В качестве его объектной базы выделяются процессы развития интеллектуального капитала в университетах, формирования промышленных кластеров, создания благоприятной налоговой среды; совершенствование системы обучения предпринимателей. 5. Активизация усилий региональных и местных властей, связанных с мобилизацией сбережений домохозяйств и их использованием в качестве инвестиций. Речь идет, прежде всего, об облигациях, выпускаемых правительствами штатов, местными властями, а также их агентствами и департаментами (промышленного развития, управления скоростными шоссе, аэропортами и др.). Обобщение и систематизация современного зарубежного опыта государственного управления развитием инвестиционной деятельности позволяют развить представления о приоритетных зонах деятельности государства в инвестиционной сфере, применяемых им эффективных методах и инструментах управления. В этой связи, заслуживают внимания: - использование различных форм институционализации экономического пространства территорий (особые экономические зоны разных типов, кластеры, технопарки и др.) для концентрации инвестиций, фокусирования их приложения в перспективные точки роста региональной экономики, повышения эффективности их использования; - разработка и применение системы критериев выбора инвесторов, пользующихся государственными преференциями, учитывающей ключевые задачи социально-экономического развития страны, ее отдельных территорий (создание новых рабочих мест, производство экспортоориентированной продукции, разработка принципиально новых ее видов и др.); - реализация комплексного подхода к стимулированию деятельности частных инвесторов, основанного на взаимосвязанном применении региональными властями разнообразных форм и инструментов их финансовой, инфраструктурной, кадровой и информационной поддержки; - формирование и развитие общественно-частного партнерства, как института, реализующего интересы центрального правительства, региональных и местных властей, частного бизнеса, связанные с мобилизацией и эффективным использованием инвестиций в широком спектре сфер экономической деятельности (реальный сектор, отрасли социальной и производственной инфраструктуры); - использование государством неналоговых методов расширения финансовой базы его инвестиционных ресурсов (размещение ценных бумаг на национальном фондовом рынке, высокодоходное размещение государственного капитала за рубежом); - осуществление дифференциации налоговых льгот для инвесторов (национальных, иностранных) в зависимости от уровня развития территории, на которой реализуется проект; - организация системы государственного планирования и мониторинга состояния, динамики, результатов инвестиционного процесса на национальном и региональном уровнях, применительно к крупным долгосрочным инвестиционным проектам (особые экономические зоны, кластеры и др.).
Дата добавления: 2013-12-13; Просмотров: 655; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |